Меню

УФМС Паспортный стол РФ

Автор и правообладатель авторского права

Автор — это физическое лицо, создавшее посредством творческой работы литературное, музыкальное, научное, изобразительное, архитектурное и другое оригинальное произведение. В деятельности могут принимать участие несколько создателей (соавторов). Автор является правомерным обладателем имени и авторства, охраняемыми бессрочно, а также другими законными правами, которые не могут быть переданы иным лицам и не подлежат отчуждению.

Авторское право — комплекс законодательных норм, которые регулируют имущественные и духовные права, принадлежащие создателю творческого продукта. Они возникает сразу после рождения произведения. Данные права разделяются на неимущественного и исключительного характера. Права первого вида принадлежат творцу постоянно.

Схема отношения объектов к субъекту авторского право.

На начальных порах исключительное право использовать созданный труд также принадлежит автору. Однако закон предусматривает случаи, когда это полномочие может передаваться другому субъекту, Причем не только физическому, но и юридическому лицу — правообладателю.

При передаче прав оформляется договор. Автор имеет возможность передавать свои права как временно, так и посредством отчуждения, то есть на весь период охраны указанных законодательных норм. Они могут действовать и за пределами России. Заключать рассматриваемый договор может и правообладатель.

Субъект после получения легитимной возможности обладать продуктом творческого создания автора имеет право пользоваться им в личных интересах, если они не запрещены законом. При этом правообладатель может давать разрешение или запрещать использование труда другими лицами. Если же данные граждане действуют вопреки запрету правообладателя, то в случаях, предусмотренных законом, они подлежат ответственности, за исключением обстоятельств, указанных в ГК РФ.

Видео : КАК ОБОЙТИ АВТОРСКОЕ ПРАВО НА You Tube.

Видео : Нарушение авторских прав на YouTube: к чем может привести?

В чем же основные различия между автором и правообладателем? Будучи обладателем права распоряжения, пользования и владения, далеко не во всех случаях он является физическим лицом и не всегда может быть автором. Нередко ему отводится и роль работодателя, обладающего рассматриваемыми правом в соответствии с законным разрешением, ибо в случае создания автором творческого продукта на основании заказа или в порядке трудовых отношений законное право собственности получает правообладатель. Но при всем этом авторских полномочий он не имеет.

Правообладателю

Правообладателю

Нужно сразу отметить, что у Вас, как у Автора текста и/или музыки музыкального произведения (с текстом или без текста), возникают авторские права с момента создания Вами интеллектуального продукта в какой-либо материальной форме и для этого не нужно выполнять какие-либо формальности, а поэтому и нет необходимости производить какую-то особую процедуру регистрации.

Но нужно помнить, чтобы защитить свои права в первую очередь нужно доказать свое авторство.

Одним из вариантов доказательства можно использовать отправку заказного письма на свой адрес или, например, нотариальное заверение текста написанного Вами произведения. Все эти действия служат только для одной цели — подтвердить приоритет Вашего авторства, а значит и Ваши авторские права.

В процессе работы, чтобы произведение приобрело конечную форму, часто принимают участие большое количество человек — исполнитель, продюсер, саундпродюсер, звукорежиссер, аранжировщик, руководитель студии звукозаписи и т.п. Каждый выполняет свою роль, чтобы произведение получилось таким, каким его услышат десятки, а может быть миллионы человек. Кого же считать автором произведения, а кого — нет?
Закон на этот вопрос дает однозначный ответ и четко регламентирует права каждого из участников процесса создания композиции (интеллектуальной собственности).

Согласно ст. 1228 ГК РФ «не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ».
Поэтому, если Вы создали текст или музыку — Вы однозначно Автор, а вот если Вы, например, как продюсер, оплатили студию звукозаписи и труд звукорежиссера, то Вы не можете являться автором произведения, но будете иметь права изготовителя фонограммы, а вот звукорежиссер, как лицо, оказавшее техническое содействие, не будет иметь каких-либо интеллектуальных прав.

Права Автора

На результаты интеллектуальной деятельности признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а также личные неимущественные права и иные права, например, право следования, право доступа и другие.

Неимущественные права это:

— Право авторства и право Автора на Имя, это право считаться автором, использовать или разрешать использовать произведение под своим именем или анонимно.
— Право на неприкосновенность произведения означает, что без согласия Автора запрещается вносить в произведение изменения, сокращения и дополнения и т.п.
— Право на обнародование произведения — это право осуществить самостоятельно или дать согласие на осуществление действий, которые впервые сделают произведение доступным для всеобщего сведения, а также связанное с ним право на отзыв разрешения на обнародование, при условии возмещения причиненных таким решением убытков лицу, получившему раннее разрешение от Автора.
Неимущественные права неотчуждаемы, т.е. они всегда принадлежат только АВТОРУ.

Имущественные права (исключительное право):

Автору принадлежит исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, это право первоначально возникает у Автора с момента создания произведения и относится к имущественным правам, т.е. может продаваться, передаваться и т.п.
Исключительное право означает, что результат интеллектуальной деятельности (произведение, танец, фильм) правообладатель вправе использовать по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать его использование.
Другие лица не могут использовать соответствующие результаты интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя. Использование результата интеллектуальной деятельности является незаконным и влечет ответственность.
Главным отличием имущественных прав от неимущественным является то, что исключительное право, может быть передано автором другому лицу, а неимущественные, еще их называют личные — нет.
В связи с тем, что в соответствии со статьей 1229 ГК РФ без разрешения автора нельзя использовать результаты интеллектуальной собственности возникает вопрос, что делать, если их нарушают — используют без соответствующего разрешения? Как защитить свои права?

Права Исполнителя и Изготовителя фонограммы

Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

Исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера).
Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.
Исполнителю принадлежат:

1) исключительное право на исполнение;

2) право авторства — право признаваться автором исполнения;

3) право на имя — право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 1314 настоящего Кодекса, право на указание наименования коллектива исполнителей, кроме случаев, когда характер использования произведения исключает возможность указания имени исполнителя или наименования коллектива исполнителей;

4) право на неприкосновенность исполнения — право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

2. Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.

3. Права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение.

Изготовителю фонограммы принадлежат:

1) исключительное право на фонограмму;

2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;

3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;

4) право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

2. Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.

3. Права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей.

4. Право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

Как защитить свои права

В принципе путей защиты два:
1. Внесудебное урегулирование.
2. Судебное урегулирование.

Смотрите так же:  Отказ от дачи свидетельских показаний это правонарушение

Гражданский кодекс, а также уголовный четко определяют меры, которые могут быть применены к нарушителям исключительного права, но как показывает практика, на решение вопросов в суде уходит немалое время, поэтому в большинстве случаев нужно стремиться к решению вопросов в досудебном порядке и только в крайних случаях использовать методы судебного решения.
Для оказания помощи в защите прав Авторов создаются как некоммерческие, так и коммерческие организации. Примером некоммерческих организаций являются Российское Авторское Общество, Российский Союз Правообладателей, примером коммерческих организаций — «Первое музыкальное Издательство».

Сотрудничество с Первым музыкальным Издательством

Работа с любой организацией построена на взаимных обязательствах, которые наступают после заключения соответствующего договора.
В соответствии с законодательством существуют два типа договоров, на основании которых Правообладатель может передать свои права: договор отчуждения и лицензионный договор.
По договору отчуждения Правообладатель передает все свои права навсегда, т.е. после подписания такого договора у Правообладателя остаются только неимущественные (личные) права. Данный договор сравним с договором купли-продажи, т.е. когда права на объект переходят от одного лица к другому.
В отличие от договора отчуждения заключение лицензионного договора (ст. 1233 ГК) не влечет за собой переход исключительного права, и Правообладатели могут чувствовать себя гораздо спокойнее при передаче прав, так как имущественные права остаются у Правообладателя.

По лицензионному договору одна сторона – автор, исполнитель, изготовитель фонограммы (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта авторских или смежных прав в установленных договором пределах.

Лицензионный договор может быть 2-х видов:

1. Исключительная лицензия (без сохранения за Правообладателем права выдачи аналогичной лицензии другим лицам).
2. Неисключительная (простая) лицензия (с сохранением права выдачи аналогичной лицензии другим лицам).

Любой лицензионный договор должен содержать: перечень передаваемых прав (объем прав), Срок и территорию, на которые осуществляется передача прав, а также вознаграждение за передаваемые права. Вознаграждение является обязательным условием договора, оно может быть фиксированным (разовым) либо периодическим (в форме процентных отчислений — Роялти).
Любое сотрудничество Автора, Исполнителя или Изготовителя фонограммы, с нашей компанией начинается только после заключения лицензионного договора.

Для заключения договора с Первым музыкальным Издательством необходимы следующие документы:

1) Копия (скан) паспорта + страница с регистрацией (пропиской),

2) Копия (скан) свидетельства о регистрации в налоговом органе как ИП,

3) Копия (скан) свидетельства о государственной регистрации ИП,

4) Копия (скан) выписки из единого реестра государственной регистрации с указанием всех видов деятельности ИП,

5) банковские реквизиты + уведомление из банка об открытии счета.

  1. Правообладатель – Юридическое лицо:

1) Копия (скан) Устава,

2) Копия (скан) свидетельства о государственной регистрации юр.лица,

3) Копия (скан) свидетельства о регистрации юр.лица в налоговом органе,

4) банковские реквизиты + информационное письмо из банка,

1) Копия (скан) паспорта + страница с регистрацией (пропиской),

2) Копия (скан) ИНН,

3) Копия (скан) карты государственного пенсионного страхования,

4) Полные банковские реквизиты – наименование банка, № доп.офиса или филиала, ИНН банка, БИК банка, расчетн./счет банка, корресп./счет банка, лицевой (расчетн.) счет правообладателя, если есть карточка – номер карты;

5) Если правообладатель является наследником – копия (скан) свидетельства о праве на наследование авторского и/или смежных прав

1) Копия (скан) паспорта + страница с регистрацией (пропиской),

2) Идентификационный номер (при наличии),

3) Полные банковские реквизиты, по которым возможно произвести перечисление из российского банка:

наименование банка, № доп.офиса или филиала,

ИНН банка, БИК банка, расчетн./счет банка, корресп./счет банка,

лицевой (расчетн.) счет правообладателя, если есть карточка – номер карты;

4) Если правообладатель является наследником – копия (скан) свидетельства о праве на наследование авторского и/или смежных прав;

5) Желательно предоставление (каждый год, в течение срока действия договора) справки из налогового органа соответствующей страны о том, что правообладатель является резидентом этой страны

Как мы работаем

1. Заключается Лицензионный договор на исключительной основе по одной из двух схем:
А) Передача Правообладателем исключительной лицензии на все виды использования результата интеллектуальной деятельности;
Б) Передача правообладателем исключительной лицензии на часть прав.
2. Производится регистрация произведений Автора в базе данных Российского Авторского Общества
3. Производится регистрация произведений Автора за рубежом в базе данных иностранных обществ.
4. Осуществляется контроль и использование переданных Произведений, Исполнений, Фонограмм в различных сферах (по механическим правам (на любым механических и цифровых носителях), в мобильных сетях, в интернете, караоке, АВП (аудиовизуальных произведениях).
5. По возможности произведения размещаются в аудиовизуальных произведениях, в спец программах, например в плеерах, предоставляемых в самолетах Аэрофлота, в плеерах с функцией караоке и т.п.
6. Осуществляется сбор вознаграждения за использование произведений, исполнений или фонограмм.
5. Расчет и выплата собранного вознаграждения для Правообладателя.
Выплаты осуществляется ежеквартально по предоставленным Правообладателем (Лицензиаром) банковским реквизитам.
Фактически перечисления авторского вознаграждения проходят:
за 1 квартал — в последние числа Апреля
за 2 квартал — в последние числа Июля
за 3 квартал — в последние числа Октября
за 4 квартал — в последние числа Января

Наверное, каждый Автор, Исполнитель, Изготовитель фонограммы задавал себе этот вопрос: «Нужно ли заключать договор о передаче имущественных прав на созданные им произведения, исполнения или фонограммы?» Мы отвечаем: «Обязательно. » А у кого — решать Вам.

Заключение договора с автором

Каждое издательство заключает с автором договор. Существует два вида договоров: лицензионный договор (на уже созданное произведение) и договор авторского заказа (на произведение, которое будет создаваться).

По лицензионному договору автор (правообладатель) передает издательству права на использование произведения (ст. 1286 ГК РФ): право на переработку произведения, право на опубликование, право на распространение произведения путем продажи и т. д. Важно указать, с какого момента и на какой срок автор предоставляет издательству эти права. Заключается договор в письменной форме. Лицензионный договор может быть как возмездным, так и безвозмездным (это следует отметить в самом договоре). Издательству необходимо быть уверенным в том, что автор является единственным правообладателем произведения.

По договору авторского заказа автор создает произведение по заказу издательства (ст. 1288 ГК РФ). В договоре указывают требования к произведению (жанр, вид, объем и др.), а также срок, к которому автор должен предоставить издательству уже готовое произведение. Договор авторского заказа всегда возмездный.

В любом договоре должны быть обязательно указаны следующие сведения:

  • наименование издательства;
  • ФИО автора;
  • ФИО и должность того, от чьего имени издательство заключает с автором договор;
  • права пользования, которые автор передает издательству.

Исключительные права позволяют издателю использовать произведение и распоряжаться им любым не противоречащим закону способом. Срок действия исключительного права истекает через 70 лет после смерти автора (см. статью Срок действия авторского права).

Неисключительные права, в отличие от исключительных, позволяют использовать произведение в пределах сроков, указанных в лицензионном договоре. Этот срок не может превышать срок действия исключительного права. Договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения только тому лицу, которому эти права передаются. Другим лицам запрещается использование произведения. В договоре о передаче неисключительных прав разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права другим лицам;

  • права и обязанности издательства.

Права издательства – оплата труда автора, право на переиздание произведения и др.; обязанности издательства – рассмотреть произведение в определенный срок, одобрить/отклонить рукопись и др.

  • права и обязанности автора.

Права автора – получение вознаграждения, участие в подготовке произведения к изданию и др.; обязанности автора – предоставлять произведения в срок, гарантировать то, что автор является единственным правообладателем, что произведение не содержит клеветнических высказываний и др.

В случае, если автор произведения умер, то договор заключается с его наследниками.

Издатель обязуется выплатить автору вознаграждение – гонорар. Роялти – самый распространенный вид гонорара. Под роялти подразумевается выплата вознаграждения обладателю исключительного права за предоставление им права на пользование любым авторским правом на произведение. Обычно роялти рассчитывается по количеству проданных экземпляров за определенный период времени, поэтапно, по итогам продаж. Необходимо заранее обсудить, от какой цены – оптовой или розничной – будет происходить выплата роялти. Как правило, выплаты происходят от розничной цены. Аванс выплачивается при подписании договора, остальная сумма выплачивается регулярно в виде процентного отчисления от проданного количества экземпляров.

Если вознаграждение автора представляет собой фиксированную сумму, следует позаботиться о том, чтобы в авторском договоре был прописан максимальный тираж. Тогда превышение тиража будет рассматриваться, как последующее издание. В этом случае возникнет необходимость заключить новый договор.

Права на перевод и издание произведения на иностранном языке передаются так же, как и лицензирование зарубежной литературы, но в обратную сторону (см. статью). Иностранный издатель покупает права на перевод произведения, написанного на русском языке. Он берет на себя производство книги в соответствии с полученной лицензией.

Распространять произведения в электронной версии можно только с согласия автора. По лицензионному договору автор передает права на электронные версии.

Правообладатель и Лицензия

Автор и правообладатель авторских прав

Авторские права возникают с момента создания произведения и включают:

  • исключительное право (имущественное право на использование и распоряжение произведением) и
  • неимущественные права (право на имя, право на неприкосновенность произведения и некоторые другие).

Автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение, лично или возможно соавторство. А правообладателем может быть как сам автор, у которого возникло авторское право, так и организация, которая получила исключительные авторские права по договору отчуждения или произведение было создано по служебному заданию.

Смотрите так же:  Пособие при целиакии

Исключительное имущественное право входит с состав наследства и переходит к наследникам в порядке и на срок, определенные Гражданским кодексом Российской Федерации.

Передача исключительного права может быть осуществлена при заключении договора отчуждения (уступки) исключительного авторского права на произведение при этом правообладателем становится лицо, которому автор отчуждает все имущественные авторские права.

При переходе исключительного права на произведение указанными выше способами появляется новый правообладатель. При этом автор так и остается автором произведения, сохраняя неимущественные права в любом случае.

Правообладателем может также являться и юридическое лицо, к которому исключительное авторское право на произведение перешло по договору, в порядке наследования по завещанию, либо появилось вследствие создания служебного авторского произведения (по служебному заданию).

Статьи и новости по теме:

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

В отечественном законодательстве по интеллектуальной собственности с 1 октября вступили в силу множественные поправки и положения, касающиеся и авторских и смежных и патентных прав. Отдельно можно отметить новеллу, которая вводит понятие — открытых лицензий на произведения в области литературы, музыки и так далее >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

17 сентября 2013 г. в пресс-центре РИА-Новости состоялась научно-практическая конференция «Право на Download-2013: защита интеллектуальной собственности в Интернете». Делегаты от государственных ведомств, отраслевых объединений и интернет-индустрии обсуждали юридические, технологические, процедурные и организационные аспекты правоприменения «антипиратского» законодательства >>>

С 1 августа 2013 г. вступит в силу Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»* (Закон о борьбе с пиратством), который грозит серьезными перебоями в работе крупнейших социальных сетей, торрент-трекеров и прочих популярных сайтов. Фактически это означает, что наиболее посещаемые ресурсы будут вынуждены заблокировать доступ к страницам с произведениями или информацией о них в течение нескольких суток после соответствующего уведомления правообладателя или готовиться к закрытию всего сайта >>>

Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете >>>

Андрей Колесников, директор Координационного центра домена .Ру, выступая на селигерском форуме предположил, что звукозаписывающие лейблы отомрут за ненадобностью, а авторы и исполнители вновь станут зарабатывать исключительно концертной деятельностью >>>

В начале мая Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям опубликован доклад о текущей ситуации и перспективах книжного рынка России. Одна из его глав посвящена электронному изданию, авторским правам и дистрибуции цифровых книг в России, странах ЕС и США >>>

Заключение договора

Если Вы являетесь правообладателем или наследником – физическим лицом, обладающим исключительным правом на произведения на основании:

  • договоров об отчуждении исключительного права,
  • лицензионного договора о предоставлении права использования произведений на условиях исключительной лицензии,
  • решений судов и (или) других документов,
  • свидетельство о праве на наследство.

и решили заключить с РАО Договор о передаче полномочий по управлению правами правообладателя на коллективной основе (ссылка на документ – без возможности скачивания), то необходимо предоставить нижеуказанные документы:

Для Физических лиц граждан РФ:

При заключении Договора об управлении:

  1. Общегражданский паспорт
  2. Страховое пенсионное свидетельство
  3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации (ИНН)
  4. Банковские реквизиты:
    • расчетный счет банка
    • корреспондентский счет банка
    • БИК банка
    • ИНН банка
    • номер личного счета правообладателя

Для Индивидуальных предпринимателей граждан РФ:

  1. Общегражданский паспорт
  2. Страховое пенсионное свидетельство
  3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации
  4. Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
  5. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей
  6. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения
  7. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (текущей датой)
  8. Сообщение об открытии лицевого счета индивидуальным предпринимателем, с указанием банковских реквизитов:
    • расчетный счет банка
    • корреспондентский счет банка
    • БИК банка
    • ИНН банка

Для иностранных граждан:

  1. Паспорт иностранного гражданина или вид на жительство для лиц без гражданства и нотариально заверенный перевод такого документа;
  2. Подтверждение иностранной организации по управлению правами на коллективной основе страны, гражданином которой является правообладатель о том, что он не является ее членом. Если правообладатель является членом такой организации – документ, подтверждающий, что данная организация не возражает против заключения договора между ним и РАО о передаче полномочий по управлению правами правообладателя на территории Российской Федерации;
  3. Справка из налогового органа по месту прописки о подтверждении резидентства (гражданства) (с целью избежания двойного налогообложения).
  4. Банковские реквизиты (полные реквизиты банка и номер личного счета)

В том случае, если Договор об управлении заключается полномочным представителем, то обязательным помимо вышеуказанных документов является доверенность, предоставленная в оригинале, либо ее нотариально заверенная копия.

Контактные данные Службы регистрации прав:

Адрес: 125993, ГСП-3, г. Москва, ул. Б. Бронная, д. 6А, стр. 1

В Службу регистрации прав

Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО) — негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе.

Договоры в сфере авторского права

Правообладатели исключительных прав и авторы произведений могут распоряжаться своими нравами на договорных началах. В числе юридических оснований по распоряжению своими правами закон упоминает договор об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионный договор о предоставлении права использования произведения, договор авторского заказа. Данные сделки отличаются направленностью действий сторон и содержанием обязательств, порождаемых такими действиями. Рассмотрим понятия и особенности каждого договора.

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК РФ). Данный договор является двусторонним и консенсуальным. При этом он может быть как возмездным, так и безвозмездным. Такая сделка заключается в письменной форме и направлена на передачу в собственность исключительного права на произведение и, соответственно, прекращение такого права за автором или правообладателем, его передающим. В этом заключается самое важное отличие. Сторонами в данном договоре могут быть как- физические, так- и юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

По лицензионному договору одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах (п. 1 ст. 1286 ГК РФ). Лицензионный договор характеризуется как двусторонний и консенсуальный. Так же как и договор об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионный договор может носить как возмездный, так и безвозмездный характер.

В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения. В таком договоре может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме. Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений. Такие ставки установлены постановлениями Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»; от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)»; от 29 мая 1998 г. № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.».

Лицензионный договор, как правило, заключается в письменной форме, но договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме. Заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования таких программы или базы данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие па заключение договора.

Особой разновидностью данного договора является издательский лицензионный договор. По договору о предоставлении права использования произведения, заключенному автором или иным правообладателем (лицензиар) с издателем (лицензиат), последний обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. Специфика данного договора заключается в субъектном составе участников договорных отношений. Лицензиатом является издательство, т.е. лицо, на кото-рос в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение.

Смотрите так же:  Приказ о переводе директора на должность главного бухгалтера образец

Издательскую деятельность может осуществлять юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» уведомили органы власти об осуществлении издательской и полиграфической предпринимательской деятельности. Издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федерального закона от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности.

Издатель может выступать в качестве учредителя СМИ, редакции, распространителя, собственника имущества редакции. В качестве особых условий издательского лицензионного договора в ст. 1287 ГК РФ названы условия о выплате вознаграждения лицензиару и срок исполнения обязанности лицензиатом. В случае отсутствия в договоре конкретного срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. При неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков.

Договор авторского заказа — это договор, в силу которого одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме (ст. 1288 ГК РФ). В обязанности автора входит обязательная передача материального носителя произведения.

Договор авторского заказа в зависимости от содержания может быть нескольких видов: договор авторского заказа с передачей заказчику в собственность материального носителя; договор, предусматривающий передачу произведения во временное пользование; договор авторского заказа, предусматривающий отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах; смешанный договор.

Договор авторского заказа является возмездным, двусторонним, консенсуальным. Существенными условиями такого договора являются его предмет и срок исполнения договора. Произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором. Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным.

Договор авторского заказа отличается особыми правилами, применяемыми в случае, когда срок исполнения договора авторского заказа наступил, а автор не предоставил результата. При необходимости и при наличии уважительных причин в рамках ст. 1289 ГК РФ автору для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок. По истечении льготного срока заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа. Заказчик также вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору.

Авторские права. Авторские права на музыкальное произведение с текстом, песня (музыка) как объект авторских прав и смежных прав

Данная юридическая консультация по авторским и смежным правам на музыку (песни) объединяет в себе множество вопросов по авторским правам, из которых становится ясно, что необходим общий ответ, какие и у кого вообще есть права на музыку и текст к музыке, т.к. у многих отсутствует четкое представление.

В настоящей юридической консультации будет рассмотрен следующий случай: есть записанная исполненная музыкальная композиция (музыкальное произведение с текстом), необходимо определить, кто обладает авторскими правами и смежными правами и на что конкретно.

Понимание правового регулирования авторских и смежных прав на песню существенно важно для того, чтобы правомерно в соответствии с авторским законодательством:

  • использовать музыкальное произведение с текстом путем включения в другое произведение (использование в составе другого объекта авторских прав — например, в кино или рекламе),
  • переработать музыкальное произведение (например, сделать ремикс на музыку),
  • использовать музыку (песню) иными способами.

Нижеследующая информация поможет Вам понять «кто есть кто», кто какими правами обладает, т.е. обладателей авторских и смежных прав на соответствующее музыкальное произведение.

Также данная юридическая консультация поможет Вам понять, с кем и какие договоры необходимо заключить, и избежать ситуации, когда Вы заключили договор только с одним из авторов (правообладателей), не понимая, что кто-то еще также обладает исключительным правом на «часть» музыкального произведения (на объект авторского права и/или объект смежных прав).

Если Вы не соблюдете авторские и смежные права в полном объеме, то рискуете, что в какой-то момент кто-нибудь из правообладателей предъявит Вам претензию.

Юридическая консультация

Для правомерного использования музыкального произведения, каким бы ни было использование (переработка, включая ремикс или аранжировку, включение в состав другого произведения, сообщение произведения, его распространение, размещение в Интернете и т.д.), необходимо заключить договор со всеми правообладателями прав (авторских и смежных прав) на соответствующее музыкальное произведение.

Ниже я приведу список всех возможных обладателей авторских и смежных прав на музыкальное произведение с текстом. Как правило, у многих песен есть все нижеуказанные авторы (правообладатели), однако вполне возможно, что их круг будет уже в силу того, что, например, у песни нет слов или одно лицо является создателем (автором) большей «части» песни и т.п.

Речь идет о полностью готовой песне: т.е. создана музыка и текст (слова), музыка и текст исполнены, исполнение музыки и текста записано, запись сведена и на выходе получена полноценная, готовая к использованию песня.

Авторские права на песню

  • авторские права на музыку (музыка в оригинале) — композитор,
  • авторские права на текст (слова) — поэт, автор стихов,
  • авторские права на переработку, как правило, аранжировку (уже «украшенная» музыка, т.е. перед нами не то, что написал композитор, а аранжированное произведение) — переработчик (аранжировщик).

Смежные права на песню

  • смежные права на исполнение музыки — музыкант,
  • смежные права на исполнение текста (слов) — певец,
  • смежные права на фонограмму — изготовитель фонограммы (лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков).

В указанном списке не освещены проблемные вопросы соавторства и соисполнительства, а также более сложные схемы создания песни, которые также влияют на порядок и условия заключения договоров с авторами и исполнителями.

Авторские и смежные права: моменты, о которых стоит помнить

Если лицо, которое осуществляет запись исполнения песни и сведение, также осуществляет творческую доработку (например, добавляет к записи сэмплы и другие звуки), то, во-первых, он должен быть либо автором (и исполнителем) таких сэмплов, либо иметь права на их использование (если такие звуки являются результатом творческой деятельности, т.е. являются объектом автроских и/или смежных прав — что, как правило, и имеет место быть) — иначе Вы рискуете получить претензию от настоящих авторов сэмплов и иных добавленных в песню звуков; во-вторых, такое лицо будет являться переработчиком, т.е. автором переработки (даже если автор самих сэмплов не он, т.к. именно он выбрал, какие звуки использовать, как и куда добавить). Также если такое лицо использовало уже записанные звуки, а не исполнило их само, то и здесь появляется изготовитель фонограммы (обладатель смежных прав).

Все договоры с указанными выше обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме. Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Российским авторским законодательством не предусмотрена возможность передачи неимущественных прав и не предусмотрена возможность отказа от авторских прав (в том числе имущественных). «Отказ от прав» должен быть оформлен в виде договора, в противном случае, если в таком «отказе» будут отсутствовать существенные условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, такой документ не будет иметь юридической силы.

Практически не существует (по крайней мере, когда я с «такими» сталкивался, оказывалось, что не допускается их коммерческое использование) бесплатных и «свободных» библиотек сэмплов и иных звуков, фонотек, которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях. С учетом же вышесказанного очень желательно иметь письменные документы, дающие право на их использование в Вашей песне.

Даже если в Вашей песне использована непродолжительная «вставка», на которую у Вас нет прав, автор такой «вставки» может полностью блокировать использование записанной песни, а Вам придется записывать новое исполнение песни.

Не в качестве рекламы юридических услуг, но в качестве рекомендации: если Вы планируете, что создаваемая Вами песня будет успешной, или если Вы планируете использовать музыкальное произведение в серьезном проекте, то лучше не заключать договоров без юриста по авторским правам, именно юриста, специализирующегося в области авторских прав.

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 21.12.2013.