Как прокуратура влияет на полицию

Как прокуратура влияет на полицию

Разница между полицией и прокуратурой

В государстве Российская Федерация реализуется принцип разделения властей, и есть много служб, выполняющих сходные функции. Полиция и прокуратура — правоохранительные органы, обеспечивающие законность и правопорядок, следящие за соблюдением фундаментальных прав и свобод. Несмотря на смежные задачи, важно понимать, чем прокуратура отличается от полиции, чтобы знать, куда обращаться при нарушении прав или преступном посягательстве.

Что такое прокуратура

В России прокуратуру впервые учредил Петр I. Прокуратура — это централизованная система органов, функция которых — осуществление надзора за тем, чтобы госорганы, должностные лица и другие субъекты не нарушали законы. Она является военизированной структурой и обладает правом законодательной инициативы. Прокуроры могут реагировать на несоблюдение закона самостоятельно или на основании обращения к ним.

Возглавляет эту структуру Генеральный прокурор Российской Федерации. Его назначает Совет Федерации по рекомендации Президента РФ. Нормативной базой ее функционирования является Конституция и Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

Что такое полиция

Полиция — это организация, входящая в систему инстанций и структур МВД РФ. Издревле похожие задачи выполнял разбойный приказ, который был создан в XVI в. Основные функции — борьба с преступностью и обеспечение безопасности в обществе. Была образована из милиции в результате реформы 2011 г.

Полицейские расследуют большинство уголовных дел: кражу, разбой, изнасилование, хулиганство и т.д. Ее деятельность регулируется Федеральным законом «О Полиции» № 3-ФЗ от 07 февраля 2011 г. Представителями полиции являются, в том числе оперуполномоченные и участковые.

Разница между полицией и прокуратурой

У этих органов много общего, так как они способствуют нормальному функционированию общества и уменьшению преступлений и нарушений прав, а основные отличия содержатся в их принадлежности к разным ветвям власти и полномочиях.

Характер деятельности

Полиция входит в систему органов исполнительной власти и подчинена Министерству внутренних дел РФ и Президенту. Прокуратура, согласно Конституции, не относится ни к одной из ветвей государственной власти, поэтому может проводить проверки остальных структур и пресекать нарушения закона.

Задачи организаций

В обязанности всех правоохранительных органов входит обеспечение социального спокойствия и безопасности населения.

Функции и направления деятельности прокуратуры:

    проверка соблюдения законов органами государственной власти и должностными лицами;

Задачами полиции являются:

  • защита жизни и здоровья населения;
  • охрана правопорядка;
  • обеспечение безопасности дорожного движения;
  • охрана прав собственности;
  • контроль за оборотом наркотиков;
  • исполнение административных наказаний;
  • контроль за оборотом оружия;
  • экспертная деятельность;
  • пресечение незаконной миграции;
  • борьба с коррупцией;
  • противодействие экстремистской деятельности;
  • борьба с преступными группировками;
  • рассмотрение заявлений граждан о преступных посягательствах;
  • уголовный розыск и др.

Взаимодействие с судебной властью

Только суды могут осуществлять правосудие, судебная власть независима, поэтому с ней можно только взаимодействовать, но не оказывать влияние.

Прокурор может выступать стороной в судебном разбирательстве, давать заключения по вопросам, подавать представления на судебные решения. Например, прокурор может быть процессуальным истцом в гражданском процессе в делах о выселении, защите материнства и детства, социальной защите и т.д.

Таким образом, полиция — структура исполнительной власти, а прокуратура — независимая система органов надзора и контроля за компаниями и гражданами, законностью в социуме. Обе службы являются правоохранительными, но прокуратура занимается более тяжкими преступлениями и нарушениями закона.

Как написать жалобу в прокуратуру на бездействие полиции?

Основной целью полиции является оперативное реагирование на нарушение прав граждан. Однако поведение сотрудников органов внутренних дел зачастую не только не соответствует нашим ожиданиям, но и нарушает закон. Чтобы защитить свои права, в данном случае можно написать заявление в прокуратуру на полицию.

Когда можно жаловаться в прокуратуру на ОВД?

Основанием для обращения в прокуратуру с заявлением о противоправных действиях органов внутренних дел может служить любое нарушение со стороны сотрудников полиции. Возможность обжалования действий сотрудника полиции прямо предусмотрена статьей 53 ФЗ «О полиции». Тем не менее жаловаться прокурору имеет смысл только после обращения во все доступные инстанции в рамках органов МВД. В противном случае прокуратура все равно перенаправит жалобу в полицию. Поэтому обращению прокурору должны предшествовать следующие этапы:

  • обращение к руководителю отделения полиции, к которому относится сотрудник, нарушивший закон;
  • жалоба в региональное управление МВД;
  • заявление в Управление собственной безопасности (УСБ). Данная структура создана в рамках МВД с целью осуществления надзора за соблюдением законности сотрудниками полиции;

Если все предшествующие действия не дали результата, можно обращаться к прокурору по месту жительства.

Какие нарушения со стороны сотрудников полиции рассматривает прокуратура?

Прокуратура занимается общим контролем за соблюдением законодательства и обязана рассматривать все обращения граждан о нарушенных правах. Поэтому в данный надзорный орган можно обращаться в случае, если сотрудниками ОВД были нарушены права заявителя, вне зависимости от степени тяжести нарушения.

Сотрудники полиции обязаны действовать в соответствии с законом. Нормативную базу, регулирующую права и обязанности полицейских, составляют:

  1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», глава 3 которого посвящена правам и обязанностям сотрудников полиции;
  2. Приказ МВД России от 30.04.2012 № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан»;
  3. Приказ МВД России от 29.03.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности»;
  4. Другие нормативные акты, регулирующие конкретную сферу деятельности полиции, к примеру, регулирование дорожного движения.

Наиболее распространенными случаями несоблюдения полицейскими законодательства являются:

  • хамство и оскорбления со стороны сотрудника ОВД. Такие действия не только запрещены полицейским при исполнении, но и являются административным правонарушением;
  • проверка документов, обыск и личный досмотр без законных оснований. Сотрудник обязан пояснить основания совершения данных действий. Кроме того, для проведения личного досмотра и обыска существует регламентированная законом процедура, а обыск вообще не может быть проведен в отсутствие судебного решения;
  • незаконное задержание. Процедура задержания регламентирована статьей 14 ФЗ «О полиции», содержащей перечень оснований для задержания и порядок задержания. В частности, полицейский обязан представиться и предъявить удостоверение, а также разъяснить причину и основания задержания;
  • вымогательство взятки за совершение каких-либо действий;
  • безосновательный отказ в возбуждении уголовного дела. При наличии каких-либо признаков преступления полицейский не вправе отказывать в возбуждении уголовного дела;
  • бездействие, т.е. невыполнение полицейским предусмотренных законом обязанностей. В частности, если не проводится проверка по поданному заявлению или проводится ненадлежащим образом, не ведется расследование по возбужденному делу и т.д.

Как писать жалобу в прокуратуру?

Хотя установленной законом формы заявления в прокуратуру на бездействие ОВД не существует, и его можно составлять в свободной форме, определенные законодательные требования к его содержанию все же имеются. При их несоблюдении жалоба прокурором не рассматривается и возвращается заявителю. Так, в соответствии с «Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (далее – Инструкция о порядке рассмотрения обращений), обращение прокурору должно содержать:

  1. Если заявление подается в письменном виде, сначала составляется шапка документа, которая включает следующую информацию:
    • наименование органа, в который подается заявление (т.е. наименование конкретной прокуратуры, к примеру – Тверская межрайонная прокуратура г. Москвы), либо ФИО конкретного прокурора;
    • данные заявителя: ФИО и почтовый адрес, куда будет направляться ответ на заявление;
    • изложение существа обращения. Анонимное обращение прокурором рассматриваться не будет!

Далее пишется название документа (к примеру, «Жалоба на бездействие сотрудников полиции»), после которого излагается суть жалобы. В конце в обязательном порядке ставятся подпись заявителя и текущая дата. При необходимости прилагаются копии документов, подтверждающих изложенные в жалобе обстоятельства.

Также, в заявлении не могут содержаться нецензурная брань, оскорбления и угрозы, в противном случае прокурор оставит обращение без рассмотрения.

Различие полиции и прокуратуры?

Чем занимается полиция,а чем прокуратура? В чем различие между ними и к кому обращаться?
Именно эти вопросы иногда вводят в ступор достаточно большое количество юридически неподкованного населения.
Достаточно часто граждане задают вопрос — куда же мне обращаться при нарушении моих прав?
Для более легкого ответа в будущем на этот вопрос давайте попробуем разобраться в полномочиях данных органов.

Прокуратура — это система органов, которые действуя от имени государства осуществляют надзор за тем, как соблюдаются свободы и права граждан, иными словами в ее задачу входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории.
Исходя из определения, что такое прокуратура, можно сказать, что главной ее деятельностью является надзор.
Цель надзора:
единообразное и точное исполнение законодательства на территории РФ всеми организациями,должностыми лицами и гражданами.
Общая деятельность прокуратуры определены ФЗ «О прокуратуре РФ».

Учитывая закон «О прокуратуре», выделяют следующие виды надзора:
1.За выполнением закона министерствами, комитетами, службами и другими органами власти.
2.За соблюдением прав граждан.
3. За выполнением закона органами, которые осуществляют дознание, предварительное следствие, оперативно-розыскную работу.
4.За выполнением работы приставами.
5. За следованием законам органов, применяющих меры наказания, назначенные судом.

На органы прокуратуры также возлагается обязанность по координации работы правоохранительных органов.

Любой гражданин может обратиться в прокуратуру, если им выявлено нарушение законодательных норм, а также ограничение, не основывающееся на законах РФ. Достаточно написатьзаявление с указанием выявленных нарушений.

B2.Полиция
Полиция-
это система государственных органов, призванных обеспечивать охрану общественного порядка, безопасность граждан и общества, предупреждать, выявлять, пресекать и раскрывать преступления и иные правонарушения, а также выполнять некоторые другие функции.
Общая деятельность полиции определена ФЗ «О полиции ».

Что входит в государственные услуги полиции?
1.полиция принимает заявления, сообщения граждан об административных правонарушениях
2.полиция принимает сообщения, заявления граждан, о преступлениях
3.полиция принимает заявления, сообщения о происшествиях
4.полиция принимает решения и рассматривает обращения, заявления, сообщения граждан
5.полиция принимает меры по сообщениям, уведомлениям, заявлениям

B3.Отличие между полицией и прокуратурой.
По сути у двух органов одна и та же цель не допустить нарушение прав и свобод граждан, обеспечить им безопасность путем своевременного реагирования на правонарушения и преступления. Однако несмотря на это средства по ее достижению и полномочия у органов разные.

1.Исходя из определения.
Исходя из определения данных понятий можно сделать вывод,что прокуратура осуществляет в большей своей части надзор (это наблюдение и постоянный присмотр за исполнением законодательства),а полиция обеспечивает в большей своей части охрану (совокупность мер, направленных на предупреждение и своевременную защиту охраняемого от внешних и внутренних угроз).

2.Характер деятельности.
Полиция является представителем исполнительной власти, поскольку входит в структуру, высшим звеном которой является министерство внутренних дел. Прокуратура является органом надзора, она осуществляет контроль за деятельностью всех органов власти, проводит соответствующие проверки и в случае выявления нарушений, принимает соответствующие меры к привлечению нарушителей к ответственности. Органы прокуратуры также проводят проверку деятельности сотрудников полиции на предмет нарушения закона и ограничения прав людей.

3.Предмет деятельности
Прокуратура осуществляет контроль и надзор за выполнением законодательства во всех сферах – трудового права, гражданского, семейного и уголовного.
Если к примеру, человек имеет жалобы на работу ЖЭКа, он приходит в прокуратуру, пишет заявление и в течении одного месяца с даты его получения, следователь должен принять решение какие меры следует принять к предприятию. В ходе рассмотрения заявления сотрудник прокуратуры может направлять соответствующие запросы, проводить проверки, вытребовать документы и проводить допросы.

. ВАЖНО.
Что касается уголовных дел, прокуратура занимается только тяжкими и особо тяжкими преступлениями, преступлениями, вызвавшими резонанс в обществе, которые отличаются особой сложностью.

В полицию человек обращается в случае кражи, убийства, изнасилования или дорожно-транспортного происшествия( В течении трех дней с момента получения заявления, следователи полиции должны принять решение возбуждать уголовное дело или же отказать в этом)

4.Взаимодействие с судом
Возбудив уголовное дело, органы полиции осуществляют оперативно-розыскные мероприятия с целью доказательства вины подозреваемого, для чего ищут улики, допрашивают свидетелей, проводят очные ставки и следственные эксперименты. Все эти действия проводят, чтобы собрать как можно больше доказательств по делу для передачи материалов в прокуратуру, которая после передает дело в суд.
В отличие от полиции прокурор может быть стороной в судебном процессе, быть государственным обвинителем и при этом может вступить в него на любой стадии рассмотрения дела, имея право при этом реализовать все права участников процесса.

Итак,можно сделать вывод :
Полиция — огран исполнитиельной власти, а прокуратура — надзорный орган. Прокуратура расследует преступления как правило тяжкие и особо тяжкие, резонансные дела, либо отличающиеся особой сложностью( по трудовым спорам, по семейным делам, по совершению преступлений, по проблемам на производстве, с жалобами на коллекторные фирмы, по пропаже людей, по вопросам, связанным с гражданскими делами и вопросам ЖКХ и т.д )
В полицию, в основном, идут по уже совершенным преступлениям. (Это кражи, побои, аварии на дороге и т.д.)

«Петровка, 38»

У милиции и прокуратуры и задачи во многом схожие, и цель единая — обеспечить безопасность граждан. Но вот только в сознании людей давно укрепилось мнение, что эти правоохранительные структуры пребывают в вечном споре. О том, как строятся взаимоотношения милиции и прокуратуры на самом деле, рассказывает старший помощник прокурора Тушинской межрайонной прокуратуры СЗАО г. Москвы младший советник юстиции Анна Октябрьская, которая не один год тесно сотрудничает с подразделениями по делам несовершеннолетних УВД по СЗАО.

—Анна Владимировна, какое направление в работе вы ведете?
— Приоритетное направление в моей работе — контроль за тем, как соблюдаются права и учитываются законные интересы детей с момента рождения до совершеннолетия. Родильные дома, поликлиники, детские сады, школы, высшие и средние специальные образовательные учреждения, досуговые учреждения, биржи труда, занимающиеся трудоустройством несовершеннолетних, дома ребенка, детские дома, комиссии по делам несовершеннолетних, подразделения по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства — то есть деятельность всех организаций, которые занимаются детьми, попадает в мое поле зрения. Под надзором Тушинской межрайонной прокуратуры находятся 5 районов Северо-Западного округа: Северное и Южное Тушино, Покровское-Стрешнево, Митино, Куркино.
— Что еще в себя включает ваша деятельность?
— Прокуратура не столько карательный орган, сколько орган надзора, профилактики. У нас развито такое направление в работе, как чтение лекций для школьников. Стали традиционными встречи сотрудников прокуратуры с воспитанниками детского дома № 12, расположенного на территории района Южное Тушино. Дети приходят к нам на специально организованные круглые столы, куда приглашаются руководители прокуратуры, муниципалитета, представители правоохранительных органов. Ход беседы на подобных встречах зачастую определяют сами воспитанники. Судьба у подростков непростая, и вопросы они задают интересные, жизненные. Спрашивают, какое понесут наказание их сверстники, совершившие правонарушение или преступление, просят больше рассказывать о правилах поведения, о правах ребенка и об ответственности за нарушение законов. Интересуются, как вести себя с сотрудниками милиции в различных ситуациях.
— Взаимоотношения с милицией — очень актуальная тема. О сотрудниках правоохранительных органов говорится и пишется много негативного. Поступают ли к вам жалобы на стражей правопорядка? Какого они характера?
— За последние несколько лет жалоб на неправомерные действия сотрудников милиции в отношении несовершеннолетних не поступало. Единственный прецедент произошел два года назад, и мы проводили служебную проверку сотрудников ГНР ОВД по району Южное Тушино.
— Если можно, расскажите об этом.
— На территории района сотрудниками патрульно-постовой службы была задержана и доставлена в ОВД несовершеннолетняя девочка, которая ночью находилась на улице без сопровождения взрослых. Эта мера вполне законна и предусмотрена государством в целях профилактики подростковой преступности, а также предотвращения правонарушений в отношении детей. Чуть позже в дежурную часть доставили ее сестру. В ходе проверки выяснилось, что мать девочек находится в Санкт-Петербурге, а забрать их из милиции больше некому. В таких случаях подростков помещают в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ГУВД по г. Москве для последующей передачи детей законным опекунам. При отправлении девочек в ЦВСНП, а точнее в момент посадки сестер в машину ГНР, одна из них сломала ногу.
Через два дня мать вернулась из поездки, забрала дочерей из ЦВСНП и обратилась в прокуратуру с жалобой на сотрудников милиции, которые, по ее словам, нанесли девочке телесные повреждения. Была проведена проверка и вынесен отказ о возбуждении уголовного дела в отношении стражей правопорядка. В результате судебно-медицинской экспертизы было установлено, что перелом она получила исключительно по собственной неосторожности. Это подтвердили и свидетели происшествия.
— Сегодня все чаще общество критикует работу органов опеки и попечительства: якобы сотрудники формально относятся к своим обязанностям и необоснованно строги к некоторой категории граждан. Это действительно так?
— Ситуации бывают разные. Приведу такой пример. История началась давно, но до сих пор в ней не поставлена точка. Девочка практически сразу после рождения попала в социальный приют для детей-сирот. Ее мать была лишена родительских прав по решению суда (женщина злоупотребляла спиртным), а отец, хоть и не был лишен родительских прав, но пребывал в местах лишения свободы.
Ребенок рос в приюте до семи лет, и вдруг в органах опеки и попечительства появляется родной отец и заявляет, что хочет заниматься воспитанием дочери. Мужчине объяснили, какие для этого необходимо представить документы. Он предъявил лишь справку о том, что живет на территории Северо-Западного округа Москвы, но ни документов с места работы, ни справки о доходах у него на руках не было. Ему было отказано в оформлении опеки над дочерью.
Отец обратился с жалобой в прокуратуру, предварительно собрав все необходимые документы и даже приложив положительную характеристику с места работы. Мы приняли решение в пользу отца. Удовлетворили его жалобу, признали действие сотрудников органов опеки и попечительства неправомерными и позволили мужчине общаться с дочерью. Было определено время, когда он может забирать ребенка и когда должен приводить обратно в приют. Девочка уже пошла в первый класс, ей надо было соблюдать строгий распорядок дня, но выходные она могла проводить вместе с отцом.
В один из дней в назначенное время мужчина ребенка в приют не вернул. Воспитатели заволновались, стали обзванивать родных девочки. Неожиданно она появилась в приюте. Ее привела посторонняя женщина.
Психолог, побеседовав с девочкой, узнала, что произошло. Оказалось, отец, забрав дочь из приюта, привез ее в квартиру матери, которая окончательно спилась, и оставил ночевать там. Ей пришлось спать на полу с нетрезвой мамашей. После такого свидания с родителями ребенок заявил воспитателям: «С папой я больше видеться не хочу!»
Но история на этом не закончилась. Мужчина отнес жалобу не только в прокуратуру, но и в суд. Как только стало известно, каким образом проходили часы общения дочери с отцом, работники органов опеки и попечительства подали встречный иск на лишение мужчины родительских прав. И он, намереваясь заручиться поддержкой общественности, обратился на центральное телевидение в программу «Участок». В эфире отец рассказал душещипательную историю о том, как сотрудники ПДН и работники органов опеки и попечительства хотят лишить его возможности растить собственную дочь. На передаче присутствовали его мать и сестра, которые изображали любящих родственников, выставляя милицию и муниципальных работников жестокими и бессердечными людьми, вмешивающимися в судьбу семьи. Передача вышла преждевременно, в судебном споре еще не была поставлена точка, а подобное поведение истца можно было расценить как давление на суд.
— В средствах массовой информации любят поднимать вопрос о неправомерных действиях сотрудников милиции и органов опеки и попечительства. В газетных статьях и телевизионных репортажах частенько звучит, что работники опеки и инспекторы ПДН, если захотят, любого могут лишить родительских прав. Так ли это?
— К сожалению, зачастую та информация, которая появляется в СМИ, настолько однобокая, необъективная и искаженная, что разобраться, где правда и где вымысел, не так-то просто. Скажу одно: у работников органов опеки и попечительства определенная позиция. Если родители искренне хотят воспитывать ребенка и делают все возможное, чтобы вернуть его в семью, то опека никогда не будет препятствовать этому.
Поверьте, процедура лишения родительских прав очень сложная. Чтобы просто изъять ребенка из семьи, сотрудникам ПДН и работникам органов опеки и попечительства необходимо иметь веские основания, которые четко прописаны в статье 64 Семейного кодекса РФ. А уж решение лишать или не лишать родителей прав воспитывать чадо принимает только суд.
— Случалось ли, что суд принимал решение вопреки заключению органов опеки и попечительства и допускал ошибку?
— В моей практике был такой случай. Впоследствии произошла трагедия. В суде слушалось гражданское дело об определении порядка проживания несовершеннолетних детей, принималось решение, с кем из родителей они будут жить. Работники органов опеки и попечительства дали заключение, что дети должны остаться с отцом, но спор в суде разрешился в пользу матери. Женщина была верующая до фанатизма, соблюдала все религиозные посты и заставляла малышей поститься вместе с ней. Работники органов опеки и попечительства и сотрудники ПДН регулярно посещали эту семью, пытались повлиять на женщину. Она была непреклонна, и в один из самых строгих постов случилось непоправимое. После продолжительного голодания и резкого выхода из него хрупкий детский организм не выдержал — малыш умер.
— Как вы оцениваете работу сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних УВД по СЗАО города Москвы?
— С нынешним начальником ПДН УВД по СЗАО Ольгой Данилиной у нас установилось тесное и плодотворное сотрудничество, она знает и любит свое дело, искренне переживает за каждого ребенка, попавшего в поле зрения правоохранительных органов. Наблюдая за тем, как она налаживает контакты со всеми организациями, которые занимаются детьми, как строит рабочий процесс, как радеет за каждое дело, вникает в каждую мелочь, как помогает своим сотрудникам, я уверена, что служба эта в надежных руках.
— Спасибо за интересную беседу.

Беседовала Ольга ТАРАСОВА,
фото автора

Основные функции и задачи прокурорского надзора за деятельностью полиции

Дата публикации: 22.04.2018 2018-04-22

Статья просмотрена: 2360 раз

Библиографическое описание:

Ануфриева, Ю. Б. Основные функции и задачи прокурорского надзора за деятельностью полиции / Ю. Б. Ануфриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49673/ (дата обращения: 20.11.2020).

Актуальность проблемы данного вопроса заключается в том, что за последние несколько лет нормативно-правовые акты, которые регламентируют как деятельность полиции, так и органы прокуратуры были пересмотрены законодательными органами, а также соответственно ведомственными структурами. Глобальные реформы, которые были проведены в сфере деятельности полиции, требуют организации и осуществления на высоком уровне эффективности прокурорского надзора, так как в основе укрепления обеспечения правопорядка (безопасности) лежит организация работы прокуратуры и полиции.

Ключевые слова: полиция, прокурорский надзор, Конституция, прокуратура, нарушение законности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) «Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации» (далее ФЗ от 17.01.1992 N 2202–1) [4].

Статьей 52 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон № 3-ФЗ от 07.02.2011), определено, что «надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законодательством» [5].

Прокурорский надзор определяется совокупностью связанных между собой положений носящий общетеоретический, правовой, методический характер, который раскрывается, прежде всего, в определении предмета, целей и задач прокурорского надзора, а также его функциональности и содержательности деятельности прокуратуры по обеспечению законности, правопорядка (безопасности).

По сути, прокуратура — это орган государства, который стоит на защите прав и свобод человека и гражданина (законных интересов страны).

Поэтому с точки зрения как научного, так и практического подхода, задачи прокурорского надзора должны рассматриваться путем условного разделения их на три вида: общие, специальные и частные.

Общие задачи, которые определяются Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398 [1], ФЗ от 17.01.1992 N 2202–1 [1], а также рядом отраслевых законодательств (уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 31.12.2017)/ «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921, далее УПК РФ [2], Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532, далее ГПК РФ [3] и т. д.) заключаются в укреплении законности и охране от различного рода посягательств. Специальные задачи, объем и содержание которых определяются направлениями прокурорского надзора, являются одновременно и общими задачами, так как они вносят конкретику в их решения (своевременное выявление всех незаконных актов, издаваемых субъектами, недопущение безнаказанности). Частные задачи более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные и различаются в зависимости от направления прокурорского надзора от вида применяемого средства, от конкретных условий, в которых осуществляется прокурорский надзор. Примером этому может служить своевременное получение информации о конкретном нарушении закона, истребования материалов для проверки, опротестование незаконных приговоров и решений суда и прочее. При этом целями решения частных задач служит результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, в частности ее важнейшая функция — прокурорский надзор.

Законодательными органами вопросы, связанные с деятельностью полиции были существенно пересмотрены. Прежде всего, эти вопросы, связанны с регулированием миграционной политики; отбывания административного ареста; осуществлением контроля за иностранными гражданами; оборота оружия; обеспечения экономической безопасности; пресечения коррупции; в области лицензионно-разрешительных работ; дорожной безопасности и выдачи (обучения) водительских удостоверений и другие.

С учетом, сложившихся изменений, органы прокуратуры также должны пересмотреть свои надзорно-контрольные функции по вышеуказанным направлениям. А причиной отдельного выделения вопросов осуществления прокурорского надзора над полицией, является то, что полиция Российского государства, в отличие от иных федеральных органов исполнительной власти, является основным субъектом обеспечения исполнения политики государства в сфере правопорядка и безопасности.

Поэтому прокурорский надзор за деятельностью полиции, являясь особым видом полномочий прокурора, в целях обеспечения верховенства законов, должен обеспечивать и контролировать соблюдение Конституции Российской Федерации и иных законов всеми сотрудниками органов внутренних дел МВД Российской Федерации.

Немаловажный аспект при осуществлении прокурорского надзора заключается в том, что органы прокуратуры «не подменяют иные государственные органы», иными словами, органы прокуратуры, осуществляя прокурорский надзор, не должны дублировать выполнение функций, которыми наделены органы полиции.

Осуществление прокурорского надзора выражается в применении актов прокурорского реагирования, вынесенных по результатам проведенных проверок на основании поступивших обращений, заявлений и жалоб граждан, юридических лиц на противоправные действия полиции.

В статье 53 Закона № 3-ФЗ от 07.02.2011 закреплено, что «действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд» [5].

Таким образом, обжалование незаконных действий сотрудников полиции, является наиболее важным способом защиты своих прав и свобод граждан и иных субъектов и восстановления нарушенных интересов.

С другой стороны, это также является эффективным средством укрепления законности в деятельности полиции, борьбы с волокитой, должностными злоупотреблениями, бюрократизмом и прочее.

Предметом обжалования могут являться любые действия или бездействие сотрудников полиции, в результате которых нарушаются права и свободы субъектов; создаются препятствия для их осуществления, в случае если в отношении данного субъекта незаконно возложена какая-либо обязанность либо незаконно привлечен к ответственности.

Порядок приема и рассмотрения обращений граждан осуществляется в соответствии с положениями Приказа Генеральной прокуратуры России от 30.01.2013 N 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» [6].

В целях реализации своих основных полномочий по осуществлению прокурорского надзора, прокурор вправе беспрепятственно находится на территории и в помещения в органах полиции, истребовать материалы и документы, касающихся вопросов прокурорской проверки, требование объяснений от должностных лиц полиции и граждан по факту нарушения законности.

В случае установления фактов нарушения законности, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении с привлечение к ответственности лиц, нарушивших закон, либо к иной установленной законом ответственности, выносит мотивированное постановление об освобождении лиц, которые были подвергнуты незаконному к административному задержанию несудебных органов; выносит протест на правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

Рассмотрим более подробно акты прокурорского реагирования, наиболее часто применяемые в отношении сотрудников полиции:

Протест прокурора или его заместителя приносится на правовой акт, который противоречит закону в орган или должностному лицу, издавшие этот акт. Срок рассмотрения протеста осуществляется в течение 10 дней с момента его поступления. В случае, если обстоятельствами требуется немедленное устранение нарушения, прокурор вправе сократить срок рассмотрения протеста.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, который уполномочен устранить допущенные нарушения. Срок устранения допущенных нарушений устанавливается в течение месяца. Уполномоченные органы обязаны в течение месяца со дня внесения представления предпринять меры по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Вынесение прокурором мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению уполномоченным органом или должностным лицом в срок, установленный законом.

Предостережение о недопустимости нарушения закона, выносится прокурором в целях предупреждения правонарушений со стороны должностных лиц полиции, а также, при получении сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Одной из составляющих функции прокуратуры является прокурорский надзор в уголовно применительной практике.

Статьей 37 УПК РФ [2] определены основные полномочия прокурора в ходе осуществления уголовного преследования.

Из анализа данной статьи следует, что в полномочия прокуратуры входит осуществление контроля при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В случае выявления фактов нарушений уголовного законодательства по материалам, находящихся в производстве прокуратуры, при наличии повода и оснований возбуждения уголовного дела, выносит постановление и направляет материалы в следственные органы или органы дознания.

На протяжении всего периода расследования, прокурор в пределах своих полномочий, дает письменные указания по устранению нарушений законодательства, которые были допущены в ходе дознания или предварительного следствия.

На прокурора возложена обязанность, связанная с вопросами избрания, отмены или изменения меры пресечения, а также иных процессуальных действий, проверяет законность и обоснованность решений должностных лиц об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела; рассматривает вопросы, в пределах полномочий по заключению соглашений о сотрудничестве, в порядке предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством; отменяет постановления нижестоящего прокурора, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя; в случае необходимости отстраняет дознавателя от дальнейшего производства расследования; в случае разрешения вопроса по подведомственности, на основании мотивированного решения, производит изъятие уголовного дела у органа дознания и передает его следователю; утверждает постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу; возвращает уголовное дело дознавателю, следователю для производства дополнительного расследования и прочее. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение или отказывается от осуществления уголовного преследования.

Из анализа, приведенных правовых актов мы видим, что прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законом осуществляемые прокурорами, наделены законодательством комплексом универсальных полномочий, которые предоставляют широкие возможности для предотвращения, выявления и пресечения нарушений законов должностными лицами органах полиции.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 31.12.2017)/ «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) /«Собрание законодательства РФ», 20.11.1995, N 47, ст. 4472
  5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» /«Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 900
  6. Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 05.07.2017) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»// Первоначальный текст документа опубликован в издании «Законность», N 4, 2013.
Читать еще:  Административное выдворение иностранных граждан за пределы РФ в 2020 году
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector