Ограничение права собственности на земельные участки

Ограничение права собственности на земельные участки

Ущемление прав на землю: почему и как устанавливаются ограничения на использование участка?

Некоторые владельцы земельных участков сталкиваются с тем, что их права на использование недвижимого имущества ущемляются властями. Это вызывает ряд неудобств и проблем. Не всегда подобное решение муниципальных или государственных органов является справедливым. Важно понимать, что собой представляет ограничение прав на землю, когда и при каких условиях оно вводится, подлежит ли оспариванию.

Общая характеристика обременений в использовании земельных участков

Многие граждане думают, что обременение и ограничение прав – это одно и то же. Но в земельном праве эти понятия различаются. Так, под обременением подразумевают наличие дополнительных обязанностей по содержанию и пользованию имуществом, установленных по соглашению сторон и в рамках действующего законодательства.

Ограничение – это наличие ущемлений, запрещений, которые стесняют права собственника на принадлежащий ему объект и введены в интересах общества, государства.

Ограничения права собственности на землю устанавливаются в соответствии с Земельным кодексом, Конституцией РФ и некоторыми федеральными законами. Инициатором его введения выступают государственные или муниципальные власти.

Иногда запрет на пользование и распоряжение участком устанавливается судебным решением. В третьем пункте статьи №55 Конституции России приведена возможность ограничения свобод и прав человека, но лишь в той мере, в какой это требуется для защиты здоровья, нравственности, обеспечения безопасности и обороны страны.

Особенности ограничения прав на надел:

  • может быть обжаловано в судебном порядке;
  • сохраняется при переходе имущества к другому собственнику;
  • может быть наложено на весь участок или его определенную долю;
  • подлежит государственной регистрации.

Виды и основания

Гражданам надо понимать, какие земли подлежат ограничению в использовании. Цели введения ущемлений и запретов на надел могут быть разными. Поэтому наложить ограничение власти могут на любой участок.

Чаще всего – это земли, расположенные около промышленных объектов и охранных зон. Ограничения в правах делятся на виды по характеру ущемления, сроку действия, типу земли.

В законодательстве России выделяют два вида ограничений прав на землю:

  1. запрет на оборот надела. Ущемляет права собственника на распоряжение участком. Это означает, что владелец имущества не может его продать, обменять, сдать в аренду, подарить и т.п. Регламентируется статьями №15 и 27 ЗК РФ, а также третьей статьей ФЗ №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  2. ограничение на использование надела. Устанавливается с целью соблюдения интересов и прав других природопользователей, сохранения особо охраняемых территорий, ландшафтов, обеспечения нормального функционирования промышленных, транспортных объектов и инженерной инфраструктуры. Регламентируется статьей №56 ЗК РФ.

По сроку действия ограничения прав на землю бывают двух видов:

  1. бессрочные. Вводятся на постоянной основе;
  2. временные. Устанавливаются на определенный период.

Основания для ограничения прав на земельный участок:

  • надел физлица расположен на территории санитарной зоны. Гражданин использует землю ненадлежащим образом;
  • на участке по контракту с муниципальными или государственными органами запланировано строительство транспортных магистралей, объектов недвижимости;
  • надо сохранить естественные пути миграции животных и птиц;
  • на земле расположены культурные или исторические, архитектурные памятники;
  • на участке найдены редкие растения и животные, которые занесены в красную книгу и нуждаются в сохранении;
  • необходимость проведения ремонтных работ сетей коммуникаций, проходящих через участок, или технических сооружений, которые на нем расположены.

Также ограничения прав на надел могут устанавливаться с такой целью:

  • надо обеспечить нерушимость конституционного строя;
  • необходимо повысить обороноспособность государства;
  • имеется потребность в защите прав и законных интересов других физических лиц;
  • нужно обеспечить стабильность страны.

Все остальные случаи ограничения права собственности на землю считаются незаконными и расцениваются как покушение на частное имущество.

Порядок ограничения, приостановления и запрещения пользования

При наложении ограничений на использование и распоряжение частной собственностью важно придерживаться установленного алгоритма действий. Иначе владелец имущества сможет оспорить решение в суде и добиться восстановления в правах и денежной компенсации морального вреда.

Порядок введения ограничения на земельный участок:

  1. муниципальные или государственные органы власти проводят заседание, на котором решают наложить на определенный участок земли ограничение. Выбирается вид и срок ущемления прав на недвижимое имущество. Оформляется протокол, составляется акт. Подготавливаются бумаги, доказывающие необходимость ущемления прав гражданина на надел;
  2. решение доносится до владельца недвижимости. Объясняются цели, причины и сроки, характер ущемления его прав на участок. Предоставляется составленный и подписанный на заседании протокол и акт;
  3. проводится регистрация ограничений в Росреестре.

Как оспорить в судебном порядке?

Подавать иск разрешается с момента получения официального уведомления о наложении на надел некоторых запретов по его использованию. Обращаться в судебную инстанцию рекомендуется при условии, если собственник земли уверен в том, что решение администрации противоречит положениям действующего законодательства.

В противном случае, гражданин не добьется поставленной цели, а лишь понесет финансовые траты на сбор необходимых документов и подачу искового заявления. Важно наличие хорошей доказательной базы.

Подобные дела в суде рассматриваются часто. Но требование истца удовлетворяется редко. Это в большей степени объясняется отсутствием четко обоснованной позиции защиты. Поэтому рекомендуется при планировании подавать заявление в суд, обратиться за помощью к квалифицированному и опытному юристу.

Специалист поможет грамотно обосновать позицию и составить иск, подготовить доказательную базу. Для обжалования решения государственных или муниципальных органов о наложении ограничений на права пользования участком, нужно придерживаться стандартного алгоритма действий.

Порядок обжалования состоит из таких этапов:

  • подготовить доказательную базу;
  • сформировать пакет документов, необходимый для подачи иска;
  • обратиться в суд;
  • написать заявление. Предоставить комплект бумаг специалисту;
  • получить квитанцию на оплату госпошлины. Перевести требуемую сумму денег на указанные реквизиты. Предоставить чек об оплате специалисту;
  • получить расписку о приеме документов;
  • принять участие в заседаниях. Рекомендуется заручиться поддержкой адвоката. Земельные вопросы сложные и требуют знания действующих законов;
  • дождаться принятия судьей решения.

Таким образом, ограничение прав на землю может вводиться государственными или муниципальными властями с целью охраны природы, обороны страны, проведения ремонтных работ и т.п. Обязательно оно оформляется актом, который предоставляется собственнику надела для ознакомления.

Затем ущемление прав регистрируется в стандартном порядке. Владелец участка имеет право обжаловать решение администрации в суде. Но, как показывает практика, без опытного адвоката это сделать крайне сложно. Поэтому в случае наложения ограничений на надел, рекомендуется сразу обратиться к юристу за помощью.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24 , Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38 , Регионы 8800-350-97-52

Статья 56. Ограничение прав на землю

1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

4. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

5. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

6. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

7. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Комментарий к Ст. 56 ЗК РФ

1. Комментируемая статья регламентирует установление ограничений прав на землю в административном порядке, связанных прежде всего с обеспечением публичных интересов. Данные ограничения следует рассматривать в соотношении с устанавливаемой для земель или земельного участка категорией земель или разрешенным использованием.

Положения п. 1 комментируемой статьи следуют ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. А также норме ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Читать еще:  DOC-файл документа: Договор субаренды нежилого помещения с движимым имуществом

Поскольку право собственности на землю, реализация иных прав на землю основаны на общих положениях гражданского законодательства, комментируемая статья согласуется также с нормой статьи 1 ГК, в соответствии с которой гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Перечень ограничений прав на землю, установленный п. 2 комментируемой статьи, является открытым. Часть ограничений, предусмотренных подп. 1, 2 комментируемого пункта, основаны в том числе на положениях статей Кодекса, а именно гл. XVII «Земли особо охраняемых территорий и объектов». Помимо норм ЗК следует иметь в виду и нормы иных федеральных законов, в том числе ЛК, ВК, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и др.

Требования к соблюдению правил застройки в настоящее время основаны в том числе на положениях Градостроительного кодекса.

3 — 4. Актом уполномоченного органа принимается административное решение, на основании которого устанавливается ограничение прав на землю, например решение об установлении санитарно-защитной зоны, образовании особо охраняемой природной территории. Данное решение должно соответствовать требованиям о содержании ограничений, установленным п. 2 комментируемой статьи. Акт, устанавливающий ограничение прав на землю, может быть оспорен в судебном порядке (см. п. 7 комментируемой статьи).

При рассмотрении споров суды обращают внимание на соблюдение правил установления ограничений прав на землю.

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 19 сентября 2006 г. N Ф04-6067/2006(26523-А27-29) по делу N А27-8034/06-5 было определено, что установление санитарно-защитной зоны осуществляется актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Из материалов дела следует, что Кемеровское ОАО «А.» 9 февраля 2006 г. обратилось в администрацию с заявлением об утверждении проекта и установлении размера санитарно-защитной зоны для предприятий, расположенных в районе промплощадки ОАО «А.».

Решением от 27 февраля 2006 г., изложенным в письме N 01-5/350, администрация отказала ОАО «А.» в утверждении проекта. Как указано в письме, основанием для отказа явилось отсутствие законодательно установленного порядка утверждения проектов санитарно-защитных зон.

Считая отказ, а также бездействие администрации необоснованными, ОАО «А.» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и одновременно просило обязать администрацию согласовать рабочий проект «Организация, благоустройство и озеленение единой санитарно-защитной зоны группы предприятий, расположенных в районе промплощадки КОАО «Азот», шифр 1768″ и утвердить границы санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) в соответствии с указанным проектом путем издания акта органа местного самоуправления.

Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд исходил из того, что заявитель не сослался на конкретную правовую норму, устанавливающую порядок утверждения СЗЗ и предусматривающую полномочия органов местного самоуправления утверждать СЗЗ. Суд пришел к выводу, что в силу закона администрация неправомочна принимать решения, а также своими действиями создавать и, соответственно, изменять права и обязанности в правоотношениях по установлению СЗЗ и утверждению их проектов.

Кассационная инстанция, отменяя решение арбитражного суда, исходила из следующего.

В силу подп. 1 п. 2, п. 3 ст. 56 ЗК ограничение прав на землю, в том числе определение СЗЗ, устанавливается актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

Согласно п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Из анализа подп. 1 п. 2, п. 3 ст. 56 ЗК и п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 следует, что для установления СЗЗ необходимо санитарно-эпидемиологическое заключение. И только в этом случае возможно установление санитарно-защитной зоны, при этом установление осуществляется актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

Следовательно, по мнению суда, подтверждением установления санитарно-защитной зоны является принятый в установленном законом порядке акт, утверждающий границы СЗЗ.

5. Условие, согласно которому ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, основано на том, что данные ограничения являются частью правового режима земельного участка, который не может быть изменен владельцем земельного участка самостоятельно.

6. Положения п. 6 комментируемой статьи поддерживаются нормами ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Согласно данному Федеральному закону (ст. 4) наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него. При этом ограничения (обременения) понимаются указанным Федеральным законом как наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.).

7. Решение уполномоченного органа об установлении ограничения прав на землю может быть обжаловано в судебном порядке, что также является одним из способов защиты прав на земельные участки. Обжалование осуществляется в порядке, установленном ГПК и АПК.

Статья 56. Ограничение прав на землю

СТ 56 ЗК РФ

1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) утратил силу с 4 августа 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

4. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

5. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

6. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

7. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Комментарий к Статье 56 Земельного кодекса РФ

Предусмотренные земельным законодательством права на землю, которыми могут обладать граждане и юридические лица, — право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного срочного пользования, право аренды, сервитут — в отдельных случаях могут быть ограничены.

К ограничениям прав на землю в широком смысле можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком, в том числе, например, установленные законом обязанности по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием. Однако такие обязанности распространяются на всех лиц, использующих любые земельные участки, а в комментируемой статье 56 ЗК РФ идет речь об особых условиях использования земель, т.е. дополнительно устанавливаемых ограничениях хозяйственной и иной деятельности на участках таких земель.

Например, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяет ограничения (обременения) как наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества.

Перечень, приведенный в п. 2 статьи 56 ЗК, не является исчерпывающим; ряд ограничений предусмотрены другими статьями Кодекса, а также законами об охране и использовании отдельных природных ресурсов и иными федеральными законами.

Читать еще:  Проводки госпошлина за выписку егрюл — Доброе дело

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено установление нескольких видов зон с особыми условиями использования земель.

Например, в составе земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, энергетических, особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут устанавливаться охранные, защитные, санитарные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в такие зоны, у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (п. 3 ст. 87 ЗК РФ).

Характер и виды ограничений, устанавливаемых для тех или иных зон с особыми условиями использования, в ряде случаев установлены непосредственно в ЗК РФ. Так, в соответствии со ст. 93 ЗК РФ на земельных участках в границах охранных зон объектов системы газоснабжения не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения; не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

В других случаях ЗК РФ отсылает к подзаконным нормативным правовым актам: так, в соответствии со ст. 89 ЗК РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны в порядке, определяемом Правительством РФ. В свою очередь, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, определены соответствующие ограничения.

Отдельные федеральные законы также определяют основные черты правового режима тех или иных земельных участков с особыми условиями использования. Например, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установил (ст. 27), что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Согласно статье 56 Земельного кодекса РФ, собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме хозяйственной деятельности. Такие убытки в соответствии со ст. 57 ЗК РФ подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, соответствующими бюджетами или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления защитных, охранных, санитарных зон и влечет ограничение прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

Ограничение прав на землю

Понятие ограничения прав на земельный участок подразумевает наличие определенного комплекса ущемлений или запрещений на использование, распоряжение или владение недвижимым имуществом для соблюдения интересов государства.

Ограничение прав на землю является одной из самых насущных тем для разговора. Это обуславливается тем, что мало кто из собственников земельных участков понимает свои законные права и обязанности, которыми он наделяется после регистрации права собственности. Именно поэтому раскрытие данной темы является достаточно актуальным вопросом в юридической практике.

Понятие ограничения прав на землю

Многие могут подумать, что ограничение прав на земельные участки идет в разрез с главным законом РФ – Конституцией. На самом деле это не так. В ст. 55 Конституции РФ прописано, что ограничение конкретных прав человека возможно, если это требуется для обеспечения нерушимости конституционного строя, стабильности государства, обороноспособности страны, а также соблюдения законных прав и интересов иных граждан.

Поэтому Земельный кодекс РФ в ст. 56 закрепляет, что законодатель имел в виду, вводя в юридический оборот понятие «ограничения прав на земельный участок». Если обратиться к теоретической части земельного права, то в науке происходит строгое разграничение понятий ограничение и обременение, которые накладываются на права собственника конкретного участка.

Таким образом, понятие «ограничение прав» на земельный надел подразумевает наличие определенного комплекса ущемлений или запрещений на использование, распоряжение или владение недвижимым имуществом для соблюдения интересов государства. При этом следует понимать, что подобные ограничения права на использование земельного участка не порождают собой возникновение отдельного права, но при этом накладывают ограничения на возможности собственника.

Понятие «обременение», напротив, подразумевает наложение на владельца земельного участка дополнительных обязательств по содержанию и использованию имущества, которые согласовываются двумя сторонами правоотношений.

Поэтому применять две этих дефиниции в едином контексте категорически неправильно, но они имеют непосредственную связь друг с другом, так как предполагают взаимное возникновение друг друга.

Основания ограничения прав на землю

Основные условия, которые детерминируют собой возникновение ограничений на использование земельного участка, прописаны в ст. 56 ЗК РФ. В частности, законодатель выделяет следующие основания:

  • если использование земельного участка происходит на территории санитарно-защитной зоны;
  • в качестве основания также может выступать необходимость обеспечения сохранности животного или растительного мира, архитектурных, культурных и исторических памятников, а также естественных путей для миграции животных и птиц, плодородия почвы;
  • начало или завершение строительства недвижимых объектов, транспортных магистралей по контракту с государственными или муниципальными органами, также выступает в качестве основания для ограничения прав использования земельного участка;
  • иные основания, которые предусмотрены ЗК РФ, а также федеральными и региональными законами.

Виды ограничений прав на участки земли

На сегодняшний день юристами предложена различная классификация основных ограничений прав использования земельного участка, даже если он оформлен в частную собственность. При этом в качестве основания подобной классификации включаются как субъекты, так и объекты правоотношений, а также иные факторы, которые затрагивают собой правовой статус земли. Если проанализировать современное законодательство, то можно выделить следующие виды ограничений прав:

  • Ипотека земельного участка. В данном случае в силу вступает Федеральный закон РФ под № 102-ФЗ, принятый в 1998 году;
  • Доверительное управление наделом. В данном случае подписывается официальный договор, который регламентирует собой права и обязанности со стороны субъектов соглашения (ст. 1012 ГК РФ);
  • Рента земельного участка. Данный тип основания ограничения регламентирован ст. 586 ГК РФ;
  • Арест земельного участка и запрещение совершать какие-либо действия в отношении земли (ст. 28 Закона «О государственной регистрации прав»);
  • Публичные сервитуты в качестве основания для ограничения прав прописаны в ст. 23 ЗК РФ;
  • Права требования, вынесенные в судебном порядке;
  • Резервирование земельных наделов для обеспечения государственных или же муниципальных нужд и пр.;

Перечисленные виды ограничений не являются исчерпывающими. Отдельные правовые акты также предусматривают в качестве основания для ограничения законных прав граждан аренду или субаренду земельного участка, запрет на продажу и иную реализацию земельного надела и др.

Сроки ограничения прав на земельные участки. Случаи сохранения ограничений прав на землю

Что касается вопроса о сроках наложения ограничений прав на землю, то в каждом конкретном случае он устанавливается индивидуально в соответствии с основаниями подобного запрещения.

В частности, если обратиться к такому ограничению как ипотека, то сроки определяются кредитным договором, который подписывается двумя сторонами соглашений. Что касается вопроса резервирования земель, то срок подобных ограничений прав прописан в ст. 70.1 ЗК РФ. Для обеспечения государственных нужд или муниципальных резервирование может осуществляться на срок, не превышающий 3-х лет. В отдельных ситуациях возможно увеличение данного показателя вплоть до 20 лет.

Публичный сервитут не подразумевает конкретного срока ограничения прав на пользование земельным участком. Это связано с тем, что подобный договор может быть прекращен в любое время. Для этого собственник земельного надела должен обратиться в судебную инстанцию.

Следует отметить, что в ст. 56 ЗК РФ установлено, что сохранение ограничений на земельные наделы сохраняется в том случае, если произойдет смена собственника. Подобная норма права никак не ущемляется законные интересы и права нового владельца земли.

Читать еще:  Заполнение трудовой книжки — образец 2020, правила, пример

Регистрация ограничения прав на участки земли

Ограничение прав на землю в большинстве случаев осуществляется по официальному решению судебного органа. Но, несмотря на это, подобное действие требует обязательного соблюдения законодательного порядка. В частности, необходима регистрация подобного правового ограничения. Регистрация имеет достаточно простую процедуру, но чтобы воплотить подобное действо на практике необходимо соблюдение конкретных условий, а именно:

  • госрегистрация ограничения или обременений прав возможна только при наличии сведений о регистрации самого недвижимого имущества в ЕГРП.
  • если ограничение правомочий по распоряжению и использованию земли происходит не по воле правообладателя (собственника), то регистрация возможна лишь при уведомлении владельца о наложении определенных ограничений на его права.

Регистрация ограничений или же обременений происходит в тех ситуациях, которые прописаны в нормативно-правовых актах РФ, в частности, в ФЗ «О государственной регистрации прав».

Обжалование в судебном порядке ограничения прав на землю

Если гражданин, на чьи права распространяются ограничения, не согласен с подобным решением со стороны органов государственной или же муниципальной власти, то он может потребовать защиты в судебных органах. В данном случае речь может идти о незаконном ограничении прав собственников земельных участков.

Однако здесь возникает вопрос, с какого момента владелец может произвести подобное обжалование? Если обратиться к Гражданскому или Земельному кодексам России, то найти четкой правовой нормы об этом невозможно.

Поэтому практикующие юристы основываются на пункты 6 и 7 ст. 56 ЖК РФ, выдвигая мнение о том, что именно регистрация правового ограничения является тем моментом, когда собственник может ходатайствовать об отмене подобных ущемлений и запретов. Иными словами, подобное право у субъекта правоотношений возникает исключительно в тот момент, когда он получит официальное уведомление о завершении регистрации процедуры ограничения прав на землю.

Обжалование будет удовлетворено в том случае, если истцу удастся доказать, что:

  • решение, которое принималось уполномоченными лицами, шло в разрез с современным законодательством РФ;
  • решение ущемляет законные права и интересы собственника земельного участка.

Подобные дела в суде встречаются очень часто, однако они очень сложны из-за необходимости четкого обоснования позиции истца.

Поэтому при возникновении таких споров рекомендуется обращаться за помощью к профессиональным юристам – адвокатам, которые не только соберут полный пакет документов, но и найдут правовые обоснования позиции клиента.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

Земельные отношения

Основания для ограничений прав на землю

Содержание статьи:

Вся территория России разделена по правообладанию между государством, организациями и обычными гражданами. Распределение земельных участков и их охрана находятся в ведении федеральных и региональных органов власти. Юридические и физические лица обладают определенными территориями на праве собственности, ограниченного владения или аренды.

Ограничение прав на землю возникает на основании федеральных законов, постановлений правительства и указов региональных властей. Основной регулирующий данную отрасль норматив – ФЗ № 136 «Земельный кодекс РФ» от 25.10.01 г.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Права на землю, которые могут быть ограничены

На основании земельного кодекса право пользования землей может быть ограничено для физических и юридических лиц, являющихся подданными иностранного государства. Такие лица не могут обладать территориями, которые расположены в приграничных и особо охраняемых зонах.

Ограничения при использовании земли могут возникнуть, если поблизости расположен промышленный объект специального назначения (ГРЭС, АЭС, химпроизводство). Для собственников прилегающих участков недвижимости вводятся ограничения при использовании территорий. При этом порядок владения устанавливается постановлениями правительства и указами региональных властей.

Для земель охраняемых природных заповедников и участков, занятых предметами исторической ценности, возникает определенное ограничение на владение. Эти территории могут быть использованы только в рамках культурных, туристических и исследовательских мероприятий.

Права ограниченного пользования на рассматриваемые участки устанавливаются на неопределенное время или конкретный срок. Во время длительности этого периода владелец земли может меняться, но запрет на некоторые виды деятельности передается. При бессрочном сроке ограничений в правоустанавливающем документе на землю (договорах дарения, мены, купли-продажи) перечень налагаемых запретов оговорен отдельным пунктом.

Основания для ограничения прав на земельный участок

Возможность для наложения запрета на некоторые виды деятельности на определенной территории рассматривается ЗК РФ и иными законами. Согласно этим нормативам существуют следующие основания ограничения прав на землю:

  • Защита природоохранных зон от возможного пагубного воздействия. Сохранение плодородного слоя земли и восстановление ее после эрозии или загрязнения.
  • Сохранение исторического наследия России и народов, проживающих на ее территории. Мероприятия по защите и облагораживанию таких земель.
  • Необходимость прокладки коммуникационных магистралей или путей сообщения (автомобильных, железнодорожных).
  • Установка электровышек и рекламных транспарантов.
  • Безопасное использование предприятий химической и ядерной промышленности.
  • Реализация ремонтных работ на территории частной собственности с целью обслуживания коммуникационных магистралей и иных технических сооружений.
  • Сохранение естественной среды обитания для диких животных, рыб и птиц.
  • Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм при использовании земли и ее недр.

Решение по ограничению прав на землю принимается на основании ЗК РФ, актов региональных властей и органов самоуправления. Во исполнение указа владельцу участка направляется протокол решения. Если собственник рассматриваемой территории не согласен с постановлением органов власти – он может обжаловать требование в судебном порядке путем подачи соответствующего иска. Например, по поводу запрета на строительство недвижимости вблизи природоохранной зоны или технического сооружения.

После судебных разбирательств выносится компетентное решение, на основании которого определяется возможность применения или отклонения запрета на проведение определенной деятельности. Если будет признана правомерность ограничений на использование земли – судебный вердикт признается регулирующим документом. В случае неисполнения решения, у владельца прекращаются вещные права на участок, и территория изымается в пользу заинтересованной структуры.

Виды ограничений прав на земельный участок

Согласно п. 2 ст. 56 ЗК РФ существуют следующие виды ограничений прав на определенную территорию:

  • Передача полномочий муниципалитету для обслуживания магистралей и путей сообщения.
  • Определение конкретного срока начала и окончания строительства объектов недвижимости.
  • Установление периода освоения определенной территории.
  • Допуск специалистов для исследовательских мероприятий.
  • Наложение сервитута для организации прохода и проезда, если создание иного ближайшего пути невозможно.
  • Запрет добычи ресурсов, в том числе животного и растительного происхождения в особо охраняемых местностях.
  • Ограничение на оборот земельных ресурсов, которые находятся в частной собственности или во владении юридических лиц. При правопреемстве территория передается в ведение федерального или регионального органов власти.
  • Ограничения по распоряжению государственными органами земель, которые переданы под развитие жилищной индустрии.
  • Запрет для передачи во владение приграничных территорий иностранным компаниям и гражданам.

Иные виды ограничений могут устанавливаться компетентными органами и в судебном порядке.

Заключение

Запрет на осуществление определенной деятельности на конкретной территории может возникнуть в результате изыскательных мероприятий, охраны окружающей среды и иных причин. Главные особенности наложения ограничений:

  1. Запрет устанавливается пунктами федеральных законов, указов региональных властей или судебным решением.
  2. Обжаловать решение об ограничении можно в судебном порядке или вышестоящей инстанции в установленные законом сроки.
  3. В случае неисполнения законных требований владелец имущества, на которое наложен сервитут, может лишиться вещного права на рассматриваемую территорию.
  4. Срок запрета может быть ограничен по времени или быть установленным на неопределенный период. При правопреемстве ограничения сохраняются.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по основаниям для ограничения прав на землю

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Владислав. Могу ли я поставить бетонную клумбу на своем участке, чтобы проезжающие тут машины не гудели под окнами? На каком вообще основании посторонние лица пользуются моей территорией?

Ответ: Здравствуйте, Владислав. Согласно ЗК РФ и положениям судебной практики в случае, если имеется необходимость обеспечения прохода или проезда через определенный земельный участок, при отсутствии других вариантов на такой участок может быть наложен сервитут. Для наложения сервитута необходимо получить разрешение от местных властей. Если такое действие будет разрешено, в течение 10 дней после решения вам направляется соответствующее постановление. В случае неисполнения уведомления собственника о наложении определенного сервитута на участок – вы можете подать иск в суд. Если вы были уведомлены и поставили подпись – отменить ограничение будет весьма проблематично.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector