Меню

Опубликовано 20.12.2018 (комментариев 1)

В частности, поправки должны включать право заказчика заключить контракт с участником закупки, которому присвоен второй номер, в случае расторжения контракта с победителем Президент России Владимир Путин поручил правительству Читать далее →

Оглавление:

Планируйте госзакупки лекарств в 2019 году с учетом изменений в перечне ЖНВЛП

Опубликовано 17.12.2018 (комментариев 1)

Правительство утвердило перечень ЖНВЛП на следующий год. В новом документе отсутствуют препараты лиглустат и энфувиртид. Для некоторых препаратов изменили списки лекарственных форм. Например, для маннитола добавили форму Читать далее →

Правительство приняло директивы по импортозамещению ПО для госкомпаний

Опубликовано 16.12.2018 (комментариев 2)

Первый заместитель председателя правительства – министр финансов РФ Антон Силуанов 6 декабря утвердил директивы представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) Читать далее →

О грядущих изменениях в Закон 44-ФЗ

Опубликовано 16.12.2018 (комментариев 37)

В ближайшие дни депутаты Госдумы собираются во втором чтении рассмотреть законопроект, вносящий разнообразные изменения в Закон о контрактной системе. Вступать в силу эти поправки должны будут в два этапа: одна часть — с 1 июля Читать далее →

Для обязательств по контрактам, заключаемым с контрагентами из числа СМП, могут быть предусмотрены особые сроки исполнения

Опубликовано 14.12.2018 (комментариев 0)

Президент РФ поручил Правительству РФ подготовить предложения о целесообразности проведения процедур отбора контрагентов из числа СМП не позднее чем за шесть месяцев до начала реализации соответствующего контракта при Читать далее →

ЕИС не позволит заказчикам со «старыми» положениями о закупках работать по Закону N 223-ФЗ

Опубликовано 13.12.2018 (комментариев 18)

В Единой информационной системе появилось предупреждение: заказчики, которые не обновят свои положения, при составлении плана закупок технически смогут выбрать только способы определения поставщика, предусмотренные Законом N Читать далее →

О Портале эффективных закупок Тендеры.ру

Семинары и Вебинары Тендеры.ру

  • Семинар-практикум «Особенности правового регулирования: 44-ФЗ» 21 октября 2015 года в Москве.
  • Семинар-практикум «Особенности правового регулирования: 44-ФЗ, 223-ФЗ, ГК РФ» 18 ноября 2015 года в Москве.
  • Семинар-практикум «Особенности правового регулирования: 44-ФЗ» 23 декабря 2015 года в Москве.
  • Со списком этих и других наших мероприятий и условиями участия в них можно ознакомиться на странице График мероприятий
  • По всем вопросам, связанным с участием в наших мероприятиях Вы можете обращаться по телефонам +7 (495) 724-35-52, +7 (800) 250-35-52 или по e-mail [email protected]

Специализированная организация (СО, спецорг) по закупкам: Центр эффективных закупок Тендеры.ру

Тендер, аукцион, конкурс, торги: общее и особенное

В российской деловой практике и в российском законодательстве понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» не совпадают и несут различную смысловую нагрузку. Для того, чтобы разобраться в терминологии, в этой статье мы поведем «разговор по понятиям».

Общим во всех представленных терминах является то, что все они:

–являются формами конкурентного, рыночного состязания между участниками за право заключения договора;

–осуществляются после сбора пакета документов, поступающих от потенциальных участников по заранее объявленным в документации условиям; в сроки, установленные комиссией; на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Тендер – это синоним слов «торги», «конкурс». Определение этого термина было заимствовано из английского языка. Термин используется в России с 90-х годов XX века. В 1994 г. на международном уровне был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. Типовой закон обобщил опыт в сфере государственных закупок за рубежом и предложил модель организации закупочной деятельности для национальных законодательств. В российской деловой практике, наряду с международными тендерами, в которых участвуют российские компании, выделяют государственные и коммерческие тендеры.

Тендер — это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Понятие «тендер» применяют и по отношению к внеконкурсным (но конкурентным) процедурам, таким как запросы котировок, запросы цен, запросы предложений. Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует. Вместо него используются понятия «торги», «конкурс». Так, в статьях 447-449 Гражданского Кодекса РФ определяются особенности проведения в России публичных торгов. В ст.447 ГК РФ говорится о том, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Статья 448 определяет порядок проведения торгов, согласно которому «лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора». Статья 449. «Последствия нарушения правил проведения торгов» характеризует торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, как недействительные по судебному иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Чем тендер отличается от аукциона?

Аукцион — состязание участников торгов осуществляется только по одному критерию – цене. В аукционе доступны цены и предложения для всех участников. Отличается от тендера возможностью участников изменять поданное предложение. Каждый участник аукциона может изменять свои предложения, предлагая более выгодные условия, чем его конкуренты. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона». Шаг аукциона жестко задан и составляет 0,5% от максимальной цены контракта, указанной заказчиком. Побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену.

Тендеры проводятся по обратному принципу. Каждый участник подает предложение в «закрытом конверте». Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь тендерной комиссии. Цель кандидатов – предоставить тендерной комиссии выгодные условия поставки. Контракт будет заключен с тем предприятием, которое предложило лучшие условия исполнения контракта. Лучшими условиями являются несколько критериев: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Немаловажную роль играет представленная предприятием тендерная документация. Она должна отвечать всем требованиям тендерной документации, то есть содержать техническую и коммерческую часть. В технической части нужно привести описание и общую информацию об объекте торгов, изложить инструкцию для поставщиков, предоставить информационную карту. В коммерческой части должны быть указаны цены, условия, графики платежа, источники финансирования контракта. Конкретное содержание тендерной документации определяет тендерный комитет.

Чем тендер отличается от конкурса?

По сути – это слова-синонимы. В отличие от «тендера», понятие «конкурс» определяется в главном документе, регулирующем имущественные отношения в России — Гражданском кодексе РФ. Понятие «тендер» широко используется в российской деловой практике и отсутствует в российском законодательстве.

Обобщая наш анализ, можно сделать следующие выводы:

–понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» широко применяются в деловой практике как формы конкурентного состязания между участниками за право заключения договора;

– понятие «торги» применяется в российском законодательстве и подразделяется на два вида: аукцион и конкурс;

– понятие «аукцион» означает вид торгов, которые проводятся аукционистом, организующим непосредственное состязание участников торгов только по одному критерию – цене; отличаются возможностью участников изменять поданное предложение;

– понятие «конкурс» означает вид торгов, в котором состязание участников осуществляется по нескольким критериям: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь конкурсной комиссии, которая на закрытом заседании оценивает пакеты конкурсной документации участников торгов;

Смотрите так же:  Приказ 343 росстата

– понятие «тендер» означает конкурсную форму торгов и широко применяется в международном и российском деловом обороте.

Гражданский кодекс тендер

Правовое регулирование

Закупки товаров для государственных и муниципальных нужд урегулированы ��§ 4 главы 30 (поставка товаров для государственных нужд) ГК, закупки работ – ��§ 5 главы 37 ГК. При этом, хотя закупки товаров, работ и услуг урегулированы различными группами норм ГК и относятся к различным видам договоров, рассмотрение их в совокупности оправдано, поскольку имеется единый специальный субъектный состав – органы государственной власти и местного самоуправления, бюджетные учреждения и назначение – государственные и муниципальные нужды.

Помимо норм в особенной части ГК, закупкам для государственных и муниципальных нужд посвящены нормы, которые содержатся в общей части ГК, а также в БК. В общей части ГК – это ст. 447-449, нормы общего характера об обязательствах и иные, в БК – это в основном ст. 72, 73.

О понятии государственного, муниципального контракта

В соответствии со ст. 526 ГК по государственному (муниципальному) контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Ст. 763 ГК, в свою очередь, установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Если предметом муниципального контракта должны стать услуги, то применение ГК проблематично – глава 39 специальных норм о муниципальном (государственном) контракте не содержит, а устанавливает возможность субсидиарного применения лишь общих положений о подряде.

Полномочия государственного заказчика при заключении государственного контракта, ответственность государственного заказчика

Полномочия государственных заказчиков при заключении государственных контрактов лишь частично содержатся в ГК. Большая часть норм присутствует в БК, поскольку государственные контракты обеспечивают государственные нужды и соответственно отражаются в расходах местных бюджетов.
Бюджетные полномочия органов местного самоуправления, в основном закреплены в ст. 9 БК.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона 94-ФЗ государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также – заказчики) могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетовпри размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетныхисточников финансирования.
Таким образом, Законом 94-ФЗ значительно ограничена свобода волеизъявления в отношении хозяйственной деятельности бюджетных организаций поскольку данным организациям вменено в обязанность размещать заказы в соответствии с Законом 94-ФЗ даже за счет внебюджетных источников финансирования.
Согласно ст. 120 и 298 ГК учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от нее доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Следовательно, у учреждения имеются бюджетные средства (выделенные ему по смете собственником) и внебюджетные, которыми оно вправе распоряжаться самостоятельно.
В то же время в соответствии со статьями 48 и 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение является юридическим лицом, имущество которого обособлено от имущества создавшего его публичного образования, поэтому оно можетот своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.
Следовательно, при реализации указанных полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах.
Как отмечалось ранее, согласно ГК специальное назначение – государственные (муниципальные) нужды отличает государственные контракты от иных договоров подряда, поставки и возмездного оказания услуг.
По поводу характера прав учреждения на средства, находящиеся в самостоятельном распоряжении, велись длительные споры. Отметим лишь, что «право распоряжения» внебюджетными средствами, специально выделенное ГК, фактически определяет самостоятельность учреждения при ведении им коммерческой деятельности и ограничивает права собственника учреждения.
БК статус бюджетного учреждения как субъекта бюджетного процесса определяет несколько иначе.
Во-первых, БК существенно расширяет определение понятия «бюджетное учреждение» (бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов), идентичное приведенному в ст. 120 ГК, устанавливая, что организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, признаются бюджетными учреждениями. В соответствии с ч. 6 ст. 161 БК положения БК применительно к бюджетным учреждениям, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (государственныеорганы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.
Во-вторых, БК существенно конкретизирует статус денежных средств, находящихся в распоряжении бюджетного учреждения. Так в соответствии с ч. 2 ст. 161 БК РФ заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (государственных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Продекларированная ст. 120 и 298 ГК самостоятельность бюджетного учреждения в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, существенно компенсируется иными положениями БК, предусматривающими казначейский учет и этих средств.
В то же время Закон 94-ФЗ фактически устанавливает императив и в отношении закупок, осуществляемых за счет средств, полученных из внебюджетных источников.
Данное положение дел фактически нивелирует нормы ГК о самостоятельности бюджетного учреждения в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
Полномочия государственных заказчиков при исполнении государственных контрактов, ответственность государственных заказчиков
Как отмечалось, государственный заказчик обязан обеспечить оплату, а не оплачивать приобретенный товар, выполненную работу, как это предусмотрено в отношении иных, негосударственных, негосударственных заказчиков, что связано с отсутствием права собственности на находящиеся в его распоряжении денежные средства. Поскольку государственные заказчики по сути являются лишь распорядителями бюджетных средств и заказ оформляется для государственных нужд, а не для собственных, они не могут, как обычные участники гражданского оборота, полностью отвечать за неисполнение принятых на себя обязательств. Поэтому при исполнении государственных контрактов муниципальным (государственным) заказчикам предоставлены дополнительные права и защита:

  1. Пункт 4 ст. 161 БК установлено, что в случае уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (государственных) контрактов, иных договоров, бюджетное учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а если необходимо, и других условий государственных (государственных) контрактов, иных договоров.
  2. Сторона государственного (государственного) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (государственного) контракта, иного договора. Ст. 767 ГК содержит аналогичную по сути норму. Однако в отличие от нормы БК ст. 767 ГК устанавливает, что подрядчик вправе требовать от государственного или государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Под убытками согласно ст. 15 ГК понимаются расходы, понесенные для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы (упущенная выгода). То есть ответственность бюджетного учреждения определена шире, нежели в БК.
  3. Ст. 767 ГК предусматривает, что изменения условий государственного или государственного контракта, не связанные с изменением финансирования, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
  4. Ст. 533 ГК предусмотрено, что, если иное не предусмотрено законом либо самим контрактом, убытки, которые причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением контракта (п. 2 ст. 527), подлежат возмещению государственным или муниципальным заказчиком не позднее тридцати дней со дня передачи товара в соответствии с государственным или муниципальным контрактом. Если убытки, причиненные поставщику (исполнителю) в связи с выполнением контракта, не возмещаются в соответствии с контрактом, поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного или государственного контракта. По этой норме, возмещению также подлежат именно убытки, но при этом установлен срок на их возмещение – тридцать дней.
Смотрите так же:  Претензия по рулевой рейке

Порядок заключения государственного контракта
в соответствии с Гражданским кодексом
Статьей 765 ГК предусмотрено, что основания и порядок заключения государственного или государственного контракта определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК, т.е. ГК установлен единый порядок для заключения государственных контрактов на поставку товаров и выполнение работ. Так, ст. 527 ГК определено, что основанием заключения государственного контракта является государственный заказ. Под заказом понимается потребность государственного органа в товарах, работах, услугах, которая находит свое «денежное» выражение в бюджетной заявке.
На основе бюджетных заявок утверждается соответствующий бюджет и выделяются средства по государственному контракту, который планируется заключить. После выделения средств государственный заказчик обязан соблюсти процедуры, предусмотренные Законом № 94-ФЗ, т.е. разместить заказ. Под размещением заказа согласно ст. 5 Закона № 94-ФЗ понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или государственных нужд. Согласно ст. 9 Закона № 94-ФЗ заказ считается размещенным со дня заключения государственного контракта. Для поставщика (исполнителя) заключение госконтракта является обязательным лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или государственного контракта.
Процедура заключения государственного контракта состоит из двух стадий: непосредственно размещение заказа и подписание контракта. Порядок размещения государственных заказов регламентируется общей частью ГК (ст. 447-449), Законом № 94-ФЗ, уставом государственного образования, нормативными актами органов местного самоуправления, подписание контрактов – ст. 528 ГК и частично Законом № 94-ФЗ. Схематично систему правового регулирования процедуры заключения государственного контракта можно представить следующим образом:

Чем отличаются госзакупки от коммерческих закупок.

Основными отличиями контрактов в сфере госзакупок от коммерческих сделок, так называемых тендеров, является, в первую очередь источник финансирования. В то время, как государственные закупки финансируются из федерального бюджета или за счет субъектов Российской федерации, а в случае с коммерческими сделками, закупки финансируются за счет частных средств или средств юридических лиц. В то же время, участвовать в конкурсе на получение государственного заказа, в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, может любое юридическое или физическое лицо.

В ситуации же, с коммерческими тендерами, компания, предоставляющая тендер может сделать его как открытым, так и закрытым и допускать к нему участников по собственному разумению, руководствуясь заранее сформированным перечнем необходимых, с точки зрения устроителей, требований. По тем же принципам, каждый из видов имеет специфические условия торгов и оценки условий контракта. Также индивидуально оговариваются условия поставки и приобретения услуг, товаров и работ.

Еще одним существенным отличием коммерческих сделок от сделок в сфере государственных заказов является отсутствие непосредственного контроля со стороны государства над ходом торгов и заключением сделки. Все разногласия и взаимные претензии решаются сторонами обоюдно, в рамках действующего законодательства.

Компания – устроитель может свободно использовать запросы котировок, самостоятельно и в личном порядке вести переговоры с участниками торгов и формировать список требований к ним. Влияние со стороны государства на регламент коммерческих сделок может осуществляться лишь посредством регулярных публикаций, издаваемых Министерством экономического развития, содержащих указания по организации и проведению коммерческих тендеров.

Стоит отметить, что такие публикации носят исключительно рекомендационный характер. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим взаимоотношения в сфере организации и проведения коммерческих тендеров, является Гражданский кодекс РФ.

Стоит также отметить, что при проведении коммерческих тендеров, компания-устроитель, может пользоваться как услугами собственных тендерных комитетов, созданных на базе предприятия, так и подключать к торгам аккредитованных государством специалистов. В то же время, многие компании, организующие коммерческие сделки, допускаются в качестве консультантов на стадии формирования госзаказа.

Что такое коммерческие тендеры и где их искать? Подробный обзор понятия, перечень площадок для поиска + схема участия

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы уже смогли заметить, на моем сайте львиная доля информации посвящена участию в государственных закупках и совсем немного сказано о коммерческих тендерах. Сегодня я постараюсь исправить эту ситуацию и подробно расскажу вам про участие в коммерческих тендерах, а также поделюсь информацией о том, где лучше всего искать такие тендеры и какими инструментами пользоваться. Материал получился объемным, но весьма полезным. Итак, давайте приступим…

1. Коммерческие тендеры: определение понятия

Коммерческие тендеры — это тендеры, которые проводятся коммерческими компаниями (частными лицами) на собственные средства и по собственным правилам.

Такие тендеры регулируются Гражданским кодексом РФ, а также собственными регламентами организатора торгов.

Хочу отметить, что в российском законодательстве нет такого понятия, как “тендер”, однако оно повсеместно используется в бизнес среде, да и в нашей повседневной жизни тоже. Слово “тендер” (tender) пришло к нам из английского языка и обозначает торги. Таким образом “тендер” является зарубежным аналогом российского термина “конкурс”.

Однако, несмотря на наличие собственных правил проведения закупок (или отсутствие таковых), установленных коммерческими организациями, победить в таких торгах бывает значительно проще, нежели в государственных закупках. По этой причине многие поставщики с большим энтузиазмом участвуют именно в коммерческих тендерах.

Какие же выгоды проведения тендера существуют для организатора (заказчика) и для поставщика (участника)?

Положительные стороны для организатора (заказчика)

  • достижение основной цели (приобретение товара, работы или услуги);
  • отсеивание безответственных и необоснованных предложений поставщиков;
  • выбор наилучшего предложения ( Примечание: В обычных условиях поставщик никогда не предложил бы таких лояльных условий и минимальных цен, как при проведении тендера);
  • прозрачность проведенной закупки;
  • уменьшение коррупции.

Положительные стороны для поставщика (участника)

  • возможность увеличить свой портфель заказов;
  • расширение портфолио;
  • получение гарантированного рынка сбыта;
  • расширение географии своей деятельности;
  • экономия средств на рекламу.

Также хочу отметить ещё несколько значительных плюсов участия в коммерческих тендерах. Это небольшая конкуренция, быстрая оплата по контракту, в некоторых случаях даже наличие предоплат и авансов, а также адекватные сроки и условия исполнения контракта.

В чем же заключается принципиальное отличие коммерческих тендеров от государственных (по 44-ФЗ) и корпоративных (по 223-ФЗ) закупок? Об этом вы можете узнать из моего небольшого видеоурока, расположенного ниже:

2. Виды коммерческих тендеров

Многие коммерческие тендеры проводятся по тем же принципам, что и госзакупки. Основное отличие состоит в том, что проведение государственных закупок жестко регламентировано законодательством, а коммерческие компании проводят тендеры по своим правилам, т.е. в большей степени ориентируются на свои внутренние документы. Эти документы должны учитывать индивидуальные особенности и специфику работы конкретно взятой организации.

Важно! Поскольку каждая коммерческая организация устанавливает свои правила участия в той или иной закупке, то участнику при подготовке своего предложения необходимо соблюдать абсолютно все требования, установленные заказчиком (организатором торгов).

На практике чаще всего встречаются следующие виды коммерческих тендеров:

  • открытый конкурс;
  • открытый конкурс с предварительным отбором;
  • закрытый конкурс;
  • двухэтапный конкурс;
  • многоэтапный конкурс;
  • конкурсы (открытые и закрытые) с переторжкой;
  • ценовой конкурс;
  • аукционы (открытые и закрытые);
  • запрос цен;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • конкурентные переговоры;
  • закупка у единственного источника.

Большая часть из вышеперечисленных тендеров проводится в электронном виде на коммерческих электронных площадках. Т.е. для того, чтобы участвовать в коммерческом электронном тендере у вас должна быть электронная подпись и аккредитация на той коммерческой площадке, где будет проводится данная закупка.

Важно! Электронная подпись, полученная для участия в государственных закупках на федеральных площадках, не подходит для участия в коммерческих тендерах.

На коммерческих электронных площадках в роли заказчика (организатора тендера) может выступать любое юридическое лицо или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Одним из принципиальных отличий коммерческих площадок от федеральных электронных площадок (т.е. площадок, на которых проводятся госзакупки) является то, что в большинстве своем подключение к этим площадкам и участие на них платное.

Более подробно об электронных торговых площадках, вы можете узнать из этой статьи.

Смотрите так же:  Осаго шкода

3. Какая информация должна содержаться в документации при проведении коммерческого тендера?

В размещаемой документации заказчик (организатор тендера) должен заранее определить:

  • характеристики и требования к поставляемому товару (выполняемой работе, оказываемой услуге);
  • порядок организации и проведения тендера;
  • процедуру подачи и требования к тендерным предложениям;
  • порядок рассмотрения, сравнения и оценки предложений поставщиков;
  • критерии сравнения и отбора поставщиков (как правило, это цена контракта, сроки исполнения и квалификация поставщика);
  • порядок определения победителя ( Важно: В коммерческой организации выбор победителя производится по решению тендерной комиссии, при этом обязательства по выбору победителя нет);
  • условия будущего договора.

Помимо этого к документации могут прилагаться рекомендуемые формы для заполнения (форма анкеты, форма тендерного предложения, форма подтверждения опыта выполнения аналогичных договоров и т.д.).

4. Поиск коммерческих тендеров: где и как искать?

Без преувеличения могу сказать, что поиск тендеров является одним из самых важных этапов участия в торгах. Но, к большому сожалению, не все поставщики это понимают. Многим известна такая ситуация, когда ты потратил полдня рабочего времени, а никакого подходящего тендера не нашел. Либо нашел, но слишком поздно, когда до подачи заявки осталось всего 1-2 дня. А все это упущенная прибыль, которую потенциально вы могли бы получить.

Если с государственными (по 44-ФЗ) и корпоративными (по 223-ФЗ) закупками все более менее понятно, они размещаются на сайте единой информационной системы (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru . То вот с коммерческими закупками ситуация обстоит куда сложнее.

По разным данным в России насчитывается более 6000 различных коммерческих площадок, на которых размещается информация о тендерах и проводятся закупки. Т.е. заказчик (организатор торгов) может разместить информацию, как на своем корпоративном сайте, так и на любой другой площадке (сайте, доске объявлений) по своему усмотрению.

Как вы понимаете, обычный ручной поиск закупок по такому количеству ресурсов может длиться очень и очень долго. И чисто физически невозможно отслеживать информацию на всех этих площадках. И здесь на помощь участникам приходят различные поисковые сервисы и программы, которые производят автоматический парсинг (сбор) информации с множества разрозненных ресурсов и размещают её в одном месте. Согласитесь, что это гораздо удобней, нежели ручной поиск.

Также стоит понимать, что бесплатный поиск коммерческих тендеров малоэффективен по ряду причин.

Во-первых , для бесплатного поиска вы должны регулярно заходить на те площадки, на которых такая информация размещается, чтобы не пропустить появления новой информации.

Во-вторых , в ручном режиме вы можете регулярно мониторить не более 10-20 ресурсов, т.к. это будет отнимать у вас массу времени и сил.

В-третьих , не факт, что на этих площадках регулярно будут размещаться интересующие вас тендеры.

В-четвертых , на бесплатных площадках, как правило, отсутствует возможность отфильтровывать закупки по заданным параметрам.

Если вы в своей работе делаете упор на коммерческие тендеры, то вам всерьёз стоит задуматься над выбором платного поисковика.

Своим клиентам я чаще всего рекомендую такие платные поисковые сервисы, как:

  • http://www.ist-budget.ru/
  • http://seldon.ru/
  • http://findtenders.ru/
  • http://tenderplan.ru/
  • http://zakupki360.ru/
  • http://meltor.ru/
  • https://kontur.ru/zakupki

По моему мнению, эти сервисы являются наиболее эффективными и удобными для поиска коммерческих тендеров. Протестируйте каждый из них и выберите тот, который больше вам понравится.

Подводя итог всему вышеизложенному, хочу отметить, что цель государственных закупок — не экономия бюджетных средств (как это принято считать), а неукоснительное соблюдение регламента закупочных процедур и обоснование выбора поставщика. Поэтому на практике так часто встречаются закупки “заточенные” под “своего” поставщика (участника закупок).

А вот у коммерческих организаций все наоборот. Их основной целью является использование наиболее эффективных способов закупок, позволяющих добиться максимальной экономии денежных средств и выбора поставщика на самых выгодных условиях.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что теперь вы имеете полное представление о том, что такое коммерческие тендеры, как их искать и как в них участвовать. Удачи вам и до встречи в следующих статьях.

Как выиграть тендер? Инструкция по участию в государственных и коммерческих тендерах

Одной из распространенных в мировой практике рыночных процедур, направленных на то, чтобы заказчик и поставщик могли найти друг друга, является проведение тендеров. Это своеобразные соревнования, в результате которых выбирается компания, наиболее полно соответствующая требованиям конкретного заказчика и готовая выполнить контракт с лучшим соотношением «цена–качество» или лучшим комплексным решением.

Победа в тендере — часть искусства корпоративных продаж. Особенно почетной она становится при участии в государственном тендере. Здесь все процедуры формализованы, и необходимо представить свою компанию в выгодном свете при минимуме средств воздействия на заказчика.

Корпоративные продажи vs прямые

Если в прямых продажах речь идет о психологии конкретного человека, принимающего решение, то в случае с корпоративными клиентами все намного сложнее, ведь вы имеете дело с отлаженной системой.

  • Лица, которые принимают решения. Корпоративный клиент — это не один человек, а целая компания, представленная тендерной комиссией. Функции тендерной комиссии — выбор поставщика, удовлетворяющего заявленным требованиям закупки.
  • Большое количество регламентов и формальных процедур. Попасть в список потенциальных поставщиков достаточно трудно: для этого необходимо профессионально оформить массу документации. Однако если ваша компания сумеет прорваться в этот список, приглашения в тендеры будут поступать автоматически. Однако знайте, что для каждого последующего тендера необходимо проходить всю процедуру заново.
    К квалификационной анкете с реквизитами компании потребуется приложить учредительные документы, справки, свидетельства, рекомендательные письма, подтвердить опыт компании, квалификацию сотрудников и т.п. Все это будет проверено службой безопасности заказчика.
    Далее необходимо заполнить форму коммерческого предложения — это очень подробные унифицированные таблицы, содержание которых в процессе участия в тендере должно будет еще претерпеть существенные изменения по запросам тендерного комитета (справочная информация, новинки рынка и т.п.). На итоговом заседании тендерной комиссии рассматриваются так называемые тендерные таблицы участников аукциона с замечаниями, альтернативными предложениями и корректировками. Для претендента крайне важно как можно лучше наладить обратную связь с заказчиком на всех уровнях бюрократической лестницы, чтобы тендерные таблицы выглядели наилучшим образом.
  • Коррумпированность. Нельзя сбрасывать со счетов этот фактор, но и не стоит придавать ему слишком большого значения. Если 10 лет назад «откаты» были обычной практикой, то с тех пор успели появиться и антикоррупционные соглашения, и этический кодекс поставщика, и т.п. Многочисленные тендеры, проведенные без «откатов», показывают, что коммерческие и государственные закупщики изменились в лучшую сторону и уже действительно склонны «болеть» за результат.
    Кроме того, стали очевидны слабые места электронных аукционов: предложенная участником-победителем чрезмерно выгодная цена чаще всего выливается для заказчиков в низкое качество товаров или услуг, затягивание сроков и другие неприятные последствия. Сегодня наученные горьким опытом организаторы конкурсов сужают круг потенциальных поставщиков методом ужесточения критериев отбора и условий поставки, а не только выгодным прайсом.
  • Шансы на победу. Хотя государственные тендеры традиционно считаются более сложными, выигрыш в коммерческом аукционе не гарантирует получения заказа. Происходит это в том числе потому, что 80% обращений поступают от клиентов, которые заведомо не собираются заключать договор, а просто «мониторят» ситуацию на рынке. Это конкуренты, представители банков, сметчики, молодые компании, у которых ни на что нет денег.

Таким образом, хотя опыт в частных продажах и может быть полезен, при участии в тендерах (например, при ведении переговоров с представителями заказчика или оформлении официальных заявок на участие), его категорически недостаточно. Участвуя в тендере, компания ограничена в сроках и средствах воздействия на заказчика, особенно если речь идет о госзакупках. Кроме того, присутствие конкурентов более ярко выражено. Таким образом, выигранный тендер — более веская строка в портфолио компании, чем заказы, полученные методами прямых продаж. Например, сегодня большинство государственных заказчиков в критериях отбора поставщика предусматривают такое требование, как наличие ранее выполненных государственных заказов.

Отличительные особенности государственных тендеров

Хотя коммерческие и государственные тендеры проводятся по одним и тем же основным правилам, госорганизации связаны жесткими требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Прежде всего организатор обязан извещать о проведении закупки в единой информационной системе. Также он несет административную ответственность при нарушении процедуры проведения тендера. К коммерческим тендерам требования проще, они не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ и Федеральному закону № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ).