Меню

Временный ввоз товаров

Плюсом такого явления, как временный ввоз товаров является осуществление на определенный срок возможности пользования зарубежным товаром в пределах России. При этом отпадает необходимость в таможенном платеже, лицензировании и пр. Рассмотрим подробнее специфику процедуры временного ввоза товаров, которая так часто вызывает вопросы у коммерсантов.

Что означает режим временного ввоза товаров на территорию России

Явление временного ввоза товаров представляет собой операцию, за счет которой товары зарубежного производства могут употребляться в пределах Таможенного союза в определенных временных рамках. При этом полностью или в некоторой мере они освобождаются от таможенной пошлины, налога без условий нетарифного контроля с дальнейшей таможенной процедурой экспорта. В Федеральном законе РФ о таможенном регулировании в главах 33 и 37 подробно описана процедура временного ввоза.

При возникновении некоторых обстоятельств, когда в пределах Таможенного союза проходят различного рода общие мероприятия и выставки, процедура временного ввоза приобретает свою значимость и нужность по причине актуальности употребления зарубежного товара среди зарубежных компаний. Как было уже сказано выше, на время действия временного ввоза товар в полной или некоторой мере освобождается от таможенной пошлины и налогов.

Чтобы получить разрешение на временной ввоз товара, необходимо при проведении таможенных процедур идентифицировать и задекларировать данный товар. Это не требуется лишь в случае наличия договора между странами, входящими в ТС. Если зарубежный товар раньше подвергался другим таможенным операциям, его можно провести и под процедуру временного ввоза товаров, но при этом должны выполняться все условия как ранее проводимых операций, так и проводимой на данный момент процедуры.

Существует два обязательных условия ответственного и нужного выполнения процедуры временного ввоза: уплата таможенных пошлин и обратный вывоз товаров, которые были ввезены на конкретный срок. Объем выплат устанавливается в зависимости от размера таможенной пошлины.

Детальнее с нюансами уплат таможенных налогов можно ознакомиться в общих положениях. В рамках общих условий обеспечения уплаты налогов и таможенных пошлин, такое обеспечение не выдвигается, если сумма необходимых к уплате налогов, таможенных пошлин, процентов, пеней и составляет менее 20 тыс. рублей, а также тогда, когда у сотрудников таможни есть основания считать, что обязательства, взятые перед таможенным органом, будут соблюдены.

Временный ввоз товаров физическими лицами

Временной ввоз товаров физическими лицами и его регулирование происходит согласно статьи № 358 ТК, где говорится, что иностранцы, которые перевозят товар через границу, могут быть целиком освобождены от каких-либо уплат, если их товар во время своего нахождения на территории Таможенного Союза предусматривает только личное пользование. Что касается ввоза личного транспорта, который зарегистрирован в другой стране, то срок его пребывания в ТС составляет максимум один год, и, как и любой другой товар, ввозимый физическими лицами для личного употребления, налогом на весь период времени не облагается.

Время пребывания в ТС иностранного товара должно соответствовать времени пребывания его иностранного владельца и по месту его временного жительства. Это условие устанавливается в письменном виде, если товар должен быть задекларирован. Срок временного ввоза товара может увеличиться, если поступит дополнительное заявление от иностранного физического лица.

Стоит указать еще одно положительное свойство временного ввоза товара физическими лицами: в дальнейшем его вывоз может быть произведен через любую таможню без уплаты каких-либо пошлин и воздействия экономических ограничений. Вывоз товара отмечается таможней в документе о его ввозе.

Если же срок нахождения товара личного пользования на территории Таможенного союза истек, с него начинают взиматься налоги согласно таможенным законам.

Если товар был испорчен, поврежден или стал непригоден по причине аварии или других факторов, которые были официально зафиксированы таможенной службой, обратно с таможни он может не вывозиться.

Какие платежи по товарам временного ввоза необходимо уплатить

Как уже было сказано, временный ввоз товаров может либо полностью не облагаться налогом и пошлиной, либо может облагаться, но лишь в какой-то мере. Список тех товаров, которые вовсе не облагаются налогом, составляется решением государств, входящих в ТС, а также Комиссией ТС.

Что касается таких товаров на территории России, то их список утвержден Постановлением № 599 от 16 августа 2000 года (дополнения были внесены 11 марта 2003 года), и называется этот документ «О перечне товаров временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов». В основу этого списка входят международные договора РФ в сфере культуры, спорта и пр. На сегодняшний день, согласно пункту 1 данного Постановления, самый большой срок временного ввоза товаров без обложения каких-либо пошлин и налогов составляет один год.

Можно выделить несколько видов товаров, которые согласно таможенному кодексу не облагаются налогом и их временной ввоз не несет существенного экономического вреда для страны:

Ввезенные на определенный срок контейнеры и различные тары, упаковки;

Товары из научной, культурной жизни, кино и туризма, ввезенные для усиления международных отношений и связей с мировым рынком;

Временной ввоз товаров международной помощи.

Разновидности тары многоразового использования, которая всецело лишена обязанности оплачивать пошлины и налоги, перечислены в Конвенции о временном ввозе, которая была проведена в Стамбуле в 1990 году. Такая возвратная тара должна выполнять три условия согласно первой статьи данного приложения:

Соответствие упаковки требованию подпункта «b»;

Выполняющий все условия подпункта «с» контейнер;

Подходящий под требования подпункта «d» поддон.

В описанных случаях существует возможность декларировать подобный товар посредством предоставления заявления, а не таможенной декларации. Такой документ представляет собой договор о вывозе этих товаров в обязательном порядке. Что касается требований, предъявляемых к вывозу поддонов, то они менее строги, т.к. позволяется их замена другими поддонами при условии их схожести с оригиналами. Согласно пятой статье из выше упомянутой Конвенции, таможня не имеет права взыскивать плату за ввезенный товар. Срок временного ввоза выше перечисленных разновидностей тары определяется таможенной службой и не может составлять менее шести месяцев.

Если имеет место быть невыполнение обязательных условий для возможности обойти выплаты пошлин и налогов, или, если происходит временной ввоз каких-либо еще товаров, тогда происходит частичная уплата нужной таможенной пошлины или налога. Размер такой неполной уплаты за каждый истекший или не истекший месяц составляет три процента от объема выплаты для товаров свободного обращения в пределах Таможенного союза.

Стоит отметить, что при таможенных взносах, когда подается таможенная декларация, проходят платежи по товарам временного ввоза частичной выплаты и полной, и в дальнейшем эти денежные средства в расчет не берутся.

Данные денежные сборы могут полностью взноситься при самой процедуре временного ввоза товаров (при их расчетах складываются все месяцы пребывания товара в ТС) и частями. Например, в течение всего времени нахождения товара на территории Таможенного союза денежные средства выплачиваются каждый квартал. Такая периодичность выплаты происходит при неполном освобождении от таможенных налогов и по инициативе того, кто ввез товары на временное пребывание в ТС. Кроме этого, данный субъект должен получить позволение таможенной службы, которая устанавливает сроки взносов, и, кроме всего прочего, он является ответственным за все выплаты пошлин. В случае неполного взимания таможенного платежа при временном ввозе товаров, его сумма должна быть меньше суммы всех выплат по пошлинам и таможенным налогам товаров, которые во время процедуры временного ввоза были выпущены с целью свободного использования. В эту сумму не входят штрафные санкции за нарушение срока осуществления выплат по таможенным налогам и процентам на них.

В противном случае, если сумма сравняется с суммой, которая была бы уплачена в день помещения товаров под таможенную процедуру для свободного использования, статус товара меняется, и он становится товаром, выпущенным для свободного пользования. Стоит добавить, что при этом у подобных товаров не должно быть каких-либо ограничительных мер (если они были установлены во время процедуры временного ввоза товаров или в связи с российским законом о внешней торговле). Если же имеет место быть каким-либо ограничительным мерам, то такой товар начинает использоваться в свободном обращении.

Каков срок временного ввоза товаров

Исходя из первого пункта 280-ой статьи Таможенного кодекса Таможенного союза, максимальный срок ввоза временного товара составляет два года (в некоторых случаях срок может колебаться в меньшую или большую сторону в зависимости от разновидности товара). Если временной ввоз товаров осуществляется разными физическими лицами или более одного раза, тогда срок не должен превышать двух лет или нормы, установленной РФ.

Существует вид товаров производственных фондов, который при временном ввозе частично не облагается налогом в течение двух лет и десяти месяцев нахождения его на территории ТС при условии, что этим товаром не пользуются граждане России. В таком случае, чтобы установить это время нахождения товара без полного обложения налогами, нужно предоставить в таможенную службу информацию о классификации товара, его названии, коде соответствия с общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ). Эти действия необходимо выполнять по приказу федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.04.07 г. № 536 (ред. От 17.02.2010 г.): «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом». После окончания данного срока с частичной уплатой всех пошлин и налогов товар меняет свой статус и становится свободным для использования. При этом таможенная служба не требует документа о процедуре временного ввоза, регистрировать товар не приходится, потому что в таком случае в таможенной декларации ставится определенная пометка.

Смотрите так же:  Образец заполнения заявления постановки на учет физического лица

Стоит еще раз обратить внимание на специфику установления определенного срока временного ввоза товаров, который зависит главным образом от двух факторов: цель ввоза товара и пожелания его владельца исходя из его заявления. Учитывая это, российская власть или ТК ТС устанавливает срок в границах максимального. Таможенная служба может его продлить, не выходя за пределы допустимой нормы, если поступил запрос от физического лица, но при этом должны быть соблюдены все созданные ТК РФ и ТС правила соблюдения процедуры временного ввоза товаров.

Существует приказ ГТК РФ от 04.12.2003 г. № 1388 (в ред. приказа ФТС РФ от 13.09.2007 г. N 1129) «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенной процедуры временного ввоза», по которому осуществляются все таможенные процедуры по временному ввозу товаров. Это разрешение таможенной службы на помещение товаров под выше указанную операцию, ее возможное замедление, продление действующего времени ввоза и передача товаров другому лицу.

Кто выдает разрешение на временный ввоз товаров

Таможенная служба является тем органом власти, который занимается выдачей разрешений на проведение операции по временному ввозу товаров. В таможенной декларации на временной ввоз товаров или обращение их в свободное пользование по территории Таможенного союза ставятся специальные штамп «Выпуск разрешен» и др. отметки, которые оформлены по правилам грузовой таможенной декларации.

Какие нужны документы для временного ввоза товаров

Кроме самой декларации как таковой для получения права на временной ввоз товаров для таможенной службы необходимо также иметь специальное заявление от субъекта, который хочет это право получить. Такой документ свидетельствует о последующем обязательном обратном вывозе товаров.

По выше упомянутому приказу федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.04.07 г. № 536 для помещения товаров под процедуру временного ввоза необходимо предоставлять такие бумаги:

Бумаги, свидетельствующие о целях ввоза товаров;

Документ, вмещающий в себя перечень свойств товара, по которым его можно идентифицировать;

Свидетельство о необлагаемом налогами временном ввозе товаров с отсылом на определенный международный договор или правовой акт РФ того, где подтверждается допущение такого ввоза;

Документ, обязывающий совершить обратный вывоз товаров по истечении его срока нахождения на территории ТС. Данная бумага может заполняться в свободной форме. Кроме того, в ней указываются все возможные таможенные выплаты налогов и пошлин;

Программа мероприятий, где будут использованы помещаемые под таможенную процедуру временного ввоза товары. Среди них могут быть учебные или научные программы, планы проверок, испытаний, новаторств и пр.;

Письменное заявление в свободной форме, в котором указано планируемое время, на которое будет совершен временной ввоз товаров;

Свидетельство о выполняемых обязательных условиях таможенной процедуры, если до этого товар был уже когда-то помещен под какие-то таможенные операции;

Другие документы для временного ввоза товаров, которые потребует специалист по декларации для освещения целей ввоза товаров и срока их нахождения на территории ТС.

Процедура временного ввоза товаров: отказ и передача права

Таможенная служба имеет право не выдать разрешение по причине невыполнения обязательств при помещении товара под процедуру временного ввоза.

Таможенный союз не ограничивает граждан России по каким-либо правовым или гражданским отношениям с зарубежными субъектами осуществлять выше описанную операцию: она может происходить и с арендованными товарами, и с товарами, ввезенными по договору купли-продажи.

По процедуре временного ввоза товаров существуют определенные ограничения на такой товар (статья № 279 ТК ТС):

Пользоваться им может лишь субъект, у которого есть соответствующее разрешение;

Товар не должен портиться, кроме случаев его износа по сроку годности или повреждения при транспортировке. Чтобы это условие выполнялось, разрешается проводить ремонт и операции по сохранению пригодности товаров.

Передача права на пользование товарами временного ввоза может осуществляться, если:

Имеется разрешение таможенной службы;

Для возможности ремонта товара (не считая глобального или полного его обновления), хранения, перевозки и пр. моментов, согласованных с законодательной системой в странах, являющимися членами ТС.

Субъект, имеющий право на временный ввоз товаров, обязан иметь соответствующие полномочия в отношении данного товара, и тогда у него есть возможность быть декларантом. Таможенная служба может предоставить ему эти права в таких случаях:

Данный субъект обязуется придерживаться всех правил и нюансов по процедуре временного ввоза товаров;

В случае получения товарами неполного освобождения от уплаты таможенных налогов, субъект, имеющий на них право временного ввоза, обязан внести все выплаты;

Кроме всего прочего, такое лицо оформляет на себя все официальные бумаги, относящиеся к процедуре временного ввоза товаров, в том числе и гарантии того, что оно будет придерживаться выше указанных условий.

Если таможенная служба передала право ввоза товаров другому лицу, то субъект, ранее его получивший, несет ответственность за это лицо.

В каком случае процедура временного ввоза товаров может быть приостановлена

В случае возникновения в связи с требованиями правового органа РФ необходимости конфискации товаров.

Согласно пункту 3 ст. 230 ТК Таможенного союза, произошло удаление товара временного ввоза на склад.

По желанию субъекта, имеющего право на ввоз товаров, которые частично облагаются налогами, поместить их под другой таможенный режим временного ввоза.

Что касается второго описанного случая возможного приостановления процедуры временного ввоза товаров, стоит добавить, что тут имеется некая законодательная погрешность, потому что такого рода помещение товаров на склад является невозможным без наличия определенного документа на них. Из этого выходит, что по большому счету второй случай является третьим, то есть товар помещается под другие таможенные операции без возможности свободного обращения.

Такая погрешность в дальнейшем может привести к негативному исходу, потому что на протяжении всего времени приостановления таможенной процедуры временного ввоза товаров, субъект ничего не платит, и весь этот период в общее время процедуры не засчитывается.

Согласно выше упомянутому приказу ГТК Российской Федерации от 4 декабря 2003 года, субъекту для того, чтобы иметь возможность на время прекратить таможенную процедуру, нужно предоставить вместе с грузовой таможенной декларацией и заявление на это. Если у него его не будет, это станет признаком того, что вместо временного приостановления процедуры её нужно полностью закрыть.

Согласно ТС, по истечении периода временного прекращения таможенной процедуры, она снова возобновляется. Об этом не следует забыть субъекту, имеющему право временного ввоза товаров, потому что в этом случае ему нужно будет начинать платить таможенные налоги.

Когда опять начинает действовать данная процедура, какие-либо пошлины или проценты за временное её прекращение не платятся.

Когда процедура временного ввоза товаров считается завершенной

Процедура временного ввоза товаров может полностью завершиться раньше времени, если товары будут находиться под какими-то еще таможенными манипуляциями. Исключением в этом является только процедура транзита.

Процедура, при которой товары временного ввоза вывозятся обратно, называется реэкспортом. Он может происходить на любой территории Таможенного союза, в том числе и в странах, являющимися членами ТС. Для реэкспорта необходимо предоставить таможенную декларацию, которая свидетельствует о присутствии товара на определенной таможенной процедуре, заявление на процедуру реэкспорта, а также другие документы (согласно приказу федеральной таможенной службы № 536 от 25 апреля 2007 года). Кроме этого, необходимо иметь данные о нюансах пребывания товаров временного ввоза в Таможенном союзе. Они должны быть подтверждены бумагой с печатью от начальства таможенной службы, которая это контролировала.

Когда товары временного ввоза выходят для свободного пользования, все оплаты по пошлинам и таможенным налогам, которые выплачивались ранее, идут в счет оплат по внутреннему использованию товаров. Кроме того, за все время платежей неполного освобождения от налогов насчитываются проценты, как если бы с этих платежей применялась бы рассрочка с первого дня этого освобождения. Исключение составляет выпуск товаров временного ввоза по окончании срока в два года и 10 месяцев с неполной оплатой таможенных налогов и пошлин.

Международное регулирование временного ввоза товаров

На сегодняшний день важную роль в правовом управлении временным ввозом и вывозом товаров играют нормы международных договоров, а также международных соглашений, где имеется единый порядок составляющих таможенного режима. Главным видом международно-правового управления временного ввоза товаров в России является заключение торговых и экономических договоров с различными странами. Кроме области экономики и торговли, такие договора могут заключаться и в сфере науки и техники, воздушных перевозок и т.д. Данные соглашения частично охватывают моменты использования режима временного вывоза и ввоза товаров. Среди них можно вспомнить торговое соглашение с Заиром в середине 70-х гг. ХХ века, которое давало право обеим сторонам вывозить и ввозить товары рекламного характера, пользующиеся спросом на различного рода выставочных мероприятиях.

Смотрите так же:  Серверы для rust лицензия

Благодаря подобным соглашениям, государства начали использовать стандартизированные нормы и законы для управления режимом временного ввоза и вывоза товаров, который они начали применять для развития новых международных отношений, торговли, коммуникационных контактов и пр. На сегодняшний день Россия принимает участие в 3-х таможенных договоренностях, которые были подписаны во времена существования СССР в середине 50-х гг. ХХ столетия. Это следующие конвенции: договор о таможенных льготах для туристов и дополнение к нему в виде протокола по ознакомительным сведениям и документам о туризме, а также таможенное соглашение о временном ввозе приватных дорожных перевозочных средств.

Важное значение имеют договора и соглашения, которые возникли под покровительством Совета Таможенного Сотрудничества. Такими конвенциями являются:

Международное соглашение о таможенных процедурах, целью которого было сделать процесс их проведения проще и адаптивнее (1973 год, г. Киото, Япония);

Брюссельская конвенция о заключении таможенного документа, получившего название карнет АТА (1961 год). Он позволил ускорять процедуру временного ввоза товаров;

Проведенная в Стамбуле в 1990 году конвенция о временном ввозе товаров.

Согласно последней конвенции, при ввозе товара на территорию другого государства вместо стандартной таможенной декларации можно использовать т.н. документ о временном ввозе. Это международный официальный документ, который позволяет определять товар и дорожно-транспортные средства. Также такой документ включает в себя интернациональную гарантию о выплате обязательных налогов. С помощью этого документа разного рода формальности стали проводиться гораздо проще.

Вышеупомянутый карнет АТА стал документом для ввоза товаров определенного вида, используемых на выставочных мероприятиях и ярмарках. Такие товары нужны, в первую очередь, для разного рода образовательных и научных целей, и они полностью освобождаются от уплаты каких-либо таможенных налогов. Данный документ начал использоваться в России после того, как было издано Постановление Российской Федерации «О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений». Это заключение датируется 2 ноября 1995 годом (№ 1084).

На сегодняшний день в таможенный договор о карнете АТА входят 75 стран (РФ принимает участие в нем, как уже было сказано выше, с 1995 года), из них 28 являются членами Европейского Союза. Каждый год по этой конвенции создаются более 1,5 сотни тысяч соответствующих документов.

При временном ввозе товаров и их вывозе с карнетом АТА используется заполненный документ этого карнета с гарантией торгово-промышленной палаты государства. При этом таможенная служба не требует выдачи выплаты таможенных пошлин. Кроме того, подобное оформление временного ввоза товаров по карнету АТА осуществляется в короткий период времени.

Для гарантированной работы АТА в странах, которые являются членами данного соглашения, были созданы национальные торгово-промышленные палаты, которые составляют систему Всемирной федерации торговых палат.

Что касается использования карнетов АТА в России, то ситуация затруднена в связи с маленьким числом таможенных служб, которые имеют возможность выполнять процедуры с подобного вида товарами. Список этих таможенных органов можно найти в Приказе Федеральной таможенной службы России от 7 июля 2010 г. (№ 1268, правки 18 ноября 2010 г.) «Об утверждении перечня таможенных органов, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА».

Временный ввоз: закон и здравый смысл

Материалы об особенностях отдельных таможенных режимов и о проблемах, возникающих при их применении на практике. Сегодня речь пойдет о временном ввозе товаров на территорию России. Наш собеседник заместитель начальника ГУОТК(Главное управление по организации таможенного контроля ФТС России) Людмила Карамзина.

Временный ввоз товаров на территорию какого-либо государства достаточно широко применяется в международной практике. Положения о нем как о таможенном режиме нашли отражение во многих между народных правовых документах, в частности, в Конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур. Заключенная в Стамбуле Конвенция о временном ввозе целиком посвящена данному режиму. Существует также достаточно много других международных соглашений, устанавливающих правила временного ввоза для конкретных категорий то варов, например,конвенции по контейнерам и по выставкам.

Каковы основные принципы применения таможенного режима временного ввоза?

Данный режим предполагает, что товары временно находятся на территории той или иной страны и используются в течение установленного срока без кардинального изменения их состояния. Неизменность состояния оговаривается практически во всех международных документах и соответственно в нашем таможенном кодексе. Но не следует это условие воспринимать буквально. Естественно, что ввезенные временно, скажем, автомобили, оборудование в процессе их эксплуатации изнашиваются. Это допускается, можно даже производить их ремонт, но не капитальный. Главное, чтобы при вывозе из России таможенные органы имели возможность их идентифицировать.

Хочу обратить внимание еще на два требования статьи 209 кодекса. Таможенный режим временного ввоза выгоден тем, что помещенные под него товары полностью или частично освобождаются от обложения ввозными пошлинами, налогами. Но под этот режим могут помещаться только иностранные по статусу товары. И еще один момент, о котором всегда надо помнить. К временно ввезенным товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, но все остальные запреты и ограничения, предусмотренные российским законодательством в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, применяются обязательно, в соответствии с актом законодательства, которым установлено конкретное ограничение или запрет.

В каких случаях товары, заявленные к таможенному режиму временного ввоза, полностью освобождаются от обложения налогами и ввозными пошлинами?

Таких случаев достаточно много, перечислять их все не имеет смысла. Отмечу лишь, что решение о полном освобождении временно ввезенных товаров от обложения ввозными пошлинами и налогами принимается федеральным правительством. Пока действует соответствующее положение, утвержденное постановлением правительства 599, в котором перечислены товары и случаи, а также условия, при которых предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных товаров.

Этим документом, например, определено, что выставочные товары и оборудование к ним под такое освобождение подпадают. Однако не всякая выставка, которая проводится на российской территории и на которую для экспонирования были ввезены иностранные товары, может претендовать на полное освобождение экспонатов от таможенных пошлин и налогов. Если выставочное мероприятие устраивается на производственном предприятии или в павильоне выставочного комплекса, на площадке которого осуществляется и коммерческая деятельность, то товары таких выставок не могут быть полностью освобождены от обложения ввозными пошлинами и налогами. То есть необходимо учитывать особенности применения режима временного ввоза в различных ситуациях.

Наиболее отчетливо это проявляется при временном ввозе транспортных средств: слишком много там отличий от общих правил. Не случайно в Таможенном кодексе помещение транспортных средств под режим временного ввоза называется специальной таможенной процедурой и ему отведена отдельная, 22-я глава. Но об этом мы поговорим в следующий раз, а сейчас хотелось бы акцентировать внимание на общих моментах и наиболее распространенных ошибках, которые допускаются при таможенном оформлении временно ввезенных товаров.

По закону временно ввезенным на территорию России товаром может пользоваться только то лицо, которое получило разрешение на применение таможенного режима временного ввоза в отношении ввезенных товаров. В прежнем таможенном кодексе такой нормы не было, и, видимо, поэтому данное требование режима сейчас часто нарушается.

Если декларант собирается в дальнейшем передать временно ввезенный товар в пользование другому лицу, то он обязан информировать об этом таможню и получить ее согласие на такую передачу. При этом передача товара в пользование другому лицу должна быть юридически оформлена. Соответственно, все обязанности, которые возлагались на декларанта за временно ввезенные товары, переходят к реальному пользователю этих товаров. Данное требование Таможенного кодекса основывается на международных нормах. Смысл его заключается в том, что временно ввезенные товары считаются условно выпущенными, и, следовательно, таможня имеет право в любое время их контролировать.

Как известно, изменились правила и в отношении сроков временного ввоза. Какие здесь возникают трудности при оформлении товаров?

По старому кодексу сроки временного ввоза можно было продлевать на длительное время свыше двух лет. Теперь они устанавливаются в пределах до двух лет в зависимости от того, как предполагается использовать товар. Свыше двух лет сроки временного ввоза можно продлевать только для тех товаров, которые классифицируются как основные производственные фонды (и остаются при этом в собственности иностранного лица). Например, для оборудования срок временного ввоза (с частичным условным освобождением от уплаты ввозных пошлин, налогов) чаще всего устанавливают в 34 месяца. По расчетам, именно такое временя погашается сумма начисленных таможенных платежей, как если бы пришлось их выплачивать при выпуске товаров в свободное обращение сразу после ввоза товаров в Россию.

Не следует забывать,»что сроки временного ввоза для отдельных товаров может устанавливать федеральное правительство». Так, для большегрузных автомобилей, используемых только в международных перевозках, сроки временного ввоза были установлены правительством на весь период их эксплуатации. И, соответственно, у таможенников при такой формулировке возникли трудности с определением этих сроков, потому что автомобили, в зависимости от качества дорог, уровня технического обслуживания и прочих условий, могут эксплуатироваться девять лет, а могут только три года.

Из сообщений перевозчиков нам известно, что большегрузные автомобили (с учетом наших дорог) приходят в непригодное для осуществления международных перевозок состояние, как правило, лет через шесть (фирмы-изготовители определяют сроки эксплуатации в 8-10 лет). Поэтому мы пришли к такому выводу: для новых большегрузных автомобилей лучше изначально устанавливать срок временного ввоза в четыре года, с последующим продлением в зависимости от их состояния. Разъяснения по этому поводу ФТС России разослало в таможенные органы.

Смотрите так же:  Оформить загранпаспорт нового образца через мфц

Вы сказали: «Пока» действует положение правительственного постановления 599. Ожидаются какие-то изменения? Если да, то как это отразится на практике?

Данное постановление правительства издавалось давно в августе 2000 года. В нем есть уже устаревшие нормы, которые сегодня просто невозможно применить. Поэтому по поручению Минэкономразвития России Федеральная таможенная служба подготовила новую редакцию данного постановления. Мы привели использованную в нем терминологию в соответствие с международными документами. В частности, много вопросов возникает с многооборотной тарой. Такого термина «многооборотная тара» в международных конвенциях и соглашениях по временному ввозу нет.

В проекте новой редакции постановления мы уже использовали формулировки и понятия, соответствующие положениям Конвенции о временном ввозе. В целом новая редакция, если она будет принята, внесет некоторую ясность в применение положений о полном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных товаров.

Теперь что касается частичного освобождения от уплаты таможенных платежей при временном ввозе. Какие здесь возникают проблемы?

Если по товарам не предоставляется полное, то тогда применяется частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Все вопросы, связанные с уплатой пошлин и налогов при времен ном ввозе разъясняются в 212-й статье Таможенного кодекса.

При частичном обложении за каждый полный и неполный календарный месяц, в течение которого товар находится на территории России, уплачиваются 3 процента исчисленной суммы таможенных пошлин, налогов, как если бы товар был выпущен для свободного обращения. Здесь стоит обратить внимание вот на что. Если в течение срока временного ввоза исчисленная сумма ввозных пошлин, налогов выплачена, то по российскому законодательству товар в отношении таможенных платежей считается выпущенным для свободного обращения. Однако для того чтобы он реально поступил в оборот, в таможенный орган необходимо представить документы, подтверждающие, что в отношении товара соблюдены все установленные запреты и ограничения неэкономического характера.

Бывают ситуации, когда товар заявляют под таможенный режим временного ввоза для одних целей, а потом цели могут измениться. Например, какой-либо прибор сначала предназначался только для показа на выставке, а потом появилась возможность передать его в лизинг. И это самый сложный, на наш взгляд, случай, потому что приходится решать сразу два вопроса: на какой срок продлевать временный ввоз товаров и в каком порядке применять положение статьи 212 Таможенного кодекса в части предоставления полного или частичного освобождения от уплаты пошлин и налогов.

Пока прибор на выставке он не облагается ввозной пошлиной, налогами, а при передаче в лизинг облагается. Если сроки выставки и договора лизинга в целом не превышают предельный срок временного ввоза два года, то у таможни нет оснований препятствовать передаче товара в лизинг. Но при этом необходимо соблюсти ряд требований.

Первое требование: новый пользователь товара по лизингу должен получить соответствующее разрешение в таможенном органе и исполнить все права и обязанности декларанта в отношении этого прибора, то есть получить право на использование товара в режиме временного ввоза. Второе, поскольку использование товара на условиях договора лизинга законом не предусматривает полного освобождения от уплаты таможенных платежей, необходимо начать вносить 3 процента от исчисленной суммы пошлин и налогов. И третье условие необходимо чтобы таможенный орган назначил новый срок временного ввоза. Так как изначально срок этот был установлен на период проведения выставки, то теперь его необходимо продлить на срок действия договора по лизингу, но чтобы в целом срок временного ввоза прибора (на выставку и по договору лизинга) уложился в два года.

А если аналогичная ситуация возникнет с оборудованием, которое от носится к основным фондам?

В этом случае срок временного ввоза, в течение которого будут выплачиваться периодические платежи, при необходимости может продлеваться до 34 месяцев.

Допустим, научная лаборатория собирается проводить исследования, для которых иностранные партнеры обещали предоставить во временное пользование соответствующее оборудование. По графику исследований это оборудование будет использоваться не постоянно, а лишь в определенные периоды. Можно ли им как-то минимизировать свои расходы по периодическим выплатам пошлин?

Если их исследования не связаны с коммерческой деятельностью, то в соответствии с постановлением правительства 599, они могли бы получить полное освобождение от уплаты пошлин и налогов при временном ввозе этого оборудования. Но если речь идет о получении дохода, тогда лучше всего воспользоваться процедурой приостановления действия таможенного режима временного ввоза. Это, кстати, новое положение Таможенного кодекса, прежде его не было.

Смысл этой процедуры заключается в том, что если временно ввезенным товаром какое-то время не пользуются, то можно приостановить и периодические выплаты на этот период, и течение срока временного ввоза, установленного таможней.

Такие случаи уже были, в частности, с цирком шапито, приехавшим к нам на гастроли. Вывозить на зиму (мертвый сезон для таких цирков) оборудование экономически нецелесообразно, поэтому решили приостановить режим временного ввоза и поместить цирковое имущество до последующих представлений на таможенный склад. В принципе можно воспользоваться и другими таможенными режимами, но чаще все-таки используют таможенный склад.

Еще я хотела бы обратить внимание, что по новому таможенному законодательству режим временного ввоза обязательно должен завершаться режимом реэкспорта, чего в прежние годы не было.

Федеральная таможенная служба подготовила к осенней парламентской сессии предложения по дополнениям и изменениям в Таможенный кодекс РФ. Затронуты ли в этих предложениях вопросы, связанные с применением режима временного ввоза?

Принципы применения этого режима нами достаточно глубоко проработаны и, на мой взгляд, максимально приближены к нормам международного права в таможенном деле. Однако проблемы еще остаются. В частности, это касается 214-й статьи кодекса. В ней сказано, что при завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения декларант в праве указать в определенных случаях на уменьшение таможенной стоимости товаров и уменьшение их количества. Корректировка таможенной стоимости может быть произведена при представлении документально подтвержденной информации.

Вместе с тем таможенная стоимость и количество товаров определяются на день их помещения под режим временного ввоза, поэтому как должна применяться норма, указанная в статье 214 кодекса, ясности нет. Тем не менее, попытки внести поправки для устранения существующих неясностей в части определения таможенной стоимости в действующее таможенное законодательство предпринимаются.

Режим временного ввоза в значительной степени способствует развитию внешней торговли и внешнеэкономическим связям в целом. Что сегодня мешает его более широкому применению?

При временном ввозе товары считаются условно выпущенными. А это значит, что если у должностных лиц таможенных органов возникают сомнения в том, что условия и требования таможенного законодательства будут соблюдены, то они могут потребовать обеспечения уплаты таможенных платежей. Это обстоятельство сегодня является основным препятствием к более широкому применению режима временного ввоза.

Дело доходит до курьезов. Одна уважаемая таможня потребовала обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении трех временно ввезенных самолетов российского производства, но иностранных по статусу. В Россию их перегнали всего на неделю с тем, чтобы провести тестирование агрегатов и оборудования. Самолеты, как известно, машины дорогостоящие, и обеспечение за каждый из них составило примерно от 12 до 18 миллионов долларов. И непонятно, чем руководствовались сотрудники таможни. У предприятия, которое проводило тестирование, таких средств нет. А отказ исполнять взятые обязательства может привести к тому, что за рубежом перестанут закупать нашу авиатехнику. К тому же России выгодно, чтобы работы по тестированию и ремонту авиалайнеров производились на ее территории.

И этот случай не единичный. Известно, когда обеспечение требовали в отношении рыболовного траулера стоимостью порядка 8 миллионов долларов. С точки зрения здравого смысла делать это конечно не стоило. Траулер не партия компьютеров, которые легко могут раствориться на просторах нашей страны, он никуда не денется. Выйдет в море на промысел и вернется. С ним всегда есть связь, а значит, его можно найти. Зачем в отношении него требовать обеспечение? Тем более что предоставлено только частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Еще был случай, когда таможня потребовала внести обеспечение за спутник, который в соответствии с международными договоренностями ввезли в Россию для коммерческого запуска.

То есть в определенных ситуациях закон как бы вступает в противоречие со здравым смыслом.

Закон говорит о том, что если у таможни есть сомнения, она вправе потребовать обеспечение уплаты таможенных платежей. Четких границ, когда надо и когда не надо применять обеспечение при временном ввозе, закон не устанавливает. А таможенники, как видно из практики, не всегда подходят разумно к решению этого вопроса.

ФТС России может выступить арбитром в спорных ситуациях по этой проблеме?

К нам поступают такие обращения, иногда это действительно «крик души». Мы рассылаем в таможенные органы свои разъяснения при каких обстоятельствах логично применять обеспечение. Но в целом проблема существует, и надеяться пока приходится только на здравый смысл.

Беседовала Елена Гончарова
Журнал Таможня №17 от 13.09.05