Меню

Оглавление:

Если сумма сделки превышает 100 т. р., то сведения о закупке следует разместить в ЕИС

В соответствии с п.15 ст.4 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей.

Если положением о закупке предусмотрено заключение нескольких договоров в рамках одной закупки, суммарная стоимость которой в конце финансового года превысит сто тысяч рублей, сведения о такой закупке подлежат публикации в ЕИС. В случае если каждый договор заключен в рамках отдельной закупки и стоимость каждого из договоров не превышает сто тысяч рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о таких договорах; в случае, когда заказчик не сделал этого, его должностное лицо могут оштрафовать на сумму до 50 тыс. руб.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 26.04.2016 N Д28и-1069

Будь всегда в курсе! Подпишись на новости: Подписаться

Закупки по 223-ФЗ свыше 100 тыс.руб.

Вопрос-ответ по теме

Согласно 223-ФЗ, по которому мы осуществляем закупки, закупки менее 100 тыс руб можно производить без проведения торгов. Мы хотим купить оборудование для лечения животных, стоимость которого превышает 100 тыс.руб. НО! Приобрести мы его хотим следующим образом: 1.Оборудование отдельно (будет стоить менее 100 тыс.руб) 2. Запчасти к нему (лазерные указки, дротики, присоски и т.д.) тоже отдельно (стоимость их будет тоже менее 100 тыс.руб). То есть стоимость оборудования с принадлежностями будет стоить, образно говоря, 180 тыс.руб., а если покупать по-отдельности оборудование и запчасти к нему, то стоимость каждого будет менее 100 тыс.руб. Оборудование без запчастей функционировать не может. Возможна ли такая закупка, чтобы не выставляться на торги? Как нам лучше осуществить закупку?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Если положение о закупке предусматривает возможность закупки товаров у единственного поставщика на сумму менее 100 тыс. руб. , то закупка на сумму ровно 100 тыс. руб. у единственного поставщика осуществлена не может. Перерыв в данном случае значения не имеет, так как Закон № 223-ФЗ не содержит ограничений в отношении закупки одноименных закупок в квартал равно как и понятия одноименности товаров, работ, услуг. То есть, как вариант, можно заключить три контракта на одной неделе или даже в один день.

Что следует указывать в Положении о закупках при размещении заказа у единственного поставщика? Размещать или не размещать сведения о закупке стоимостью до 100 (500) тыс. руб. в ЕИС?

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке) (ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Читайте также:

Пунктом 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 21.06.2012 № 616 Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме установлено, что закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме:

если информация о закупке в соответствии с частью 15 статьи 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок;

если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;

если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным статьей 2 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В п. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс руб. Означает ли это, что заказчик имеет право заключать договоры, цена которых не превышает 100 тыс руб, без проведения торгов?

В п. 15 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ указаны условия, при которых заказчик вправе не размещать сведения на официальном сайте. Указанная норма не содержит условий применения тех или иных способов закупок.

Вместе с тем, заказчик вправе заключать договоры без проведения торгов, установив в положении о закупке соответствующие способы и условия их применения. Закон не ставит способ закупки в зависимость от ее суммы.

Законом № 223-ФЗ, вступившим в силу, за исключением отдельных его положений, с 1 января 2012 г., установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупкам, осуществляемым юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ (далее — заказчики).

Одним из этих принципов является информационная открытость закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

В целях его реализации в силу ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчики обязаны публиковать определенные сведения о проводимых закупках, кроме случаев, предусмотренных ч. 15 и ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. В частности, согласно ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе не размещать сведения о закупке на официальном сайте, если стоимость товаров, работ, услуг не превышает 100 тыс. руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс руб.

В данной норме указаны условия, при которых заказчик вправе не размещать сведения на официальном сайте. Она не содержит условий применения тех или иных способов закупок.

Следует учитывать, что Закон № 223-ФЗ, в отличие от Закона № 94-ФЗ, не устанавливает закрытого перечня способов закупки, а также условия, при которых применяется тот или иной способ закупки.

Согласно Закону № 223-ФЗ закупка всегда осуществляется в соответствии с положением о закупках (ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), утверждаемым органом заказчика, указанным в ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ. Именно положение определяет способы закупки (конкурсы, аукционы и иные), и условия их применения (ч. 2 ст. 2, ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

При том, что нормы Закона № 223-ФЗ в качестве преимущественных способов закупок определяют открытые торги в форме конкурса или аукциона, в положении могут быть предусмотрены и иные способы. В этом случае заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Возможность заказчика закрепить в положении тот или иной способ закупки не ставится законом в зависимость от суммы закупки или каких-либо обстоятельств.

Следовательно, в положении заказчик вправе предусмотреть помимо торгов иные способы закупки, самостоятельно установив условия их применения (например, в зависимости от стоимости закупки, или избрав иные критерии).

Что означает «закупка товаров должна проводиться в электронной форме» согласно постановлению Правительства РФ от 21.06.2012 № 616?

Смотрите так же:  Оформление опеки над пожилыми людьми

Значение «Закупка в электронной форме» означает, что заявка от участника будет подаваться в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Документооборот между заказчиком и поставщиком будет проводиться в форме обмена электронными документами.

При этом законодательно не установлено определение электронной формы закупки. Каждый заказчик может самостоятельно решить, обязательно ли ему для исполнения требований Постановления № 616 использовать ЭТП или достаточно принимать заявки участников в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.

Обращаем внимание, что способ закупки может быть различным. Это может быть как электронный аукцион, так и конкурс с возможностью подачи заявки в электронной форме, и электронный запрос котировок.

Перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются в электронной форме утвержден постановлением Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются нормативно правовыми актами РФ, а так же положением о закупке.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Соответственно, если положением о закупке предусмотрено проводить в электронной форме запрос котировок и (или) открытый аукцион, то заказчик будет закупать товары (работы, услуги) утвержденные Постановлением № 616 в данной форме. В случае если положением о закупках предусмотрены, какие либо еще виды торгов, проводимые в электронной форме, заказчик может воспользоваться теми видами торгов в электронной форме которые утверждены положением о закупке.

В случае, если в утвержденном положении о закупках не предусмотрено проводить закупки в электронной форме, рекомендуем внести соответствующие изменения в положение о закупках.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Спросить эксперта

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

ТЕНДЕРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ 44-ФЗ, 223-ФЗКомплексное юридическое сопровождение участников госзаказа! т. 8(4862)78-31-08, 8(962)475-31-08

Если стоимость договора не превышает 100 тыс. руб., можно не размещать сведения в ЕИС, а как быть, если в рамках одной закупки будет заключено несколько договоров?

Опубликовал admin • Рубрики: Контрактная система

Письмо Министерства экономического развития РФ от 26 апреля 2016 г. N Д28и-1069 «О рассмотрении обращения»

В силу Закона о закупках отдельными видами юрлиц заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. Если положением о закупке предусмотрено заключение нескольких договоров в рамках одной закупки, суммарная стоимость которой в конце финансового года превысит 100 тыс. руб., то сведения о такой закупке подлежат публикации в ЕИС. Если же каждый договор заключен в рамках отдельной закупки и стоимость каждого из них не превышает 100 тыс. руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о таких договорах.

Договор поставки на сумму до 100 000 рублей для нужд предприятия

Вопрос-ответ по теме

Как заключить договор поставки на сумму до 100 000 рублей для нужд предприятия?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

При осуществлении закупок на сумму до 100 000 заказчик вправе не применять конкурентные процедуры и заключить контракт с единственным поставщиком на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Размещать извещение в ЕИС, обосновывать закупку и уведомлять контрольный орган о том, что вы заключаете контракт, не нужно. Не обязательно требовать от поставщика обеспечение контракта и включать в договор расчет цены. Экспертизу полученных товаров, работ, услуг заказчик вправе провести своими силами.

При этом, заказчик вправе заключать контракты на сумму до 100 000 руб. только в рамках лимита. Годовой объем таких закупок не должен превышать 5 процентов от СГОЗ и составлять более 50 млн руб. Либо вам нужно уложиться в 2 млн руб. Заказчик сам решает, какой способ выбрать, чтобы рассчитать лимит.

Если поставщиков несколько, заказчик может самостоятельно определить, с каким поставщиком заключить договор.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: что нужно учитывать

Закупка у единственного поставщика – один из способов закупки, который позволяет приобрести товары необходимого качества, определенной торговой марки у определенного продавца, без проведения торгов в максимально короткие сроки. В статье рассмотрим особенности проведения закупки у единственного поставщика.

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителя организации (государственного, муниципального заказчика) «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», для руководителей, 40 ак.часов». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак.часов.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 40 различных оснований, среди которых есть наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений (п. 25 ч. 1 ст. 93).

Хотелось бы остановиться на нескольких типах закупки у единственного поставщика.

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Законом № 44-ФЗ установлено условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 000 000 рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн. руб.) и не должен составлять более чем 50 000 000 рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений. Подробнее о малых закупках читайте в статье Малые закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ.

Смотрите так же:  Госпошлина в мособлсуд квитанция

Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 000 рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. Ранее (по нормам закона № 94-ФЗ) сумма всех заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) в течение квартала не должна превышать 100 000 рублей (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 000 руб. В апреле этого же года он вправе закупить тот же товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 000 рублей. При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Тип «закупка малого объёма» очень популярен среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не нужно отражать в плане-графике в полном объёме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно составлять отчёт об исполнении этапа контракта и вносить сведения в реестр контрактов.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).

Обращаем ваше внимание на интересную деталь в законе: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).

Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2015 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в ФАС в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у ЕП

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок.
  4. Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у ЕП

При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.

ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Напомним, что закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорные обстоятельств(непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Посмотреть в ГК РФ (ст. 401), где написано, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие же случае, например, некачественное выполнение обязанностей, к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на ФЗ-44(п.9 ч.1 с.93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения, в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести запрос котировок.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик, спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика, как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому, если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он явно неправ.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проведения проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан уведомить в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено.

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливается докладная записка.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий органом организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Обоснование закупки у единственного поставщика

В некоторых случаях (они указаны в ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчику необходимо подготовить и утвердить отчет, в котором требуется обосновать (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  • невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика;
  • цену и другие существенные условия контракта.

Срок составления отчета Законом № 44-ФЗ не установлен. Но утвердить отчет необходимо все-таки до заключения контракта, а не после. На практике для этого может потребоваться от одного до трех рабочих дней.

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры, каждый раз, когда ему это удобно.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. А поставщикам до заключения контракта нужно внимательно читать документацию заказчика, анализировать информацию, вникая в детали.
  4. Важно отслеживать ситуации, когда заключение контракта может оказаться неправомерным, не дожидаясь, когда такой договор будет расторгнут на основании решения контролирующего органа или суда.
Смотрите так же:  Какие документы нужно чтобы получить материнский капитал

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Заключение договоров до 100 000 рублей по 223-ФЗ могут быть расценены как взаимосвязанные сделки, что является ограничением конкуренции

В соответствии с ч. 15 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей.

Согласно п. 1 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг.

Следовательно, Закон № 223-ФЗ при регламентации закупочной деятельности предоставляет право не публиковать сведения о закупке в единой информационной системе (на официальном сайте) только в случае, если общая стоимость договора (общая стоимость закупки) не превышает 100 000 рублей, вне зависимости от размера разового или периодического (ежедневного, ежемесячного, ежеквартального и т.п.) платежа по такому договору.

При рассмотрении вопроса об общей цене договора необходимо исходить из того, что приобретение товара, работы, услуги в Вашем случае осуществляется по одному договору, поэтому размер разового платежа по такому договору значения не имеет.

Более того, даже осуществление платежей на сумму не более 100 000 рублей в рамках отдельных договоров или без договоров (по счетам) может свидетельствовать о нарушении законодательства, так как такие сделки могут быть признаны взаимосвязанными, то есть, по сути, одной сделкой.

С определенными оговорками к рассматриваемой ситуации может применено Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 мая 2014 г. N 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью», согласно пп. 4 п. 8 которого о взаимосвязанности сделок помимо прочего, могут свидетельствовать такие признаки, как преследование единой хозяйственной цели при заключении сделок, общее хозяйственное назначение проданного имущества, консолидация всего отчужденного по сделкам имущества в собственности одного лица, непродолжительный период времени между совершением нескольких сделок.

Таким образом, в случае если Вы осуществляете приобретение одинаковых или аналогичных (определенных родовыми признаками) товаров в рамках одного договора, также у одного и того же контрагента, в течение непродолжительного времени общая цена всех закупаемых товаров не должна превышать 100 000 рублей за весь объем в течение срока действия договора. При этом Закон № 223-ФЗ не содержит запрета на заключение нескольких договоров («дробление» договоров), однако, в случае применения такого подхода без наличия объективных причин невозможности проведения закупки, Ваши действия могут быть расценены как ограничение конкуренции.

На основании изложенного сообщаем, что Вам необходимо провести конкурентную процедуру закупки и готовы оказать Вам в этом профессиональную помощь.

Необходимость отражения закупки в плане закупок, если сумма договора превышает 100 тысяч рублей

Вопрос-ответ по теме

Учреждение работает по 223 ФЗ. В план закупок включаем только закупки стоимостью свыше 100 тыс. руб. При формировании плана закупок на 2017 год такая закупка была одна, но в течении года (а именно в ноябре 2017), согласно актам выполненных работ, сумма договора превысила 100 тыс. руб. Данный договор заключен 09 января 2017г. на поставку электрической энергии. Необходимо ли эту закупку отражать в плане закупок, если сумма договора превышает в течении финансового года и как правильно оформить данную процедуру закупки?

 критерии и порядок оценки заявок. Например, пропишите, что будете проводить сравнение цены единицы товара (работы, услуги) без учета НДС (п. 4 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 № Д28и-2782);

 порядок заключения и исполнения договоров;

 методику обоснования начальной (максимальной) цены договора. Для расчета цены вы вправе использовать Методические рекомендации (утверждены приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 № 567). Об этом – в пункте 1 письма Минфина России от 16 июня 2017 № 24-01-09/37717 и Стандарте закупочной деятельности от 21 июля 2015. Смотрите пример расчета цены, когда заказчику нужно получить кредит;

 перечень товаров (работ, услуг) для закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства;

 другие положения, связанные с обеспечением закупки. К примеру:
– порядок и случаи внесения изменений в план закупок (письмо Минэкономразвития России от 3 июня 2015 № Д28и-1422);
– порядок размещения в ЕИС информации об отказе от закупки;
– для проведения закупки в иностранной валюте: стадию закупки, по которой будет фиксироваться курс инвалюты (например, дата перечисления аванса или первой оплаты по контракту). Кстати, если вы проводите закупки в инвалюте, установить такой момент важно. Ведь закупка – это довольно длительная процедура, а курс иностранной валюты в последнее время нестабилен.

Положение должно распространяться на все закупочные процедуры, которые составляют хозяйственную деятельность заказчика, в том числе на закупки товаров (работ, услуг) в коммерческой деятельности.

В Положении о закупке заказчик вправе установить любые (помимо конкурса и аукциона) способы закупок, предусмотрев порядок проведения закупок такими способами. Например, запросы предложений, запросы котировок, закупки у единственного поставщика и т. д. При этом для повышения прозрачности ФАС России рекомендует также прописать критерии выбора заказчиком того или иного способа в зависимости от предмета закупки или цены. Подробнее о том, как обосновать свой выбор, смотрите в Стандарте закупочной деятельности от 21 июля 2015.

Внимание: в Законе № 223-ФЗ нет ограничений для закупок у единственного поставщика, а также у аффилированных лиц без проведения конкурентных процедур. Случаи и порядок таких закупок заказчик самостоятельно определяет в Положении о закупке. Но злоупотреблять ими не стоит. Это может привести к недобросовестной конкуренции и привлечь внимание контролирующих органов. Об этом предупредили специалисты Минэкономразвития России в письмах от 20 сентября 2016 № Д28и-2456, от 22 января 2016 № Д28и-87, от 16 ноября 2015 № Д28и-3414, от 11 февраля 2015 № Д28и-205.

Как составить план закупок по Закону № 223-ФЗ

Заказчики проводят закупки товаров (работ, услуг) и заключают контракты по планам закупок (ч. 5.1 ст. 3 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ).

Формировать нужно два плана: годовой и долгосрочный – для инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарств (ч. 2, 3 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 № 223-ФЗ). Составляйте их по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 № 932. Этим же постановлением утверждена и форма плана закупок.

Важно: для плана закупок коды ОКВЭД и ОКПД берите из новых классификаторов – ОКВЭД 2 и ОКПД 2 (подп. 3 п. 1 требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 № 932, письмо Минэкономразвития России от 25 ноября 2015 № 34016-ЕЕ/Д28и).

Если стоимость товаров (работ, услуг) не больше 100 000 руб. (500 000 руб. – у заказчиков с годовой выручкой не больше 5 млрд руб.), то в плане закупок их можно не отражать (письмо Минэкономразвития России от 25 августа 2015 № Д28и-2433). Ведь сведения о таких закупках публиковать не нужно. А если все закупки вы запланировали в малых объемах (до 100 000 руб. или 500 000 руб.), опубликуйте пустой план.

Корректировать план закупок можно:

 если изменилась потребность в товарах (работах, услугах), в сроках их приобретения, в способах закупки и срока исполнения договора;

 если цена планируемых к приобретению товаров (работ, услуг) изменилась более чем на 10 процентов;

 в других случаях, которые предусмотрены в Положении о закупке.

Это предусмотрено пунктом 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 № 932, и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 3 июня 2015 № Д28и-1422.

Внимание: изменения в план закупок вносите до размещения извещения. Это позволит заинтересованным лицам своевременно ознакомиться с потребностями заказчика и подготовить качественную заявку. Такие рекомендации приведены в Стандарте закупочной деятельности от 21 июля 2015