Представитель думы в конституционный суде

Представитель думы в конституционный суде

Приложение. Положение о постоянном представителе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации

Положение
о постоянном представителе Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации
(утв. постановлением Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 16 июля 1998 г. N 2834-II ГД)

1. Общие положения

1.1. Должность постоянного представителя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации (далее — постоянный представитель) учреждается для представления правовой позиции Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации.

1.2. Постоянный представитель участвует в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации без дополнительного решения Государственной Думы.

1.3. Постоянный представитель в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Положением об Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и настоящим Положением.

1.4. При рассмотрении конкретного дела Конституционным Судом Российской Федерации постоянный представитель (представители) представляют правовую позицию Государственной Думы, выраженную в принятом ею федеральном законе или в обращении Государственной Думы, направленном в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации, либо в постановлении Государственной Думы Российской Федерации (в решении Совета Государственной Думы), принимаемом по материалам предстоящего рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации.

1.5. Постоянный представитель назначается на должность и освобождается от должности постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Постоянный представитель является по должности заместителем начальника Правового управления Аппарата Государственной Думы. С ним заключается срочный трудовой договор (контракт) на срок исполнения им функций постоянного представителя.

2. Функции постоянного представителя

Постоянный представитель от имени Государственной Думы:

ведет дела в Конституционном Суде Российской Федерации;

вместе с депутатами Государственной Думы, назначенными представителями палаты в Конституционном Суде Российской Федерации при рассмотрении конкретного дела, вырабатывает порядок представления правовой позиции Государственной Думы по данному делу;

координирует деятельность иных представителей Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации (не из числа депутатов Государственной Думы), назначенных Государственной Думой для участия в рассмотрении Конституционным Судом Российской Федерации конкретных дел;

обеспечивает взаимодействие структурных подразделений Аппарата Государственной Думы и представителей Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации в процесс выработки правовой позиции Государственной Думы;

консультирует депутатов Государственной Думы и депутатские объединения в Государственной Думе при подготовке проектов обращений Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации и готовит заключения на данные проекты обращений;

вносит предложения по уточнению обращений, направленных Государственной Думой в Конституционный Суд Российской Федерации, внесению ходатайств об отзыве обращений до начала рассмотрения дела в Конституционном Суде Российской Федерации;

информирует Председателя Государственной Думы, заместителя Председателя Государственной Думы, осуществляющего взаимодействие Государственной Думы с Конституционным Судом Российской Федерации, а по мере необходимости Совет Государственной Думы о состоянии дел в обращениями, направленными Государственной Думой в Конституционный Суд Российской Федерации, а также о решениях, принимаемых Конституционным Судом Российской Федерации;

вносит предложения о мерах по исполнению решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации.

3. Права постоянного представителя

Постоянный представитель при осуществлении возложенных на него функций вправе:

запрашивать необходимые при подготовке дела к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации заключения, материалы и информацию у структурных подразделений Аппарата Государственной Думы и получать их не позднее десяти дней со дня внесения запроса;

взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

пользоваться информационной базой Аппарата Государственной Думы;

осуществлять подбор ученых и специалистов для консультаций, а при необходимости для участия в рассмотрении Конституционным Судом Российской Федерации конкретных дел.

4. Обеспечение деятельности постоянного представителя

4.1. Постоянный представитель как государственный служащий подчиняется начальнику Правового управления Аппарата Государственной Думы. Уровень документационного, информационного и материально-технического обеспечения деятельности постоянного представителя приравнивается к уровню обеспечения деятельности заместителя начальника Правового управления Аппарата Государственной Думы.

4.2. Полномочия постоянного представителя не выходят за пределы полномочий, установленных настоящим Положением. За ненадлежащее их исполнение постоянный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.3. Деятельность постоянного представителя обеспечивает рабочий аппарат.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Представители сторон в конституционном судопроизводстве

Одним из важных моментов с точки зрения правоположения стороны в конституционном судебном процессе является статус представителя стороны. В ст. 53 Закона о Конституционном Суде РФ представители сторон разделены на две категории.

К первой категории относятся представители по должности: руководитель органа, подписавший обращение в Суд, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член Совета Федерации или депутат Государственной Думы [1] из числа обратившихся с запросом.

Вторая категория может быть представлена адвокатами или лицами, имеющими ученую степень в области права. Их полномочия должны быть подтверждены соответствующими документами. В Законе, к сожалению, не дается расшифровка, что следует понимать под соответствующими документами, определяющими полномочия представителя стороны. Таковыми в силу требований гражданского законодательства 1 выступают доверенность, которая может быть оформлена у нотариуса, если сторона является физическим лицом, либо доверенность, оформленная от имени организации или органа власти, ордер для адвоката [2] [3] , нормативный правовой акт и т. д.

Невыполнение требований закона о надлежащем представительстве влечет за собой неблагоприятные процессуальные последствия. К таковым, в частности, относится отказ Суда в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Например, Конституционный Суд РФ отказал гражданке Ш. в принятии к рассмотрению ее жалобы в связи с тем, что жалоба не отвечала требованиям Закона о Конституционном Суде РФ. Определяющим в данном деле явилось то, что для решения вопроса о возможности возбуждения конституционного судопроизводства имеет значение выраженная воля самого юридического лица на рассмотрение Судом жалобы, в которой оспаривается конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле с участием данного юридического лица. Вместе с тем из материалов, приложенных к жалобе Ш., следовало, что оспариваемая норма (ст. 139 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ)) была применена в деле с участием общества с ограниченной ответственное™ «Спутниковые Системы СкайРэй», а право заявительницы представлять указанную организацию в Конституционном Суде РФ не было подтверждено соответствующими документами. Таким образом, жалоба исходила от лица, не являющегося надлежащим заявителем по смыслу ст. 96 Закона о Конституционном Суде РФ, соответственно, такая жалоба не могла быть принята Судом к рассмотрению [4] .

В некоторых случаях представитель стороны, несмотря на отнесение его по формальным основаниям к необязательным, факультативным участникам конституционного судебного процесса, играет определяющую процессуальную роль (например, когда представительство от юридического лица осуществляется по должности).

Читать еще:  Как прописать ребенка в квартиру

Согласно ст. 53 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Такие органы могут быть коллегиальными (совет директоров, правление, дирекция) или единоличными (директор, генеральный директор). В соответствии с ГК РФ исполнительный орган также может быть коллегиальным или единоличным (ст. 91, 103). Согласно п. 4 ст. 113 ГК РФ органом унитарного предприятия является его руководитель. Если законом не установлен орган юридического лица, он определяется уставом или другим учредительным документом, в том числе орган юридического лица, уполномоченный представлять его интересы как в гражданском обороте, так и в судебных инстанциях. Поэтому в подтверждение правомочности органа участвовать в конституционном судебном процессе в Конституционный Суд РФ должен быть представлен соответствующий документ (выписка из него).

Кроме того, законодательство РФ предусматривает такой вариант представительства, как законное представительство недееспособных. Ими являются опекуны и попечители, прежде всего родители и усыновители. Их права и обязанности определены семейным законодательством. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (ст. 31 ГК РФ). Таким образом, им достаточно представить документ об опекунстве или попечительстве. Законные представители могут лично вести дела своих подопечных, поручать ведение дел представителю, а также вести дела совместно с представителем.

Статус представителя стороны и самой стороны в целом может совпадать. Основополагающим здесь является объем полномочий, которыми сторона наделяет своего представителя. Полномочия представителя стороны определяют его место в процессе. Например, если полномочия стороной на ведение дела в конституционном судебном процессе переданы в полном объеме, то представитель автоматически из факультативных участников процесса переходит в группу обязательных. Здесь представитель заменяет сторону. Он имеет право подписывать от имени стороны обращение, знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Представитель стороны может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны. Он, так же как и сторона, обязан явиться по вызову Суда, дать объяснения и ответить на вопросы.

В то же время представитель стороны (за исключением законного представителя, представителя по должности) — процессуально нестабильная фигура конституционного судебного процесса. Он может в любое время потерять статус участника данного процесса, поскольку всецело зависит от позиции стороны. Сторона процесса, таким образом, не связана с представителем какими-либо серьезными формальными узами. По своему усмотрению сторона может отозвать доверенность, расторгнуть договор с адвокатом, отменить акт о назначении представителя и т. п., соответственно, с момента совершения стороной таких действий прекращаются полномочия представителя.

В отличие от других процессов в конституционном судебном процессе имеются ограничения по количеству представителей сторон. Их может быть не более трех. Сложно сказать, что лежит в основе данного ограничения. Возможно, законодатель такое количество посчитал разумным и достаточным для качественного представления стороны при рассмотрении дела. Хотя, возможно, в этом проявлялся чисто практический момент и в основе данного ограничения лежала некая целесообразность, в том числе сохранение пространства в помещении, где проходит заседание суда.

Так, в § 48 Регламента Конституционного Суда Российской Федерации установлено: лица, желающие присутствовать на слушании дела в открытом заседании, допускаются в зал до начала слушания дела или во время перерыва с учетом свободных мест. Понятно, что интерес к делам, рассматриваемым Судом, огромен, соответственно, желающих присутствовать на нем также большое количество, тем более что сам процесс базируется на принципах открытости и гласности. Однако всему есть предел, тем более вместимости зала судебных заседаний. С этой точки зрения ограничение количества представителей представляется оправданным.

Учитывая изложенное, под представителем стороны в конституционном судебном процессе следует понимать активного участника процесса, наделенного стороной соответствующим объемом полномочий, определяющим правовой режим его участия в конкретном деле.

Рассматривая правовые аспекты участия представителя стороны в конституционном судебном процессе, полагаем необходимым акцентировать внимание и на других представителях, принимающих участие в слушаниях дела на заседаниях Суда. Речь идет о приглашении Судом на заседание заинтересованных в исходе дела лиц. К таковым могут быть отнесены органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, юридические лица 1 . Участие указанных лиц в заседаниях Суда осуществляется посредством представительства. Такие представители не могут быть отнесены к участникам конституционного судебного процесса, но, как отмечается в научной литературе, вступают с Судом в определенные отношения, связанные с конституционным судопроизводством, и проявляют заинтересованность в деле [5] [6] , поэтому также важно их правильное процессуальное оформление.

Показательным является дело [7] по жалобе гражданина Б. о проверке конституционности п. 1 ст. 10 Закона РФ от 15 января 1993 г. № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы». В этом деле наряду с официальными представителями сторон (от гражданина Б. — адвокат X., от стороны органов государственной власти Российской Федерации — постоянный представитель Государственной Думы в Конституционном Суде РФ А. Н. Харитонов, полномочный представитель Совета Федерации в Конституционном Суде РФ А. И. Александров, полномочный представитель Президента РФ в Конституционном Суде РФ М. В. Кротов) приняли участие представители приглашенных государственных органов, учреждений и общественной организации: Генерального прокурора РФ представляла Т. А. Васильева, Министерство обороны РФ — М. Я. Коновалов, Министерство здравоохранения и социального развития РФ — В. А. Перепелица, Пенсионный фонд РФ — С. А. Чирков, Общероссийскую общественную организацию «Российская ассоциация героев» — А. Г. Зайцев.

Участие в рассмотрении дел в Суде наряду со сторонами конституционного судебного процесса органов государственной власти и иных лиц, не относящихся в силу требований закона к участникам процесса, посредством процессуального представительства позволяет Суду наиболее полно и объективно исследовать все обстоятельства дела.

  • [1] У Государственной Думы Федерального Собрания РФ как самостоятельной палаты Федерального Собрания РФ две формы обращения в Конституционный Суд РФ —запрос и ходатайство. Каждое из этих обращений оформляется постановлением Государственной Думы, где также должен быть определен представитель, который будетпредставлять Государственную Думу РФ как сторону процесса. Кроме того, запрос вКонституционный Суд РФ может быть направлен группой депутатов численностью неменее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы по вопросам,предусмотренным ч. 2 ст. 125 Конституции РФ. В этом случае данная группа депутатовГосударственной Думы на своем собрании принимает решение об обращении в Конституционный Суд РФ, избирает представителя (представителей) и направляет запросв Конституционный Суд РФ. В запросе указываются домашний адрес и телефон представителя (представителей). Запрос подписывается всеми депутатами, принявшими решение об обращении в Конституционный Суд РФ.
  • [2] Гражданским кодексом РФ определены требования к оформлению доверенностей.
  • [3] См. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельностии адвокатуре в Российской Федерации».
  • [4] См. определение Конституционного Суда РФ от 19 октября 2010 г. № 1289-0-0.
  • [5] Так, Ю. М. Бердюгина, проведя соответствующие исследования решений Конституционного Суда РФ, отмечает факты заслушивания таких приглашенных лиц в более чем 270 судебных заседаниях. См.: Бердюгина Ю. М. К вопросу о приглашенных лицах в конституционном судопроизводстве // Российский юридический журнал. 2011.№ 3. С. 159-164.
  • [6] См.: Кряжков В. А., Лазарев Л. В. Указ. соч. С. 164, 165.
  • [7] См. постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2009 г. № 12-П.
Читать еще:  Договор гражданско-правового характера на оказание услуг 2020

Раздел VI. Порядок рассмотрения Государственной Думой вопросов взаимодействия Государственной Думы с Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации

(раздел VI в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 2016 года № 335–7 ГД- Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 50, ст. 7006).

1. Государственная Дума может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации:

а) с запросами о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

б) с ходатайствами по спорам о компетенции, в которых одной из сторон является Государственная Дума.

2. Государственная Дума может также обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о даче толкования Конституции Российской Федерации в случае обнаружившейся неопределенности в понимании положений Конституции Российской Федерации.

3. Обращение Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом или с ходатайством осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и оформляется постановлением Государственной Думы. Решение Государственной Думы об обращении с запросом или с ходатайством в Конституционный Суд Российской Федерации принимается по предложению фракции или комитета Государственной Думы, которые вносят в Государственную Думу соответствующий проект постановления.

4. Запрос в Конституционный Суд Российской Федерации может быть также направлен группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы по вопросам, предусмотренным статьей 125 (часть 2) Конституции Российской Федерации. В этом случае данная группа депутатов Государственной Думы на своем собрании принимает решение об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, избирает представителя (представителей) и направляет запрос в Конституционный Суд Российской Федерации. В запросе указываются домашний адрес и телефон представителя (представителей). Запрос подписывается всеми депутатами, принявшими решение об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, с указанием наименований фракций и (или) одномандатных избирательных округов.

(Статья 213 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 2016 года № 335–7 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 50, ст. 7006).

Решение Конституционного Суда Российской Федерации по запросу Государственной Думы или запросу группы депутатов Государственной Думы доводится до сведения депутатов (в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 2016 года № 335–7 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 50, ст. 7006).

1. Для представления правовой позиции Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации функции полномочного представителя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации (далее — полномочный представитель в Конституционном Суде Российской Федерации) возлагаются на депутата Государственной Думы, имеющего в соответствии с требованием статьи 53 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» ученую степень по юридической специальности.

2. Решение о возложении функций полномочного представителя в Конституционном Суде Российской Федерации оформляется постановлением Государственной Думы. Кандидатура полномочного представителя в Конституционном Суде Российской Федерации представляется Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству по согласованию с Председателем Государственной Думы. Полномочный представитель в Конституционном Суде Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Регламентом, а также Положением о полномочном представителе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, утвержденным постановлением Государственной Думы.

3. Решение о снятии функций полномочного представителя в Конституционном Суде Российской Федерации принимается Государственной Думой по представлению Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, согласованному с Председателем Государственной Думы, и оформляется постановлением Государственной Думы.

(Статья 215 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 2016 года № 335–7 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 50, ст.7006).

1. Для осуществления оперативного взаимодействия Государственной Думы с Верховным Судом Российской Федерации, а также для представления правовой позиции Государственной Думы в Верховном Суде Российской Федерации функции полномочного представителя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации (далее — полномочный представитель в Верховном Суде Российской Федерации) возлагаются на депутата Государственной Думы.

2. Решение о возложении функций полномочного представителя в Верховном Суде Российской Федерации оформляется постановлением Государственной Думы. Кандидатура полномочного представителя в Верховном Суде Российской Федерации представляется Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству по согласованию с Председателем Государственной Думы. Полномочный представитель в Верховном Суде Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Регламентом, а также Положением о полномочном представителе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации, утвержденным постановлением Государственной Думы.

3. Решение о снятии функций полномочного представителя в Верховном Суде Российской Федерации принимается Государственной Думой по представлению Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, согласованному с Председателем Государственной Думы, и оформляется постановлением Государственной Думы.

(Статья 216 в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 2 декабря 2016 года № 335–7 ГД Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 50, ст. 7006).

Представитель Госдумы в КС РФ

Татьяна Касаева – член фракции «Единая Россия», состоит в Комитете ГД ФС РФ по образованию и науке, имеет ученую степень кандидата юридических наук.

Напомним, что в конце прошлого века полномочным представителем Госдумы в Конституционном Суде был известный ученый, доктор юридических наук Валерий Лазарев. Он занимал эту должность с 1988 г. С 2005 г. Валерий Лазарев является заместителем председателя Научно-консультативного совета ФПА РФ. Представителем Государственной Думы в Конституционном Суде РФ в феврале 2004 г. была утверждена Елена Мизулина, которая сейчас является членом Совета Федерации от исполнительного органа государственной власти Омской области. Позже должность представителя Государственной Думы в КС РФ занимал заместитель начальника правового управления аппарата ГД доктор юридических наук Александр Харитонов.

Читать еще:  Как правильно заполнить заявление на вычет на детей

В Госдуме шестого созыва обязанность представителя в КС исполнял Дмитрий Вяткин, который был заместителем председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству и членом фракции «Единая Россия». Сейчас он является первым заместителем председателя Комитета ГД по делам общественных объединений.

Справка
Касаева Татьяна Викторовна родилась 26 сентября 1979 г. в Саратове.

Образование – высшее. В 2001 г. с отличием окончила Поволжскую академию государственной службы им. П.А. Столыпина по специальности «Государственное и муниципальное управление».

С 2002 г. преподавала в Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина, в 2009 г. принята на должность заведующего кафедрой гражданско-правовых дисциплин Саратовского юридического института МВД России. В 2011 г. стала доцентом кафедры частного права Саратовского государственного социально-экономического университета (СГСЭУ) и назначена на должность руководителя Юридической клиники. С 2012 г. возглавляла кафедру теории и истории государства и права СГСЭУ.

В 2014 г. заняла должность декана Юридического факультета ССЭИ (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова.
В 2007 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук на тему «Роль государственных служащих в механизме современного российского государства: теоретико-правовой аспект». Является автором более 80 научных статей, а также ряда монографий.

С 2009 г. активно занимается оказанием бесплатной юридической помощи населению, правовым просвещением граждан. С 2009 по 2011 г. возглавляла Центр правовой помощи Саратовского юридического института МВД России.

Стороны и их представители в конституционном судопроизводстве

Согласно ст. 53 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. сторонами в конституционном судопроизводстве являются:

• заявители — органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;

• органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;

• государственные органы, компетенция которых оспаривается.

Согласно Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. круг заявителей носит конкретный характер. Они различаются в зависимости от видов производств. Таковыми могут выступать:

• по делам о толковании Конституции РФ — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации;

• по делам о проверке конституционности нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в порядке ч. 2 ст. 125 Конституции РФ — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• по делам о проверке конституционности не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации — Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• по делам о проверке конституционности законов по запросам судов — суд (или судья) любой инстанции, если он при рассмотрении находящегося в его производстве дела, по которому применен или подлежит применению закон, придет к выводу о его неконституционности;

• по делам о проверке конституционности законов, проверяемых по индивидуальным и коллективным жалобам на нарушение конституционных прав и свобод, — граждане, иные физические лица, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан и иные органы и лица, устанавливаемые федеральным законом;

• по делам о разрешении спора о компетенции — любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ч. 3 ст. 125 Конституции РФ, а также Президент РФ в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 85 Конституции РФ;

• по делу о даче заключения о соблюдении установленного порядка обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления — Совет Федерации.

По делу о проверке конституционности инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума заявителями являются Верховный Суд РФ и Президент РФ (Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г.).

Все заявители связаны конституционно-правовым интересом. Граждане и другие физические лица, объединения граждан, органы, издавшие нормативный акт или компетенция которых оспаривается, защищают в конституционном судопроизводстве свой конституционно-правовой интерес.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. выделяет представителей сторон в качестве участников процесса (ст. 52, 53). Однако они не могут квалифицироваться как обязательные и обособленные субъекты конституционного судопроизводства, ибо стороны способны осуществлять свои права без представителя.

Закон устанавливает два вида судебного представительства: по должности (ex officio) и по поручению.

Представителями сторон по должности могут выступать:

• руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд РФ;

• руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции;

• должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт;

• любой член Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

Полномочия указанных лиц подтверждаются соответствующим документом об их должностном положении.

Представителями сторон по поручению могут быть адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, что должно быть подтверждено документально, а их правомочия по участию в деле от имени стороны оформляются доверенностью.

В одном деле могут одновременно участвовать представители по должности и по поручению. Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Конституционный Суд РФ может обязать нескольких представителей стороны координировать свои действия; он исходит из того, что представитель не освобождается от соблюдения установленного порядка заседания и подчиняется законным распоряжениям председательствующего, который вправе применять к нему такие же меры, как и к другим участникам судопроизводства, включая удаление из зала.

Конституционный Суд РФ строго придерживается правил относительно представительства сторон в конституционном судопроизводстве. В частности, не признаются представителями по должности заместители руководителей органов, являющихся стороной в процессе, без соответствующих полномочий, лица, имеющие доверенность на ведение дела, но не обладающие ученой степенью по юридической специальности, близкие родственники (дочь, сын) стороны-заявителя без надлежаще оформленной доверенности.

Согласно ч. 4 ст. 53 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда РФ, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда РФ не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину отсутствия.

Стороны обладают равными процессуальными правами. Конституционного Суда РФ. Стороны вправе:

• знакомиться с материалами дела;

• излагать свою позицию по делу;

• задавать вопросы другим участникам процесса;

• заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи;

• представлять на обращение заявителя письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector