Достоинства и недостатки монетизации льгот

Достоинства и недостатки монетизации льгот

Монетизация льгот

Льготы или социальная поддержка инвалидов подразумевают не только помощь в виде конкретных услуг и преференций, но и денежную компенсацию. Если говорить о монетизации льгот с точки зрения закона, подразумевается полноценная замена натуральных услуг, возможностей на деньги. Основные понятия с механизмами монетизации изложены в ФЗ № 122 от 22.08.04, вступивший в силу с 1 января 2005 года. Манетизированные льготы, являющиеся прибавкой пенсии инвалида, выплачивает Пенсионный Фонд РФ.

Претенденты на денежные выплаты и льготы

Продолжая тему, отметим следующие моменты:

— обладая правом на получение нескольких льгот, социально не защищённое лицо может быть обеспечено выплатами только по одной из преференций;

— назначенная сумма подлежит индексации вместе с пенсией.

Что касается категорий граждан, которые действительно вправе претендовать на преференции или их замену деньгами, к федеральным льготникам, то есть обеспечиваемых одинаковыми суммами по стране, причисляют:

— пенсионеров по возрасту;

— инвалидов и детей-инвалидов;

— Героев Социалистического Труда;

— матерей-одиночек и многодетные семьи;

— ветеранов ВОВ и иных боевых действий;

— членов семьи погибшего участника боевых действий;

— получивших облучение ликвидаторов атомных аварий;

— кавалеров определённых комплектов наград и Героев СССР;

— бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и тюрем.

Теперь перейдём к рассмотрению некоторых категорий и действующих преференций.

Пенсионеры

Во всех регионах РФ для граждан пенсионного возраста предусмотрены льготы в виде:

— бесплатного проезда в городском транспорте;

— частичный или полный возврат стоимости лекарств;

— скидки на оплату коммунальных услуг (до 25%);

— путёвок для лечения в санатории.

В регионах, например, в Москве существуют дополнительные возможности — бесплатные услуги стоматолога и выезд врача на дом. Пенсионер, которому требуется периодически ездить в столицу из Подмосковья, получает 1000 рублей в качестве прибавки к пенсионным выплатам.

Люди с I и группой имеют право на:

— путёвки на санаторное лечение;

— установку зубных протезов (бесплатно);

— лекарства и другие необходимые средства, если есть рецепт врача и рекомендации МСЭ;

— бесплатное перемещение к месту лечения (включая сопровождающего) и на всех видах городского транспорта;

— зачисление в учебные заведения вне конкурса (если хорошо сданы вступительные экзамены) и обучение за счёт государства.

Инвалиды ІІ группы получают практически те же льготы с небольшими изменениями. К примеру, им также доступно бесплатное передвижение в городском транспорте и в одну сторону к месту оздоровления, зачисление вне конкурса. Плюс, безработные граждане получают скидку до 50% на лекарства, могут частично оплатить ортопедическую обувь и бесплатно воспользоваться зубопротезированием.

При ІІІ группе не имеющие работу инвалиды тоже платят за лекарства в несколько раз меньше (это же касается проезда во всех видах транспорта). Не исключены скидки на специальную обувь и другие необходимые средства.

Дети-инвалиды кроме социального пособия, начисляемого до их совершеннолетия, обеспечиваются распространяемыми на их родителей или опекунов набором социальных услуг (НСУ). В частности, некоторые лекарства и вспомогательные атрибуты дети получают безвозмездно. Они должны быть зачислены в реабилитационные заведения, бесплатно ездить с сопровождающим в городском транспорте. Ухаживающие за детьми-инвалидами раньше остальных выходят на пенсию, имеют ряд преференций на работе.

Ветераны труда и боевых действий

Для ветеранов труда актуален тот же пакет льгот, что и для пенсионеров. Правда, компенсация здесь больше. Например, по ЖКХ возможна скидка до 50%. А ветераны боевых действий как лица, имеющие заслуги перед государством, обеспечиваются ежемесячной денежной выплатой и перечнем льгот. Например, у них есть налоговые льготы, право на путёвки по показаниям и улучшение жилищных условий. К слову, вносить только половину суммы за жилплощадь могут и члены семьи ветерана.

Матери-одиночки и многодетные семьи

Главным образом преференции, действующие для матерей-одиночек, касаются их работы: график более щадящий и во время сокращения или увольнения активируются некоторые преимущества. К льготам, которые матери-одиночки могут монетизировать, относятся:

— путёвки в детский летний лагерь;

— лекарства на ребёнка до трёх лет;

— частичная оплата детских садов.

Последний пункт работает не во всех регионах.

Наконец, многодетные семьи, признанные таковыми при наличии минимум трёх детей и удостоверения о своём статусе, вправе рассчитывать на следующие монетизируемые льготы:

— бесплатный проезд в городском транспорте одного из родителей и его детей;

— выдаваемые на безвозмездной основе путёвки в детские лагеря;

— компенсация стоимости лекарственных препаратов;

— скидка на оплату КУ в виде определённого процента.

В регионах не исключены такие преимущества, как доплата при увеличении стоимости потребительской корзины, обеспечение бесплатной городской связью (стационарный телефон) и возможность увеличить процент скидки по ЖКХ, ориентируясь на число детей.

Набор социальных услуг и их монетизация

НСУ включает в себя:

— лекарства с медицинским оборудованием (они должны быть выданы по рецепту) и специальные продукты питания для инвалидов с детства;

— направление для прохождения комплекса процедур в санатории;

— оплачиваемый государством проезд в обе стороны, если речь идёт о посещении места лечения.

НСУ как часть ЕДВ предусмотрена изначально в натуральном виде для всех федеральных льготников по умолчанию (только те, кто относится к пострадавшим от радиации и чернобыльцам заявляют о своём желании получать НСУ в виде подаваемого в фонд документа).. Чтобы воспользоваться денежным эквивалентом одной или нескольких услуг, требуется написать заявление в ПФР.

Говоря более конкретно о размере денежной компенсации, стоит ориентироваться на уровень инфляции и Постановление правительства № 74 от 26.01.2020, согласно которому в текущем году НСУ достигает в целом 1121,42 рубль, причём сюда входит:

— 132,62 руб. на путёвку;

— 863,75 руб. на лекарства и медоборудование;

— 124,05 руб. на проезд до и от места реабилитации.

Оформление монетизации льгот

Льготник, желающий получить вместо натуральной преференции денежную доплату, должен подготовить для предоставления в ПФР следующие документы:

— свой паспорт и заявление;

— страховое пенсионное свидетельство;

— справку на обеспечение соответствующей льготой.

В заявлении, при составлении которого сотрудник Пенсионного фонда обязан помочь, обязательно указывают наименование данного госучреждения (полностью), а также инициалы заявителя с адресом. Упоминаются услуги, которые необходимо монетизировать. Заявить о своём желании следует до конца года, чтобы в следующем календарном году уже получать компенсацию. Если спустя какое-то время возникнет необходимость в обеспечении натуральными услугами, нужно вновь обратиться в ПФР.

Минусы и плюсы монетизации льгот

Вопрос о том, стоит ли заменять преференции деньгами, остаётся спорным. В качестве явных отрицательных моментов специалисты выделяют:

— недовольство и споры льготников ввиду периодически вводимых изменений по рассматриваемой теме;

— необходимость каждый год отказываться от натуральных льгот в ПФ;

— недостаточность компенсации относительно приобретения необходимых услуг.

Замечено, что чем ниже пенсия в регионе, тем чаше льготники отказываются от соцпакета. Например, в Орловской области таких граждан около 90%.

Преимуществами можно назвать:

— хотя бы небольшую, но всё же прибавку к пенсии, особенно если услуги не используются льготником полностью;

— возможность потратить компенсацию на индивидуальные нужды (к примеру, жителям деревень не нужна такая льгота, как проезд в городском транспорте, поэтому они могут приплюсовать к своим пенсиям небольшую сумму.

Отказ от федерального НСУ, позволяет получать в год 13692,04 рубля, что является, фактически, 13-ой пенсией. Но не торопиться отказываться от льготного пакета лучше в том случае, если постоянно нужны лекарства и медицинское оборудование, на которое из своего кармана придётся потратить в разы больше денег.

Монетизация льгот: достоинства и недостатки

Замена натуральной формы предоставления социальных льгот денежными выплатами (монетизация льгот) находится в центре внимания специалистов, ученых и широкой общественности. При этом, высказываемые оценки носят диаметрально противоположный характер: одни рассматривают такую замену как вполне логичную в контексте развития рыночных отношений, другие — как закамуфлированный обман населения. Проблема действительно сложная. Во-первых, она имеет значительную социальную составляющую, поскольку затрагивает более чем 40 млн. человек. Во-вторых, налицо политическая составляющая, так как вопрос замены является предметом поддержки или критики со стороны разных движений и партий, стремящихся использовать возникшую коллизию в своих интересах. Наконец, немаловажную роль играет экономическая составляющая — выполнение социальных обязательств государства напрямую зависит от его финансовых возможностей.

Различия позиций сторонников и противников реформы обусловливаются разными подходами к рассмотрению проблемы: первые руководствуются экономическими соображениями, вторые акцентируют тему социальной справедливости. Слабость позиции сторонников, как нам представляется, связана с чрезмерным вниманием к бюджетным аспектам проблемы, что лишь укрепляет позиции противников реформы.

Монетизация льгот — это компенсация их денежными выплатами. Мотив: государственный и региональные бюджеты, а также отрасли (предприятия), предоставляющие льготные блага, несут большие потери; часть льгот не получают те, кому они предназначены (материальное содержание разворовывается); рыночная экономика должна строиться исключительно на отношениях купли-продажи — никаких натуральных предоставлений.

Приведенные аргументы могут быть приняты лишь отчасти; во всяком случае, они не являются обоснованием монетизации льгот в сегодняшних условиях.

Недавно Госдума, наконец, приняла закон о льготных выплатах. Более 1000 поправок были внесены депутатами, долго шли дискуссии о всех минусах и плюсах предстоящей реформы, но 3 августа при 226 необходимых для принятия закона голосах документ поддержали 309 депутатов, против -118, воздержались трое.

Печально известный закон № 122 о монетизации льгот вступил в действие с 1 января 2005 года. И сразу же по окончании рождественских каникул, «попавшие на деньги» пенсионеры и иные льготники начали протестовать против замены натуральных льгот (например, бесплатных рецептов) денежными выплатами. Основной болевой точкой закона стала отмена в большинстве регионов бесплатного проезда для пенсионеров.

Чтобы понять, почему события пошли не по заданному сценарию, обратим внимание на следующие моменты:

  • — численность имеющих право на получение социальных льгот и количество самих льгот не совпадают, так как часть населения получает две и более «льготных единиц». С другой стороны, из 44 млн. граждан, обладающих таким правом, реально им пользуются лишь 35 млн., в то время как примерно пятая их часть не может этого сделать, поскольку у нее отсутствует доступ к соответствующим товарам и услугам, (льготы на транспортные услуги есть, а транспорта в месте проживания льготника — нет);
  • — среди льготополучателей самыми массовыми категориями являются ветераны труда (около 20 млн. российских граждан — в основном пожилое население), отмеченные за те или иные заслуги перед страной, те, чья жизнедеятельность ограничена в связи с состоянием здоровья. Средний возраст льготополучателей 62 года, т.е. в 2 раза выше, чем у остального населения;
  • — льготники — в большей части люди пенсионного возраста, т.е. наиболее обездоленные слои населения (что вытекает из сравнения уровня пенсий и прожиточного минимума).
Читать еще:  Образец приказа работа на люльках автовышек

Специалисты еще до введения в действие указанного постановления на основе анализа имеющейся информации говорили, что монетизация чревата существенными негативными последствиями не только для населения, но и для государственного бюджета. После его принятия эти предположения в той или иной степени проявили себя. Кратко остановлюсь на главных предостережениях.

Во-первых, при монетизации льгот соответствующие расходы бюджета придется увеличивать, как минимум, на 1/5 часть, так как численность их получателей возрастет за счет тех, кто до этого ими не пользовался.

Во-вторых, передача финансирования льгот ветеранам труда на региональный уровень повлечет за собой массовый переход их в категорию инвалидов 1 и 11 групп, остающихся за центральными властями, поскольку практически во всех субъектах федерации наблюдается дефицит ресурсов. Число федеральных льготников может возрасти на 7-14 млн. человек, а региональные власти, разумеется, будут этому только способствовать, чтобы уменьшить свои обязательства.

В-третьих, учитывая, что большая часть льготников — пенсионеры, т.е. граждане, имеющие очень скудный источник материального обеспечения, даже малейшее уменьшение денежных компенсаций существующих натуральных льгот перемещает их в группу риска бедности. Следовательно, нельзя противопоставлять программы социальных льгот и преодоления бедности, трансформируя ресурсы, выделяемые для одной, в обеспечение другой (тем более что это противоречит общепринятым нравственным ценностям и этическим нормам).

В-четвертых, если мы не хотим, чтобы общество шло по пути вседозволенности, то уже установленные для конкретного лица льготы нельзя отбирать. Это позволительно только суду. Другое дело — не назначать новые льготы, не определять новых льготников (но пока, как всем известно, численность последних постоянно увеличивается; правда, за счет таких групп, которых власти не хотят «обижать»).

Обращу внимание также на следующее. Компенсационные суммы значительно меньше реального льготного потребления (особенно применительно к ветеранам труда), в противном случае не имело бы смысла их монетизировать. Кроме того, нужно учитывать, что цены на отдельные товары (услуги) меняются в разной мере (как в территориальном, так и во временном срезе). В силу этого периодическая корректировка денежных выплат будет искажать истинные процессы с доходами населения.

Существует еще ряд моментов, которые не учтены в Постановлении №122. В частности, включение равной компенсационной суммы потребления бесплатных медикаментов для всех ветеранов не только неправильно, но и бессмысленно, поскольку у каждого свои конкретные болезни, и он нуждается в специфических лекарствах как относительно дешевых, так и супердорогих. Низкий уровень доходов вынуждает пенсионеров использовать денежные компенсации не всегда по назначению, что фактически лишает их льгот как таковых. Немалая часть ветеранов не сможет воспользоваться санаторным лечением не только по причине недостаточной величины компенсации, но и в связи со своим физическим состоянием.

Как многие считают, замена льгот денежными компенсациями, т.е. их монетизация, — красивая форма их отмены. Причем она значительно увеличит численность населения с доходом ниже или на уровне прожиточного минимума и фактически будет препятствовать решению проблемы борьбы с бедностью. В самом деле, отмена льгот на медикаменты и транспортные расходы потребует корректировки минимальной потребительской корзины, лежащей в основе прожиточного минимума, для увязки ее с неотложными потребностями человека. Это существенно повысит ее стоимость, что в полном соответствии с реальным положением неизбежно расширит «границы» бедности — увеличит численность бедных, особенно среди престарелого населения.

Новый закон вызвал множество споров в обществе. Ходили слухи о полной отмене льгот, на самом деле ничего подобного не произошло, поскольку монетизация — это не отмена, а перевод натуральных льгот для населения в «живые» деньги.

Льготные выплаты в большинстве своем — изобретение начала 1990-х, когда бюджеты всех уровней трещали по швам. Весьма распространенным было такое явление, как натуральный обмен или бартер. Льготы в эпоху экономического кризиса заменили отсутствующие деньги.

В последние два-три года в стране наблюдается не просто стабилизация экономики, но и ее реальный рост, появились дополнительные доходы. К тому же система, при которой заслуженные люди вроде бы и имеют право на какие-то льготы, но не могут их получить, по сути, позорна для государства. Пришло время ее изменить, сломав систему бартера. Так что теперь все, кто имеет право на льготы, если захотят, получат их денежный эквивалент. С принятием данного пакета законопроектов можно говорить даже не о монетизации льгот, а о том, что они, наконец, действительно реализуются в денежных выплатах и «социальном пакете».

Определенной категории льготников — определенные выплаты. Причем деньгами заменяются не все льготы, как думают многие. В соответствии с законом, начиная с 2005 года, часть натуральных льгот, кроме льгот на ЖКХ, переводится в денежную форму. Пункт «Кроме льгот на ЖКХ» является очень важным, потому что он, пожалуй, единственный, которым пользуются все без исключения: и горожане, и жители деревень. Размер и порядок денежных компенсаций будут определяться правительством РФ. И вопреки общему мнению они будут достаточными, чтобы покрыть необходимые расходы.

По настоянию депутатов были сохранены госгарантии по предоставлению социальных услуг чернобыльцам и лицам, проживающим в районах Крайнего Севера. Были учтены вопросы применения районных северных коэффициентов. Как заверил на пресс-конференции депутат Государственной Думы Российской Федерации Виталий Шуба, жители северных районов нашей области не лишатся своих надбавок, они останутся прежними — 1,7 процента.

В Иркутской области на сегодняшний день проживает около двухсот человек, пострадавших на Чернобыльской АЭС. Они будут получать ежемесячно 1700 рублей.

В трудовом законодательстве было сохранено положение о минимальном размере оплаты труда, введена норма о невозможности снижения зарплаты работникам бюджетной сферы ниже уровня, установленного на 31 декабря 2004 года.

Законом оговаривается, что Российская трехсторонняя комиссия будет вырабатывать рекомендации по установлению минимальных размеров оплаты труда, которые будут впоследствии рекомендованы субъектам федерации для определения заработной платы работникам бюджетной сферы.

В документ также была введена норма о так называемом «социальном пакете». В этот пакет стоимостью 450 рублей входит льготный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение. На сегодняшний день средняя стоимость санаторной путевки на 21 день составляет 24 тысячи рублей. Понятное дело, что таких денег у ветерана нет. Но, во-первых, не все пенсионеры пользуются этой льготой. Поэтому таким людям нет смысла терять деньги — каждый год в семейный бюджет будет прибывать по 5400 рублей. Деньги не малые. А во-вторых, предполагается, что с 2005 года этот «социальный пакет» предоставляется всем без исключения льготникам. С 2006 года граждане смогут выбирать либо социальные услуги, либо деньги.

Парламентариям не удалось отстоять свою поправку о финансировании из федерального бюджета денежных компенсаций жертвам политических репрессий.В итоге был найден компромиссный вариант. Денежные выплаты этой категории граждан будут осуществляться из бюджетов субъектов федерации. Вместе с тем из федерального бюджета будет обеспечено софинансирование мер социальной поддержки жертвам политрепрессий путем предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий.

Многие ветераны труда недовольны тем, что суммой их выплат станет только «социальный пакет», то есть 450 рублей. Но это не точная информация: выплаты этой категории граждан будут осуществляться из областного бюджета. К счастью, область у нас не бедная, так что будем надеяться, что депутаты Заксобрания не обделят ветеранов труда. Поэтому в наших же интересах выбирать новый состав законотворцев с особой тщательностью. Многие поправки в пользу льготников, внесенные в первоначальный вариант Федерального закона о монетизации льгот, прошли под давлением правящей партии. Так что есть шанс полагать, что они отстоят интересы льготников и на местном уровне.

Кто может воспользоваться монетизацией льгот в 2020 году?

Незащищенным и особо заслуженным гражданам России положен широкий перечень государственных льгот. Но часто случается так, что льготник не имеет возможности воспользоваться предоставленной привилегией по причине ограниченной подвижности или проживания в отдаленном населенном пункте. В таких случаях становится актуальной монетизация льгот, позволяющая заменить социальные услуги денежной компенсацией.

Закон о монетизации

Монетизация льгот – это процедура, предусматривающая отказ от льготы в натуральном выражении в пользу эквивалентной ей денежной суммы. Введена она была в процессе проведения социально-экономической реформы 2004 года. На тот момент стало ясно, что унаследованная от СССР система льгот является непомерным бременем для федерального бюджета. Ситуация осложнялась также и наличием большого количества связанных с льготной системой проблем:

  1. коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;
  2. хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;
  3. убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);
  4. несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.
Читать еще:  Вычет по ндфл на сотрудника инвалида

Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации». Официальное название документа состоит из 55 слов и в обиходе практически не используется.

Закон внес следующие существенные изменения в существующий на тот момент порядок.

  1. Льготники были поделены на федеральных и региональных. Соответственно, и помощь им оказывалась из того бюджета, за которым они были закреплены. Так, привилегии для ветеранов труда и пенсионеров теперь стали устанавливаться региональными властями, что по факту привело к потере ими большей части социальных выгод.
  2. Ряд федеральных льгот был заменен денежной компенсацией.
  3. Регионам предоставили выбор способа предоставления льгот – натуральный или денежный. Но при принятии второго варианта субъектам обеспечивались дотации в размере 40% от общего бюджета на выплату компенсаций.

Общество отрицательно отреагировало на введение подобных мер, что выразилось в серии протестов по всей стране. Обостряло ситуацию то, что в первые годы монетизации льготнику не предоставлялся выбор между натуральной и денежной формами получения государственной помощи. Льготы в обязательном порядке подлежали замене денежной компенсацией. С тех пор прошло более 13 лет, и отношение к монетизации изменилось в лучшую сторону, так как многие льготники оценили преимущества такого способа получения господдержки.

Перечень подлежащих монетизации льгот

Монетизации подлежат льготы из так называемого набора социальных услуг (далее НСУ), предусмотренного законом №178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О гос. социальной помощи».

Статья 6.2 закона устанавливает следующий состав НСУ.

  1. Обеспечение бесплатными медицинскими препаратами и изделиями по рецепту врача. Детям-инвалидам дополнительно полагается специализированное лечебное питание.
  2. Предоставление бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения.
  3. Льготный проезд до места лечения на железнодорожном пригородном и международном транспорте в обе стороны.

Несовершеннолетние инвалиды, а также лица с 1 группой инвалидности в рамках НСУ получают дополнительные путевки в санаторий и оплату дороги в обе стороны для сопровождающего лица.

Кто вправе монетизировать льготы?

Гарантированно отказаться от социального пакета в пользу денег могут федеральные получатели НСУ. Их перечень закреплен ст. 6.1 закона №178-ФЗ и представлен следующими категориями граждан:

  • инвалидами войны;
  • участниками ВОВ;
  • участниками боевых действий на территории Афганистана, Чечни и других иностранных государств;
  • блокадниками Ленинграда;
  • лицами, имеющими стаж работы на военных объектах в период ВОВ;
  • гражданами, проходившими военную службу в годы ВОВ, но не участвовавшими в боевых действиях;
  • членами семей погибших участников ВОВ и иных боевых действий;
  • инвалидами, в том числе несовершеннолетними.

Региональным льготникам возможность заменить привилегии денежной компенсацией предоставляется в зависимости от политики местных властей. В большинстве субъектов РФ принята смешанная схема, при которой монетизировать можно только определенные виды льгот. Чаще всего денежные компенсации назначаются за право бесплатного пользования местным общественным транспортом.

Перечни региональных льготников могут различаться, но, как правило, в них попадают:

  • ветераны труда;
  • дети-сироты;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеры;
  • лица, пострадавшие от радиации;
  • малоимущие граждане;
  • врачи и учителя из сельской местности.

Региональных льготников не всегда наделяют правом выбора между натуральной и денежной формой предоставления госпомощи. Например, для ветеранов труда ряд льгот заменен фиксированной денежной выплатой.

Оформление денежной компенсации

Федеральным льготникам для отказа от натуральной помощи в пользу денежных выплат необходимо посетить отделение ПФР по месту жительства. Помимо заявления, туда необходимо подать:

  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право на НСУ (справку об инвалидности, ветеранское удостоверение и т. п.);
  • справку от ПФР о наличии права на льготы (если она получалась ранее).

В заявлении нужно подробно расписать, от каких услуг социального пакета вы отказываетесь.

При желании можно оставить за собой часть льгот, а от тех, в которых нет необходимости, отказаться. Например, если необходимых вам медикаментов нет в федеральном перечне, вы можете подать отказ от льгот на лекарства, но сохранить право на санаторно-курортное лечение и компенсацию проезда до места отдыха.

Заявление о назначении выплат со следующего года должно быть подано до 1 октября текущего года. То есть начать получать компенсацию в 2020 году уже не получится, оформить ее можно только уже на 2020 год. Такой строгий подход к соблюдению сроков объясняется тем, что в 4 квартале закладывают бюджет на выплаты будущего года, и его размер зависит от количества отказавшихся от льгот граждан. При опоздании с подачей заявления следующая возможность монетизировать льготы представится почти через год.

Направить документы в ПФР можно и через многофункциональный центр. Лица, которые не в состоянии лично посетить госучреждения, могут подать заявление через законного представителя, на которого выписана нотариально заверенная доверенность.

Размер выплат

Денежная компенсация НСУ подлежит индексации с 1 февраля каждого года. Ее последняя величина установлена постановлением Правительства №74 от 26.01.2018 года и составляет 1075,19 рублей. В состав выплаты входит:

  • 828,14 рублей за медикаменты;
  • 128,11 рублей за путевки в санаторий;
  • 118,94 рублей за компенсацию проезда до мест отдыха.

Федеральным льготникам выплата ежемесячно перечисляется вместе с ЕДВ. Если какие-то льготы были сохранены, выплата уменьшается на соответствующую им сумму.

Размеры региональных компенсаций устанавливаются властями субъектов РФ. Например, пенсионерам Московской области раз в год выплачивают 1000 рублей в качестве компенсации проезда в столицу. Во многих регионах предоставляется фиксированная выплата за проезд в городском транспорте, размер которой варьируется в пределах 400-700 рублей. О местных льготах и компенсациях можно узнать в территориальных органах соц. защиты.

Как заменить льготы на денежные выплаты пенсионерам?

Достижение пенсионного возраста не является основанием для назначения выплат на федеральном уровне. Получить компенсацию за льготные лекарства, путевки в санаторий и проезд пенсионер может только при наличии дополнительных факторов, дающих право на пользование НСУ (инвалидность, участие в боевых действиях и пр).

Определенные категории пенсионеров также могут претендовать на компенсацию услуг ЖКХ. Данный вид льгот монетизирован по всей стране. Порядок выплаты компенсации таков: получатель льготы оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, после чего государство возвращает на его банковский счет от 50% совершенного платежа. Такие выплаты в 2020 году предоставляются инвалидам, ветеранам труда, участникам ВОВ и других военных кампаний, чернобыльцам и имеющим государственные награды гражданам.

Пенсионеры, не имеющие дополнительных льготных оснований, могут рассчитывать только на компенсации по капитальному ремонту:

  • после 70 лет – в размере 50%;
  • после 80 лет – в размере 100%.

На уровне субъектов РФ пенсионерам со званием ветерана труда выплачивается ежемесячная компенсация, размер которой в среднем по стране составляет 600 рублей. Состав дополнительных выплат может различаться в зависимости от региона. Это могут быть компенсации проезда в городском транспорте, услуг телефонной связи и т. п.

Закон о монетизации льгот в свое время вызвал бурный протест со стороны льготников, но сегодня многие добровольно отказываются от натуральной помощи в пользу денежных выплат. Это сельские жители, лица, не нуждающиеся в медикаментах, а также те, кто по состоянию здоровья не может отправиться в поездку. Таким гражданам выгоднее получить компенсацию, пусть и в очень скромном размере, чем сохранять льготу, которой они все равно не имеют возможности воспользоваться.

Монетизация льгот в 2020 году

Граждане вправе монетизировать положенные им льготы. Они могут отказаться от получения государственной помощи и получить взамен денежную компенсацию. Эта возможность доступна не для всех льготников. Получить деньги вместо преференции можно только в некоторых случаях.

Законодательное регулирование

Первоначальная версия закона о монетизации мер государственной поддержки была принята вместе с утверждением ФЗ-122 от 22 авг. 2004 г. Этот документ вносил изменения во множество законодательных актов, в число которых вошли те, которые устанавливают льготы.

В целях актуальности оказываемых мер поддержки и индексации сумм компенсаций в соответствии с уровнем инфляции, положения закона неоднократно корректировались. Последняя редакция ФЗ-122 была принята 03 авг. 2018 г. Стоимость льгот в денежном эквиваленте устанавливается ежегодно соответствующими распоряжениями Правительства РФ.

Особенности монетизации

Процесс замены преференций на денежные выплаты имеет ряд условий и особенностей. Они представлены в таблице:

Какие преференции можно заменить на компенсацию

Не все предоставляемые льготы могут быть заменены. Денежную выплату можно получить вместо преференций, входящих в набор социальных услуг. Список мер поддержки, входящих в НСУ, закреплен в ст. 6.2 закона федерального значения 421-ФЗ «О государственной социальной помощи». В него включены следующие льготы:

  1. Предоставление права на бесплатный проезд в общественном транспорте: автобусы, троллейбусы, трамваи, метро, пригородные автобусные и железнодорожные направления, паромы (перечень может корректироваться на региональном уровне).
  2. Ежегодное предоставление путевки в санаторно-оздоровительное учреждение (льгота назначается на основании медицинского заключения).
  3. Бесплатная выдача лекарственных препаратов, прописанных к использованию лечащим доктором (исключительно по рецепту).

“Лекарственные препараты предоставляются бесплатно только по назначению врача. Чтобы получить их, нужно посетить любую государственную аптеку в городе, в котором был выдан рецепт. Если в аптечном пункте нет нужного препарата, то его руководство обязано обеспечить его наличие в течение 10 рабочих суток. Если этого не произошло, то гражданину следует незамедлительно подавать жалобу в местное отделение Росздравнадзора. Если из-за задержки гражданин был вынужден приобрести лекарственное средство за свой счет, то аптека будет обязана компенсировать затраты, в том числе моральный и физический ущерб (последний только в тех ситуациях, когда из-за отсутствия лекарства состояние гражданина ухудшилось)”.

Результаты решений Верховного Суда Российской Федерации

Кому доступна возможность монетизации

Для получения права монетизации льгот недостаточно быть пенсионером. Возможность предоставляется гражданам, находящимся на пенсионном обеспечении, которые:

  • имеют группу инвалидности;
  • являются участниками Великой Отечественной Войны, в том числе тружениками тыла;
  • входили в состав армии в период ВОВ, но не принимали участие в боевых действиях;
  • принимали участие в боевых операциях на территории Чеченской республики, Афганистана и других государств, в которых действовали вооруженные силы бывшей СССР и РФ;
  • проживали в блокадном Ленинграде;
  • являются родственниками людей, погибших при исполнении обязанностей в составе армии.
Читать еще:  Договор на изготовление и установку пластиковых окон

На региональном уровне этот список может дополняться гражданами, которые являются:

  • ветеранами труда;
  • малоимущими;
  • сиротами (лица, не достигшие совершеннолетнего возраста);
  • детьми из многодетных семей;
  • пенсионерами по старости;
  • участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • пострадавшими от последствий радиоактивного облучения.

ВАЖНО: Для категорий граждан, получающих льготы согласно региональными законодательным актам, возможность замены преференции на денежную компенсацию доступна не всегда. В некоторых случаях меры поддержки могут предоставляться только в натуральном или только в денежном виде. Для уточнения этого вопроса необходимо обращаться в справочную местного отделения Пенсионного Фонда РФ или социальной защиты населения (в зависимости от вида оформляемой льготы).

Компенсация стоимости коммунальных услуг

Пенсионерам, не входящим ни в одну из категорий федеральных льготников, преференции набора социальных услуг недоступны. Они могут претендовать только на компенсацию части стоимости жилищно-коммунальных услуг, а именно на взносы на капитальный ремонт жилья.

Эта мера поддержки доступна для пенсионеров по всей территории России. Она оформляется единожды и предоставляется всегда. Принцип действия льготы: гражданин уплачивает взнос на капитальный ремонт согласно квитанции, после чего в течение нескольких дней ему компенсируется часть суммы. Возвращаемый процент зависит от возраста:

На уровне субъектов данная льгота может дополняться субсидиями на оплату:

  • услуг стационарной телефонной связи;
  • отопления и воды;
  • газа и т.д.

На заметку: факт получения федеральных и региональных льгот на стоимость жилищно-коммунальных услуг не оказывает влияние на возможность гражданина воспользоваться НСУ или заменить набор на компенсацию.

Размер компенсации

Сумма денежной субсидии, назначаемый вместо НСУ, ежегодно корректируется. В соответствии с указанием из ПП РФ №61 от 29 янв. 2020 г . коэффициент увеличения составил 1.03 (повышение на 3%). В итоге, на 2020 г. были установлены следующие размеры выплат:

  • предоставление лекарственных средств – 889 руб. 66 коп.;
  • выдача бесплатной путевки в санаторно-оздоровительное учреждение – 137 руб. 63 коп.;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте – 127 руб. 77 коп.

Данные значения отражают минимально допустимый размер компенсации. Итоговая сумма определяется руководством субъектов Российской Федерации на основании возможностей региональных бюджетов.

Требуемые документы

Согласно информации из Приказа министерства здравоохранения и социального развития России №328 от 29 дек. 2014 г. «Об утверждении порядка предоставления НСУ» , все льготы или компенсации, заменяющие их, назначаются на основании справка из Пенсионного Фонда РФ. За ее получением следует обращаться в местное отделение ПФР по месту регистрации с:

  • паспортом или любым другим документом, способным идентифицировать личность заявителя;
  • удостоверением или свидетельством, подтверждающим право на получение набора социальных услуг (удостоверение ветерана труда, заключение медико-социальной экспертизы о присвоении группы инвалидности и т.д.).

Справка для подтверждения права на НСУ

Для составления справки используется унифицированный бланк. Его образец закреплен в прил. 17 ПП РФ №414п от 19 агв. 2019 г. В содержании документа прописывается следующая информация:

  • полное название отделения ПФР, выдавшего справку;
  • дата выдачи и регистрационный номер;
  • персональная информация о получателе (Ф.И.О., номер СНИЛС);
  • код и полное название льготной категории, к которой относится гражданин;
  • периоды, в течение которых гражданин имеет право на НСУ (указывается отдельно для каждой преференции);
  • подпись руководителя отделения ПФР с расшифровкой.

Образец бланка справки НСУ можно скачать здесь.

Когда и как подавать заявку

Обращаться в ПФР для получения набора социальных услуг или денежной выплаты за него следует до 31 декабря текущего года. В таком случае гражданину будут предоставляться льготы в следующем году.

Подавать заявление с документами следует в местное отделение ПФР по адресу регистрации. Это можно сделать следующими способами:

  • посредством личного обращения;
  • через многофункциональные центры (МФЦ оказывают разные услуги населению, перед подачей документов следует удостовериться в том, что в отделении можно подать заявление);
  • с помощью услуг почтовых отделений;
  • дистанционно через государственный интернет-портал Госуслуги или официальный сайт Пенсионного Фонда России (возможность действует не во всех регионах).

Образец заявления

Бланк для составления заявления об отказе от НСУ в пользу денежной выплаты можно получить непосредственно при обращении в Пенсионный Фонд, или самостоятельно загрузив его с официального сайта ПФР.

Монетизация льгот: пенсионерам, ветеранам, инвалидам.

Некоторым категориям граждан предоставляются льготы в различных сферах. Но не всегда граждане могут ими воспользоваться. Поэтому предусмотрена монетизация льгот в 2020-2021 году, предусматривающая их замену на определенную денежную сумму. Льготникам дается возможность выбрать, что они хотят получать, послабление в определенной сфере или выплаты.

Монетизация льгот: что предусматривает.

Монетизация льгот пенсионерам и другим категориям впервые была сделана в 2005 году. В советское время послабления предоставлялись различным гражданам.

Но не всегда льготники использовали свое право, особенно проживающие в сельской местности. Программа монетизации затрагивает федеральных льготников.

Среди них следующие категории:

  • инвалиды;
  • ветераны ВОВ;
  • граждане, ликвидировавшие последствия катастрофы в Чернобыле;
  • ветераны боевых действий;
  • военнослужащие;
  • жители блокадного Ленинграда;
  • дети-инвалиды.

В соответствии с Законом № 178-ФЗ от 17.07.1999 гражданам этих категорий полагаются следующие льготы:

  • обеспечение лекарственными средствами;
  • путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд на пригородном или междугороднем транспорте.

Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий утвержден Постановлением Правительства РФ.

В нормативно-правовых актах установлена максимальная длительность лечения по санаторно-курортной путевке. Она составляет для всех категорий 18 дней, кроме детей-инвалидов, которые могут лечиться в санатории до 21 дня.

При заболеваниях спинного или головного мозга дается путевка до 42 дней.

Ветеранам труда.

Монетизация льгот ветеранам труда, предоставляемых регионом, выполняется по желанию гражданина. Он может использовать их в натуральном виде или заменить денежной суммой.

Гражданин может монетизировать все льготы, которые ему положены, или некоторые из них. В 2020 году сумма компенсации составляет 1155,06 руб. ежемесячно.

При этом из них выделяется:

  • 889,66 руб. на оплату лекарств;
  • 137,63 руб. на покупку путевки в санаторий;
  • 127,77 руб. на оплату транспорта.

Нередко стоимость лекарственных средств, необходимых инвалиду, гораздо дороже. Поэтому не все льготники предпочитают заменить свое право на их бесплатное получение на денежные выплаты.

Денежная сумма выплачивается вместе с пенсией, но не включается в ее размер.

Выплата компенсации за услуги ЖКХ.

Внесение изменений в Закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 позволило расширить действие закона. В результате льготники могут получить компенсацию за оплату услуг ЖКХ.

Изначально некоторые категории граждан имели право оплачивать только 50% от начисленной суммы.

В настоящее время необходимо полностью платить за ЖКХ, а компенсация начисляется отдельной суммой. Чтобы воспользоваться льготой, не должно быть задолженностей за предоставление коммунальных услуг.

Как оформить заявление на монетизацию льгот.

Заявление монетизация льгот подается в ПФР по месту жительства. Гражданин, имеющий право на послабления, должен до 1 октября определиться с тем, что он выбирает, льготы или денежные выплаты.

Заявление пишется на весь следующий год.

Если гражданин своевременно не обратился в ПФР, то автоматически за ним сохраняется право на льготы в натуральном виде. Заявление на возвращение послаблений подается также до 1 октября.

При этом воспользоваться своим правом на льготы можно будет только в следующем календарном году после подачи документов.

Льготники могут отказаться как от всех послаблений, так и отдельных из них. В таком случае право на остальные преференции за ним сохранится.

Для оформления денежной выплаты необходимо обратиться в ПФР до 1 октября текущего года с заявлением.

На монетизацию льгот на 2021 год уже подавать заявление поздно. Теперь пишем заявление на 2022 год.

Как подать документы.

Документы допускается подавать следующим способом:

  • лично;
  • через представителя;
  • в МФЦ;
  • через Портал госуслуг;
  • в личном кабинете на сайте ПФР.

Если заявление подается не лично, а через представителя, то у последнего должна быть нотариальная доверенность.

Для использования Портала госуслуг пенсионер должен иметь подтвержденную учетную запись.

Заявление заполняется в ПФР. В нем содержатся следующие сведения:

  • данные о заявителе;
  • наименование отделения ПФР;
  • основание получения льгот;
  • просьба заменить одно или все послабления на денежную выплату.

В конце документа ставится личная подпись и дата заполнения. К заявлению необходимо приложить:

  • удостоверения личности;
  • СНИЛС;
  • справка, подтверждающая основание для льготы.

Заявление рассматривается сотрудниками ПФР в течение 10-15 дней, после чего принимается решение. Если оно положительное, то с нового календарного года пенсионер или инвалид будет получать с пенсией дополнительное денежное пособие.

Его размер будет зависеть от того, сколько льгот оставил гражданин или отказался полностью от всех.

Отказ ПФР монетизировать льготы.

Сотрудники ПФР могут не принять или вернуть заявление в следующих случаях:

  • использованы подложные документы;
  • предусмотрена неверная или неполная информация;
  • гражданин утратил право на льготы;
  • в заявлении написаны ложные сведения;
  • предоставлен неполный пакет документов и пр.

При возврате заявления гражданин может еще раз обратиться в ПФР после устранения всех недостатков.

В Личном кабинете на сайте госструктуры можно заполнить заявление и приложить все документы в электронном виде. В таком случае понадобится посетить ПФР только для предоставления оригиналов.

Заключение.

С 2005 года в России запущена программа, позволяющая льготным категориям заменять послабления на денежные средства. Для этого гражданину необходимо обратиться с заявлением в ПФР до 1 октября.

Сумма, выплачиваемая каждый месяц, ежегодно индексируется. В 2020 году ее размер составляет чуть более 1000 руб.

Граждане могут заменить на выплаты льготы по получению бесплатных лекарств, путевок в санатории и использования общественного транспорта. При этом дается возможность отказаться от всех послаблений или только от одного из них.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector