Меню

Оглавление:

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

Сегодня общеустановленный возраст выхода на пенсию составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

С января 2017 вступили в действие новые правила выхода на пенсию для государственных гражданских и муниципальных служащих. Требуемый возраст для назначения страховой пенсии по старости для них ежегодно увеличивается на 6 месяцев, пока в 2026 году не достигнет 65 лет для мужчин и в 2032 году 63 лет для женщин. В 2018 году возраст выхода на пенсию для госслужащих составляет 56 лет для женщин и 61 год для мужчин.

Изменения коснулись только лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, должности муниципальной службы, то есть чиновников всех уровней.

Обращаем внимание, что повышение возраста для назначения страховой пенсии по старости действует только на период замещения указанных должностей. После увольнения с госслужбы при условии достижения общеустановленного пенсионного возраста можно обращаться за назначением страховой пенсии по старости (в том числе досрочной, например, как одному из родителей или опекунов инвалидов с детства).

Если гражданин устраивается на гражданскую службу после назначения пенсии, то выплата пенсии не прекращается.

Одновременно с увеличением пенсионного возраста с 1 января 2017 года увеличивается стаж государственной гражданской службы, дающий право на установление дополнительной выплаты к пенсии по выслуге лет госслужащим. Стаж госслужбы увеличивается, начиная с 01.01.2017 ежегодно на 6 месяцев, пока в 2026 году не составит 20 лет. Таким образом, стаж госслужбы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, составит: в 2018 году – 16 лет, в 2019 – 16 лет 6 мес., и т.д.

Почему у госслужащих пенсии выше средних и сколько белорусов попали в пенсионную ловушку

В Беларуси 3,6 тысячи человек не выработали требуемый страховой стаж, поэтому не получают трудовую пенсию, а только социальную. Об этом сообщил заместитель министра труда и соцзащиты Валерий Ковальков во время онлайн-конференции по вопросам пенсионного обеспечения на сайте ведомства. В Минтруда также рассказали, что сейчас в Беларуси не рассматривается вопрос о дальнейшем повышении пенсионного возраста.

Валерий Ковальков уточнил, что число белорусов, которые не выработали требуемый страховой стаж, поэтому получают социальную пенсию, осталось на таком же уровне, как и по данным на первую половину мая этого года.

— Одним из институтов материальной поддержки граждан является государственная адресная социальная помощь. По вопросу оказания такой помощи необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите, — дал совет представитель Минтруда, что делать в подобной ситуации.

Почему у госслужащих пенсии выше, чем в среднем по стране?

У представителей Минтруда во время онлайн-конференции поинтересовались, действительно ли «самые высокие пенсии у бывших госслужащих и военнослужащих».

— Министерство труда и социальной защиты не располагает данными о пенсиях военнослужащим. Что касается государственных служащих, то их пенсии за выслугу лет несколько выше пенсий по возрасту на общих основаниях. Более высокая пенсия — это определенная компенсация тех ограничений, которые установлены для них в период прохождения государственной службы, — уточнила начальник управления организации пенсионного обеспечения главного управления пенсионного обеспечения Минтруда Елена Дронова.

Будут ли дальше повышать пенсионный возраст белорусов?

Вопрос об увеличении минимального периода уплаты страховых взносов для формирования пенсионных прав не прорабатывается, заявил Валерий Ковальков.

— Период формирования пенсионных прав не должен быть менее периода получения пенсионных выплат. Установленная продолжительность периода уплаты взносов на пенсионное страхование (с 16 лет 6 месяцев в 2018 году до 20 лет к 2025 году) не превышает средний период выплаты пенсий.

По его словам, сейчас не прорабатывается также и вопрос об изменении принятого решения о повышении пенсионного возраста.

— При этом отмечу, что пенсионный возраст даже после его увеличения до 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин не превысит пенсионный возраст, установленный в Польше и Италии, — уточнил Валерий Ковальков на замечание, что «в Польше и Италии понизили пенсионный возраст».

Почему отличаются пенсии работающих пенсионеров?

У представителей Минтруда поинтересовались, почему работающие пенсионеры с высоким индивидуальным коэффициентом в пенсионном удостоверении (например, 2,5 и выше) получают пенсии более низкие, чем работающие пенсионеры с индивидуальным коэффициентом более низким (например 1,4−1,8). «Считаем такое начисление пенсий несправедливым, так как пенсионеры с более высоким коэффициентом заработной платы, а также и предприятия, на которых они работали, делали большие отчисления в ФСЗН, чем работники и предприятия с более низким фондом заработной платы», — обратились к представителям Минтруда во время онлайн-конференции.

— В пенсионном удостоверении указываются параметры стажа работы, индивидуального коэффициента заработка, с учетом которых пенсионеру назначена пенсия, — отметила начальник управления регулирования пенсионных отношений главного управления пенсионного обеспечения Минтруда Елена Гоморова. Что касается размеров пенсий, то они зависят не только от индивидуального коэффициента заработка, но и от продолжительности стажа работы. Законодательством установлены ограничения по выплате пенсии в период работы — часть пенсии, исчисленная с учетом индивидуального коэффициента заработка свыше 1,3, не выплачивается. То есть на размер пенсии работающего пенсионера оказывает влияние не то, насколько его индивидуальный коэффициент заработка превышает 1,3, а продолжительность стажа.

Специалист привела пример: у работающего пенсионера-мужчины, имеющего стаж работы 25 лет и индивидуальный коэффициент заработка 2,5, размер пенсии в октябре т.г. составил 302,84 рубля, у работающего пенсионера, имеющего стаж работы 40 лет и индивидуальный коэффициент заработка 1,8, — 385,43 рубля. При условии оставлении работы размеры пенсий составили бы в октябре этого года 353,66 рубля и 412,38 рубля.

Пенсии госслужащим с 2018 года

С 2018 года госслужащих ожидает очередной этап увеличения необходимого стажа, что отразится на выплате пенсий. Кроме того, действующее законодательство предполагает дальнейшее повышение пенсионного возраста. Эксперты не исключают старт полноценной пенсионной реформы в следующем году, которая затронет все категории населения. При этом чиновники будут использовать модель, протестированную на госслужащих.

Пенсии госслужащих: изменения с 2018 года

Масштабная реформа пенсионного обеспечения госслужащих вступила в силу в текущем году. Данную категорию населения ожидают значительные изменения, которые затронут ключевые параметры расчета пенсий. В период экономической нестабильности чиновники решили сокращать расходы на собственные пенсии, что может стать началом более масштабной реформы.

Наиболее болезненное изменение для госслужащих – корректировка возраста, который дает право выходить на пенсию. С 1 января 2018 года соответствующий показатель достигнет для мужчин — 61 год, для женщин — 56 лет, что позволит снизить бюджетные расходы на финансирование пенсий госслужащих. В дальнейшем соответствующий показатель будет ежегодно увеличиваться на шесть месяцев, пока не достигнет запланированного значения (65 и 63 года соответственно).

В 2018 году останется без изменений необходимое условие для оформления пенсии госслужащего – уходить на пенсию необходимо с должности госслужащего. Если после значительного стажа госслужбы был переход на работу в коммерческую структуру – оформить пенсию госслужащего не удастся.

Предельный срок пребывания на гражданской службе был увеличен до 65 лет. Однако высшие руководители смогут занимать свои должности до 70 лет. Таким образом чиновники стараются сохранить наиболее ценные кадры на службе, намереваясь использовать их опыт для решения текущих задач.

Последние новости подтверждают, что принципы расчета пенсии госслужащего в 2018 году останутся без изменений.

Особенности расчета пенсий и возможные доплаты

Уровень пенсии госслужащего определяется как процент от оклада (полученные премии за период службы не учитываются). В зависимости от стажа службы данный показатель может изменяться в диапазоне 45-75% (каждый последующий год после минимального рубежа увеличивает размер пенсии на 3%).

Данный принцип расчета приводит к существенному снижению итоговых пенсий госслужащих. Доля оклада в суммарных доходов чиновников относительно невелика. Большая часть зарплаты составляют премии и надбавки за особые условия труда, которые не влияют на размер пенсии. В некоторых случаях уровень страховой пенсии превышает значение особой пенсии госслужащего. В результате будет выплачиваться только страховая часть. В противном случае чиновник сможет получить надбавку (разница между особой пенсией и страховой частью), средний уровень которой составляет около 1700 руб. в месяц.

Депутатам и сенаторам станет труднее получить надбавку к пенсиям. Прибавка к страховой пенсии на уровне 55% оклада станет возможной, если стаж работы на выборной должности составляет от пяти лет (ранее достаточно было одного года). Порог для максимальной надбавки (75%) был увеличен до десяти лет (ранее данный показатель составлял три года).

Новые требования не будут касаться госслужащих, которые уже вышли на пенсию. В результате нововведений чиновники планируют сэкономить 600 млн руб., что поможет снизить дефицит Пенсионного фонда.

В следующем году госслужащие смогут рассчитывать на возобновление роста пенсий, что будет связано с ожидаемым повышением оплаты труда.

Надежды на повышение

Последние новости не исключают индексацию зарплат и пенсий госслужащих, что станет возможным уже с 2018 года. Власти могут отменить действующий мораторий, что позволит возобновить ежегодное повышение выплат.

Восстановление положительной динамики экономики отражается на финансовых возможностях правительства. Бюджет получает дополнительные поступления от экспорта энергоносителей. При этом возобновление роста ВВП и сокращение инфляции создают благоприятные условия для возврата к ежегодным индексациям.

В следующем году зарплаты и пенсии госслужащих могут быть увеличены на 4%, что соответствует прогнозному значению инфляции. Окончательное решение правительства по данному вопросу будет зависеть от динамики макроэкономических показателей. Кроме того, многое будет зависеть от колебаний цен на нефть.

В 2018 году продолжится повышение пенсионного возраста для госслужащих. Мужчины смогут выходить на пенсию в 61 год, женщины – не ранее 56 лет. Кроме того, необходимый стаж службы будет увеличен до 16 лет. Остальные изменения, вступившие в действие в 2017 году, останутся без изменений.

Эксперты прогнозируют возобновление индексации для госслужащих, что связано со стабилизацией отечественного бюджета. В рамках ожидаемой инфляции, итоговое повышение достигнет 4%. При этом окончательное решение властей будет зависеть от тенденций нефтяного рынка и других экономических факторов.

Письмо Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 10.11.1997 N 02-01/150 «Разъяснение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственным служащим в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 9 сентября 1997 г. N 16 (подпункт 1.7 и пункт 4)»

Документ утратил силу

право на пенсию за выслугу лет на условиях и по нормам Декрета предоставляется служащим государственного аппарата, судьям Конституционного Суда, общих, хозяйственных и иных предусмотренных законами Республики Беларусь судов, прокурорским работникам и другим государственным служащим (подпункт 1.4 Декрета), а также лицам, вышедшим в отставку (на пенсию) в соответствии с законодательством о службе в государственном аппарате до вступления в силу Декрета.

До приведения законодательства в соответствие с Декретом акты действующего законодательства применяются в той части, в которой они не противоречат Декрету.

Условия назначения пенсии за выслугу лет

1. С 11 сентября 1997 года государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при достижении мужчинами возраста 55 лет, женщинами — 50 лет и наличии стажа работы в качестве государственного служащего не менее 20 лет (при этом не менее двух лет после 1 марта 1994 года, т.е. после введения в действие Закона Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате»). Назначение пенсии за выслугу лет государственным служащим производится независимо от того, уволен государственный служащий с работы или нет ко дню обращения за пенсией за выслугу лет, а также от причины увольнения.

Пример 1: У гр-на С., 1941 г.р., обратившегося за назначением пенсии за выслугу лет согласно п.1.7 Декрета, стаж работы в качестве государственного служащего составляет 20 лет 6 месяцев, из них 18 лет 3 месяца в период с 1 марта 1962 г. по 31 мая 1980 г. и 2 года 3 месяца — с 1 января 1994 г. по 31 марта 1996 г. Уволен с работы по собственному желанию. Ранее пенсия в соответствии с законодательством о службе в государственном аппарате не назначалась.

Исходя из указанных данных, гр-н С. имеет право на пенсию за выслугу лет в размере 50 процентов заработной платы (пункт 5 настоящего разъяснения).

Пример 2: Гр-ка К., 1946 г.р., в качестве государственного служащего работала с 1 сентября 1967 г. по 31 марта 1994 г. Уволена с работы в связи с сокращением штатов. С 4 апреля 1994 г. работает учителем средней школы.

Смотрите так же:  Приказ на увольнения с выходом на пенсию

Поскольку в этом случае отсутствует стаж работы в качестве государственного служащего не менее двух лет после 1 марта 1994 г. или факт достижения на момент увольнения пенсионного возраста гр-ка К. права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Декретом не имеет.

Исчисление стажа работы, дающего право на пенсию за выслугу лет государственным служащим

2. В соответствии с пунктом 1.8 Декрета в стаж работы государственного служащего, дающий право на пенсию за выслугу лет, включается время работы в государственных органах и приравненных к ним учреждениях (в том числе бывшего СССР и республик в составе СССР) на должностях, не связанных с техническим обслуживанием и обеспечением функционирования этих органов и учреждений (пункт 3 Положения о порядке исчисления стажа работы в качестве служащего государственного аппарата, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1997 г. N 471).

Иные периоды работы включаются в указанный стаж в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь .

Вопрос находится в стадии рассмотрения.

Работа в качестве государственного служащего после достижения общеустановленного пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет), протекавшая в период после 1 января 1991 г., засчитывается в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет в том случае, если пенсионер не получал пенсии за этот период (часть 4 статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).

Пример N 3: Гр-н Н., 1935 г.р., с 1 июля 1995 года получает пенсию по возрасту в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». В качестве государственного служащего работал с 1 августа 1977 года по 15 сентября 1997 года. Уволен в связи с выходом в отставку.

В стаж работы в качестве государственного служащего для назначения пенсии за выслугу лет гр-ну Н. может быть включен период работы с 1 августа 1977 года по 30 июня 1995 года, что составляет 17 лет 11 месяцев. Период его работы с 1 июля 1995 года по 15 сентября 1997 года в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет не включается, поскольку заявителю в это время выплачивалась пенсия по возрасту. Оснований для назначения пенсии за выслугу лет не имеется.

Исчисление заработка и размера пенсии

3. Заработок для назначения пенсии государственным служащим определяется за любые 5 лет из последних 15 лет работы на должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет. Указанный пятилетний период берется подряд по выбору обратившегося за пенсией. При этом периоды другой работы опускаются применительно к правилам реализации части 5 статьи 57 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». В заработок включаются все виды оплаты труда в качестве государственного служащего, на которые начисляются страховые взносы. Оплата за иную (дополнительную) работу, не обусловленную обязанностями государственного служащего, при назначении пенсии за выслугу лет не учитывается.

Пример 4: У гр-на Б., 1942 г.р., стаж работы в качестве государственного служащего составляет 21 год 5 месяцев, из них 19 лет 2 месяца в период с 1 апреля 1970 года по 31 мая 1989 года и 2 года 3 месяца — с 1 января 1994 года по 31 марта 1996 года.

В данном случае 5 лет подряд могут быть избраны в периоды работы в качестве государственного служащего с 1 сентября 1976 года по 31 мая 1989 года и с 1 января 1994 года по 31 марта 1996 года.

4. При назначении пенсии государственному служащему производится корректировка среднемесячного фактического заработка. Для этого определяется индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, получаемый путем соотношения ежемесячного фактического заработка в установленном периоде и средней заработной платы рабочих и служащих в республике в тех же месяцах (часть 6 статьи 57 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).

После корректировки среднемесячная заработная плата для исчисления пенсии в части, не превышающей десятикратной минимальной заработной платы, учитывается полностью, а остальная часть — в размере 50 процентов. При этом статья 56 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» не применяется.

5. Пенсия за выслугу лет государственным служащим назначается в размере 50 процентов заработной платы (пункты 3, 4 настоящего Разъяснения), но не ниже минимального размера пенсии по возрасту. За каждый полный год работы в качестве государственного служащего в период после достижения мужчинами возраста 55 лет, женщинами — 50 лет размер назначенной пенсии увеличивается на 4 процента заработной платы, но не более чем на 20 процентов. При этом такое увеличение пенсии производится за стаж работы в качестве государственного служащего, превышающий 20 лет.

Пример 5: У гр-на Н., 1939 г.р., стаж работы в качестве государственного служащего составляет 35 лет. Из них 32 года выработаны до достижения им 55-летнего возраста и 3 года — после достижения 55-летнего возраста.

Пенсия за выслугу лет гр-ну Н. назначается в размере 62 процента заработной платы. К выплате устанавливается 50 процентов от назначенной суммы пенсии.

Пример 6: У гр-на Г., 1937 г.р., стаж работы в качестве государственного служащего составляет 21 год. Из них 16 лет выработаны до достижения им 55-летнего возраста и 5 лет — после достижения этого возраста.

Пенсия за выслугу лет гр-ну Г. назначается в размере 54 процентов заработной платы.

6. К пенсии за выслугу лет государственным служащим, исчисленной в установленном порядке, начисляются надбавки и повышения, предусмотренные статьями 50-1 и 68 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», 54 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и 14 Закона Республики Беларусь «О донорстве крови и ее компонентов» (по достижении пенсионерами общеустановленного пенсионного возраста: мужчинами — 60 лет и женщинами 55 лет).

Перерасчет пенсий в связи с ростом средней заработной платы

7. Перерасчет пенсий за выслугу лет государственным служащим в связи с ростом средней заработной платы в республике производится в порядке, установленном статьей 70 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и Положением о порядке корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий, и повышения пенсий, исчисленных в минимальном размере, в связи с ростом средней заработной платы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 31 марта 1995 г. N 184.

Пересмотр пенсий, назначенных государственным служащим до вступления в силу Декрета

8. Лицам, вышедшим в отставку (на пенсию) в соответствии с законодательством о службе в государственном аппарате после введения в действие Закона Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате» (1 марта 1994 г.) и до вступления в силу Декрета (11 сентября 1997 г.), выплачиваемые пенсии (ежемесячные пособия, содержания):

пересматриваются по нормам, установленным Декретом, если эти лица имеют право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Декретом (за исключением требования к стажу работы после 1 марта 1994 г.);

сохраняются, если эти лица не имеют права на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Декретом, и выплачиваются в пределах пенсии за выслугу лет по нормам, действовавшим на день его издания.

8.1. Государственные служащие, уволенные в связи с выходом на пенсию (независимо от ее вида) в период с 1 марта 1994 года по 10 сентября 1997 года включительно при наличии установленных Декретом условий (достижение возраста мужчинами — 55 лет, женщинами — 50 лет и наличие стажа работы в качестве государственного служащего не менее 20 лет) имеют право на перевод на пенсию за выслугу лет, назначаемую по нормам, установленным Декретом. При этом лица, достигшие к моменту увольнения с государственной службы в указанный период общеустановленного пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет), и имевшие стаж работы, дававший право на отставку, рассматриваются как вышедшие на пенсию в соответствии с законодательством о службе в государственном аппарате независимо от причины увольнения и продолжительности работы в качестве государственного служащего в этот период.

Перевод с пенсии, получаемой на момент обращения за пенсией за выслугу лет, осуществляется со сроков, установленных ст.82 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». При отсутствии заявления о переводе на пенсию за выслугу лет пенсия, назначенная в связи с выходом в отставку, выплачивается в размере, исчисленном по нормам, действовавшим на день издания Декрета (пункт 8.4 настоящего Разъяснения).

Пример 7: Гр-ке В. 23 ноября 1993 года исполнилось 55 лет. С этой даты ей назначена пенсия по возрасту. После этого она продолжала работать в качестве государственного служащего. Освобождена от исполнения обязанностей в связи с уходом на пенсию 22 ноября 1994 года. На дату увольнения у нее имелся стаж работы в качестве государственного служащего 28 лет. В настоящее время не работает.

В соответствии с Декретом гр-ка В. имеет право на пенсию за выслугу лет. Для реализации этого права ей необходимо обратиться в отдел социальной защиты с заявлением о переводе на пенсию за выслугу лет.

Пример 8: Гр-ну М., 18 сентября 1936 г.р., с 21 мая 1996 года назначена пенсия согласно статье 22 Закона «Об основах службы в государственном аппарате» после увольнения в связи с выходом в отставку. Его стаж работы в качестве государственного служащего составляет 24 года.

По заявлению гражданина М. он может быть переведен на пенсию за выслугу лет.

Пример 9: Гр-ке Ч., 9 июля 1930 г.р., с 9 июля 1985 года назначена пенсия по возрасту. С работы уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. С 6 октября 1994 года по 31 декабря 1994 года она работала в качестве государственного служащего. Уволена с занимаемой должности в связи с истечением срочного трудового договора. На дату увольнения у нее имелся стаж работы в качестве государственного служащего 32 года.

Гр-ка Ч. может быть переведена на пенсию за выслугу лет.

Пример 10: Гр-ке Ш., 1939 г.р., с 1 мая 1994 года назначена пенсия по возрасту. После назначения пенсии продолжала работать. 1 октября 1995 года уволена в связи с сокращением штатов. Стаж работы в качестве государственного служащего на дату увольнения составлял 26 лет.

Гр-ка Ш. может быть переведена на пенсию за выслугу лет. При этом при определении размера пенсии из стажа исключается 1 год 5 месяцев, когда она получала пенсию по возрасту в период работы.

Пример 11: Гр-н И., 1936 г.р., с 1 марта 1997 года уволен по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по возрасту. Стаж работы в качестве государственного служащего на дату увольнения составлял 10 лет.

У гр-на И. отсутствует право на пенсию за выслугу лет, так как не имеется требуемого стажа работы в качестве государственного служащего (не менее 20 лет).

8.2. При переводе с пенсии другого вида на пенсию за выслугу лет заработок для определения размера пенсии исчисляется с соблюдением условий, предусмотренных Декретом. По желанию пенсионера для назначения пенсии за выслугу лет может быть взят заработок за работу в качестве государственного служащего, протекавшую после назначения пенсии, независимо от того, что этот период не включается в стаж работы в качестве государственного служащего для назначения пенсии. В этом случае 15-летний период работы, из которого избирается 5 лет подряд, определяется ко дню обращения за пенсией за выслугу лет.

Пример 12: У гр-на У., 1 января 1928 г.р., стаж работы в качестве государственного служащего составляет 35 лет (с 1 января 1960 года по 31 декабря 1995 года). С 1 января 1988 года ему выплачивается пенсия по возрасту.

В этом случае 5 лет подряд могут быть избраны в период работы в качестве государственного служащего с 1 января 1973 года по 31 декабря 1987 года либо с 1 января 1981 года по 31 декабря 1995 года.

8.3. В случае, если для исчисления ранее назначенной пенсии заработок взят за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы на должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет, и в заработок включена только оплата за работу в качестве государственного служащего, пенсия по нормам Декрета может быть исчислена исходя из этого заработка по документам пенсионного дела. В этом случае по желанию заявителя может быть произведен перевод на пенсию за выслугу лет со дня введения в действие Декрета (11 сентября 1997 г.). Однако в любом случае индивидуальный коэффициент заработка определяется по правилам части 6 статьи 57 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и Положения о порядке корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий и повышения пенсий, исчисленных в минимальном размере, в связи с ростом средней заработной платы.

Если при исчислении ранее назначенной пенсии заработок определялся в другом порядке, для исчисления пенсии за выслугу лет он не принимается.

8.4. Лицам, не имеющим права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Декретом, выплачиваемые пенсии (ежемесячные пособия, содержания) сохраняются и выплачиваются в пределах пенсии за выслугу лет по нормам, действовавшим на день его издания. При этом перерасчет пенсий, назначенных в связи с выходом в отставку до вступления в силу Декрета, по основаниям, предусмотренным в статье 70 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», не производится.

Пример 13: Гр-ке М. с 21 сентября 1995 года назначена пенсия согласно статье 22 Закона Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате» после увольнения в связи с выходом в отставку. Стаж работы в государственном аппарате составляет 16 лет. 14 августа 1997 года ей исполнилось 43 года.

Смотрите так же:  Требования к проведению проверки знаний учащихся

Оснований для назначения гр-ке М. пенсии за выслугу лет по нормам Декрета не имеется. За ней сохраняется размер пенсии, назначенной по нормам статьи 22 Закона Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате», которая будет выплачиваться до приобретения права на пенсию по другим основаниям. В период работы либо занятия предпринимательской деятельностью выплата этой пенсии не производится.

Пример 14: Гр-ну К. со 2 ноября 1995 года назначена пенсия согласно статье 22 Закона Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате» после увольнения в связи с выходом в отставку. Стаж работы в государственном аппарате составляет 19 лет 11 месяцев. В настоящее время гр-н К. не работает. 15 сентября 1997 года ему исполнилось 60 лет.

Оснований для назначения гр-ну К. пенсии за выслугу лет по нормам Декрета не имеется, за ним сохраняется ранее назначенная пенсия. В случае его трудоустройства после вступления в силу Декрета на должность, дающую право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Декретом, он может пополнить стаж в качестве государственного служащего до 20 лет (при условии, если за этот период ему не будет выплачиваться пенсия, в т.ч. пенсия по возрасту) и обратиться с заявлением о переводе на пенсию за выслугу лет.

Пример N 15: Гр-ну А., 1933 г.р., в 1993 году назначена пенсия по возрасту. До ухода на пенсию работал 23 года в аппарате республиканского министерства в должности, не относящейся к должностям, осуществляющим техническое обслуживание и функционирование государственного аппарата. После назначения пенсии по возрасту работал в коммерческой фирме.

Для приобретения права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Декретом гр-ну А. необходимо отработать после вступления в силу Декрета не менее двух лет в качестве государственного служащего.

9. При выходе на пенсию за выслугу лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет) государственному служащему выплачивается 50 процентов полного размера пенсии за выслугу лет, но не ниже минимального размера пенсии по возрасту. При достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами — 55 лет пенсия за выслугу лет выплачивается в полном размере со дня достижения указанного возраста.

10. При ликвидации государственного органа (прекращении его полномочий), сокращении численности или штатов пенсия за выслугу лет государственному служащему (при наличии стажа работы в качестве государственного служащего не менее 20 лет) назначается и выплачивается в полном размере досрочно, но не ранее чем за два года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. При соответствующих условиях на служащего государственного аппарата распространяется действие статьи 23 Закона Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате» и статей 16, 18 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь».

11. В период работы или занятия предпринимательской деятельностью пенсии за выслугу лет, назначенные по нормам Декрета, а также ранее назначенные пенсии (ежемесячные пособия, содержания), сохраненные в пределах пенсии за выслугу лет по нормам, действовавшим на день издания Декрета, не выплачиваются.

12. Письма Министерства социального обеспечения от 16 июня 1994 г. N 2-11/106 (пункты 2, 5, 6, 7) и от 9 января 1996 г. N 02-01/1 в связи с вступлением в силу Декрета считать утратившими силу.

Об особенностях начисления пенсий и возможных новациях в системе пенсионного обеспечения

С 1 ноября в Беларуси произошло третье в этом году повышение пенсий. Средний размер трудовой пенсии увеличится до Br388,1. На вопросы об особенностях начисления и выплаты пенсий, о перспективах их дальнейшего повышения и о возможных новациях в системе пенсионного обеспечения ответили во время онлайн-конференции.

Раиса Антонович, Речица:
– Мне 58 лет, получаю пенсию за выслугу лет госслужащего. Планирую выйти на работу по трудовому договору, не на госслужбу. Будет ли мне при этом выплачиваться пенсия за выслугу лет?

– Нет, не будет. Согласно пункту 7 статьи 54 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» в период работы по трудовому договору (контракту) или занятия предпринимательской деятельностью выплата пенсии за выслугу лет государственного служащего приостанавливается. Поскольку вы достигли общеустановленного пенсионного возраста, у вас в период работы имеется возможность получения пенсии по возрасту. По вопросу перевода на пенсию по возрасту необходимо обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите с соответствующим заявлением. Обратите внимание, что в любом случае вы обязаны информировать управление о своем трудоустройстве.

Тамара Ивановна, Столинский район:
– Выхожу на пенсию в январе 2019 года. За какой период будет учтена моя заработная плата для исчисления пенсии и можно ли включить в него наиболее выгодный мне период (до 1992 года)?

– В 2019 году заработок для исчисления пенсии будет определяться за последние 25 лет подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Поэтому если вы имеете длительный стаж работы (более 25 лет) без перерывов и продолжите работать до обращения за пенсией, то заработок для исчисления пенсии будет учитываться с 1994 года. Более ранний период может быть учтен, только если имели место перерывы в работе и иной деятельности, учитываемой в стаже работы (с учетом их продолжительности).

Скробыш Николай, Минский район:
– Получаю пенсию по возрасту. Коэффициент заработка 0,9. Планирую пойти поработать с невысокой зарплатой. Потеряю ли что-то в пенсии?

– Согласно законодательству, если индивидуальный коэффициент заработка пенсионера не превышает 1,3, то в период работы (службы) или период, в течение которого пенсионер являлся индивидуальным предпринимателем, пенсия выплачивается в полном размере. Поскольку ваш индивидуальный коэффициент заработка не превышает 1,3, то в период работы вы будете получать пенсию в полном размере.

Светлана Петровна, Быхов:
– Для оформления пенсии по возрасту в управлении социальной защиты у меня попросили справку с места работы о периоде нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Работодатель такую справку мне не выдал, поскольку приказ о предоставлении этого отпуска не сохранился. Каким образом я могу подтвердить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком?

– Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, но не более чем до достижения им трехлетнего возраста, подтверждается справкой работодателя, выданной на основании документов (приказов, лицевых счетов и иных документов), содержащих сведения о периоде указанного отпуска. Таким образом, справка о периоде нахождения в отпуске по уходу за ребенком может быть выдана на основании анализа сведений, содержащихся, в частности, в ваших лицевых счетах.

Иван Александрович, Климовичский район:
– Когда я был ребенком, моего отца репрессировали, а впоследствии реабилитировали. В связи с этим положена ли мне какая-нибудь доплата к пенсии?

– Право на повышение пенсии имеют дети, которые вместе с родителями находились в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении и впоследствии были реабилитированы. Детям, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без опеки их необоснованно репрессированных родителей, повышение пенсии не предусмотрено.

Головко Лиза, Минск:
– Получаю пенсию по случаю потери кормильца за умершую мать. В июле 2019 года мне исполнится 18 лет. Планирую обучение в учреждении образования в Польше. Будет ли мне продолжена выплата пенсии в период обучения за границей?

– Право на пенсию по случаю потери кормильца детям умершего кормильца в возрасте от 18 до 23 лет предоставляется при условии получения образования (в дневной форме) в Беларуси или за ее пределами в соответствии с международными договорами страны, т.е. направленным на обучение в иностранное государство в рамках международного договора. Обучающимся за пределами нашего государства по другим основаниям (по собственной инициативе, межвузовскому договору с иностранной организацией) пенсия по случаю потери кормильца не назначается и не выплачивается. Поэтому в случае вашего поступления в учреждение образования Польши пенсия по случаю потери кормильца выплачиваться не будет.

Марина Леонидовна Голубева, Барановичский район:
– В период с 1995 по 2000 год являлась индивидуальным предпринимателем, исправно платила все налоги. Отчисления в пенсионный фонд не делала, поскольку не было такой обязанности. Почему мне при назначении пенсии не засчитывают этот период?

– Согласно статье 51 Закона «О пенсионном обеспечении» периоды предпринимательской деятельности засчитываются в стаж работы для назначения трудовых пенсий при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения согласно законодательству о государственном социальном страховании. Исходя из указанной нормы, периоды предпринимательской деятельности без уплаты обязательных страховых взносов в стаж работы не засчитываются.

Елена, Минск:
– Работаю кадровиком на предприятии. Обязана ли я (от имени работодателя) сообщать пенсионным органам об увольнении с работы пенсионера.

– Работодатель обязан сообщать только о приеме на работу пенсионера. Обязанность сообщать об увольнении пенсионера на работодателя законодательством не возложена. Об этом и других обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, обязан извещать сам пенсионер.

Олег Мысин, Минский район:
– Мне 32 года, собираюсь работать в Чехии. Слышал, что Беларусь с Чехией заключила пенсионный договор. Так ли это? Если достигнув пенсионного возраста буду жить в Республике Беларусь, то кто мне будет платить пенсию за чешский стаж.

– Беларусь 14 марта 2018 года подписала с Чешской Республикой договор о пенсионном обеспечении. В настоящее время договор в силу не вступил, в Беларуси и Чехии ведется работа по его ратификации. В соответствии с документом каждое государство будет назначать и выплачивать пенсию за периоды работы на его территории с уплатой страховых взносов. Таким образом, за периоды вашей работы в Чехии пенсию будет назначать и выплачивать это государство. По вопросу пенсионирования с учетом положений договора (после вступления его в силу) необходимо будет обращаться в управление по труду, занятости, социальной защите по месту жительства.

Мария Филипповна Комарец, Сморгонский район:
– При назначении пенсии в Беларуси мне не учли 15 лет работы на территории Эстонии после распада СССР, в связи с чем пенсия у меня небольшая. В 2015 году я обращалась в пенсионные органы Эстонии, чтобы они платили мне пенсию за этот стаж. Но они мне отказали, ссылаясь на отсутствие международного пенсионного договора с Беларусью. Планируется ли заключение такого договора?

– Планируется. Экспертами Республики Беларусь и Эстонской Республики разработан проект договора о социальном обеспечении. В Беларуси завершены внутригосударственные процедуры, необходимые для подписания документа. Его подписание планируется до конца года. Для вступления в силу договора потребуется его ратификация. В части пенсионного обеспечения договор основан на принципе пропорциональности, предусматривающем назначение и выплату пенсии каждым государством за периоды работы на его территории. То есть за периоды работы на территории Эстонии пенсию будет назначать и выплачивать Эстония. Договором предусматривается возможность пересмотра пенсий, назначенных до его вступления в силу, в том числе, если при их назначении не был учтен стаж, приобретенный на территории другого государства.

Масловская Е.:
– В этом году в бюджете ФСЗН запланировано перечисление субвенций из госбюджета на сумму более Br680 млн. Первый вопрос: не потребуется ли более солидная сумма субвенций с учетом трех повышений пенсий в нынешнем году? Второй вопрос: по прогнозам Минтруда, будет ли по итогам этого года дефицит в бюджете ФСЗН? Третий вопрос: планируется ли пересмотр размеров взносов в ФСЗН? Если да, то какие изменения и когда?

Карпович Инесса Викторовна, Хойники:
– Минфин ранее предлагал снизить нагрузки по взносам в ФСЗН для предприятий. Поддерживает ли Минтруда данное предложение?

– Несмотря на проведенные перерасчеты пенсий поддержка республиканского бюджета в более высоком размере, чем это предусмотрено в законе о бюджете Фонда социальной защиты населения, не потребуется. Бюджет фонда будет исполнен с профицитом по средствам профессионального пенсионного страхования. Пересмотр размеров страховых взносов в настоящее время не планируется.

Шаститко Виталий Васильевич, Витебск:
– Можно ли проверить расчеты по сумме начисленной пенсии, каким образом и в какие сроки эти расчеты у фонда соцзащиты получить? Если общий стаж в расчетах на пенсию считается в полных годах и до полного года стажа не хватает 2 недели, то каким образом доработать эти 2 недели по новому законодательству? Можно ли заранее прикинуть суммы пенсии с этим годом стажа или без него (как выгоднее)? Каков порядок обращения с таким вопросом к инспектору фонда соцзащиты и срок такого обращения, чтобы успеть получить ответ?

– Органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, являются управления по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов, а не органы фонда. Также обращаем внимание, что с 1 января 2019 года будет действовать новый пенсионный возраст: для мужчин – 61 год и 6 месяцев. В связи с этим обратиться за назначением пенсии необходимо до 29 декабря 2018 года (последний рабочий день в 2018 году). После обработки всех представленных вами документов о стаже и заработной плате будет определена продолжительность стажа, в том числе недостающего до полного года, величина индивидуального коэффициента заработка, а также исчислен размер пенсии. При этом может быть также определен размер пенсии, если у вас будет желание доработать до полного года. Если вы решите доработать стаж до полного года, необходимо будет представить заявление об отказе в получении пенсии на определенный период органу, осуществляющему пенсионное обеспечение. После доработки стажа по вашему заявлению будет возобновлена выплата пенсии и произведен перерасчет стажа.

Смотрите так же:  Сергей резник адвокат

Зверева Ольга Александровна, Витебск:
– Здравствуйте! Согласно законодательству, ребенок-инвалид не имеет права на две пенсии (по потере кормильца и по инвалидности). Рассматривается ли вопрос о прибавке к пенсии, если в семье только один родитель, который осуществляет уход за ребенком-инвалидом, а второй родитель умер. Мой ребенок получает образование на дому, санатории в связи с диагнозом не может посещать, и вся реабилитация – за счет пенсии по инвалидности. Заранее спасибо.

– Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет и инвалидам с детства II группы к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается надбавка на уход в размере 50 % минимальной пенсии по возрасту (в ноябре – Br26,78), а инвалидам I группы – 100 % минимальной пенсии по возрасту (в ноябре – Br53,55). То есть при исчислении размера пенсии по случаю потери кормильца инвалидность (степень утраты здоровья) иждивенца учитывается. Вопрос о прибавке к пенсии ребенка, воспитываемого одним родителем, в настоящее время не рассматривается. В целях поддержки нуждающихся по объективным причинам граждан в стране действует институт государственной адресной социальной помощи, который может подключаться в трудной жизненной ситуации. По этому вопросу Вам необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

Корр. БЕЛТА:
– С ноября пенсии в Беларуси повышены уже третий раз за год в связи с ростом зарплаты. Какое сейчас соотношение размеров пенсий и зарплат.

– Соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы в сентябре 2018 года составило 38,9%; в январе-сентябре – 36,5 %. Работа по поддержанию уровня пенсионного обеспечения будет продолжена.

Марченко Светлана Алексеевна, Витебская область:
– Сколько сегодня пенсионеров в Беларуси и какой их процент в общем количестве населения, в соотношении с работающими белорусами? Какой регион самый «пенсионный»?

– Сегодня в органах по труду, занятости и социальной защите пенсию получают более 2,5 млн пенсионеров (27 % от общей численности населения). На 100 пенсионеров приходится 167 работников. Наибольший удельный вес пенсионеров в Витебской области – 29,2 % от общей численности населения данного региона; наименьший – 24,4 % – в Минске.

Шустова В.И., Борисов:
– Часто по радио и не только слышу социальную рекламу-призыв своевременно платить взносы в ФСЗН. Это, конечно, хорошо, что работодателям напоминают об их ответственности, но как реально можно влиять на неплательщиков и должников? И много ли таких сегодня, как это влияет на выплату пенсий и пособий? Часты ли обращения в Минтруда и его органы по поводу несвоевременной выплаты?

– По состоянию на 1 октября 2018 года 1744 юридических лица, осуществляющих деятельность, допустили задолженности по платежам в бюджет фонда в сумме Br30,4 млн. При неуплате взносов органами фонда в отношении предприятий-должников применяются следующие меры воздействия: приостанавливаются операции по текущим (расчетным) банковским счетам неплательщиков; предъявляются платежные требования на взыскание задолженности с текущих (расчетных) банковских счетов должников и их дебиторов в бесспорном порядке. Кроме того, на сумму взносов, не уплаченную в установленный срок в бюджет фонда, за каждый день просрочки начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты.

Также одной из мер воздействия на нерадивых плательщиков является привлечение их к административной ответственности, предусмотренной статьей 11.54 Кодекса об административных правонарушениях. Привлекается как руководитель (должностное лицо), так и само предприятие либо индивидуальный предприниматель. Санкции статьи предусматривают наложение штрафа на руководителя (должностное лицо) в размере от 2 до 20 базовых величин (от Br49 до Br490), а на предприятие либо индивидуального предпринимателя – в размере 20 % от суммы неуплаченных в бюджет фонда взносов.

Что касается непосредственно работника, то ему следует интересоваться состоянием своего индивидуального лицевого счета в системе персонифицированного учета. Получить информацию из него можно, обратившись в районный отдел фонда по месту жительства. При себе необходимо иметь свидетельство государственного социального страхования и паспорт. Данная информация позволит работнику оперативно реагировать в случаях, когда нанимателем не уплачиваются обязательные платежи в ФСЗН. Он сможет обратиться за объяснениями сложившейся ситуации к нанимателю, в профсоюзную организацию с целью защиты своих прав и интересов, в органы фонда, чтобы узнать о принимаемых мерах воздействия. А при необходимости истребовать в судебном порядке от нанимателя исполнения обязательств по уплате обязательных платежей в бюджет фонда.

Карп И.П.:
– Запланировано ли в этом году повышение пенсий военнослужащим?

– Данный вопрос не относится к компетенции Министерства труда и социальной защиты. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется Министерством обороны.

Пименова Р.В., Минск:
– При каких условиях можно оформить досрочную пенсию?

Пенсионным законодательством предусмотрены различные основания приобретения права на досрочную пенсию (за работу с особыми условиями труда, например, по спискам № 1 и № 2), за выслугу лет, социальным основаниям (например, родителям детей-инвалидов) и др.). Общими условиями для назначения являются достижение определенного возраста, наличие требуемого стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов и общего стажа установленной продолжительности, а также специального стажа работы (например, при назначении пенсии за работу с особыми условиями труда). По вопросу назначения досрочной пенсии применительно к конкретной ситуации необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

Дробудько Галина Викторовна, г. Жодино:
– Почему работающие пенсионеры с высоким индивидуальным коэффициентом в пенсионном удостоверении (например, 2,5 и выше) получают пенсии более низкие, чем работающие пенсионеры с индивидуальным коэффициентом более низким (например, 1,4-1,8)? Считаем такое начисление пенсий несправедливым, так как пенсионеры с более высоким коэффициентом заработной платы, а также и предприятия, на которых они работали, делали большие отчисления в ФСЗН, чем работники и предприятия с более низким фондом заработной платы. Для чего в пенсионном удостоверении указан индивидуальный коэффициент, если при начислении пенсий для пенсионеров (простых, обычных, без льгот) он не превышает 1,3? Тогда тем более непонятна разница в начисленных пенсиях работающим пенсионерам с коэффициентами более 1,3. По логике, тогда все работающие пенсионеры с коэффициентом выше 1,3 должны получать одинаковый размер пенсий. Почему так происходит?

– В пенсионном удостоверении указываются параметры стажа работы, индивидуального коэффициента заработка, с учетом которых пенсионеру назначена пенсия.

Что касается размеров пенсий, то они зависят не только от индивидуального коэффициента заработка, но и от продолжительности стажа работы. Законодательством установлены ограничения по выплате пенсии в период работы – часть пенсии, исчисленная с учетом индивидуального коэффициента заработка свыше 1,3, не выплачивается. То есть на размер пенсии работающего пенсионера оказывает влияние не то, насколько его индивидуальный коэффициент заработка превышает 1,3, а продолжительность стажа. Так, у работающего пенсионера – мужчины, имеющего стаж работы 25 лет и индивидуальный коэффициент заработка 2,5, размер пенсии в октябре текущего года составил Br302,84, у работающего пенсионера, имеющего стаж работы 40 лет и индивидуальный коэффициент заработка 1,8, – Br385,43. При условии оставления работы размеры пенсий составили бы в октябре соответственно Br353,66 и Br412,38.

Прашкевич Тамара Витальевна, Новополоцк:
– Развивается ли в Беларуси как-то добровольное пенсионное страхование?

– Развивается. Дополнительное пенсионное страхование – хорошая добавка в соцпакет. Для развития этого направления государством предоставляются льготы по налогообложению и уплате обязательных взносов на социальное страхование. В целом отмечу, что вопросы, касающиеся добровольного страхования дополнительной пенсии в страховых организациях, относятся к компетенции Министерства финансов.

Романова Наталья, Витебск:
– Много ли белорусов, достигнув общеустановленного пенсионного возраста, не имеют права на назначение пенсии из-за нехватки страхового или общего трудового стажа? Предусмотрены ли для них какие-либо преференции и меры содействия при трудоустройстве, чтобы они могли доработать необходимый стаж?

– На практике имеют место случаи, когда лица к моменту достижения общеустановленного пенсионного возраста не сформировали требуемый стаж работы с уплатой страховых взносов. Статистика по таким лицам не ведется. Что касается мер по содействию в трудоустройстве, то они предусмотрены для всех граждан.

Петров И.А.:
– Есть мнение, что самые высокие пенсии у бывших госслужащих и военнослужащих. Это действительно так? Какие средние размеры пенсий сейчас у госслужащих и военнослужащих?

– Министерство труда и социальной защиты не располагает данными о пенсиях военнослужащих. Что касается государственных служащих, то их пенсии за выслугу лет несколько выше пенсий по возрасту на общих основаниях. Более высокая пенсия – это определенная компенсация тех ограничений, которые установлены для них в период прохождения государственной службы.

Александр Филиппенко, Могилев:
– Оформился на пенсию по возрасту, но продолжаю работать. Если я буду работать несколько лет, моя пенсия станет больше?

– Пенсию можно увеличить, если на время работы вы откажетесь от получения назначенной пенсии. В соответствии со статьей 23-1 Закона «О пенсионном обеспечении» при отказе от получения уже назначенной пенсии по возрасту на общих основаниях (назначается по достижении общеустановленного пенсионного возраста) пенсия увеличивается на 1 % заработка за каждые два месяца работы без получения пенсии; на 6 % – за первый полный год работы без получения пенсии, на 8 % – за полный второй год работы и т.д. Для этого необходимо обратиться в орган, осуществляющий ваше пенсионное обеспечение, с соответствующим заявлением. Размер прибавки к назначенной пенсии будет зависеть от продолжительности периода работы без получения пенсии. Например, пять лет работы без получения пенсии позволяет увеличить ее размер более чем в 1,7 раза.

Виктор Тишкевич, Гомель:
– Скажите, пожалуйста, какие трудовые гарантии есть у работников предпенсионного возраста? В связи с увеличением пенсионного возраста планируется ли удлинить период действия таких гарантий?

– Вопросы, связанные с обеспечением отдельных трудовых гарантий в части заключения, продления контрактов с гражданами предпенсионного возраста, регулируются Указом от 12 апреля 2000 года № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года № 29». Согласно абзацу третьему части первой пункта 2 указа, с работником, добросовестно работающим и не допускающим нарушений трудовой, исполнительской и производственно-технологической дисциплины, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более двух лет, контракт продлевается не менее чем до достижения указанного возраста. Возраст, дающий право на пенсию по возрасту на общих основаниях, определяется применительно к каждому календарному году (году обращения за пенсией), а не к дате рождения.

Семеновский Иван Петрович:
– В мае этого года в Минтруда сообщали, что в Беларуси 3,6 тыс. человек не выработали требуемый страховой стаж, поэтому не получают трудовую пенсию, а только социальную. Сколько сейчас в стране насчитывается таких людей? На какую материальную поддержку они могут рассчитывать?

– Численность этих лиц осталась на прежнем уровне. Одним из институтов материальной поддержки граждан является государственная адресная социальная помощь. По вопросу оказания такой помощи необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите.

Ирейко Руслана Вианоровна, Минск:
– Сейчас для назначения пенсий берутся заработки за последние годы трудовой деятельности. Разве это справедливо? Ведь в конце трудовой деятельности, как правило, низкие заработки. Не думают ли в Минтруда пересмотреть этот временной период в 24 года?

– Период, из заработка за который исчисляется пенсия, начиная с 2000 года, увеличивается ежегодно на 1 год. В 2018 году заработок исчисляется уже за последние 24 года подряд стажа работы. Увеличение периода заработка, учитываемого при исчислении пенсии, позволяет более полно увязать размер пенсии с заработком, из которого уплачены взносы на пенсионное страхование, то есть с участием конкретного лица в финансировании пенсионной системы.

Серезович Руслан Семенович, Солигорск:
– Планируется ли в Беларуси пересмотреть минимальный страховой стаж, который необходим для назначения трудовой пенсии? И намерены ли в Беларуси пересмотреть пенсионный возраст? В сторону понижения или повышения. Например, в Польше и Италии понизили пенсионный возраст.

– Период формирования пенсионных прав не должен быть менее периода получения пенсионных выплат. Установленная продолжительность периода уплаты взносов на пенсионное страхование (с 16 лет 6 месяцев в 2018 году до 20 лет к 2025 году) не превышает средний период выплаты пенсий. Вопрос об увеличении минимального периода уплаты страховых взносов для формирования пенсионных прав не прорабатывается. Не прорабатывается и вопрос об изменении принятого решения о повышении пенсионного возраста. При этом отмечу, что пенсионный возраст даже после его увеличения до 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин не превысит пенсионный возраст, установленный в Польше и Италии.

Клинкович Э.:
– Что делать работникам предпенсионного возраста тех организаций, которые задолжали взносы в ФСЗН? Ведь они рискуют не получить часть пенсии. Сколько в Беларуси таких людей, которые из-за долгов предприятий, на которых работали до выхода на пенсию, не платили взносы в ФСЗН?

– Предприятия, имеющие задолженность по платежам в фонд социальной защиты населения, представляя работника на пенсию, как правило, изыскивают средства для погашения задолженности в отношении данного работника. Это позволяет при назначении пенсии зачесть весь трудовой стаж и заработок, из которого уплачены взносы. Проблемными являются ситуации, когда наниматель ликвидирован. В этом случае период работы, за который взносы не уплачены, не может быть учтен при назначении пенсии.