Меню

Классификация российских налогов

Налоговая система Российской Федерации подразделяет налоги на три вида:

  1. федеральные;
  2. республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;
  3. местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;

Федеральные налоги

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на доходы банков; налог на доходы от страховой деятельности; сбор за регистрацию банков и их филиалов; налог на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины; отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ; платежи за пользование природными ресурсами; подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль с предприятий (подоходный налог); налоги, служащие источником образования дорожных фондов; гербовый сбор; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образовываемых на их основе слов и словосочетаний; транспортный налог с предприятий.

Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах 1-7 и 16, зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах 10 и 11, являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок), объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Республиканские налоги

Все республиканские налоги являются общеобязательными.

К налогам республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие: налог на имущество предприятий (сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков); лесной налог; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; республиканские платежи за пользование природными ресурсами.

Налоги устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.

Из местных налогов (всего 22) общеобязательных только три: налог на имущество с физических лиц; земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

К местным налогам относятся следующие: налог на имущество физических лиц (сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения); земельный налог (порядок зачисления поступлений по этому налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле); регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации); налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли (устанавливается районными, городскими, коллективными, сельскими органами исполнительной власти; уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет); целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организа-ционно-правовых форм, на содержание милиции, благоустройство территорий и другие цели (ставки устанавливаются соответствующими органами государственной власти, при этом годовые ставки сборов с физических и юридических лиц имеют определенные ограничения); налог на рекламу (уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе); налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров (устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки); сбор с владельцев собак (вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем VV установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год); лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями (вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению); лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей (вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты); сбор за выдачу ордера на квартиру (вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья); сбор за парковку автотранспорта (вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами власти); сбор за право использования местной символики (вносят производители продукции, на которой используется местная символика — гербы, виды городов и прочее, в размере, не превышающем 0,5% стоимости реализуемой продукции); сбор за участие в бегах на ипподромах (вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами власти, на территории которых находится ипподром); сбор за выигрыш на бегах (вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме, в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша); сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме (вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы); сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами (вносят участники сделки в размере, не превышающем 0,1% суммы сделки); сбор за право проведения кино- и телесъемок (вносят коммерческие кино- и телеорганизации, производящие съемки, требующие от местных органов управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами власти); сбор за уборку территорий населенных пунктов (вносят юридические и физические лица в размере, установленном местными властями); налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Большинство местных налогов устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т. д. Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.

Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, указанных в пунктах 7 и 8, 20 и 21, относятся на финансовые результаты деятельности предприятий; земельного налога — на себестоимость продукции (работ, услуг). Остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль.

Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет налогоплательщик. В первую очередь уплачиваются все поимущественные налоги и пошлины (налог на имущество предприятия и др.), их сумма вычитается из налогооблагаемого дохода или налогооблагаемой прибыли. Затем уплачиваются местные подоходные налоги, после чего с оставшейся суммы рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль и др.).

Новый местный налог: торговый сбор

На сегодняшний день дискуссии о том, надо ли взимать налог с продаж, закончились введением торгового сбора. Федеральный закон от 29.11.2014 N 382-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 382-Ф3) вступил в силу 1 января 2015 года за исключением отдельных положений.

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>

Кто должен уплачивать торговый сбор? В каких регионах он вводится? Каковы полномочия органов субъектов РФ по данному вопросу? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с введением нового налога, – в нашем материале.

Что такое торговый сбор?

Определение понятия «сбор» для целей применения налогового законодательства дано в п. 2 ст. 8 НК РФ: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Данное определение дополнено Федеральным законом N 382-ФЗ, согласно которому под сбором будет также пониматься обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
В указанном законе подкорректировано и понятие «местный налог», которое дано в п. 4 ст. 12 НК РФ. По сути, изменения сводятся к тому, что понятие «местные налоги» теперь звучит как «местные налоги и сборы». Вместо конкретных налогов – земельного и налога на имущество физических лиц – указано общее понятие «местные налоги и сборы».
И если ранее речь шла только о местных налогах и были прописаны полномочия представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя) в отношении налогов, то теперь данные полномочия дополнены в отношении местных сборов. Таким образом, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливать:
– в отношении местных налогов – особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения;
– в отношении местных сборов – ставки сборов, льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.
Кроме этого, п. 4 ст. 12 НК РФ дополнен нормами о разграничении полномочий для городских округов с внутригородским делением согласно закону субъекта РФ о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.
Федеральный закон N 382-ФЗ расширил перечень местных налогов и сборов: к земельному налогу и налогу на имущество физических лиц добавлен торговый сбор (далее также – сбор).

Обратите внимание! Согласно новшествам, внесенным в п. 1 ст. 102 НК РФ, сведения, представляемые органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам, не являются налоговой тайной.

Все вышеприведенные поправки позволили законодателю ввести новый торговый сбор и дополнить налоговое законодательство гл. 33 «Торговый сбор».
Согласно определению, данному в этой главе, торговый сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности. Торговый сбор относится к местным налогам и сборам.
Из приведенного определения можно выделить следующие характеристики торгового сбора:
– это обязательный платеж для всех организаций и физических лиц;
– он уплачивается только при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности, установленных НК РФ;
– он уплачивается, только если указанный вид деятельности осуществляется на территории, на которой введен данный сбор.

Кто является плательщиком торгового сбора?

Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования, в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования.
Из этого правила есть исключения. От уплаты торгового сбора освобождаются:
– индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН;
– налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).

Какие виды деятельности облагаются торговым сбором?

Как мы отметили выше, торговый сбор уплачивается только при осуществлении отдельных видов предпринимательской деятельности, определенных НК РФ. Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах торговли.
К торговой деятельности отнесены четыре вида торговли:
1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;
3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Кроме этого, в целях уплаты торгового сбора к торговой деятельности приравнена деятельность по организации розничных рынков.
Законодатель счел необходимым прописать понятия, используемые для целей применения гл. 33 НК РФ:
– торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады;
– деятельность по организации розничных рынков – деятельность управляющих рынком компаний, определяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Смотрите так же:  Диков аВ учебное пособие

Виды предпринимательской деятельности

Объект осуществления торговли

Все виды торговли

Здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщик осуществляет вид деятельности, в отношении которого установлен сбор

Деятельность по организации розничных рынков

Объект недвижимого имущества, с использованием которого управляющая рынком компания осуществляет указанную деятельность

В каких регионах РФ будет уплачиваться торговый сбор?

Что может успокоить субъектов предпринимательской деятельности в связи с введением торгового сбора, так это, пожалуй, то, что он вводится не на всей территории РФ.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ.
Торговый сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 года.

Обратите внимание! В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

Таким образом, в других субъектах РФ торговый сбор пока введен не будет.

Каковы полномочия органов местного самоуправления?

Законодатель установил широкие полномочия для введения торгового сбора представительным органам муниципальных образований.
Торговый сбор устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором.
Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования определяется орган, осуществляющий указанные полномочия, – уполномоченный орган. Уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории своего муниципального образования.
При выявлении расхождений с данными, представленными плательщиком сбора в налоговый орган, уполномоченный орган в течение пяти дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направляет указанную информацию в налоговый орган. Одновременно информируется и плательщик торгового сбора в эти же сроки.
Установлено, что указанные акты могут быть обжалованы плательщиком сбора в порядке, определенном законодательством РФ.
Кроме названных полномочий, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют ставку сбора в пределах, установленных гл. 33 НК РФ: могут быть установлены дифференцированные ставки сбора, при этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.
При этом могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения.

Каков порядок исчисления и уплаты торгового сбора?

Поскольку мы ведем речь о торговом сборе, а не о налоге, то вместо привычных терминов «налоговый период» используется «период обложения», а вместо «объекта налогообложения» – объект обложения.
Объект обложения. Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее – объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Законодатель выделил следующие понятия:
– дата возникновения объекта обложения сбором – дата, когда объект осуществления торговли начал использоваться для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор;
– дата прекращения объекта обложения сбором – дата, когда объект осуществления торговли перестал использоваться для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.
Период обложения. Периодом обложения сбором признается квартал.
Ставки сбора. Ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.
Установлено ограничение по величине ставки: ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании в связи с применением ПСН на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.
При этом в целях определения предельных ставок сбора не учитываются ограничения для применения ПСН по деятельности в виде розничной торговли, установленные пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ.
Если дословно читать п. 2 ст. 415 НК РФ, то получается, что предельные ставки сбора могут превышать сумму налога, уплачиваемого при ПСН, по следующим видам деятельности:
– реализация подакцизных товаров, указанных в пп. 6-10 п. 1 ст. 181 НК РФ: автомобили легковые, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин;
– реализация продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без таких упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания;
– реализация газа;
– реализация грузовых и специальных автомобилей, прицепов, полуприцепов, прицепов-роспусков, автобусов любых типов, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети);
– передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам;
– реализация продукции собственного производства (изготовления).
При этом, как мы отметили выше, субъектами РФ могут быть установлены дифференцированные ставки сбора и ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля. Дифференцирование ставок может производиться в зависимости:
– от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности;
– категории плательщика сбора;
– особенностей осуществления отдельных видов торговли;
– особенностей объектов осуществления торговли.
Законодатель установил следующие предельные ставки по торговому сбору:

Вид торговой деятельности

Предельная ставка сбора

Торговля через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м* по каждому объекту организации торговли

Не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением ПСН в данном муниципальном образовании на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50

Торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада (устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала*)

Деятельность по организации розничных рынков

Не может превышать 550 руб. на 1 кв. м площади розничного рынка. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год

* Площадь торгового зала в целях применения гл. 33 НК РФ определяется в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ. Площадь торгового зала – часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Порядок исчисления и уплаты сбора. По общему правилу плательщик торгового сбора сумму сбора определяет самостоятельно. Но в случае представления от уполномоченного органа информации о выявленных объектах обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, налоговый орган направляет плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 30 дней со дня поступления такой информации. Указанная в требовании сумма сбора исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы уполномоченным органом.
Сумма сбора определяется для каждого объекта обложения начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли.
Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения, которым является квартал. Соответственно, уплачивать сбор, например, за I квартал необходимо будет не позднее 25 апреля.

Учет сумм торгового сбора для целей налогообложения

Налог на доходы физических лиц. Статья 225 «Порядок исчисления налога» НК РФ дополнена п. 5, согласно которому в случае осуществления налогоплательщиком в субъекте РФ по месту своего учета вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленного по итогам налогового периода по ставке 13% на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде.
Указанные положения не применяются в случае, если налогоплательщик в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, не представил уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Налог на прибыль организаций. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ, а также сумм торгового сбора (п. 19 ст. 270 НК РФ). Таким образом, для целей исчисления налога на прибыль учесть сумму торгового сбора в расходах нельзя.
Но при этом ст. 286 «Порядок исчисления налога и авансовых платежей» НК РФ дополнена п. 10, согласно которому в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).
Указанные положения не применяются, если налогоплательщик не представил в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Упрощенная система налогообложения. Статья 346.21 «Порядок исчисления и уплаты налога» НК РФ дополнена п. 8 (Федеральный закон N 382-ФЗ), в соответствии с которым в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с гл. 33 НК РФ установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения, определенным п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.
Указанные положения не применяются, если налогоплательщик не представил в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
В данном случае речь идет об «упрощенцах», которые применяют объект налогообложения «доходы».
Что касается «упрощенцев», выбравших объект налогообложения «доходы минус расходы», то они вправе учесть сумму торгового сбора в расходах на основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Единый налог на вмененный доход. Согласно изменениям, внесенным в ст. 346.26 НК РФ, ЕНВД не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, в том числе в случае установления в муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии с гл. 33 НК РФ торгового сбора в отношении таких видов деятельности.

Смотрите так же:  Приказ мжкх no 526

Каков порядок учета плательщиков сбора?

Для постановки на учет, снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе предусмотрено два основания:
– соответствующее уведомление плательщика сбора, представляемое им в налоговый орган;
– информация уполномоченного органа.
Уведомление плательщика торгового сбора. Плательщик сбора представляет уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
В уведомлении указывается следующая информация об объекте обложения сбором:
– вид предпринимательской деятельности;
– объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность;
– характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

Обратите внимание! Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.

В случае прекращения предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.
Плательщик сбора обязан информировать налоговый орган не только о начале и прекращении соответствующей деятельности, но и о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.
ФНС определит форму уведомления, а также порядок и состав сведений, указываемых в уведомлениях.
Уведомление можно будет представить как в письменном виде на бумажном носителе, так и в электронной форме.
Постановка на налоговый учет. Постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления. Также в течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство.
Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении.
Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются:
– по месту нахождения объекта недвижимого имущества – в случае если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
– по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) – в иных случаях.
В случае если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора осуществляется налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.

Подытожим. В действующее налоговое законодательство введен новый местный налог – торговый сбор (гл. 33 НК РФ).
Торговый сбор являет обязательным платежом для всех организаций и физических лиц, если они осуществляют отдельные виды предпринимательской деятельности, установленные НК РФ, на территории, на которой введен данный сбор.
С 1 июля 2015 года торговый сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.
Законодатель установил полномочия субъектов РФ по введению и особенностям исчисления торгового сбора, а также порядок его исчисления и уплаты, порядок постановки на налоговый учет плательщиков торгового сбора и порядок учета сумм уплаченного торгового сбора для целей налогообложения.

Н.А. Петрова,
эксперт журнала «Налоговая проверка»

«Налоговая проверка», N 1, январь-февраль 2015 г.

Местные налоги и сборы, действующие на территории Республики Хакасии Об упрощенной системе налогообложения для малого предпринимательства на примере ГНИ по г. Абакану

Местные налоги и сборы, действующие на территории Республики Хакасии
Об упрощенной системе налогообложения для малого предпринимательства на примере ГНИ по г. Абакану

Н. Урман,
начальник отдела информации ГНИ
по Республике Хакасия

I. Местные налоги и сборы

Налоги и сборы, вводимые местными органами власти и местного самоуправления, являются составной частью действующей налоговой системы. Их место и роль в формировании местных бюджетов, а также порядок введения определяются Конституцией Российской Федерации, Законами РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Указами Президента России и постановлением Правительства РФ по вопросам налогообложения.

ГНИ по Республике Хакасия постоянно усиливает контроль за соблюдением требований налогового законодательства при введении налогов и сборов, полнотой и своевременностью их уплаты.

Общая сумма поступлений по местным налогам и сборам, вводимым представительными органами и органами местного самоуправления в 1996 году, составила 89 389 млн руб. или 7,3 % от всех налоговых поступлений и 8,9% от поступлений в бюджеты территорий.

По сравнению с 1995 годом поступления этих платежей возросли в 1,5 раза.

Анализ структуры местных налогов и сборов показывает, что основную часть составляют поступления от налога на содержание жилищного фонда и объектов социально — культурной сферы — 76 324 млн руб. или 85,4 %.

Важное место в структуре поступлений занимает сбор за право торговли, в том числе подакцизными товарами, приносящий 5847,5 млн руб. или 6,5 %.

Анализ поступившей от налоговых органов информации свидетельствует о том, что некоторые виды местных налогов и сборов малоэффективны и не способствуют формированию местных бюджетов (например, поступления по сбору с владельцев собак составили 1 млн руб.).

Госналогинспекции в практической работе по контролю за уплатой местных налогов и сборов применяют к налогоплательщикам, допускающим нарушения налогового законодательства, санкции, которые предусмотрены ст. 13, 14 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а на должностных лиц и граждан, виновных в этих нарушениях, накладывают административные штрафы.

В 1996 году налоговыми инспекциями проверено 1367 юридических лиц, что составило 27,8% от общего числа плательщиков. В результате в бюджет доначислено 16 472 млн руб., в том числе финансовых санкций — 15 118 млн руб.

Налоговые органы Республики Хакасия взаимодействуют с органами местного самоуправления в подготовке решений о введении местных налогов и нормативных актов о порядке их исчисления и уплаты.

В 1996 году по ходатайству госналогинспекции были внесены изменения и дополнения в действующие Положения по местным налогам и сборам по:

— сбору за право торговли, где изменены ставки сбора, конкретно определены плательщики;

— целевому сбору на содержание милиции, где определены плательщики — физические лица, изменены ставки с 1 до 3%.

— налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально — культурной сферы, где изменен порядок исчисления и сроки уплаты налога;

— лицензированию торговли товарами, облагаемыми акцизами, где произведена корректировка перечня отдельных видов подакцизных товаров, уточнена ответственность плательщиков;

— налогу на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, где изменены ставки, порядок уплаты, исчисления.

Налоговые органы взаимодействуют с правоохранительными органами, налоговой полицией, финансовыми и другими контролирующими органами.

Совместно с сотрудниками налоговой полиции и МВД проведено 292 рейда в местах массовой торговли по проверке наличия лицензий, патентов. Привлечено к административной ответственности 518 граждан; сумма штрафов составила 98,8 млн руб., взыскано 91 млн руб., на 28 граждан дела переданы в суд.

Рассмотрим виды местных налогов, действующих на территории Республики Хакасия.

1. Сбор за право торговли

Плательщики сбора — предприятия и организации всех организационно — правовых форм, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, а также граждане Российской Федерации и других государств (физические лица), реализующие товары и изделия (кроме запрещенных законодательством) с рук, выносимых лотков, открытых прилавков и машин, а также через постоянные торговые точки (киоски, палатки, рынки и т. п.).

Документом на право торговли является патент (ксерокопия не допускается), выданный местной администрацией, или разовый талон.

Юридические и физические лица, торгующие только подакцизными товарами и уплатившие лицензионный сбор, сбор за право торговли не уплачивают.

Патент на право торговли приобретается на каждую торговую точку.

В случае прекращения торговой деятельности юридических и физических лиц зачет и возврат денег, уплаченных за патент, не производится.

В случае утраты или кражи патента дубликат выдается на общих основаниях.

Конкретные ставки сбора за право торговли по городам и районам определяются местными представительными органами власти в зависимости от места расположения торговой точки, от занимаемой площади и т.д.

За право осуществлять круглосуточную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами юридические и физические лица уплачивают сбор в размере, определенном органами власти.

2. Налог на рекламу

Рекламой считаются все виды объявлений, извещений и сообщений, передающие коммерческую информацию при помощи средств массовой информации, каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов и т.д.

Плательщиками указанного налога являются предприятия и организации всех организационно — правовых форм, филиалы, расположенные на территории города, включая предприятия с иностранными инвестициями, а также граждане Российской Федерации, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном порядке, рекламирующие свою продукцию и получающие доход от размещения рекламы на рекламных носителях.

Ставка налога на рекламу устанавливается в размере, не превышающем 5 % от стоимости услуги, оказанной предприятию или физическому лицу по рекламированию продукции, услуг.

Рекламодатели продукции, работ, услуг относят расходы на уплату налога на рекламу на финансовые результаты своей деятельности.

3. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров

Объектом налогообложения является сумма сделки (купли — продажи) от перепродажи автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.

Источником уплаты налога для юридических лиц служит прибыль, остающаяся в их распоряжении, а для физических лиц — средства, полученные от реализации автомобилей, вычислительной техники, персональных компьютеров.

Ставка налога устанавливается решениями районных и городских органов государственной власти и не превышает 10 % суммы сделки.

Органы нотариальных контор ГАИ или иные органы, находящиеся на территории подведомственной местному органу власти, на которые возложены обязанности по оформлению сделок купли — продажи, выдают физическим и юридическим лицам соответствующие документы на право владения собственностью при наличии квитанции (платежного документа) на уплату налога.

4. Сбор за выдачу ордера на квартиру

Ставки сбора за выдачу ордера на отдельную квартиру устанавливаются решениями районных и городских органов государственной власти в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (ММОТ) на день получения ордера в зависимости от общей площади и качества жилья.

Сбор за выдачу ордера на заселение отдельной квартиры уплачивается физическими лицами до получения ордера через отделения Сбербанка. Органы государственной власти могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы по сбору за выдачу ордера на квартиру.

Расходы юридических лиц по уплате сбора относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.

5. Целевой сбор на содержание милиции и другие цепи

Плательщики указанного сбора — предприятия, организации всех организационно — правовых форм, являющиеся юридическими лицами, а также предприятия с иностранными инвестициями, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, расположенные на территории района, города, а также граждане, проживающие на соответствующей территории.

Ставка целевого сбора устанавливается решением соответствующих органов власти.

Предельный размер ставки сбора не может превышать размера 3 % годового фонда заработной платы, рассчитанной от установленной законом ММОТ.

Сроки уплаты целевых сборов определяются представительными органами власти, которые своими решениями могут устанавливать льготы в соответствии со ст. 10 Закона РФ »Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Расходы по уплате целевых сборов юридическими лицами относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.

6. Haлoг на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

Плательщиками налога являются юридические лица — предприятия и организации всех организационно — правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы предприятий и другие структурные подразделения, осуществляющие свою деятельность на территории, подведомственной представительному органу власти.

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально — культурной сферы, его конкретные ставки, льготы по налогу устанавливаются представительными органами власти в размере, не превышающем 1,5 % от объема реализации продукции (работ, услуг).

Исчисление налога производится плательщиком нарастающим итогом с начала года. Расходы юридических лиц по уплате налога относятся на финансовые результаты предприятий.

Смотрите так же:  Fifa 12 минимальные требования

7. Сбор с владельцев собак

Плательщики сбора — физические лица — владельцы собак (кроме служебных), проживающие в городах. Основанием для освобождения от уплаты этого сбора владельца служебной собаки является документ, подтверждающий необходимость ее содержания и использования в служебных целях. Ставки сборов устанавливаются решениями районных и городских органов государственной власти в размере не превышающем 1/7 размера ММОТ в год на момент исчисления налога.

Граждане, имеющие собак, обязаны зарегистрировать их в органах коммунального хозяйства.

Регистрация собак и взимание сбора с их владельцев возлагается на органы коммунального хозяйства. Для этих целей указанные органы открывают отдельные лицевые счета, в которых указываются адреса владельцев собак и отметки об уплате сбора.

Суммы платежей по сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти в районные бюджеты районов (в городах).

Районные и городские органы государственной власти могут устанавливать для отдельной категории плательщиков льготы по сборам.

Владельцы собак (кроме служебных) уплачивают сбор в установленных размерах через отделения Сбербанка один раз в год в сроки, определенные местными органами государственной власти. В случае приобретения собаки после установленного срока уплаты сбора сумма сбора может быть перечислена исходя из числа месяцев, оставшихся до конца года.

8. Лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями и пивом

Плательщиками лицензионного сбора являются юридические лица — предприятия всех организационно — правовых форм (включая предприятия с иностранными инвестициями и их дочерние предприятия, международные объединения и организации), реализующие вино — водочные изделия и пиво населению.

Лицензионный сбор взимается в следующих размерах: с предприятий, учреждений и организаций (юридических лиц) — 50 установленных Законом размеров ММОТ в год, действующей на момент получения лицензии.

При торговле с временных торговых точек, обслуживающих вечера, балы, гулянья и другие мероприятия — в размере 1/2 установленного Законом размера ММОТ за каждый день торговли.

Лицензионный сбор за право торговли вино — водочными изделиями и пивом перечисляется юридическими лицами с расчетного счета платежным поручением.

Лицензии выдаются на основании письменных заявлений органами государственной власти района, города, на территории которого осуществляется торговля, в 15 — ти дневный срок со дня подачи заявления и предъявления документа об оплате сбора.

Действие лицензии распространяется только на территорию, которая подведомственна органу, выдавшему лицензию.

Средства, поступившие от уплаты лицензионного сбора за право торговли вино — водочными изделиями, зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов власти в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселковых и сельских Советов.

В случае отказа в выдаче лицензии внесенный сбор возвращается финансовыми органами в 5 — ти дневный срок при предъявлении письменного отказа.

Расходы по уплате лицензионного сбора за право торговли вино — водочными изделиями и пивом у юридических лиц производятся за счет прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль (доход).

При реорганизации предприятия (слиянии, разделении, преобразовании в иную организационно — правовую форму) к вновь созданному предприятию, являющемуся правопреемником прав и обязанностей прежнего предприятия, переходит лицензионное право реализации вино — водочных изделий населению данного района.

В этом случае лицензия переоформляется (без оплаты) одновременно с государственной регистрацией созданного предприятия.

Аналогичным образом решается вопрос о праве на реализацию вино — водочных изделий при преобразовании филиала в самостоятельное предприятие, если организация, в состав которой входил этот филиал, имела лицензию на реализацию этих изделий на территории данного района (города).

Администрация района ведет учет выданных лицензий на право реализации вино — водочных изделий; лицензии оформляются в 3 — х экземплярах. Один экземпляр выдается предприятию, второй направляется в налоговую инспекцию, третий находится вместе с заявлением и принятым решением в деле администрации района (города).

9. Сбор за уборку территории населенных пунктов

Плательщики сбора — юридические и физические лица (владельцы строений). Объектом обложения является объем выполненных работ в стоимостном выражении, определенный исходя из убираемой площади и нормативных расценок.

Ставки сбора устанавливаются в городах и районах местными органами государственной власти, а в поселках и сельских населенных пунктах — на собраниях и сходах жителей.

Конкретная ставка сборов определяется исходя из нормативов и расценок убираемой площади (кв. м) на одного человека.

Юридические лица уплачивают сбор за счет прибыли в порядке, определенном ст. 22 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

10. Курортный сбор с физических лиц

С 1 января 1992 года введен в действие Закон РФ от 12.12.91 г. № 2018 — 1 «О курортном сборе с физических лиц».

Плательщиками курортного сбора являются физические лица, прибывающие в курортные местности.

Предельный размер ставки курортного сбора не превышает 5 % от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации.

Конкретный размер ставки курортного сбора устанавливается Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов края, области и автономного округа, на территории которого находятся курортные местности.

От уплаты курортного сбора освобождаются:

— дети в возрасте до 16 лет; — инвалиды и сопровождающие их лица; — лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха;

— лица, прибывшие в курортные местности в служебную командировку, на учебу и постоянное место жительства;

— лица, следующие по плановым туристическим маршрутам туристско — экскурсионных предприятий и организаций, а также совершающие путешествия по маршрутным книжкам;

— мужчины в возрасте от 60 лет и старше, женщины в возрасте от 55 лет и старше;

— дети, приезжающие к родителям указанного возраста.

Курортный сбор уплачивается плательщиками по месту их временного проживания.

При перемене плательщиком места проживания в пределах курортной местности сбор повторно не взимается.

Лица, прибывшие в курортную местность, уплачивают курортный сбор в трехдневный срок со дня прибытия.

11. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

Плательщиками регистрационного сбора являются физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами Российской Федерации.

Предельный размер ставки регистрационного сбора, а также категории плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются районным, городским (кроме городов районного подчинения), районным в городах Советом народных депутатов. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного законом размера ММОТ.

Регистрационный сбор уплачивается через банк либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов.

Регистрация производится не позднее чем в 15 — дневный срок с момента подачи заявления. Гражданину выдается свидетельство после предъявления им документа об уплате регистрационного сбора.

Свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр выдается непосредственно предпринимателю, второй остается у местной администрации, осуществляющей регистрацию, третий направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя.

12. Земельный налог

Плательщиками этого налога являются юридические и физические лица — собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Ставки земельного налога определяются Законом Республики Хакасия «О плате за землю».

13. Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц взимается на основании Закона «О налогах на имущество физических лиц», принятого Верховным Советом Российской Федерации от 09.12.91 г.

Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, все, кто имеет на территории Российской Федерации в собственности следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Сюда же относятся моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу.

II. Об упрощенной системе налогообложения для малого предпринимательства на примере ГНИ по г. Абакану

Предприниматель А. Матвеев (фамилия изменена), торгуя в своем маленьком магазине продуктами питания, получил в прошлом году доход 627 000 тыс. руб. Его расходы составили более 400 000 тыс. руб. Как исправный налогоплательщик, А. Матвеев уплатил государству в качестве подоходного налога 63 640 тыс. руб. Сумма ощутимая; он задумался, как ее уменьшить. И здесь ему на помощь пришло государство.

Федеральный закон от 29.12.95 г. № 222 ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» определил основы

ведения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, которая применяется наряду с ранее существовавшей системой. Право выбора по какой из систем налогообложения работать предоставляется самой организации или индивидуальному предпринимателю.

С 1 квартала 1997 года А. Матвеев перешел на новую систему. Ведь ему предстоит уплатить за год только 3 005,6 тыс. руб. Даже если предположить, что он сработает так же, как в 1996 году, то есть не увеличит свои доходы, бюджет недополучит от него 60 000 тыс. руб.

Упрощенная система предлагает замену уплаты всех федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога. Одновременно сохраняется порядок уплаты таможенных платежей, госпошлины, налога на приобретение транспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Упрощенная система может быть применена любым предприятием с предельным числом среднесписочного состава до 15 человек и размером совокупной вахтовой выручки, не превышающей сумму 100 — тысячекратного минимального размера оплаты труда, что в 1996 году составляло 7 500 900 тыс. руб.

Под выражением »предельная численность» следует понимать среднесписочную численность работающих за отчетный период. Определяется она с учетом всех работников предприятий, филиалов, в том числе работающих по договорам гражданско — правового характера и по совместительству.

Под действие упрощенной системы налогообложения не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных предприятий, его структурных подразделений, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, предприятия игорного бизнеса.

Документом на право применения упрощенной системы для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей служит патент, который выдается налоговой инспекцией.

Все вроде бы хорошо для налогоплательщиков. Но а каково бюджету? С введением нового Закона казна заметно опустеет.

В Абакане упрощенная система налогообложения начала применяться с III квартала 1996 года. На нее перешел 31 предприниматель, в основном владельцы магазинов.

Согласно заполненным декларациям о доходах в 1996 году доход этих предпринимателей составил до перехода на патент 11 852 345 тыс. руб. Доход к налогообложению после вычета расходов — 3 576 125,1 тыс. руб. Подоходный налог с этой суммы исчислен и уплачен в размере 1 054 483,8 тыс. руб.

После перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности валовый доход 31 предпринимателя за IV квартал 1996 года был равен 20 906 623,9 тыс. руб. Доход к налогообложению должен был бы быть 4 826 615,8 тыс. руб. Уплачена же стоимость патентов в сумме 26 764,0 тыс. руб. В результате в бюджет не допоступило только за IV квартал 1996 года 1 689 315,5 тыс. руб.

По нашему мнению, упрощение должно быть в учете, отчетности, когда уплачивается один налог вместо нескольких. Но не в сумме налога в ущерб и без того пустого бюджета.

А где же выход? В самом Законе. Годовая стоимость патента устанавливается органами государственной власти на местах.

В настоящее время стоимость патента в Республике Хакасия составляет от 3 005,6 тыс. руб. для розничной торговли до 13 350 тыс. руб. для оптовой торговли и торговли вино — водочными изделиями.

Первые результаты работы по новой системе налогообложения показали, что стоимость патентов должна зависеть от величины доходов. В апреле 1997 года ГНИ по г. Абакану обратилась с письмом в Правительство Республики Хакасия и в администрацию г. Абакана, в котором внесла предложения по изменению стоимости патента, ее градации в зависимости от доходов, чтобы бюджет города не пострадал.

Для мелких предпринимателей патент приобретать невыгодно. Но им никто не запрещает работать по регистрационному свидетельству. Выбор есть. Человек сам выбирает себе систему работы, которая удобна и выгодна для него.

Сделанные нами расчеты заставляют задуматься над тем, что ждет бюджет в этом году, когда уже выдан 271 патент вместо 31 в прошлом году. Ведь бюджет города — это зарплата учителей, врачей. Как решится проблема — покажет время. Наша налоговая система только формируется, и всякий опыт, будь он положительный или отрицательный, имеет свою ценность.