Взыскание страховой выплаты по осаго

Взыскание страховой выплаты по осаго

Порядок взыскания страхового возмещения по ОСАГО через суд

Наличие полиса ОСАГО подразумевает обязанность страховой компании произвести возмещение причиненного ущерба пострадавшему в пределах сумм, регламентированных Законом «Об ОСАГО». Однако на практике процесс получения страховых выплат сопровождается нежеланием страховщика делать выплаты в полном объеме, и стремлением под любым предлогом уменьшить сумму возмещения или вовсе отказать в выплате.

В данной статье мы рассмотрим, в каких случаях возникают споры со страховой компанией по ОСАГО, в каких случаях стоит требовать взыскания страхового возмещения со страховщика, каковы сроки исковой давности по ОСАГО, и каков порядок действия страхователя для подачи судебного иска в суд.

Основания возникновения обязанности по выплате страхового возмещения

Основанием для выплаты по любому виду страхования является наступление страховых случаев, перечисленных в содержании договора страхования. Для полисов ОСАГО стандартным страховым случаем является причинение ущерба от дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии с Законом «Об ОСАГО» порядок получения возмещения от страховой компании подразумевает соблюдение следующих обязательных требований:

  • надлежащее оформление документов, подтверждающих факт ДТП;
  • обращение в страховую компанию с заявлением о выплате возмещения в установленные сроки (сейчас он составляет 5 суток с момента ДТП);
  • оценка ущерба, ставшего последствием происшествия.

При соблюдении указанных условий страховая компания не сможет уклониться от исполнения обязанности по выплате ущерба, однако сохраняет за собой право оспорить сумму причиненного пострадавшей стороне вреда.

Исходя из описанных выше условий, у владельца полиса ОСАГО появляется право требовать исполнения обязательств от страховой компании в судебном порядке в следующих случаях:

  • нарушение установленных сроков рассмотрения заявления и вынесения мотивированного отказа в производстве выплат;
  • необоснованный отказ от выплаты страхового возмещения;
  • выплата возмещения не в полном объеме.

Для возникновения права на принудительное взыскание страховой выплаты достаточно наличия хотя бы одного из указанных оснований. Законодательство предусматривает, что страховая компания обязана принять решение по заявлению клиента в течение 20 дней с момента получения обращения. Возможными вариантами ответа на заявление могут являться:

  • полное удовлетворение требования о возмещении ущерба в пределах суммы страхового покрытия;
  • частичное удовлетворение указанных требований;
  • мотивированный отказ в выплате.

Если клиент не получил возмещение ущерба в полном объеме, либо страховщик никак не отреагировал на обращение, возникает основание для подачи иска в суд со страховой по ОСАГО.

Порядок подачи заявления в суд для получения выплат по ОСАГО

Для передачи дела в суд гражданину необходимо соблюсти процессуальные формальности по досудебному урегулированию спора. Для этого в адрес страховой компании направляется претензия с указанием суммы предъявленных требований (в том числе, штрафных санкций). Указанная претензия подлежит рассмотрению в течение 10 дней, однако отсутствие реакции страховщика не влияет на право гражданина обратиться с иском в суд со страховой компанией по ОСАГО.

Срок исковой давности для возмещения ущерба по полису ОСАГО составляет два года, причем течение давности начинается не с момента подачи заявления, а с даты истечения срока для осуществления выплаты (либо иного момента определения срока давности, определенного договором). При наличии уважительных причин затягивания обращения в суд, срок давности может быть продлен по ходатайству гражданина.

В зависимости от суммы исковых требований спор по выплатам ОСАГО будет рассматриваться:

  • мировым судьей — при сумме спора менее 50 тыс. руб.;
  • районным судом — при сумме спора свыше 50 тыс. руб.

Определение общей суммы исковых требований должно производиться с учетом начисленной неустойки за нарушение сроков и порядка выплат по ОСАГО. Расчет штрафных санкций должен производить истец, поэтому для соблюдения всех требований законодательства рекомендуется воспользоваться квалифицированной помощью юриста по страховым спорам.

Сумма исковых требований влияет и на размер госпошлины, которую гражданин должен уплатить до подачи иска в суд. Точная сумма госпошлины рассчитывается в соответствие со ст. 333.19 НК РФ.

Общее правило гласит, что иск к страховой компании подается по месту ее нахождения. Если страховщик осуществляет деятельность через сеть представительств или филиалов, у гражданина появляется право предъявить требования в суд по месту расположения этих обособленных подразделений. Вне зависимости от места рассмотрения дела, ответчиком будет выступать головная страховая компания, которая выступала страховщиком по договору.

Если страхователь принимает решение судиться со страховой компанией, рекомендуется уже на стадии подготовки иска обратиться к опытному юристу. Страховщик располагает штатом квалифицированных специалистов, умеющих обращать внимание на недостатки представленных документов и иных доказательств. Только с помощью юриста гражданин может получить гарантию успешного завершения процесса.

Документы для предоставления в суд

Чтобы иметь реальные шансы выиграть суд со страховой компанией, страхователь должен подготовить необходимые доказательства еще до передачи дел в суд. К числу обязательных письменных доказательств относятся:

  • договор страхования ОСАГО или полис;
  • письменные доказательства факта ДТП (протокол, схема места происшествия, постановление и т.д.);
  • акт осмотра транспортного средства и отчет об оценке причиненного ущерба;
  • заявление в страховую компанию, которая выдала полис, на выплату возмещения;
  • письменный ответ страховщика, из которого следует полный или частичный отказ в удовлетворении законных требований;
  • претензия в адрес ответчика.

При подготовке иска каждый из указанных документов должен быть у гражданина на руках в подлиннике, хотя в суд предоставляются копии. На стадии судебного разбирательства суд сверяет подлинность копий и оригиналов всех документов.

Особое значение для итога рассмотрения дела имеет акт осмотра автомобиля и отчет об оценке транспортного средства. В акте фиксируются повреждения, причиненные автомобилю, в том числе с использованием средств фото- и видеофиксации. Именно повреждения, указанные в акте, будут использоваться оценщиком при подготовке отчета.

Отчет об оценке причиненного ущерба имеют право оформлять профессиональные оценщики, имеющие профессиональный аттестат. На практике, страховые компании злоупотребляют своими правами при заказе отчета об оценке, в результате чего общая сумма ущерба существенно занижается.

Прежде чем вступать с судебные тяжбы, гражданин имеет право заказать независимую оценку ущерба, причиненного его автомобилю в результате ДТП. В этом случае оценщик представит отчет не только о стоимостном выражении фактических повреждений, но и об утрате товарной стоимости автомобиля.

Помимо документов, которые необходимо собрать на стадии досудебного урегулирования спора, в суд требуется предоставить следующие обязательные документы:

  • исковое заявление в двух экземплярах;
  • расчет суммы неустойки, если истец предъявляет ее к взысканию;
  • доверенность на представителя, если от имени гражданина судиться будет профессиональный юрист;
  • квитанция оплаты госпошлины, рассчитанной исходя из суммы исковых требований.

Все документы направляются в суд в пределах срока исковой давности путем личного обращения в суд, либо почтовым отправлением. Также от имени гражданина иск может предъявить представитель по доверенности.

На что обратить внимание при рассмотрении дела?

Если на досудебной стадии урегулирования спорных вопросов со страховой компанией гражданином были соблюдены все требования законодательства, и он аргументировано изложил все доводы в исковом заявлении, шансы на успешное завершение процесса значительно увеличиваются. Тем не менее существует ряд нюансов, без соблюдения которых у истца могут возникнуть проблемы в суде.

Так, в ходе судебного рассмотрения спора истцу необходимо доказать следующие обстоятельства:

  • факт заключения договора ОСАГО с ответчиком;
  • наступление страхового случая – дорожно-транспортного происшествия;
  • соблюдение сроков подачи заявления к страховщику;
  • достоверное обоснование суммы иска (оценка повреждений транспортного средства и утраты товарной стоимости, неустойка);
  • факт соблюдения претензионного порядка урегулирования конфликта;
  • факт нарушения ответчиком порядка и сроков осуществления выплат.

На практике, страховой компании крайне сложно оспорить наличие страхового случая, так как он фиксируется сотрудниками ГИБДД или участниками инцидента по Европротоколу. Поэтому ответчик старается оспорить оценку причиненного ущерба, в том числе:

  • объем заявленных повреждений;
  • характер и степень повреждений;
  • стоимость восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости автомобиля.

Если отчет об оценке составлен с соблюдением всех требований, предъявляемых к оценочной деятельности, его будет практически невозможно оспорить. Тем не менее истцу следует обратить внимание на квалификации оценщика и обоснованность отчета.

Общий срок рассмотрения гражданских дел составляет два месяца, его продление допускается только в строго определенных случаях. Истец может судиться путем личного участия в судебных заседаниях, через представителя, или заявить ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Последний вариант крайне нежелателен, так как в этом случае изменение позиции ответчика в суде потребует оперативного вмешательства гражданина или его юриста.

По итогам исследования представленных документов, с учетом доводов сторон, выносится судебное постановление. Если суд удовлетворил заявление гражданина по иску к страховой компании по ОСАГО, в пользу истца будут взысканы:

  • полная стоимость ущерба, причиненного в результате ДТП (в том числе, утрата товарной стоимости);
  • неустойка, рассчитанная на день вынесения решения суда, а в некоторых случаях штраф;
  • расходы на оплату госпошлины;
  • расходы, связанные с оказанием юридической помощи, а также иные судебные расходы.

Если до вынесения судебного постановления страховщик частично выплатил сумму возмещения (например, сразу после подачи заявления о наступлении страхового случая), суд взыщет ущерб за вычетом фактически уплаченной суммы.

Указанное решение подлежит исполнению в безусловном порядке после его вступления в законную силу. Если страховая компания отказывается исполнять судебный акт, гражданин имеет право получить исполнительный лист и направить его на принудительное исполнение в службу судебных приставов.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Взыскание со страховых компаний выплат по ОСАГО

Взыскание страховой выплаты по ОСАГО ремонтом машины предусмотрено вступившими в силу в этом году изменениями в страховом законодательстве, которые предусматривают прекращение денежных компенсаций автовладельцам (за редким исключением). Вместо этого страховая компания ремонтирует ваш автомобиль на доверенной СТО. По договорам, заключенным до 28.04.2017, действуют старые правила.

До вступления изменений в силу можно было выбирать между двумя вариантами:

  • получить денежную выплату с учетом износа авто;
  • предоставить для оплаты счет со станции,где отремонтировали вашу машину после ДТП.

Если выплаты от страховой компании не хватало на покрытие убытков, то автовладелец компенсировал разницу самостоятельно. Далее можно было подать гражданский иск к виновнику ДТП.

Возможностью получить наличные деньги пользовались автоподставщики,которые в паре с ушлыми юристами незаконно обогащались за счет страховых компаний. Но и честные рукастые автовладельцы, получившие компенсацию, ремонтировали автомобиль самостоятельно, что позволяло оставлять себе часть полученной суммы.

В общем, раньше ОСАГО предоставляла больше самых разных возможностей. Теперь же все изменилось.

Сейчас же после ДТП автомобиль практически во всех случаях (если вы потерпевшая сторона) отправят на ремонт на выбранную вами из предложенного списка СТО. Все расходы (в пределах страховой суммы) возместят путем безналичного перечисления на сервис.

Это касается случаев, когда автомобиль принадлежит россиянину и зарегистрирован в РФ.

При страховом случае оценщик от страховой компании осматривает повреждения автомобиля, составляет акт и выписывает направление на ремонт. Так как теперь не учитывается степень износа,то все запчасти устанавливаются только новые.

Читать еще:  Могу ли я вернуть закрытый рулон обоев

Для расчета стоимости ремонта применяется методика ЦБ, учитывающая ряд параметров. Так, например, окраска деталей не всегда оплачивается. А иногда не оплачивается и покраска целого элемента (только его части).

Для расчета стоимости запчастей не берутся чеки из магазина, а используются справочники и среднестатистические данные. То же относится и к оплате ремонтных работ.

Если страховка не покрывает стоимость ремонта, то доплачивать владельцу придется самостоятельно.

Как рассчитывается ущерб

После принятия заявления у страховщика есть 20 дней на то, чтобы выдать автовладельцу направление на ремонт. Если ремонт будет осуществляться в СТО не из списка страховой компании, то этот срок увеличивается до 30 дней.

В какие сроки осуществляется ремонт

У страховщика есть 30 дней на то чтобы восстановить машину. Начало отсчета — день,когда авто приняли на станции. Если технология ремонта подразумевает более продолжительные мероприятия, и с согласия на это автовладельца этот срок может быть увеличен. В противном случае страховая уплачивает неустойку.

Что насчет гарантии

Гарантия составляет минимум 12 месяцев на кузовной ремонт и шесть на остальные работы.

Где будут ремонтировать

У каждого страховщика есть свой список доверенных СТО, с которыми у него заключен договор. Хоть станций и много,но есть определенные требования к их выбору. Например, станция не должна располагаться далее чем в 50 км от места жительства автовладельца или места ДТП.

Если эвакуацию машины оплачивает страховая компания, то можно выбирать любую СТО. Из этого следует,что если ДТП случилось даже за 300 км от места жительства автовладельца, и страховая пришлет эвакуатор, то она же имеет право отвезти авто на ремонт даже в другой город, но при условии, что и обратно транспортирует автомобиль за свой счет.

Гарантийные авто

В таких случаях страховая дает направление только в тот сервис, который одобрен дилером или автопроизводителем. Если такой сервис отсутствует в списке страховщика,то вот тут уже можно получить денежную компенсацию или согласиться на ремонт на любой предложенной СТО. Выбор за автовладельцем.

Непонятным образом закон ограничил двумя годами возраст гарантийного автомобиля, если машина старше,то эти условия не действуют. Выходит, что гарантия автопроизводителя 3-5 лет, а страховщику все равно — после двух лет он может ремонтировать машину, где хочет и как хочет, и компенсацию вместо ремонта в неавторизованном сервисном центре не выплатит. Скорее всего, этот момент доработают законодательно в ближайшее время.

Выбор автосервиса

​Заключая договор ОСАГО, можно заранее выбрать СТО, где в случае чего будет ремонтироваться ваш автомобиль. Причем, можно договориться с компанией и указать автосервис не из предложенного списка. В некоторых случаях идут навстречу.

Если такая договоренность достигнута — обязательно закрепляйте это письменно.

Допустим, вы выбрали станцию из предложенных страховой компанией, но на СТО никак не могут принять вашу машину на ремонт. В таком случае вы можете требовать выплату страховой суммы.

Некачественный или затянувшийся ремонт

Если прошли все сроки, а машину из ремонта не возвращают, или вернули, но ремонт выполнен некачественно, то в страховую пишется претензия. Если недочеты не были устранены, требуйте компенсацию у страховой компании. В случае отказа — обращение в суд.

В каких случаях положена компенсация

Получить деньги вместо ремонта можно, если:

  1. машину невозможно восстановить;
  2. владелец автомобиля погиб,а наследники не желают восстанавливать авто;
  3. в результате ДТП потерпевший получил тяжкий или средний вред и выбрал компенсацию;
  4. потерпевший инвалид, у него специальный автомобиль, ремонт которого не покроет страховка;
  5. при обоюдной вине участников ДТП;
  6. при отказе от ремонта в неавторизованном сервисном центре, если автомобиль моложе двух лет;
  7. если ЦБ запретит страховщику заменить ущерб ремонтом.

А если я сам ремонтирую машину? Или вообще не желаю ремонтировать ее?

Увы, одного вашего желания в этом случае мало. Список ситуаций, когда выплачивают деньги — исчерпывающий. Можно пробовать договариваться со страховой. Но при отказе надавить на компанию законным способом никак нельзя (если она не нарушает условия договора). Кроме того, что вы не получите компенсацию, вам возможно придется даже доплачивать за что-то.

Почему мне нужно что-то доплачивать, если я не виноват?

​По методике Центробанка расчет производится по ряду параметров: учитывается и площадь повреждений и даже — объем долитой на СТО тормозной жидкости. Есть разные автовладельцы: кто-то покупал самый дорогой антифриз, а кто-то самый дешевый. Требовать, чтобы вам доливали самую дорогую жидкость, так как вы пользовались только ей? Можете требовать, но никто вам ее не дольет. Расчет стоимости ремонта будет производиться по определенным справочникам. Чтобы вам хватило суммы на ремонт можно договориться со страховщиком на установку б/у запчастей. Например, зачем нужен новый бампер, если можно купить в несколько раз дешевле целый б/у? А сэкономленную сумму потратить на ремонт другого узла. А может у вас в гараже есть какие-то запчасти? Зачем покупать их по новой?

Но все такие договоренности нужно обязательно фиксировать в письменной форме.

Если стоимость страховки все равно не покрывает ремонт, то Конституционный суд разрешил требовать возмещения разницы с виновника ДТП. Причем износ учитываться не будет.

Моя страховка оформлена до 28 апреля. Что мне делать?

Ничего. Новые правила на вас пока не распространяются. У вас есть право выбора: деньги или ремонт.

А вот когда полис ОСАГО подойдет к концу, внимательно выбирайте страховщика, изучайте список его СТО, читайте о них отзывы.

Ездить для этого никуда не обязательно, у уважающей себя компании вся информация будет размещена на сайте.

Если есть станция, которой вы доверяете, поинтересуйтесь — с каким страховщиком она сотрудничает. Там и оформляйте ОСАГО.

Не выбрасывайте чеки на запчасти или работы, которые вы выполняли сверх страхового возмещения. При взыскании денег с виновника аварии они очень пригодятся вам в суде. При ДТП следите за тем, чтобы инспектор внес как можно больше повреждений в документы, иначе за их возмещение придется побороться.

Я хочу купить машину, где мне лучше оформлять ОСАГО?

Если планируется покупка нового авто, то возьмите у дилера список официальных сервисных центров, ну и смотрите, с кем из страховщиков у них есть договор.
В случае покупки подержанной машины желательно оформляться в той компании, коорая работает с СТО, в которой вы уверены.

Взыскание возмещения со страховой компании после ДТП в судебном порядке

В последние 5 лет законодательство об ОСАГО претерпело существенные изменения. Ремонт получил приоритет перед денежной выплатой, а надзор в сфере ОСАГО перешел к ЦБ РФ. О том, как отразились на судебной практике эти нововведения расскажет наша очередная статья.

До начала 2016 года вопрос о взыскании возмещения со страховой компании через суд решался довольно просто. Субъект, попавший в ДТП, получал страховую выплату и тут же обращался в независимую экспертную организацию, где проводил независимую оценку. Как правило, она показывала больший ущерб, чем насчитал страховой оценщик. Далее, человек подавал страховщику претензию и требовал доплаты. В случае отказа он (или автоюрист) шёл в суд и выигрывал дело, получая не только доплату, но и штраф по закону о защите прав потребителей, а также неустойку.

Однако с 2015 года государство, поддавшись давлению страховых компаний, начало реформировать систему ОСАГО. Для начала оно передало регулирование в этой области в руки ЦБ РФ. Центробанк тут же принял новое Положение о правилах страхования (№431-П), а также методику расчета восстановительного ремонта (№ 432-П). Последняя ввела единый порядок расчета стоимости повреждений. Кроме того, союз автостраховщиков (РСА) разместил на своём сайте справочники, где указал цены деталей, которые должны учитываться при расчете ущерба, при этом они обязаны обновляться не реже, чем один раз в 2 квартала.

Ну и наконец, власть внесла изменения в закон об ОСАГО. Она установила приоритет ремонта перед выплатой деньгами. Исключения из этого правила возможны только в исключительных ситуациях, а именно: для юрлиц, при полном уничтожении машины, при превышении стоимости ремонта суммы в 400 000 рублей, при равной вине участников, а также в других случаях, установленных законом.

На заключительном этапе в дело вступили СМИ. Они начали распространять информацию о мошеннических схемах в ОСАГО, а также о незаконной работе автоюристов.

Эти действия привели к постепенному слому судебной практики, сложившейся с 2002 года. И вот, как она выглядит сегодня..

Довзыскание не выплаченного возмещения

Вариант, когда потерпевший остается недоволен размером выплаты, заказывает независимую экспертизу, а потом обращается в суд — остается пока ещё самым распространенным по целому ряду причин. Многие граждане получили полис еще до вступления в силу норм о приоритете «натурального» возмещения. Поэтому в 2017 году такие дела встречались довольно часто. Правда размеры дополнительных выплат резко уменьшились. Причина понятна — эксперт, проводя исследование, обязан применять методику ЦБ РФ и справочники РСА. Использование иных методов и способов расчета недопустимо.

Приведём классический пример подобного дела. Собственник автомобиля Тойота не по своей вине попал в ДТП. Страховая организация выплатила возмещение, но потерпевший остался недоволен суммой. Он заказал независимую экспертизу. Оценщик предоставил отчет, из которого следовало, что страховщик не доплатил почти 90 000 рублей.

Гражданин обратился в суд, однако ответчик ходатайствовал о назначении судебной экспертизы. Он утверждал, что независимый эксперт нарушил методику ЦБ РФ. Судья удовлетворил ходатайство.

Новая экспертиза показала, что ответчик действительно не доплатил, но не 90 000, а чуть более 40 тысяч рублей. Это расхождение вполне укладывается в статистическую погрешность. Скорее всего, оценщик, работающий со страховой фирмой, взял за основу минимальную стоимость норма-часа ремонтных работ.

В итоге суд взыскал задолженность и штраф исходя из данных судебной экспертизы. Таким образом, с учетом действующей методики и справочников РСА сегодня сложно получить со страховщика дополнительную сумму в два — три раза превышающую первоначальное возмещение, как это было ещё совсем недавно. (Решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска по Делу № 2-1697/2017 от 24.08.2017 года).

Исключение из правил, или когда нет доверия справочникам

Новеллы привели к появлению новой категории дел, связанных с возрастом машины и с данными справочников. Если автомобиль выпущен более 12 лет назад (7.2.1. ЕМ ЦБ РФ), а РСА не корректировало справочники более 6 месяцев, то суд решит взыскать с страховой компании размер ущерба исходя из среднерыночной стоимости деталей на дату ДТП. При этом, естественно, расчёт должен проходить только по единой методике Центробанка. (Решение Емельяновского районного суда Красноярского края по делу № 2-325/2017 от 25.08.2017 года).

Страховая компания отвечает за некачественный ремонт

Когда законодатель ввел в сферу ОСАГО вариант страхового возмещения в виде ремонта, то многие страховщики вздохнули с облегчением, а эксперты немного «приуныли». Действительно, казалось, что страховые компании наконец-то избавились от многочисленных исков с требованием доплатить возмещение, а рынок независимых экспертиз серьезно сжался.

Читать еще:  Ошибка обращения к утилите егаис крипто

Но, жизнь показала, что это далеко не так. Вскоре после введения закона выяснилось, что ремонт во многих СТО проводится некачественно. В суды хлынули иски о взыскании стоимости устранения дефектов, морального вреда, выплате УТС и штрафа по закону о защите прав потребителей.

Алгоритм действий в такой ситуации выглядит следующим образом. Получив из СТО отремонтированный автомобиль, человек тут же обращается в независимую экспертную организацию. Она внимательно изучает автомашину и выдаёт заключение о проведении некачественного ремонта. Как правило, дефекты даже и не надо глубоко искать. Они есть всегда. С учетом средств, которые выделяет страховщик на ремонт автомобиля, пострадавшего в ДТП, его невозможно качественно восстановить. А если еще принять во внимание низкую квалификацию работников многих СТО, то картина и вовсе получается безрадостной. Эксперты констатируют дефекты покрытия, неустраненные повреждения, некачественные детали, неполный объем работ.

В результате суд почти всегда взыскивает со страховой компании сумму расходов на устранение выявленных дефектов, потери товарной стоимости, возмещение морального вреда и штраф. (Решение Центрального районного суда г. Твери по делу № 2-1254/2017 от 31.08.2017 года).

Непредставление транспортного средства для осмотра ведет к отказу в выплате страхового возмещения

Еще три — четыре года назад непредставление гражданином своего автомобиля, пострадавшего в ДТП, страховщику оставляло шанс на получение возмещения. Потерпевший, его представитель (или автоюрист) обращались в суд, который, в конце концов, взыскивал со страховой компании, возмещение, штраф и компенсацию морального вреда.

Сегодня эта практика фактически ушла в прошлое. Тем более, что даже ВС РФ (Постановление Пленума № 58 от 26.12.2017 года) неоднократно указывал, что предоставление автомобиля для осмотра является прямой обязанностью застрахованного.

Направляя заявление о выплате возмещения, граждане не приводят доказательств невозможности предоставить автомашину для осмотра. Вместо этого они предпочитают требовать страховое возмещение, прикладывая к заявлению, заключение независимой экспертизы. И если страховая компания отказывается выплатить деньги, то потерпевший идёт в суд.

Скажем сразу — сегодня такие дела, как правило, заканчиваются не в пользу владельца транспортного средства. Отказывая истцу в удовлетворении требований, судья указывает, что он не исполнил своих обязанностей, возложенных на него законом об обязательном страховании гражданской ответственности. (Решение Азовского городского суда Ростовской области № 2-682/2017 от 31.08.2017 года).

Непосредственное взыскание с виновника, если он не застрахован по ОСАГО

Эти дела встречаются, как и прежде, новшества их не коснулись. Если виновник ДТП не застрахован по ОСАГО, то потерпевший вправе подать иск в суд, чтобы взыскать с него ущерб. Однако процент реального взыскания по таким делам невелик. Как правило, причинители вреда — люди малообеспеченные. Они приобретают страховку «подешевле» или «с большими скидками» в сомнительных фирмах, а в результате оказываются с поддельными полисами на руках.

Встречаются также граждане, которые не имеют даже фиктивного полиса. Среди них много мигрантов и лиц, не проживающих по месту регистрации. С них взыскать практически ничего невозможно.

Взыскание разницы между возмещением и фактическим ущербом

Бывает, что размер ущерба, нанесенного потерпевшему, превышает границу страхового возмещения, установленную законом. В этом случае разница взыскивается с виновного. Эта практика сложилась еще в «нулевые» годы. Кстати, пик подобных дел пришелся на первую половину 2015 года, когда рубль сильно обесценился. Учитывая это обстоятельство, государство подняло максимальный размер выплат до 400 000 рублей и переломило негативную тенденцию. Число подобных случаев резко уменьшилось.

Размер выплат и степень вины участников ДТП

Иногда сотрудники ГИБДД не могут установить, кто виноват в ДТП или выяснить степень вины участников. Слишком уж противоречивой представляется ситуация. В этом случае страховая компания выплачивает по заявлению только 50% от ущерба (абзац 4. п.22. ст.12 ФЗ об обязательном страховании ответственности). Многие люди удовлетворяются таким исходом дела, но некоторые начинают судебные тяжбы. Однако для получения возмещения в полном размере им приходится сначала доказать вину второго участника ДТП. А это является нетривиальной задачей. Подобные дела длятся месяцами. Иногда они доходят и до Верховного Суда.

Второй вариант развития событий заключается в том, что лицо, признанное винновым в совершении ДТП, обжалует постановление инспектора ГИБДД в районном суде. Такие дела, встречаются крайне редко, но бывают. И если суд отменяет постановление и прекращает дело, то человек тут же подает иск к страховой компании о полной выплате ущерба. При рассмотрении подобных материалов судья должен, прежде всего, признать виновным второго участника ДТП и только после этого вынести решение о довзыскании со страховой компании возмещения. (Решение Дзержинского районного суда г. Волгограда № 2-11445/2017 от 01.09.2017 года).

Краткие выводы

Новеллы в сфере ОСАГО уменьшили число мошеннических действий со страховками и поставили преграду перед недобросовестными экспертами. Кроме того, они облегчили жизнь страховому бизнесу. Увеличение максимального размера выплат также положительно сказалось на ситуации. Этого отрицать нельзя. С другой стороны, переход на приоритетное возмещение в виде ремонта ограничило права собственников транспортных средств и привело к многочисленным жалобам на некачественную работу СТО.

Вызывают вопросы и цены, указанные в справочниках РСА. Они формируются на основании статистических данных, которые являются заниженными. В конце концов, россияне покупают товары и услуги исходя из цен, указанных в ценниках, а не по данным Росстата.

В результате, все эти новеллы изменили судебную практику, а итог рассмотрения каждого дела по взысканию выплат стало трудно предугадать. Поэтому мы настоятельно рекомендуем читателям, попавшим в ДТП не надеяться на свои силы, а обращаться за помощью к грамотным и профессиональным юристам, которые смогут помочь в этой непростой ситуации.

Взыскание выплат по ОСАГО

  • Куда лучше подать ИСО. Лист о взыскании со страховой компании выплаты по ОСАГО?
  • Какие установлены судебным приставам сроки взыскания задолженности по выплатам ОСАГО?
  • Публикации
  • Если выплаты по осаго
  • Выплаты по ОСАГО
  • Страховая выплата по ОСАГО
  • Выплата страховой по осаго по дтп
  • Выплат по осаго не будете

Ситуация следующая. Муж въехал впереди движущуюся машину. Есть страховка ОСАГО. Пострадавшему страховая насчитала и выплатила сумму денег. Он починил машину на 50 тыс. руб. дороже. Теперь он собирается подать в суд на взыскание 50 тыс. с мужа (виновника аварии). Есть ли шансы выиграть дело в нашу пользу?

Вопрос по выплате после ДТП. затраты на восстановление авто после ДТП превысили выплату по ОСАГО т.к. выплата была с учётом износа. К страховой претензий нет. возможно ли разницу истребовать с виновника ДТП на основании, к примеру, ст. Статьи 1072 ГК РФ. обогащения не было — з/ч с разборок, ценник ниже нижнего, чеки есть.

Если невозможно взыскать разницу с виновника, прошу обосновать конкретной статьёй или постановлением.

Куда лучше подать ИСО. Лист о взыскании со страховой компании выплаты по ОСАГО?

о взыскании страховой выплаты по ОСАГО

28.09.2012 произошло ДТП с участием а/м «Chevrolet Lacetti» государственный номер Н 730 ОУ 116 водитель Черников Александр Петровича, и а/м «Daewoo Nexia» государственный номер В 458 НК 116 водитель Мансуров Ринат Давлетович, принадлежащий на праве собственности истцу.

В результате ДТП транспортному средству истца, были причинены механические повреждения, указанные в следующих документах: справка о ДТП от 28.09.2012, акта осмотра от 25.10.12,

Приложение к административному протоколу серии 1600 № 0003831. Постановление по делу об административном правонарушении серии 1600 № 00003831, с виновником в совершении вышеуказанного ДТП признан третье лицо по иску Черников Александр Петрович, который своими неправомерными действиями причинил ущерб имуществу Мансурова Р.Д.

Письмом от 25.10.2012 № 11108 ОАО «СК» отказала в выплате страхового возмещения мотивировав тем, что «…виновник ДТП не установлен».

В соответствии с Отчетом № 06/12/05-12 от 06.12.12 рыночная стоимость услуг по восстановительному ремонту автомобиля Истца (с учетом износа) составляет 25419 руб. Стоимость услуг независимого оценщика составила 2500 руб.

Кроме того 28.09.2012 г.

Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой выплате.

В соответствии с положениями ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В соответствии с п.1 ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено в меньшем размере.

Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя, уполномоченной организации за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем, уполномоченной организацией прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей истцы по искам, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» к правоотношениям по обязательному страхованию автогражданской ответственности, применяются нормы закона о защите прав потребителя в части, освобождения от оплаты государственной пошлины, взыскание морального вреда, взыскание штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы присужденной судом в пользу потребителя.

Для представления своих интересов истец заключил договор об оказании юридических услуг от 15.12.12 г. Стоимостью услуг по договору составила 5000 (пять тысяч) рублей.

Цена иска: 25419 (невыплаченная сумма страхового возмещения) + 5000 (стоимость юридических услуг) = 30419 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 15, 931, 1064 ГК РФ, а так же положениями статей 88, 94, 98, 100 ГПК РФ

1. Взыскать с ответчика ОАО «СК» в пользу истца расходы на проведение восстановительного ремонта в размере 25419 руб;

2. Взыскать с ответчика ОАО «СК» в пользу истца расходы по оплате юридических услуг в размере 5000 руб;

Читать еще:  Как писать протокол на судебном заседании

3. Взыскать с ответчика ОАО «СК» в пользу истца расходы по оплате услуг оценщика 2500 руб;

4. Взыскать с ответчика ОАО «СК» в пользу истца моральный вред в размере 5000 руб;

5. Взыскать с ответчика ОАО «СК» в пользу истца штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя;

6. Освободить истца от оплаты госпошлины в соответствии с законом о защите прав потребителей;

1) Копия доверенности представителя;

2) Копия паспорта документа, удостоверяющего личность истца;

3) Копия водительского удостоверения;

4) Копия свидетельства о регистрации ТС истца;

5) Заверенная копия справки ГИБДД о ДТП от 28.09.2012;

6) Заверенная копия приложения к административному протоколу серии 1600 № 0003831;

7) Заверенная копия постановления по делу об административном правонарушении серия 1600 №0003831;

8) Копия акта осмотра транспортного средства 25.10.12 бн;

9) Отчет 06/12/05-12 от 06.12.12 и договор на оказание оценочных услуг бн от 06.10.2012 с чеком, подтверждающим оплату по договору;

10) Копия договора об оказании юридических услуг от 15.12.12 г, с распиской подтверждающей оплату по договору;

11) Копии искового заявления по числу участвующих в деле лиц с приложением отсутствующих у них документов.

Оригинал доверенности обязуемся предоставить на судебное заседание.

Взыскание выплаты без износа по ОСАГО с виновника — законно ли и что делать?

Разница с износом с виновника

Можно ли взыскать возмещение в виде выплаты по страховке ОСАГО напрямую с виновника ДТП по части недополученной выплаты из-за методики расчёта с износом страховой компании? Непонятно звучит? Так, вероятно, и задумано. Коротко, если Вы считаете, что, застраховавшись по ОСАГО однажды, Вы снимаете с себя все риски по выплате в случае ДТП, то Вы не правы. Так считает государство. И для обратной стороны аналогично — если Вам выплатили с учётом износа, то Вы можете возместить вред с виновника.

Дело здесь в соответствующем постановлении Конституционного суда РФ, который считает, что действующее на 2020 год законодательство даёт право взыскать часть выплаты по ОСАГО напрямую с виновника ДТП. Если страховая выплатила недостаточно денег из-за утверждённой методики расчёта запчастей с износом.

Но давайте обо всём по порядку!

В чём дело? Исходные данные

Итак, действующий на 2020 год закон «Об ОСАГО» обязывает возмещать ущерб, причинённый застраховавшимся водителем, потерпевшему. Но этот закон также устанавливает определённый порядок такой выплаты (точнее, возмещения, ведь в приоритете на сегодня натуральный вид компенсации — ремонт автомобиля в сервисе страховщика) и, что самое главное, методику расчёта.

И такая методика расчёта предусматривает учёт износа запчастей на машину. То есть если возраст Вашего автомобиля более 5 лет, то Вы недополучите примерно 50% возмещения на запчасти. На работы износ не распространяется — они учитываются в полном объёме.

То есть что получается — ОСАГО должно покрывать ущерб, но фактически может покрыть всего лишь 50% от этого из-за учёта износа? Всё верно.

Но есть для Вас новости хуже, если Вы являетесь виновником ДТП. У потерпевшего теперь есть возможность взыскания выплаты без износа по ОСАГО непосредственно с причинителя вреда — то есть с Вас.

Что случилось?

Дело здесь в постановлении Конституционного суда. Весной прошлого года несколько инициативных граждан обратилось в этот суд после решений нижестоящих судов о том, что вот страховая компания им выплатила с учётом износа фактически меньшую сумму, чем стоит восстановление автомобиля после ДТП.

Заявители просили пересмотреть эти решения как противоречащие законодательству. Ниже мы рассмотрим логику и приведём решение Конституционного суда (КС).

Вывод из этого простой: по ОСАГО страхуется не вся ответственность при ДТП, а только её часть. То есть теряется весь смысл страхования ОСАГО.

Законно ли взыскивать разницу выплаты по ОСАГО с виновника?

Увы, но да. КС в конечном итоге удовлетворил жалобу обратившихся и вынес соответствующее постановление.

Но в чём логика? И что же получается, если Вы стали виновником ДТП, то страховая покроет только часть убытков? То есть закон о страховании работает так, что виновнику в любом случае придётся возмещать вред самому, пусть и частично? Совершенно верно.

До постановления КС судебная практика работала единообразно. Судьи считали, что вред, возмещённый страховой компанией в виде выплаты или ремонта, возмещён полностью, даже если денег на фактически ремонт у потерпевшего не хватило. С виновника требовать нечего, ведь его ответственность застрахована.

Но с такой судебной практикой не согласился КС. И вот в чём дело!

Можно приводить целый ряд ссылок на статьи законодательства, действующего на 2020 год, но в нашем случае достаточно только одной статьи — 1072 Гражданского кодекса РФ:

ГК РФ Статья 1072. Возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность.
Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причинённый вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

В контексте именно этой нормы права КС разъяснил, что, раз Конституция РФ даёт право гражданину на частную собственность, то это право не может быть нарушено неполной выплатой. А статья 1072 ГК как раз даёт право взыскивать разницу выплаты без износа по ОСАГО напрямую с виновника.

Исключение — европротокол

Всё вышеописанное работает только в тех случаях, когда ДТП оформлено с сотрудниками ГИБДД. Европротокол же устанавливает собственные правила по возмещению ущерба. И, согласно им, подписывая извещение европротокола, потерпевший соглашается с фактом возмещения ущерба в пределах именно страховой суммы.

Законодательным аргументом здесь выступает Постановление Пленума Верховного суда РФ №2 от 29.01.2015, которое говорит следующее:

39. Возмещение убытков в пределах сумм, установленных статьёй 11.1 Закона об ОСАГО, является упрощённым способом исполнения обязательств страховщиком, вследствие чего выплата прямого возмещения прекращает обязательство страховщика и причинителя вреда по конкретному страховому случаю (пункт 1 статьи 408 — ГК РФ).
В связи с этим не подлежит удовлетворению иск потерпевшего к страховщику и/или к причинителю вреда о возмещении ущерба на сумму, превышающую предельный размер страховой выплаты в рамках упрощённого порядка оформления дорожно-транспортного происшествия, за исключением случаев, когда соглашение участников дорожно-транспортного происшествия о его оформлении без участия уполномоченных на то сотрудников полиции признано судом недействительным.

По сути, первый абзац цитаты говорит нам о том, что даже если вместе с разницей расчёта без износа и выплаченной страховой суммой с износом не превышает лимит по европротоколу, то взыскивать выплату без износа с виновника напрямую нельзя. Но второй абзац прямо указывает лишь на случаи, когда фактическая сумма ущерба превышает лимит по европротоколу.

Если потерпевший обратился по Каско

Рассмотрим простой пример. Случилось ДТП, и потерпевший решил отремонтировать автомобиль по Каско, а не обращаться сразу по ОСАГО. В этом случае страховая виновника по ОСАГО в рамках суброгации выплачивает сумму страховой потерпевшего, которая застраховала его по Каско. Но суть в том, что ОСАГО выплачивает опять же сумму с износом. А по Каско потерпевший отремонтировался без учёта износа (чаще всего договоры Каско не предусматривают износ).

И в этом случае уже страховая компания потерпевшего имеет право напрямую взыскать разницу между расчётом без износа и с износом напрямую с виновника. Просто право требования в этом случае перешло от потерпевшего к его страховой компании.

Судебная практика и почему нужно не просто посчитать разницу?

Один важный момент, на котором обосновывается судебная практика (точнее, судьи) с момента выхода постановления КС – сам факт наличия разницы между расчётом без износа и с износом ещё нужно доказать.

Суть такой логики заключается в том, что если Вы подадите иск на виновника о взыскании разницы просто по результатам оценки страховой компании или экспертизы, то суд такие основания не зачтёт как достаточные. То есть Вы могли отремонтировать автомобиль по ценам и с учётом износа, несмотря на расчёты. А в суд необходимо предоставить доказательства того, что Вы реально понесли расходы на восстановительный ремонт больше, чем насчитала страховая компания – просто калькуляции для этого недостаточно.

Таким образом, судебная практика будет не на Вашей стороне, когда Вы подаёте иск о взыскании разницы напрямую с виновника, в случаях, если:

  • Вы даже не ремонтировали автомобиль, и Вам нечем обосновать, кроме расчёта независимой экспертизы,
  • в том числе если Вы продали машину и также, разумеется, её не ремонтировали,
  • отремонтировали автомобиль, но не сохранили доказательств оплаты.

Вот цитат из судебной практики одного из решения судов:

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2017 года N 6-П не предполагается безусловного взыскания с виновного лица стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля без учёта его износа, согласно экспертному заключению, не превышающей лимит страхового возмещения. Иные надлежащие доказательства того, что им понесены реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, и они превышают сумму страхового возмещения, в материалах дела отсутствуют.

Что делать, если с Вас пытаются взыскать разницу по ОСАГО?

В том числе и в случае, когда с Вас пытается взыскать разницу выплаты по Каско, есть варианты уменьшить эту сумму. Как показывает судебная практика, совсем избежать взыскания не удастся.

Единственный вариант здесь — это ходатайствовать о переоценке суммы фактического ущерба, то есть о назначении судебной экспертизы. Дело в том, что расчёт выплаты или произведённый ремонт могли быть завышены изначально, и очень часто именно так и происходит.

Чаще всего судебная экспертиза постановляет, что для определённых элементов не было надобности в замене, а достаточно было вытяжки и покраски. Но имейте в виду, что критерий для обязательности замены достаточно высокий. Например, если фактически потребовалась рихтовка с применением шпакли, то замена в этом случае обоснована.

Также следует иметь в виду, что расчёт должен производиться по той же единой методике расчёта, а не рыночным ценам на запчасти. А сам износ страховой компанией может быть применён только к запчастям и кузовным элементам, но не к работам по их замене, покраске и тому подобной.

Кроме того, судебная экспертиза устанавливает, менялись ли на самом деле элементы или нет.

Для оценки перспективы судебного процесса, будучи любой стороной в ДТП: потерпевшим или виновником и преследуя различные цели, Вы можете проконсультироваться с нашими партнёрами-автоюристами. Консультация бесплатна.

Проконсультироваться с автоюристом онлайн

Абсурдность законности взыскания выплаты с виновника

Между тем, эксперты в области законодательства предвещают недолгую жизнь такой позиции нового закона и судебной практики, которые теперь повсеместно руководствуются вышеприведённым постановлением КС РФ и взыскивают разницу без износа с виновника.

Дело здесь в нелогичности этого постановления и противоречия целому ряду постулатов действующего законодательства. Рассмотрим самые распространённые из них.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector