Меню

Договор по охране среды

Возрастание практического интереса к Антарктике и ее ресурсам при­вело к необходимости принятия дополнительных природоохранных до­кументов. В этот период, практически ежегодно, на Консультативных со­вещаниях стран-участниц Договора об Антарктике принимались Рекомен­дации по охране природы Антарктики, послужившие исходным материа­лом для создания трех конвенций:

– Конвенция о сохранении антарктических тюленей;

– Конвенция о сохранении антарктических морских живых ресурсов;

– Конвенция по регулированию деятельности по антарктическим ми­неральным ресурсам.

Принятие первых двух Конвенций привело к выработке согласитель­ных мер и созданию специальных комиссий по контролю промысловой деятельности в Южном океане. Третья конвенция разрабатывалась семь лет, однако была отвергнута Австралией и Францией, как не обеспечива­ющая охрану природной среды Антарктики. Взамен обе страны предло­жили документ, где они выступили с инициативой сохранения Антаркти­ки как заповедника девственной природы.

В 1991 г. в Мадриде всеми странами-участницами Договора об Антар­ктике, в том числе и Россией, был подписан Протокол по охране окружаю­щей среды к Договору об Антарктике (Мадридский протокол), который выдвинул в число наиболее ответственных обязательств стран-участниц Договора вопросы природоохранной деятельности (Приложение 5). Соглас­но Протоколу Антарктика объявлена «природным заповедником, предназ­наченным для мира и науки» и должна быть сохранена для будущих поко­лений. Любая деятельность всех антарктических экспедиций должна про­изводиться под строгим национальным контролем исполнения положений Протокола.

Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадридский протокол), подписанный 4 октября 1991 г. на Консульта­тивном совещании в Мадриде, сроком на 50 лет, является итоговым доку­ментом, выработанным на основе ранее принятых Конвенций и Рекомен­даций.

Этот документ, по сути, стал экологической частью Договора об Ан­тарктике. Текст Протокола и его Приложений был одобрен как со сторо­ны общественных организаций, выступавших с предложением об объяв­лении Антарктики Всемирным парком, так и со стороны 26 стран-участ­ниц Антарктического Договора . Российская сторона прини­мала активное участие в подготовке Протокола, как документа, отвечаю­щего интересам ее национальной политики.

В политическом смысле Протокол выступает в роли очередного юри­дического барьера, препятствующего организации новой и расширению существующей деятельности антарктическими операторами, не облада­ющими научно обоснованными программами, а также экологически при­емлемыми, следовательно, современными дорогостоящими технологи­ями.

Структура Протокола подразумевает его дополнение Приложения­ми, принимаемыми в соответствии с необходимостью по установленной Договором процедуре. В настоящее время Протокол имеет пять Прило­жений, определенных как неотъемлемые его части. Они и определяют те направления и масштабы работ, которые необходимо выполнить для со­ответствия нормам этого документа.

Приложение 1. Оценка воздействия на окружающую среду. Оценка воз­ действия на окружающую среду входит в число обязательных к выполне­нию требований Протокола и является необходимой процедурой для полу­чения разрешения на проведение деятельности в Антарктике. Она включа­ет предварительное описание состояния окружающей среды, неблагопри­ятных воздействий от планируемой деятельности (или изменения ее) и ана­лиз возможного изменения ключевых параметров окружающей среды.

Проект оценки имеет цель прогнозировать нарушения в окружаю­щих экосистемах и включает разделы по мониторингу и соответствующим природоохранным мероприятиям, минимизирующим воздействие.

Приложение 2. Сохранение антарктической фауны и флоры. Приложение накладывает жесткие требования на изъятие образцов или вмешатель­ство в антарктическую флору и фауну, а также запрещает в районе действия Договора об Антарктике внедрение на суше, шельфовом леднике или в воде любых видов животных или растений, которые не являются местными для данного района.

Выполнение требований данного приложения включает широкий спектр мероприятий от использования экологически безопасных для местных видов животных технологий, до разработки нормативно-правового обеспечения по правилам поведения в Антарктике.

Приложение 3. Удаление и управление ликвидацией отходов. Хранение, удаление и вывоз отходов из района действия Договора об Антарктике, а также их переработка и сокращение источников должны являться одним из основных факторов, принимаемых во внимание при планировании и осуществлении деятельности в вышеуказанном районе. Наиболее стро­ гие требования предъявляются к следующим отходам (статья 2 пункт 1 При­ ложения 3 Протокола): – радиоактивные вещества;

– топливо как жидкое, так и твердое;

– отходы, содержащие опасные количества тяжелых металлов или ос­тро токсичных или вредных устойчивых соединений;

– поливинилхлорид (ПВХ), пенополиуретан, пенополистирол, рези­на и смазочные масла, пропитанная древесина и другие продукты, содержащие добавки, которые могут привести к вредным выбросам в случае их сжигания;

– все другие пластмассовые отходы, за исключением полиэтиленовых контейнеров с низкой плотностью;

– топливные бочки и другие твердые, не сжигаемые отходы.

Жидкие отходы, а также сточные воды и жидкие бытовые отходы в максимально возможной степени вывозятся из района действия Догово­ра об Антарктике производителем таких отходов, однако для ряда случаев имеются допущения. Так, сточные воды и жидкие бытовые отходы могут непосредственно сбрасываться в море с учетом ассимиляционных возмож­ностей принимающей морской среды, при условиях определенных в ста­тье 5 пункт 1 Приложения 3 Протокола. Сброс сточных вод должен произ­водиться, по мере возможности, в тех местах, где есть условия для перво­начального разбавления и быстрого рассеивания. Бытовые отходы стан­ций с персоналом более 30 человек должны обрабатываться, по крайней мере, путем мацерации. Это Приложение также наложило запрет на лю­бое открытое сжигание отходов, начиная с конца сезона 1998/99 г.

Отходы, производимые на станциях, расположенных в глубине шель-фовых ледников или на береговых ледниковых покровах, могут быть уда­лены в глубокие ледниковые шахты, где такое удаление является един­ственно возможным (статья 4 пункт 2 Приложения 3 Протокола). Большое внимание уделено безопасному хранению отходов. Все отходы, подлежащие вывозу из района действия Договора об Антарктике или удалению каким-либо иным путем, хранятся таким образом, чтобы избежать их рас­сеивания в окружающей среде (статья 6 Приложения 3 Протокола).

Приложение 4. Предотвращение загрязнения морской среды. Случайные разливы нефтепродуктов являются основным источником загрязнения в Антарктике, особенно это касается операций по снабжению антарктических станций топливом. В Приложении содержатся требования по профилактике и организации быстрой локализации и ликвидации возможного разлива.

Любой сброс нефти или нефтесодержащей смеси запрещен за исклю­чением случаев, предусмотренных Приложением 1 к МАРПОЛ 73/78 (ста­ тья 3 пункт 1 Приложения 4 Протокола). Разрешается сброс в море пищевых отходов, пропущенных через измельчитель, при условии, чтобы такой сброс, за исключением случаев, предусмотренных в Приложении 5 к МАРПОЛ 73/78, производится не ближе 12 морских миль от ближайшего берега или шельфового ледника (статья 5 пункт 3 Приложения 3 Протокола).

Ограничения не применяются в чрезвычайных ситуациях, связанных с безопасностью судна и находящихся на его борту людей, или спасением человеческих жизней на море (статья 7 пункт 1 Приложения 3 Протокола).

Приложение 5. Охрана и управление районами. В соответствии с поло­ жениями Приложения 5 любой район может быть определен как Антарк­тический Особо охраняемый район или Антарктический Особо управля­емый район. Деятельность в этих районах запрещается, ограничивается или управляется в соответствии с планами управления, принимаемыми в соответствии с положениями настоящего Приложения.

Статус Антарктического Особо охраняемого района может получить любой район в целях охраны исключительно важных экологических, науч­ных, исторических, эстетических или первозданных природных ценностей. Доступ в Антарктический Особо охраняемый район разрешается в соответ­ствии с разрешением, выданным национальными органами власти.

Антарктическим Особо управляемым районом может быть опреде­лен любой район в целях координации деятельности, сотрудничества и сведения к минимуму воздействия на окружающую среду. Разрешения для доступа в такие районы не требуется.

Приложение 6. О материальной ответственности. Данное приложение еще готовится к выпуску. Оно вызывает особое внимание и озабоченность у большинства стран-участниц Договора, поскольку должно служить глав­ным инструментом воздействия на страны антарктического сообщества. В настоящее время идет обсуждение механизма материальной ответствен­ности за нарушения Протокола. Устанавливается процедура международ­ного контроля, предусматривающая постоянно действующие инспекции; и специальные формы воздействия на нарушителей Протокола, вплоть до рассмотрения вопроса о компенсации ущерба окружающей среде в меж­дународном арбитраже.

В статье 10 Протокола говорится о деятельности Консультативных совещаний по Договору об Антарктике, которые, руководствуясь имею­щимися научными и техническими рекомендациями, определяют в соот­ветствии с положениями настоящего Протокола общую политику по все­объемлющей охране окружающей среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем и принимают меры, в соответствии со стать­ей IX Договора об Антарктике для осуществления настоящего Протокола.

СТАТУС

ПРОТОКОЛА ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

К ДОГОВОРУ ОБ АНТАРКТИКЕ

82. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

82. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Развитие международного права в области охраны окружающей среды происходит в основном договорным путем. Международные договоры об охране окружающей среды необходимы для эффективной согласованной природоохранительной деятельности и их правовой регламентации. На сегодняшний момент имеется более 500 международных договоров об охране окружающей среды.

Международные договоры об охране окружающей среды могут быть: многосторонними, региональными и универсально-глобальными, договоры, которые регулируют общие вопросы защиты окружающей среды либо отдельных каких-то объектов окружающей среды.

Анализ договорной практики международных договоров об охране окружающей среды позволяет сделать вывод, что наиболее активно развиваются договорные отношения на двусторонней и региональной основе, направленные на правовую регламентацию отдельных природных объектов в определенных районах.

Международные договоры об охране окружающей среды, кроме того, разделяются по предмету регулирования на предотвращение загрязнения и установление режима использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. При этом большинство договоров приходится на региональные акты.

В отличие от односторонних, двусторонние договоры чаще всего регламентируют совместное использование международных пресноводных бассейнов, морских акваторий, флоры и фауны и т. д.

На региональном уровне, как свидетельствует международная практика, наиболее успешно достигается конкретное решение экологических проблем. В рамках европейского региона на этой основе сформировалась разветвленная система договорного регулирования. Очень большое количество договоров заключено под эгидой Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК): Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г., Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 г. и т. д.

Не менее важные международные договоры об охране окружающей среды заключены под эгидой Европейских сообществ: Конвенция о защите дикой флоры и фауны и природных сред их обитания в Европе 1979 г., Европейское соглашение о запрещении использования некоторых видов веществ в моющих и чистящих средствах 1968 г., Соглашение по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф 1987 г.

Помимо вышеперечисленных, немаловажное значение имеют и такие региональные договоры об охране окружающей среды: Конвенция по охране морской среды Северо-восточной Атлантики, Конвенция о предотвращении загрязнения морской среды сбросами веществ с судов и летательных аппаратов 1972 г., Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и другими вредными веществами 1983 г., Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природных средств их обитания в Европе 1979 г.

Следует упомянуть о таком источнике международно-правовой регламентации охраны природной среды, как международный обычай. Пока он занимает значительное место в международной охране окружающей среды, так как эксплуатация многих природных ресурсов пока не регулируется международными нормами.

Трудовой договор с инженером по охране окружающей среды (экологом) (с условием об испытании)

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР с инженером по охране окружающей среды (экологом) (с условием об испытании)

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Работодатель обязуется предоставить Работнику работу в должности инженера по охране окружающей среды (эколога), обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором (при его наличии), соглашениями, локальными нормативными актами и данным договором, своевременно и в полном размере выплачивать Работнику заработную плату, а Работник обязуется лично выполнять функции инженера по охране окружающей среды (эколога), соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у Работодателя.

1.2. Работа по договору является для Работника основной.

1.3. Местом работы Работника является офис Работодателя, расположенный по адресу: _____________________.

1.4. Работник подчиняется непосредственно ________________.

1.5. Труд Работника по договору осуществляется в нормальных условиях. Трудовые обязанности Работника не связаны с выполнением тяжелых работ, работ в местностях с особыми климатическими условиями, работ с вредными, опасными и иными особыми условиями труда.

1.6. Работник подлежит обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

1.7. Работник обязуется не разглашать охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую, иную) и конфиденциальную информацию, обладателем которой являются Работодатель и его контрагенты.

1.8. В целях проверки соответствия Работника поручаемой работе стороны согласовали проведение испытания в течение ______ месяцев.

1.9. Если срок испытания истек, а Работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение договора допускается только на общих основаниях.

2. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

2.1. Договор вступает в силу со дня его заключения Работником и Работодателем (либо со дня фактического допущения Работника к работе с ведома или по поручению Работодателя или его представителя).

2.2. Дата начала работы: «___»_________ ___ г.

2.3. Договор заключен на неопределенный срок.

3. УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКА

3.1. За выполнение трудовых обязанностей Работнику устанавливается должностной оклад в размере ____ (__________) рублей в месяц.

3.2. Работодателем устанавливаются доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. Размеры и условия таких доплат, надбавок и поощрительных выплат определены в Положении о премировании Работника (утверждено Работодателем «___»________ ___ г.), с которым Работник ознакомлен при подписании договора.

Смотрите так же:  Приказ о готовности школы к учебному году

3.3. В случае выполнения Работником в соответствии с дополнительным соглашением, заключаемым Работодателем и Работником, наряду со своей основной работой дополнительной работы по другой должности или исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы Работнику производится доплата в размере, определяемом сторонами в дополнительном соглашении.

3.4. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы в полуторном размере, за последующие часы — в двойном размере. По желанию Работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

3.5. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается в размере одинарной части должностного оклада за день или час работы сверх должностного оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной части должностного оклада за день или час работы сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. По желанию Работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

3.6. Время простоя по вине Работодателя оплачивается в размере двух третей средней заработной платы Работника.

Время простоя по причинам, не зависящим от Работодателя и Работника, оплачивается в размере двух третей должностного оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя.

Время простоя по вине Работника не оплачивается.

3.7. Заработная плата Работнику выплачивается путем выдачи наличных денежных средств в кассе Работодателя (путем перечисления на счет Работника в банке) каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка.

3.8. Из заработной платы Работника могут производиться удержания в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. РЕЖИМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ . ОТПУСКА

4.1. Работнику устанавливается следующий режим рабочего времени: ___________ с предоставлением ____ выходного(ых) дня (дней) ___________ .

4.2. Время начала работы: ___________________ .

Время окончания работы: ___________________.

4.3. В течение рабочего дня Работнику устанавливается перерыв для отдыха и питания с ____ ч до ____ ч, который в рабочее время не включается .

4.4. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется Работнику продолжительностью ___ (не менее 28) календарных дней.

Право на использование отпуска за первый год работы возникает у Работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного Работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск Работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного Работодателя.

О времени начала отпуска Работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.

4.5. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам Работнику на основании его письменного заявления может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, установленной трудовым законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего трудового распорядка Работодателя.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА

5.1. Должностные обязанности Работника:

5.1.1. Осуществляет контроль над соблюдением в подразделениях Работодателя действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды, способствует снижению вредного влияния производственных факторов на жизнь и здоровье работников.

5.1.2. Разрабатывает проекты перспективных и текущих планов по охране окружающей среды, контролирует их выполнение.

5.1.3. Участвует в проведении экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов расширения и реконструкции действующих производств, а также создаваемых новых технологий и оборудования, разработке мероприятий по внедрению новой техники.

5.1.4. Принимает участие в проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды, выбросов вредных веществ в атмосферу, уменьшению или полной ликвидации технологических отходов, рациональному использованию земельных и водных ресурсов.

5.1.5. Осуществляет контроль над соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, анализирует их работу, следит за соблюдением экологических стандартов и нормативов, за состоянием окружающей среды в районе расположения Работодателя.

5.1.6. Составляет технологические регламенты, графики аналитического контроля, паспорта, инструкции и другую техническую документацию. Участвует в проверке соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования.

5.1.7. Составляет установленную отчетность о выполнении мероприятий по охране окружающей среды, принимает участие в работе комиссий по проведению экологической экспертизы деятельности Работодателя.

5.1.8. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда.

5.1.9. Бережно относится к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников.

5.1.10. Незамедлительно сообщает Работодателю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

5.1.11. По распоряжению Работодателя отправляется в служебные командировки на территории России и за рубежом.

5.2. Работник имеет право на:

— изменение и расторжение договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

— предоставление ему работы, обусловленной договором;

— рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором (при наличии);

— своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

— отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

— полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

— профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

— объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

— участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором (при наличии) формах;

— ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора (при наличии), соглашений;

— защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

— разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

— возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

— обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

6.1. Работодатель вправе:

— изменять и расторгать договор с Работником в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

— поощрять Работника за добросовестный эффективный труд;

— требовать от Работника исполнения им трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

— привлекать Работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;

— проводить в соответствии с Положением об аттестации аттестацию Работника с целью выявления реального уровня профессиональной компетенции Работника;

— проводить в соответствии с Положением об оценке эффективности труда оценку эффективности деятельности Работника;

— с согласия Работника привлекать его к выполнению отдельных поручений, не входящих в должностные обязанности Работника;

— с согласия Работника привлекать его к выполнению дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату;

— принимать локальные нормативные акты.

6.2. Работодатель обязан:

— соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора (при наличии);

— предоставлять Работнику работу, обусловленную договором;

— обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

— обеспечивать Работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей;

— обеспечивать Работнику равную оплату за труд равной ценности;

— выплачивать своевременно и в полном размере причитающуюся Работнику заработную плату, а также осуществлять иные выплаты в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором (при наличии), правилами внутреннего трудового распорядка;

— вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ;

— предоставлять представителям Работника полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля их выполнения;

— знакомить работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью;

— своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работником представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;

— создавать условия, обеспечивающие участие Работника в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором (при наличии) формах;

— обеспечивать бытовые нужды Работника, связанные с исполнением трудовых обязанностей;

— осуществлять обязательное социальное страхование Работника в порядке, установленном федеральными законами;

— возмещать вред, причиненный Работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором (при наличии), соглашениями, локальными нормативными актами.

7. УСЛОВИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РАБОТНИКА

7.1. Работник подлежит дополнительному страхованию в порядке и на условиях, установленных коллективным договором и (или) локальными нормативными актами организации (при наличии), соглашениями сторон и действующим законодательством Российской Федерации.

8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

8.1. Сторона договора, виновная в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несет ответственность в случаях и порядке, которые установлены Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

8.2. Материальная ответственность стороны договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне договора в результате ее виновного противоправного поведения.

8.3. В случаях, предусмотренных в законе, Работодатель обязан компенсировать Работнику моральный вред, причиненный неправомерными действиями и/или бездействием Работодателя.

8.4. Каждая из сторон обязана доказывать сумму причиненного ущерба.

9. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА

9.1. Основанием для прекращения настоящего трудового договора являются:

9.1.1. Соглашение сторон.

9.1.2. Расторжение трудового договора по инициативе Работника. При этом Работник обязан предупредить Работодателя не позднее чем за две недели до предполагаемой даты прекращения настоящего договора. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения Работодателем заявления Работника об увольнении.

9.1.3. Расторжение трудового договора по инициативе Работодателя.

9.1.4. Иные основания, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

9.2. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы Работника, за исключением случаев, когда Работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность).

9.3. Работодатель вправе принять решение об осуществлении компенсационной выплаты Работнику в размере ___________ в случае _____________________.

10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

10.1. Условия договора носят конфиденциальный характер и разглашению не подлежат.

10.2. Условия договора имеют обязательную юридическую силу для сторон с момента его заключения сторонами. Все изменения и дополнения к договору оформляются двусторонним письменным соглашением.

10.3. Споры между сторонами, возникающие при исполнении договора, рассматриваются в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

10.4. Во всем остальном, что не предусмотрено договором, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения.

10.5. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых хранится у Работодателя, а другой — у Работника.

10.6. До подписания трудового договора Работник ознакомлен со следующими документами:

11. РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Эти положения включаются, если для данного Работника режим рабочего времени и времени отдыха отличается от общих правил, действующих у данного Работодателя.

Договорные отношения в области охраны окружающей среды Геталова Марина Александровна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Геталова Марина Александровна. Договорные отношения в области охраны окружающей среды : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.06 : Москва, 2002 177 c. РГБ ОД, 61:03-12/419-3

Содержание к диссертации

Глава 1. Значение правового регулирования договорных отношений в современных условиях природопользования и охраны окружающей среды

1. Место договора в механизме правового регулирования отношений в области природопользования и охраны окружающей среды 11 — 29

Смотрите так же:  П 327 прил1 к пдд рф штраф

2. Основания возникновения договорных отношений в области природопользования и охраны окружающей среды 30 — 51

Глава II. Договорные отношения, возникающие из государственных и административных договоров и соглашений

1. Международные договоры Российской Федерации и российское законодательство в области охраны окружающей среды 52-65

2.Договоры и соглашения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации 66 — 83

3.Договоры и соглашения между субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в области природопользования охраны окружающей среды 84- 100

Глава III. Договорные отношения в области природопользования и охраны окружающей среды, возникающие из административных актов и заключенных на их основе договоров

1. Значение лицензии в области природопользования и охраны окружающей среды 101 — 110

2. Договорные отношения возникающие при условии обязательного лицензирования 111 — 126

Глава IV Договорные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, возникающие из гражданско-правовых договоров

1. Договорные отношения в области окружающей среды и природопользования, возникающие из договоров сельскохозяйственного назначения 127 — 135

2. Договорные отношения в области природопользования и охраны окружающей среды, возникающие из договора аренды и безвозмездного пользования 136 — 153

3. Договорные отношения в сфере экологических услуг 154 — 162

Введение к работе

Актуальность и разработанность темы диссертационного
исследования. Природа и ее богатства являются национальным
достоянием народов России, естественной основой их

экономического развития и благосостояния.

В настоящее время для стабилизации экономического
развития большое значение придается рациональному

использованию природных ресурсов и становлению новой модели
хозяйствования. Для решения этой задачи важным правовым
инструментом становится договорный порядок приобретения прав
природопользования, получающий должное закрепление в

отечественном природоресурсном законодательстве.

Исследование законодательства о недрах, животном мире,
земельных, лесных и водных ресурсах показывает, что

обязательственное право в природоресурсном законодательстве имеет свои особенности и их анализ необходим для дальнейшего совершенствования договорных отношений в области природопользования и охраны окружающей среды.

Современная российская нормативно-правовая база
возникновения договорных отношений в области

природопользования и охраны окружающей среды заложена в Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на благоприятную окружающую среду. Конституция Российской Федерации определяет основу природопользования, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами и установления правовых основ единого рынка.

Изучение диссертантом научной юридической литературы по проблемам природоресурсного законодательства послужило основой для разработки положений такой новой неисследованной темы, как договорные отношения в области природопользования и охраны окружающей среды.

Предмет диссертационного исследования — договорные отношения в области природопользования и охраны окружающей среды; соответствие договорных отношений возникающих между субъектами с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими отношения в области природопользования и охраны окружающей среды, а также договоры, заключенные в области охраны окружающей среды и природопользования.

Целью диссертационного исследования является анализ правового регулирования договорных отношений в области природопользования и охраны окружающей среды. В соответствии с поставленной целью задачами диссертационного исследования являются:

— изучение и анализ правового регулирования договорных отношений в области природопользования и охраны окружающей среды;

выявление преимуществ и недостатков в правовом регулировании различных видов договорных отношений в области природопользования и охраны окружающей среды;

классификация и систематизация договоров,

заключаемых в области природопользования и охраны окружающей
среды, и разработка предложений и рекомендаций по

совершенствованию данных договорных отношений;

анализ роли государства в процессе правового
регулирования договорных отношений в области

природопользования и охраны окружающей среды.

Методологической основой диссертационного исследования явились методы эмпирического и теоретического познания. Эмпирической базой исследования послужили законодательные, иные нормативные правовые акты как федерального, так и регионального уровней. На первом этапе осуществлялся подбор необходимых актов и иных документов; на втором этапе — анализ и синтез собранных материалов, формулировались проблемы, противоречия, высказывались рекомендации.

Теоретической предпосылкой данного исследования послужили труды ведущих отечественных ученых в области общей теории права: С.С. Алексеева, А.В. Мицкевича, А.С. Пиголкина, Ю.А. Тихомирова; гражданского права: М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, О.Н. Садикова, Е.А. Суханова; экологического права: В.И. Андрейцева, С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, Е.А. Галиновской, А.К. Голиченкова, О.Л. Дубовик, Б.В. Ерофеева, Ю.Г. Жарикова, И.А. Иконицкой, О.С. Колбасова, И.Ф. Панкратова, В.В. Петрова, Ю.С. Шемшученко и др.

Научная новизна диссертационного исследования. Это первая
в юридической литературе работа, посвященная комплексному
исследованию договорных отношений в области природопользования
и охраны окружающей среды. Исследование отдельных видов
договоров в области природопользования проводились такими
крупными учеными юристами- экологами, как В.В. Петровым, С.А.
Боголюбовым. Но в данном диссертационном исследовании эта
проблема рассматривается с позиций совершенствования правового
регулирования договорных отношений в области

природопользования и охраны окружающей среды. При выработке

основного критерия для классификации договорных отношений в области природопользования и охраны окружающей среды договор определяется как самостоятельный правовой инструмент в механизме правового регулирования. Сделаны выводы о существенном влиянии публичных интересов на частные отношения в области природопользования и охраны окружающей среды.

Основные теоретические положения, выносимые на защиту.

Исследование соотношения частного и публичного права в области природопользования и охраны окружающей среды послужило основанием для следующей классификации договорных отношений в области природопользования и охраны окружающей среды. В основе возникновения договорных отношений в области природопользования и охраны окружающей среды лежат: административно-правовые договоры и соглашения, заключаемые между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также между субъектами Российской Федерации и местным самоуправлением; административные акты и заключаемые на их основе договоры; договоры, регулируемые нормами гражданского права.

Договор в области природопользования и охраны окружающей среды — это самостоятельный правовой инструмент входящий в сложную систему правового регулирования договорных отношений в области природопользования и охраны окружающей среды. Данное положение исходит из определения места договора в механизме правового регулирования договорных отношений в области природопользования и охраны окружающей среды, а также из соотношения основных элементов механизма правового регулирования с элементами договора.

На экологическое содержание договора оказывают влияние
императивные нормы права, а также положения экологического
характера, которые стороны самостоятельно включают в договор.
Исходя из того, насколько стороны договора будут экологически
образованы и экологически воспитаны, настолько условия договора в
области природопользования и охраны окружающей среды будут не
только регулировать надлежащее использование природных
ресурсов, но и способствовать сохранению благоприятной
окружающей среды. 3. По договорам, заключенным в области
природопользования и охраны окружающей среды особое внимание
должно уделяться выполнению сторонами обязательств, в том числе и
гласному общественному контролю. Общественный контроль, за
деятельностью государственных органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления и иных лиц, в области
природопользования и охраны окружающей среды привлекает к
участию широкие слои населения. Характерной чертой

общественного контроля является отход от потребительского отношения к ценностям природы, к экологизации сознания: которое выражается в понимании сложности и взаимосвязанности явлений и предметов природы, их совокупного влияния на здоровье человека, необходимости всесторонней, комплексной охраны всех ее компонентов. Существующие сегодня нормы об общественном контроле в области охраны окружающей среды требуют совершенствования.

4. Административно-правовые договоры и соглашения, заключаемые между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и между субъектами Российской Федерации и местным самоуправлением в области природопользования и охраны окружающей среды должны основываться на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между органами

исполнительной власти Российской Федерации и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Поскольку договоры входят в систему регулирования отношений в области природопользования и охраны окружающей среды, то необходимо четко определить соотношение этих договоров с законодательными актами издаваемыми Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

5. Разумное сочетание публичных и частных интересов при
заключении договоров в области природопользования и охраны
окружающей среды обязывают государство обеспечивать
необходимые гарантии для реализации и защиты прав человека на
чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

6. В основе возникновения наиболее сложных договорных отношений
в области природопользования и охраны окружающей среды лежит
механизм лицензирования. Основное назначение лицензии в области
природопользования и охраны окружающей среды — это установление
императивных требований по использованию природных ресурсов.
Исключение лицензирование в данной области вызовет объективную
необходимость в закреплении названных требований в договорах, что
в свою очередь будет способствовать совершенствованию
договорных отношений. В связи с тем, что природные ресурсы
являются достоянием всего народа России, процесс
совершенствования договорных отношений должен проходить под
контролем государственных органов исполнительной власти.
Отсутствие контроля со стороны государственных органов
исполнительной власти может привести к дисбалансу публичных и
частных интересов и к бесконтрольности процессов происходящих в
области природопользования и охраны окружающей среды.

Практическая значимость и апробация диссертационного исследования. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, нашли отражение в опубликованных автором одиннадцати статьях, а также в выступлениях на Всероссийской научно-практической конференции «Роль договора в регулировании общественных отношений» в г. Саранске (2000 г.), на научно-практической конференции «Актуальные проблемы правопорядка» в г. Москве (2001 г.), а также, в лекциях, в учебных программах, в методических материалах, в ходе учебного процесса в Московском университете потребительской кооперации. Теоретические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть также использованы:

При разработке законопроектов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области договорных отношений, охраны окружающей среды, совершенствовании действующих нормативных актов, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В учебной литературе, методических пособиях по вопросам регулирования договорных отношений в области охраны окружающей среды.

В учебном процессе при изучении экологического права, земельного права, аграрного права, административного права, муниципального права.

Место договора в механизме правового регулирования отношений в области природопользования и охраны окружающей среды

Нормы экологического права, регулирующие отношения в области природопользования и охраны окружающей среды, формируются на основе системы взглядов о характере, сущности взаимодействия человека с окружающей средой. Данная система взглядов определяется как историческим развитием общества, накоплением большого позитивного опыта во время общения с природой, так и состоянием производительных сил общества и теми задачами, которые общество ставит перед собой с учетом оптимального развития имущественных отношений.

Механизм исполнения норм экологического права в области природопользования и охраны окружающей среды содержит много общего с механизмом исполнения нормативных правовых актов целом, в то же время он отличается рядом особенностей, возникающих из экологических отношений. Рассмотрим механизм правового регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды.

Механизм правового регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды представляет собой самостоятельный институт российского экологического права и находит свое проявление в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива1.

Цель названного правового механизма состоит в обеспечении материализацию эколого-правовой нормы. Это достигается при помощи работы всех частей названного механизма. Экологическое право выделяет четыре звена в реализации эколого-правовых норм.

Первое звено — это природоохранные нормы. Их главная задача состоит в закреплении базовых императивных экологических норм. Второе звено механизма правового регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды включает в себя экологизированные правовые нормы и нормативы. Главная функция этого звена заключается в том, чтобы конкретизировать экологические императивные нормы и адаптировать их к определенной хозяйственной деятельности либо к иной деятельности, воздействующей на природную среду. Третье звено механизма составляет гарантии, обеспечивающие выполнение как базовых, так и экологизированных норм и нормативов. Четвертое звено — это движение нормы, реализующей себя в правоотношении. Статика механизма правового регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды закладывается в нормативно-правовом акте, динамика — в процессе применения акта под воздействием факторов, определяющих эффективность эколого-правового предписания .

Природоохранные правовые нормы, призванные выполнять базовые функции механизма правового регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды, сконцентрированы в головном природоохранном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» и дополняющих его природоохранных актах. Закон содержит следующие виды эколого-правовых норм: нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-императивы, нормы — гарантии.

Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала правового регулирования природоохранных отношений. Основным принципом Закона является обоснованное сочетание экологических и экономических интересов под приоритетом охраны жизни и здоровья человека. Данный принцип рассматривается как неизменный постулат общественного развития любого общественного организма1.

Нормы-приоритеты выражают определенные преимущества в правовом регулировании охраны и использования одних объектов охраны перед другими, в целях их особой защиты от нерационального потребления. Так, в отраслевых природоохранных актах провозглашаются отраслевые приоритеты. По земле — это приоритет земель сельскохозяйственного назначения, их охраны и использования; приоритет природоохранных земель, земель природнозаповедного фонда; по водам: приоритет использования пресных вод прежде всего в интересах питьевого и коммунально-бытового потребления; по лесам приоритет особоохраняемых лесов первой группы, выполняющих защитные, охранительные функции; по животному миру — приоритет охраны редких, исчезающих видов животных. Высшие эколого-правовые приоритеты выражаются в Законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды»1 это — приоритет охраны жизни и здоровья человека, право каждого на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.

Императивные нормы содержат экологические требования ко всем источникам воздействия на среду и здоровье человека и предлагают им в безальтернативном порядке эколого-правовую модель поведения.

Нормы-гарантии определяют систему, обеспечивающую выполнение экологических императивов. Они предусматривают экономические, организационные, санитарно-гигиенические, эколого-контрольные, юридические, культурно-просветительские средства воздействия.

Под экологизацией законодательства понимается процесс внедрения экологических требований в законодательные и иные нормативные акты, регулирующие хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую среду. Экологизация как деятельность по внедрению экологических требований охватывает практически все сферы производственной, общественной и бытовой жизни. Это вытекает из приоритетов законов развития природы, которые мы должны соблюдать в ходе хозяйственной и иной практической деятельности, влияющей на состояние естественной среды обитания человека. Необходимость экологизации не ограничивается принятием одного природоохранного закона либо созданием целой отрасли природоохранного законодательства.

Смотрите так же:  Договор на экспертизу технических устройств

Международные договоры Российской Федерации и российское законодательство в области охраны окружающей среды

Международные договоры Российской Федерации, в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, регулируют отношения России с зарубежными государствами и международными организациями. Они заключаются в соответствии с Конституцией Российской Федерацией и федеральными законами от имени Российской Федерации уполномоченными федеральными органами. После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на территории Российской Федерации.

В Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации», принятом Государственной Думой 16 июня 1995 г. и вступившем в силу 21 июля 1995 г. дано определение таких договоров. Так, международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организаций в письменной форме и регулируемое международным правом. Международные договоры Российской Федерацией, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды, заключаются от имени Российской Федерации (международные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Поэтому международные договоры, заключаемые в области охраны окружающей среды, являются существенным элементом стабильности международного экологического правопорядка и отношений России с зарубежными странами. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Международные договоры являются важнейшим источником, как для международного права, так и для экологического. Их ратификация в нашей стране придает им значение своеобразного элемента российской правовой системы. Договор может либо вносить изменения в законодательство, либо вводить иные правила лишь для конкретного случая. В Венской конвенции о международных правах процедура заключения международных договоров урегулирована на конституционном и законодательном уровне, а также в нормах международного права. Важнейшее значение для нашей страны имеет Федеральный закон « О международных договорах Российской Федерации» . Нормы данного Закона построены в строгом соответствии с Положениями договоров (1969г.), согласно которому: каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (ст.20), участник не может ссылаться на положение своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения им договора.

В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено два основания применения международных договоров к отношениям, указанным в п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ: непосредственно и путем издания внутригосударственного акта. И далее: если имеются противоречия между федеральным законодательством и нормами международного права, то применяются нормы и правила международных договоров Российской Федерации. Довольно часто Правительство Российской Федерации заключает соглашения с правительствами иностранных государств об избежании двойного налогообложения, где определяются объемы понятий, даются отсылки к международным договорам.

В экологическом законодательстве содержатся аналогичные нормы. Так, в ст. 4 Водного кодекса Российской Федерации есть три нормы — признание международно-правовых принципов, норм и международных договоров Российской Федерации составной частью правовой системы, двоякое применение международных договоров, приоритет правил международного договора в случае коллизии с нормами действующего законодательства Российской Федерации1.

Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде, состоявшаяся в 1972 г., стала поворотным пунктом в экологической политике международного сообщества. Она состоялась в г. Стокгольме 5-16 июня 1972 г. и приняла два основных документа: Декларацию принципов и План мероприятий.

Декларация принципов включает 26 принципов, выражающих отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды в настоящее время и на перспективу. Среди этих принципов следует отметить главные: — право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести.достойную и процветающую жизнь; — сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений; — экономическое и социальное развитие, имеющее решающее значение для окружающей среды; — суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов и ответственность государств за ущерб окружающей среде; — необходимость решать международные проблемы окружающей среды в духе сотрудничества; — избавление человека и окружающей его среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения и т.д. План мероприятий содержит 109 пунктов. В нем решаются организационные, экономические, политические вопросы охраны окружающей среды и взаимоотношений государств и международных организаций. По решению конференции был организован постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды — ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде), образован фонд окружающей среды; 5 июня провозглашено Всемирным днем окружающей среды.

Значение лицензии в области природопользования и охраны окружающей среды

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» , принятый в 2001 г., исключил из своего перечня такой вид деятельности как использование природных ресурсов. На наш взгляд, такое решение законодателя весьма поспешное. И именно ответу на вопрос «почему необходимо оставить лицензию в сфере природопользования» посвящено исследование, проведенное в настоящем параграфе.

Лицензия в переводе на русский язык — это разрешение на что-либо. В современных условиях лицензионная деятельность компетентных государственных органов понимается как средство защиты интересов потребителя, соблюдения градостроительных, санитарных, экологических норм и правил торговли.

Природоресурсная лицензия применительно к природопользованию и охране окружающей среды — это разрешение на ведение определенного вида деятельности по использованию природного ресурса. В лицензии сконцентрированы две функции: 1)контроль за законностью и лишение права природопользования природопользователей, 2) определение условий рационального использования природного ресурса, соблюдения экологических и санитарных норм и нормирование потребления соответствующего природного ресурса. Таким образом, при помощи лицензии в области природопользования и охраны окружающей среды решаются две задачи — охранительная и регулятивная. Иными словами лицензирование есть проявление административно-правового метода регулирования отношений в области природопользования и охраны окружающей среды путем запрета, разрешения, уполномочивания на совершение определенных действий.

В.В. Петров, раскрывая назначении лицензии, указывал натри основных ее признака: во-первых, она является актом собственника природного ресурса, либо его владельца, во-вторых, формой проявления государственного контроля за рациональным использованием природного ресурса, в-третьих, средством регулирования и рационального природопользования1.

Предмет лицензии в области природопользования — природный ресурс, предназначенный для использования. В зависимости от предмета лицензироваться могут ресурсы экономические (заготовка древесины, добыча полезных ископаемых) или экологические, предназначенные для защиты природы и человека (разрешение на выброс, сброс, захоронение вредных веществ), оздоровительные ресурсы природы (разрешение на пользование лечебными свойствами природной среды) или культурные (разрешение на археологические работы).

Лицензии на осуществление перечисленных выше видов деятельности выдаются юридическим лицам, а также физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей. Для получения лицензии заявитель представляет в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности: заявление о выдаче лицензии; копии учредительных документов (если они не заверены нотариусом — с предъявлением оригиналов); копию свидетельства о государственной регистрации предприятия; документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления; справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа. Кроме того, в зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов.

Рассмотрим основные виды лицензий выдаваемых на природные ресурсы. Лицензирование недропользования. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Она включает текстовые, графические приложения, которые являются неотъемлемой составной частью лицензирования и определяют основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной целью, в течение установленного срока при соблюдении заранее установленных условий.

Лицензии предоставляются, как правило, после проведения конкурса или аукциона. Информация о предстоящих конкурсах или аукционах, об их итогах, о предоставлении лицензии должна публиковаться в средствах массовой информации. Основными критериями при проведении конкурса или аукциона должны являться: научно-технический уровень и сроки реализации программ изучения и использования недр; — полнота извлечения полезных ископаемых; — вклад в социально-экономическое развитие территории; — эффективность природоохранных мероприятий. Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе может последовать в следующих случаях: — заявитель умышленно предоставил о себе неверные сведения; заявитель не предоставил или не может предоставить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми или техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, охраны окружающей среды; если в случае предоставления лицензии данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования. Задачей государственной системы лицензирования является: реализация программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы; соблюдение и защита социальных, экономических, экологических интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Росси; предоставление равных возможностей всем юридическим и физическим лицам в получении лицензий; развитие рыночных отношений, проведение антимонопольной политики в сфере пользования недрами; необходимые гарантии владельцам лицензий и защита их права на пользование недрами. Лицензия должна содержать условия выполнения установленных действующим законодательством РФ стандартов, норм, правил, требований по охране недр и окружающей среды.

Договорные отношения в области окружающей среды и природопользования, возникающие из договоров сельскохозяйственного назначения

Рыночный характер современной экономики придал важное значение договорным отношениям, которые в системе экологического права, а также в системе земельного и аграрного права приобрели первостепенное значение.

Развитие экологического права породило определенное направление в системе договорных отношений: в настоящее время существует целая группа договорных отношений, которая является специфичной и обязательно учитывает нормы охраны окружающей среды. К таким договорам можно отнести: договор купли-продажи земли, договор аренды земельных участков. В параграфе рассмотрены некоторые виды гражданско-правовых договоров и определено их место и роль в их в области охраны окружающей среды.

Договорные отношения в области охраны окружающей среды способствует гармонизации природоохранных законодательных актов, способствуют правильному формированию взглядов у субъектов договорных отношений.

Особое значение получило развитие договорных отношений в правовом регулировании форм агропромышленной интеграции с учетом природоохранных норм. На современном этапе индустриального развития сельскохозяйственного производства существенное влияние на правовую систему отношений в сельском хозяйстве оказывают процессы вертикальной и горизонтальной интеграции. Они отражают тенденцию к слиянию промышленности и сельского хозяйства. Инициатива интеграции исходит от перерабатывающих и других компаний и фирм агробизнеса, стремящихся оказывать воздействие на сельскохозяйственное производство. В последнее время, особенно существенное воздействие на сельскохозяйственное предприятие оказывает производство по контрактам (договорам). В системе интеграционных отношений интеграторы чаще всего воздерживаются от прямого участия в сельскохозяйственном производстве, стремятся подчинить себе сельскохозяйственных производителей путем заключения договоров1.

Суть процесса интеграции заключается в том, что для производства продуктов питания, отвечающих запросам потребителей, объединяются все стадии процесса производства — от производства сельскохозяйственной продукции через ее переработку, и до доставки продукции к потребителю. В отличие от стран с развивающейся рыночной экономикой, в условиях которой субъекты действуют, как правило, по одиночке, в условиях развитой рыночной экономики широко распространенными являются совместные действия субъектов для достижения конечной цели. Интеграционные процессы в экономике являются наглядным примером этого. Объединение всех этапов производства и маркетинга сельскохозяйственной продукции необходимо для контроля за технологией производства, в том числе и за природоохранной технологией производства, с целью получения продукта, максимально удовлетворяющего желания потребителя, которые являются определяющим фактором в производстве того или иного вида продукции. Именно потребители формируют спрос на тот или иной продукт, обладающий определенными экологически качественными характеристиками; исходя из этого планируются объемы и технология производства продукции. Вследствие распространения интеграционных процессов в экономике развитых стран такая отрасль как сельское хозяйство перестает рассматриваться изолированно, а основным объектом исследований аграрной экономики и права становится система агробизнеса, охватывающая комплекс имущественных, административных, земельных отношений и отношений в области природопользования и охраны окружающей среды. Результатом заключенных договоров является продукт, который должен максимально удовлетворять постоянно меняющиеся запросы потребителей, в том числе и в производстве экологически чистого продукта.

В качестве примера интеграционных контрактов можно привести условия контрактов, заключаемых в сельском хозяйстве при выращивании зерновых. Заказчиком по контракту выступает компания, которая, как правило, владеет цехом по переработке зерновых. Исполнителем выступает крестьянское хозяйство, владеющее определенным земельным участком и вспомогательными помещениями, позволяющими выращивать злаковые культуры. Обязанностями заказчика являются: поставка семян для выращивания; обеспечение экологически чистых удобрений; вывоз выращенного урожая. Обязанностями исполнителя являются: выращивание зерновых; ремонт и поддержание производственных помещений и техники в надлежащем порядке; использование, при необходимости, наемного труда рабочих.

Такие статьи расходов, как расходы на горюче-смазочные материалы могут принадлежать как заказчику, так и исполнителю, а также могут быть распределены между обеими сторонами. Сторонам в данном договоре необходимо более тщательно разработать также и механизм стимулирования выращивания высококачественной и экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

Вышеназванный пример раскрывает основные положения экономико-правового регулирования отношений, в котором имеют место и отношения в области охраны окружающей среды, возникающие между крестьянским хозяйством и компанией в процессе исполнения интеграционных контрактов. Договор (контракт) как юридический документ, оформляющий подобного рода сложные отношения (имущественные отношения, отношения в области природопользования и охраны окружающей среды), всегда заключается в письменной форме с подробной регламентацией каждого элемента отношений между сторонами. Приведенный пример наглядно иллюстрирует договор не только как элемент механизма правового регулирования — правоотношение, но и как элемент механизма правового регулирования, близкий к элементу «норма права». В нем определяются правила поведения, установленные для данной компании и группы крестьянских хозяйств, с которыми компания заключает однотипные договоры (контракты).