Меню

Оглавление:

Экология СПРАВОЧНИК

налог за загрязнение окружающей среды

Примерами налогов, санкций и поощрений являются выплаты за загрязнения в пределах норм ПДВ, штрафы за загрязнения, превышающие нормы, компенсационные выплаты за ущерб здоровью рабочих в результате загрязнения окружающей среды, ставки страховых отчислений, учитывающие риск производственных аварий с учетом предполагаемых последствий, льготное налогообложение средств защиты окружающей среды, долевое безвозмездное финансирование рискоснижающих программ со стороны региона и государства.[ . ]

В части платежей за загрязнение окружающей среды проектом второй части Налогового кодекса предложена принципиально отличная от действующей экономическая схема. Платежи переведены в разряд обычных налогов, что полностью снимает с них стимулирующую роль, и в условиях переходной экономики подобные «экологические налоги» теряют смысл для предприятия, становясь еще одним налоговым бременем.[ . ]

В отличие от платежей за загрязнение окружающей природной среды, природно-ресурсные платежи выполняют не только стимулирующую роль, но и фискальные функции, реализуя, таким образом, право собственности государства на природные ресурсы. Поэтому изначально природно-ресурсные платежи полностью поступали в бюджеты разных уровней (т.е. по существу являются налогами), в то время как 90% суммы экологических платежей направлялось в экологические фонды, обычно имевшие внебюджетный статус.[ . ]

Отработка методики взимания платы за загрязнение окружающей среды с юридических и физических лиц — плательщиков единого налога Отработка порядка корректировки платы за размещение отходов по фактическим результатам природоохранной деятельности предприятия за год Нижегородгоскомэкология, Департаменты по охране природы и экономики и прогнозирования Нижегородгоскомэкология Департамент по охране природы 1999 г. 2000 г.[ . ]

В экономическом отношении платежи за загрязнение окружающей природной среды представляют собой особый вид налогообложения, при котором облагаемой величиной является масса загрязнений, попадающая в окружающую среду, независимо от других результатов хозяйственной деятельности предприятия. Финансовое бремя такого налогообложения распределяется между природопользователями пропорционально наносимому ими вреду окружающей среде, и у каждого из них появляется стимул к уменьшению облагаемой налогом величины. Подчеркнем, что было бы неверно рассматривать платежи как компенсацию наносимого экологического ущерба, поскольку это, во-первых, порождало бы споры относительно определения величины ущерба и, во-вторых, противоречило бы п. 6 Ст. 20 Закона «Об охране природной окружающей среды», в которой сказано, что внесение платежей за загрязнение не освобождает от возмещения причиненного вреда. Внося платежи за загрязнение окружающей природной среды, предприятие участвует в финансировании природоохранной деятельности на данной территории, но отнюдь не получает амнистию по возможным искам организаций и граждан за причиненный ущерб.[ . ]

Следует отметить, что с 1999 года плата за загрязнение окружающей среды заменена на экологический налог. Введение экологического налога предусматривается после принятия второй части Налогового кодекса РФ.[ . ]

Если считать, что права собственности на окружающую среду принадлежат всему обществу в целом, то фирмы-загрязнители должны нести обязательную ответственность за причиненный ущерб. Если налог на загрязнение или плата за выбросы отражают предельный ущерб, определенный до акта выброса, то в системе обязательной ответственности за ущерб плата рассчитывается по факту выброса (после него) конкретно для каждого случая. Иначе говоря, нанесшая ущерб фирма обязана либо каким-то образом его компенсировать, либо провести очистку нарушенного природного объекта, либо выплатить компенсации пострадавшим, либо сделать еще что-то. С этой целью оформляются специальные документы, закрепляющие обязательства на осуществление природоохранной деятельности под соответствующий залог.[ . ]

Кроме неопределенностей при расчете уровня налога рассмотрим следующий аргумент. Предприятие 1 платит предприятию 2, чтобы второе сократило свои выбросы. Таким образом, деньги, уплаченные первым предприятием, в значительной мере идут на природоохранные нужды. Торговля правами на выбросы позволяет переместить имеющиеся деньги туда, где на 1 дол. затрат можно добиться наибольшего сокращения выбросов. В схеме с налогами деньги уходят из системы и пополняют бюджет. Исключение составляет тот случай, когда налоги за загрязнение окружающей среды направляются в специальные природоохранные фонды. Затем фонды каким-то образом расходуют их на поддержку мероприятий по сокращению выбросов. Справедливости ради заметим, что такая схема налогообложения и направления выручки в специальные фонды является частным случаем системы торговли на выбросы. Все налоговые доходы поступают в бюджет, и вовсе не обязательно затем расходуются на природоохранные нужды. Предпринимателю в этой ситуации нужно найти средства и на уплату налогов, и на осуществление природоохранной деятельности. В условиях переходной экономики эта задача почти не выполнима. Скорее всего, предприятие не заплатит налоги и не будет осуществлять природоохранные мероприятия.[ . ]

Таким образом, теоретический анализ и наблюдения за практическими примерами развития методов управления охраной окружающей среды позволяют сделать вывод о предпочтительности механизмов торговли правами на выбросы по сравнению с налогами на загрязнение. С точки зрения теории распределение разрешений на выбросы — первый шаг создания схемы торговли правами на выбросы. В отличие от налогов это гарантирует заданное качество окружающей среды. Схема торговли не хуже, чем использование налогов, способствует минимизации издержек на достижение заданного качества окружающей среды. Использование торговли правами на выбросы создает более мощные стимулы к реализации новых технологий по сравнению с налогами. На практике в последнее время встречается все больше и больше примеров, когда налоги на загрязнение отвергаются политическими деятелями и предпочтение отдается торговле правами на выбросы. Хотя торговля правами на выбросы — это мощный и эффективный инструмент, он не является универсальным. И там, где это необходимо, он должен быть дополнен мерами прямого регулирования выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.[ . ]

В 2002 г был принят новый федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.), в котором, как и в предыдущем законе (1991 г.) имеется глава, посвященная экономическому регулированию (механизму) в области охраны окружающей среды. Однако в новом законе, по сравнению с предыдущим, данный раздел претерпел некоторые корректировки в сторону сокращения возможных мер экономического регулирования. В частности, отсутствуют внебюджетные целевые экологические фонды — важнейший источник финансирования природоохранных мероприятий с момента ведения платы за загрязнение; акцизы на экологически вредную продукцию. В данном законе ничего не говорится об «экологическом налоге», хотя последний присутствует в Налоговый Кодексе. По-прежнему, в новом законе не решен однозначно вопрос об обязательном экологическом страховании: «может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование» [1].[ . ]

Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение убытков, вызванных аварийным загрязнением окружающей природной среды, предполагает включение страховых взносов в себестоимость продукции страхователя. Взносы не станут налогом в том случае, если они не будут фиксированы (в абсолютном или процентном отношении), а в каждом отдельном случае будут специально рассчитываться, и в основе расчетов будет лежать степень экологической опасности конкретного страхователя и величина потенциального убытка, причиняемого реципиентам в результате аварийного загрязнения окружающей природной среды.[ . ]

С утверждением нового Налогового кодекса РФ вместо платежей за загрязнение окружающей природной среды предполагается введение экологического налога. Налогоплательщиками экологического налога в новом Налоговом кодексе признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, производящие на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоне вредное воздействие на окружающую природную среду.[ . ]

Допустимость воздействия хозяйственной деятельности предприятия на окружающую среду в соответствии с этими показателями устанавливается на основе оценки воздействия на окружающую среду с использованием методов и средств измерений и испытаний. Результаты такой оценки предоставляются на государственную экологическую экспертизу. Эта оценка проводится на всех этапах и стадиях жизненного цикла продукции, при разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проектов строительства, модернизации, реконструкции инженерно-технических объектов и коммуникаций, при диверсификации производства и продукции. На основе такой оценки устанавливаются регламентированные финансово-экономические отношения предприятия с налоговыми органами в части внесения платежей (налогов) за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Порядок взимания этих платежей устанавливается различными законодательными актами, в том числе Налоговым кодексом Российской Федерации. Порядок платы за различного рода загрязнения окружающей среды установлен Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (2002).[ . ]

Более того в первом квартале 2002 г. решением Верховного суда РФ была отменена плата за загрязнение. Дело в том, что платежи за загрязнение по своей природе не являются налогом, они взимались на основании Постановления правительства № 632 от 28.08.92 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» [3], которое Налоговый Кодекс формально юридически как бы отменяет. Этим поспешили воспользоваться особо продвинутые в правовом отношении предприятия.[ . ]

В природоохранной деятельности основу российских экономических методов регулирования составляют экологические налоги (платежи) и экономические санкции за различные правонарушения в экологической деятельности. Экологические требования и экономические санкции за нарушение этих требований устанавливают органы власти даже при отсутствии некоторого подобия экологического кадастра. Тем не менее такой подход к экономическому урегулированию природоохранной деятельности одобрен представительной международной организацией — советом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Предполагается при этом, что государственные расходы ограничиваются общественными методами: экологическим образованием, экологическим мониторингом и контролем, а предприятия (экологические правонарушители) оплачивают полную стоимость всех видов работ по снижению загрязнений окружающей среды.[ . ]

Смотрите так же:  Без разрешения на строительство штраф

Постоянно действующие институты: природные кадастры, меры по материально-техническому и финансовому обеспечению, платность за использование природных ресурсов; платежи за загрязнение окружающей природной среды; льготы по кредитованию, налогообложению; освобождение от обложения налогами.[ . ]

Практически требования платности использования природных ресурсов реализуются в настоящее время с помощью ряда областных и местных налогов и платежей, а также с помощью платежей за загрязнение окружающей среды. Налоговый механизм регулирования природопользования включает плату за воду, забираемую предприятиями из водохозяйственных систем, земельный налог, курортный сбор и сбор за уборку территории, а также целевые сборы, вводимые по решению местных властей в соответствии со Ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».[ . ]

В то время вопросам «устойчивости» процесса экономического роста не уделялось должного внимания. Английский экономист А.Пигу впервые в 20-х годах XX века обратил внимание на то, что от загрязнения окружающей среды страдает общество, которое берет на себя расходы на восстановление нарушенной окружающей среды, своего здоровья, падающей производительности труда. Для фирмы-производителя и загрязнителя окружающей среды — это внешние издержки. Пигу предложил, чтобы общество заставило фирму-загрязнителя интернализировать (ввести в себестоимость продукции) эти внешние издержки путем уплаты налога за загрязнение. Такой налог повышает стоимость произведенной продукции на величину внешних издержек от загрязнения, и предельная стоимость произведенной продукции для частной компании теперь равняется ее предельной стоимости для общества. Таким образом, фирма оказывается полностью информированной об общественных издержках ее функционирования и должна либо снижать объем производства, либо переходить на более экологичную технологию. А жертва загрязнения — общество -получает справедливое возмещение за нанесенный ущерб и повышает свое благосостояние.[ . ]

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (механизмы) ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ — применение экономических стимулов в вопросах управления природопользованием и охраны природы. Различают поощрительные механизмы (субсидии, льготные кредиты, налоговые льготы и т. п.); принудительные механизмы (платежи, налоги и штрафы за загрязнение, продажа прав на загрязнение и т.п.); восстановительные или компенсационные механизмы (создание специальных фондов для борьбы с загрязнением, страхование ответственности за экологический ущерб, материальные компенсации государству, регионам, фирмам и лицам, пострадавшим от загрязнения окружающей среды). См. также Принцип «загрязнитель платит», Платежи за загрязнение (на выброс, на продукцию), Торговля квотами на выбросы.[ . ]

В XXI веке важной проблемой по-прежнему будет проблема сокращения потребления энергии, сокращения значительного, по крайней мере, на порядок. Придется максимально сократить энерго- и ресурсоемкость валового национального продукта и потребления энергии и ресурсов в расчете на одного жителя. И, очевидно, в связи с этим в оставшиеся до XXI в. годы во всех странах мира должны пересмотреть действующую систему налоговых кодексов с целью смещения акцентов со штрафов за загрязнение окружающей среды на оплату его предотвращения, т.е. увеличения налогов на добычу и использование ресурсов. При этом надо полагать, что структуры экономики реорганизуются, для того чтобы снизить расход сырья и энергии.[ . ]

Расчет платы за загрязнение окружающей среды — 2018 — 2019

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
  • остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей в сумме, равной 25% от величины суммарного платежа за предыдущий год, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.

О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2018–2019 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):

  • выбросы от стационарных источников;
  • сбросы в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов.

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  • нормативы допустимых загрязнений;
  • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

В соответствии с нормами постановления № 255:

  • нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
  • сумма платы может снижаться за счет:
    • вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
    • применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Сбор вычисляется посредством сложения:

  • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016–2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. В 2019 году применяются ставки, установленные для 2018 года, с коэффициентом 1,04 (Постановление Правительства от 29.06.2018 №758).

Смотрите так же:  Передаем подписанный договор

Подробнее о применяемых ставках читайте в материале «Декларация по НВОС в 2019 году — ставки платы».

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:

  • дополнительных, которые определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ для особых зон и при сжигании (рассеивании) попутного газа;
  • установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в зависимости от класса опасности.

Действующие значения коэффициентов можно найти в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

О том, какие размеры могут принимать эти коэффициенты, читайте в статье «Плата за негативное воздействие за 2018 год — расчет».

Расчет платы за вред экологии: вычеты

В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

С 2010 года ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по представлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. То есть за 2018 год декларация должна быть представлена в Росприроднадзор не позднее 08.03.2019, т.к. 10.03.2019 — выходной день.

В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

В 2018–2019 годах в России действуют новые ставки для расчета платежей за вред, нанесенный экологии. В порядке расчета платежей и сроках их внесения в бюджет изменений нет. Сохранены также форма создаваемого расчета и способы его сдачи в Росприроднадзор.

Экологические платежи в 2018 году

ekologicheskiy_sbor.jpg

Похожие публикации

Экологический налог не представлен в Налоговом кодексе как отдельный вид платежа в бюджет. Он подразумевает взимание с субъектов хозяйствования определенных сумм за нанесение вреда окружающей среде или за потенциальную угрозу природе. Платежи осуществляются в форме экологического сбора и НВОС (платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Экологические платежи контролируются Росприроднадзором. Этому государственному органу предоставлены полномочия по разработке и утверждению отчетных форм. Налог на экологию регулируется такими правовыми документами:

  • Законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ;
  • Законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ об отходах потребления и производства;
  • Правительственными постановлениями, которыми установлены тарифы и перечни объектов, попадающих под обложение экоплатежами.

Экологические платежи в 2018 году: кто платит

Суть экологического сбора раскрывается в ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ. Он представляет собой источник неналоговых поступлений в бюджет. К группе его плательщиков относятся:

  • производители товарной продукции и упаковки;
  • импортеры товарных изделий, упаковочных материалов.

Такие экологические платежи в 2018 году могут осуществляться как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Главный критерий деления субъектов хозяйствования на плательщиков и неплательщиков – наличие конкретного товара или упаковочного материала в перечне, утвержденном Правительством РФ (с января 2018 года действует правительственное Распоряжение № 2970-р от 28.12.2017 г.). Сбор взимается в отношении групп изделий и упаковки, которым после завершения периода их эксплуатации требуется утилизация. Тем, кто производит полную утилизацию самостоятельно с соблюдением требуемых нормативов, платить сбор не нужно.

Налог за загрязнение окружающей среды (плата за НВОС) установлен ст. 16 Закона № 7-ФЗ. Его обязаны платить юридические лица и ИП, если у них имеются объекты, загрязняющие воздух или водные ресурсы. Платеж обязателен и при размещении производственных и бытовых отходов. Не относятся к категории плательщиков лица, которые осуществляют деятельность только с объектами четвертой – самой низкой группы опасности.

Платежи за загрязнение окружающей среды рассчитываются по ставкам, зафиксированным в правительственном Постановлении от 13.09.2016 г. № 913. При произведении подсчетов платы за НВОС необходимо учитывать, что выбросы от транспортных средств не считаются объектом обложения экологическими сборами. Платежи осуществляются поквартально авансовыми перечислениями, итоговая сумма обязательств выводится раз в год. Авансовые платежи равны 25% от годовой суммы платы НВОС за предшествующий период.

Как рассчитать экологический налог

Экологический сбор

Величина ставок по экологическому сбору приведена в правительственном Постановлении от 09.04.2016 г. № 284, а нормативы утилизации установлены в Распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 2971-р. Расчет экологических платежей применительно к сбору производится по формулам:

  • Ставка сбора х Масса товарной единицы (или количество товарных единиц) х Утилизационный норматив (такой алгоритм вычислений используется для товаров).
  • Ставка сбора х Масса упаковочного материала, изготовленного в РФ х Норматив утилизации (применяется для выведения суммы сбора по упаковочной таре).

Как рассчитать экологический сбор, если:

  • предприятие занимается производством деревянной тары;
  • объем изготовленной продукции в 2018 году равен 25 т.

За 2018 год компания должна будет заплатить сбор в сумме 7665 руб.:

  • по перечню Распоряжения № 2971-р эти изделия отнесены в группу 9;
  • ставка утверждена на уровне 3066 руб. за каждую произведенную тонну товара;
  • процентный норматив на 2018 год зафиксирован в размере 10% (на следующий год он должен вырасти до 15%, а к 2020 году заложено его увеличение до 20%).

Расчет: 3066 х 25 х 10% = 7665 руб.

Экологический налог (плата за загрязнение окружающей среды) базируется на значении объема отходов или осуществляемых выбросов в окружающую среду (перечень, утв. Постановлением № 913). Формула, по которой рассчитываются обязательства субъектов хозяйствования:

Платежная база по отдельному загрязняющему элементу в соответствии с Перечнем х Ставка платежа х Коэффициенты.

Итоговый годовой платеж высчитывается за минусом произведенных в налоговом периоде авансовых перечислений.

В 2017 году суммарный экологический налог для организаций был начислен в объеме 146 500 руб. Исходя из этого, определим размер авансовых платежей по НВОС в 2018 г.

Ежеквартальные авансовые перечисления в 2018 году будут равны 36 625 руб. (146 500 х 25%).

Допустим, по результатам 2018 года общие обязательства составили 138 000 руб. Уплате по итогам 2018 г., с учетом авансовых платежей, подлежит 28 125 руб. (138 000 – (36 625 + 36 625 + 36 625).

повышение юридических знаний

Плата за загрязнение окружающей среды – это не налог

Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 N 16772/09 по делу N А78-18/2009.

Суд первой инстанции сделал вывод о том, что к отношениям по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются положения Налогового кодекса, сделан судами со ссылкой на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — определение N 284-О), в котором платежи за негативное воздействие на окружающую среду квалифицированы как обязательные публично-правовые платежи (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на нее негативное влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия; эти платежи носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором.

Суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что плата за негативное воздействие на окружающую среду обладает признаками налогового сбора, однако исходил из того, что рассматриваемые платежи имеют публично-правовую природу и находятся в сфере финансово-правовых отношений, к которым в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство не применяется.

Суд также сослался на то, что в отсутствие в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды) и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах норм, регулирующих порядок взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежат применению положения статей 45, 46 и 70 Налогового кодекса.

Президиум Высшего арбитражного суда сделал вывод, что плата за негативное воздействие на окружающую среду не является налогом и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Согласно пункту 3 данной статьи порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее — Порядок определения платы).

Смотрите так же:  Согласие на оформление квартиры в собственность

В случае же неуплаты по такому требованию исковое заявление, как сочли суды, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования с учетом положений пункта 3 статьи 46 и пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В Налоговом кодексе названы лишь виды сборов, соответствующие приведенному выше определению.

Вместе с тем Закон об охране окружающей среды предусматривает иные обязательные публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых — платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Эти платежи по смыслу статьи 16 Закона об охране окружающей среды являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и призваны обеспечить возмещение ущерба и затраты государства на охрану и восстановление окружающей среды.

Ссылаясь на сущность платы за негативное воздействие на окружающую среду как фискального сбора, суды не учли, что сфера применения Налогового кодекса ограничивается регулированием установленных данным Кодексом налогов и сборов.

Налоговый кодекс не устанавливает такого сбора, как плата за негативное воздействие на окружающую среду, поэтому его положения, в том числе и в части срока давности на обращение в суд с требованием о взыскании указанной платы, не подлежат применению, а применяется предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности в три года.

Ссылаясь на определение N 284-О, а также на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа», суды не учли, что изложенная в этих документах правовая позиция заключается лишь в необходимости конкретизации законодателем вопроса о том, какие именно элементы обложения неналоговым фискальным сбором (коим является плата за негативное воздействие на окружающую среду) должны быть закреплены в законе об этом сборе.

1. Платежи за загрязнение окружающей среды (назначение, порядок уплаты)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 N 7-ФЗ

(ред. от 09.05.2005)

«ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

4. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

2. Порядок признания доходов по методу начисления при определении налога на прибыль

1.Доходы признаются в том отчетном(налоговом) периоде , в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества(работ, услуг) и (или ) имущественных прав(метод начисления)

По доходам относящимся к нескольким отчетным(налоговым) периодам, и в случае если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципов равномерности признания доходов и расходов

По производственным с длетельным(более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ(услуг), доход от реализации указанных работ(услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам(услугам).

Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено настоящей главой, датой получения дохода признается дата реализации ТПРУ, определяемых в соответствии с пунктом 1 статьи 39 настоящего кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств(иного имущества ТПРУ или имущественных прав в их оплату). При реализации ТПРУ по договору комиссии(агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом(принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту(принципалу) имущества(имущественных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера(агента).

СТАТЬЯ 39 пункт 1.

Реализацией ТПРУ организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен ТПРУ) права собственности на ТПРУ, а также права собственности на безвозмездной основе.

Для внереализационных доходов датой получения дохода признается:

-дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества(приемки сдачи работ услуг)- для доходов.

В виде безвозмездно полученного имущества, по иным аналогичным доходам.

-дата поступления денежных средств на расчетный счет(в кассу) налогоплательщика- для доходов.

В виде диведендов от долевого участия в деятельности других организаций

В виде безвозмездно полученных денежных средств

В виде сумм возврата ранее уплаченных некоммерческим организациям взносов, которые были включены в состав расходов.

В виде иных аналогичных доходов.

— дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного(налогового) периода- для доходов.

От сдачи имущества в аренду

В виде лицензионных платежей(включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности

В виде иных аналогичных доходов

-Дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда- по доходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков(ущерба).

-Последний день отчетного(налогового) периода по доходам

в виде сумм восстановленных резервов и иным аналогичным доходам

В виде распределенного в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе дохода

По доходам от доверительного управления имуществом

-Дата выявления дохода- получение или обнаружение документов подтверждающих наличие дохода- по доходам прошлых лет.

-Дата перехода прав собственности на иностранную валюту и драгоценные металлы при совершении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами , а также последний день текущего месяца- по доходам в виде положительной курсовой разницы по имуществу и требованиям(обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, и положительной переоценки стоимости драгоценных металлов.

-Дата составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета,-по доходам в виде полученных материалов или иного имущества при ликвидации выводимого из эксплуатации амортизируемого имущества.

-Дата когда получатель (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество( в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия , на которых они предоставлялись,- для доходов в виде имущества (в том числе денежных средств) указанных в пунктах 14,15 статьи 250 настоящего кодекса:

в виде использованных не по целевому назначению имущества ТПРУ которые получены в рамках благотворительной деятельности, пожертвований, целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств использованных не по целевому назначению применяются нормы бюджетного законодательства Рф.

Налогоплательщики получившие имущество ТПРУ в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме , утврежденной МИНФИНОМ

В виде использования по не целевому назначению предприятиями и организациями в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты средств предназначенных для формирования резервов по обеспечению безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития в соответствии с законодательством РФ об использовании атомной энергии.

— при реализации финансовым агентом услуг финансирования под уступку денежного требования, а так же реализации новым кредитором, получившим указанное требование, финансовых услуг дата получения дохода определяется как дата последующей уступки данного требования или исполнения должником данного требования. При уступке налогоплательщиком – продавцом товара ТПРУ права требования по долгу третьему лицу дата получения уступки права требования определяется как день подписания сторонами акта уступки права требования

— По договорам займа и иным аналогичным договорам(иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного периода. В случае прекращения действия договора(погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на дату прекращения действия договора

-Суммовая разница признается доходом:

У налогоплательщика продавца на дату погашения дебиторской задолженности за реализованные товары ТПРУ в случае предварительной оплаты- на дату реализации ТПРУ

У налогоплательщика покупателя – на дату погашения кредиторской задолженности за приобретенные товары ТПРУ в случае предварительной оплаты- на дату приобретения ТПРУ