Меню

Рабочая программа на тему:
«Традиционная народная кукла» примерная образовательная программа для кружка.

Данная программа разработана для проведения занятий кружка по народной кукле. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на 2 года обучения (76 часов в год — всего 152 часа), 2 часа в неделю. Данная программа предлагается для детей с 9 лет и старше. Форма занятий групповая. Группы от 10 до 15 человек. Основной целью программы является приобщение обучающихся к культуре своего народа, которая достигается через практические занятия. На занятиях обучающиеся не только изготавливают народную куклу, по традиционной технологии, но также знакомятся с бытом , культурой и историей своего народа

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2049

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы_______

Протокол №___ ___________________ ______________________

от «__» _____ __г. «___»__________ ____г. «___»____________ ____г.

Примерная образовательная программа дополнительного образования детей творческой студии «Волшебный сад».

Традиционная народная кукла

Автор Мустафова Валентина Юрьевна

Кол-во ч в неделю 2

Срок реализации 2 года

Направленность дополнительной образовательной программы.

Программа кружка «Традиционная народная кукла» имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на 2 года обучения (76 часов в год-всего 152 часа). Данная программа предлагается для детей с 9 до 13 лет и старше. Каждая группа детей занимается по два часа один раз в неделю.

Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность образовательной программы

Издавна ребёнок рос, развивался и воспитывался в условиях традиционной культуры. Учителями ребёнка, его этическими воспитателями были родители, а нормы морали, знания и навыки переходили «из поколения в поколение». Со временем историческая закономерность развития общества, а также ряд изменений в социальной среде стали одной из причин разрушения связей между поколениями, утрачивания общечеловеческих ценностей.

Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребенок также естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь ребенка с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом отношение взрослого населения общины к детям отличалось любовью, заботой и терпимостью.

Современные же условия жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходят из жизни детей и «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.

Как известно, в последние годы в нашей стране произошли общественно – политические, экономические, социальные преобразования, сменились ценностные ориентации. Идет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения, переоценивается и роль народного творчества в эстетическом воспитании школьников.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры.

Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов — одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. Эта задача должна решаться, прежде всего, на общепедагогическом уровне — в учреждениях общего и дополнительного образования.

Новизна программы заключается в форме проведения занятий, говорят: « Все новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Учитель одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.

• Основной целью является, приобщение к истокам славянской культуры.

• Изучение истории и традиционной технологии создания народной куклы.

• Изготовление народной куклы, с учетом традиций.

• обучать навыкам работы с различными материалами

• развивать интерес к истории и культуре своего народа, эстетический вкус, творческое мышление

• формировать навыки общения и коллективной деятельности

• воспитывать аккуратность и самодисциплину, чувство патриотизма, любовь к природе и окружающему миру

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Обучение начинается с самых простых куколок, с учетом возрастных особенностей детей, т. к. некоторые куклы требуют умения и ловкости рук даже для взрослых. Данная программа подходит для обучения детей с 9 лет и старше. Срок реализации 2 года.

Форма занятия – групповая. Группа от 10 до 15 человек для каждого года обучения.

Структура учебного занятия:

Учитель демонстрирует готовое изделие-куклу. Знакомит с её историей, приводит интересные факты, рассказывает о функциях данной куклы, о технологии изготовления, проверяет все необходимое для работы.

Учитель поэтапно показывает, как создается изделие. Ученики повторяют весь процесс шаг за шагом. Учитель после каждого этапа проверяет успешность выполнения, указывает на ошибки и помогает в случае необходимости.

3. Подведение итогов.

Закрепление полученных знаний в виде опроса, самоанализа и самооценивания. Запись последовательности изготовления и зарисовки, по необходимости. Получение готового продукта.

Требования к знаниям и умениям:

К концу 1 года обучения дети должны знать:

• историю русской народной куклы

• типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, обережная)

• технологию изготовления кукол

• изготовить тряпичную куклу под руководством педагога

К концу 2 года обучения дети должны знать:

• историю русского народного костюма

• куклы в праздничной символике

• типы и назначения кукол

• технология изготовления кукол

• самостоятельно изготовить тряпичную куклу

• оформить костюм куклы

• рассказать историю русской народной куклы и народного костюма

Пояснительная записка. Программа дополнительного образования «Народная кукла» разработана:

2 Пояснительная записка. Программа дополнительного образования «Народная кукла» разработана: на основе авторской программы О.Ю.Поповой, педагога дополнительного образования 1квалификационной категории, руководителя музея истории Бондарской средней школы Тамбовской области; в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011). Программа рассчитана на 136 учебных часа из расчета 2 учебных часа 2 раза в неделю. Программа дополнительного образования «Народная кукла» имеет художественно-эстетическую направленность и рассчитана на 2 года для детей старшего школьного возраста. В Концепции модернизации российского образования подчёркнута важнейшая роль дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Программа ориентирована на реализацию общих целей дополнительного образования детей, связанных с приобретением человеком устойчивой потребности в познании и творчестве, максимальной реализации себя, с самоопределением в предметной, социальной, профессиональной, личностной сферах. При осуществлении программы реализуются потребности: в занятости детей во внеурочное время, в том числе в вечернее и во время школьных каникул; обучение девочек рукоделию, может быть востребовано в дальнейшем и как профессиональное ориентирование,; в развитии культурной сферы региона (поскольку программа не просто образовательная, а включающая культурологический, просветительский аспект). Актуальность программы, заключается и в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиции проведения досуга и воспитания девочек в семье. Через знакомство и приобщение детей к искусству народной куклы оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры. Программа позволяет осознать такие понятия, как народ, этническая культура. Программа позволяет заниматься в объединении младшим школьникам, имеющим задержку развития, проблемы со здоровьем и в тоже время программа 2

3 ориентирована на оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым обучающимся, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития. Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями и помогает в социальной адаптации. Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу). Новизна программы в том, что она, являясь ступенчатой по структуре, позволяет осваивать два направления: декоративно-прикладное искусство и краеведение. При разработке данной программы учитывались особенности детской и подростковой психологии. Кроме того, работа кропотливая, требует длительной концентрации внимания и усидчивости, что требует учитывать физические и психологические особенности детского возраста и применять в программе здоровьесберегающие технологии. Цель программы создать условия для формирования эмоционально отзывчивой, творчески активной личности, пробудить интерес к рукоделию на тематической основе изучения народного искусства и этнографического материала. Задачи: Социализирующие личность обучающегося (преодоление всевозможных психологических барьеров, общение, активная, созидательная, общественно-одобряемая деятельность, развитие общего культурного уровня) Воспитывающие: формирование мировоззрения, трудовое, гражданское и патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету и творческому общению учащихся. Обучающие: знакомство с народными традициями, их месте в сфере современного декоративно-прикладного искусства, с эстетикой и смысловой нагрузкой народного творчества; обучение техническим навыкам и приемам выполнения тряпичных кукол. Развивающие: развить склонности и способности детей к художественному творчеству, дать возможность реализовать свой творческий потенциал; 3

4 Программа носит образовательный характер. Занятия по программе помогают привить уважение к труду, приобщиться к народной культуре, своим национальным корням. Программа строится с учетом основных методических принципов: Гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка). Дифференциация и индивидуализация обучения (учет психических и физических возможностей и способностей каждого ребенка). Наглядности и доступности (комплексно использовать все методы обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка). Сознательности и активности (понимание воспитанником того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни; проявление желания овладеть этими знаниями). Задачи программы В ходе первого года обучения дети получают базовые навыки работы с тканью. Знакомятся с миром тряпичной куклы, изучают инструменты, приспособления и материалы, правила работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться иглой и нитью, различными видами тканей, изучают основные ручные швы и их применение в работе. За второй год обучения дети знакомятся с историей данного вида рукоделия, изучая изделия старинных и современных мастеров по фотографиям, альбомам, книгам, посещая музеи и выставки, а также знакомясь с народными традициями. Отличительная особенность данного курса от существующих заключается в изучении более глубоко краеведческой информации, в частности в знакомстве с календарным использованием кукол нашими предками. Формы и методы обучения: Для результативности обучения задания подобраны от простого к более сложному. Программа основана на ручной деятельности. В процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и групповые занятия. Практическая часть преобладает, т.к. необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки. При изучении теории с учетом возрастных особенностей целесообразно использовать методы рассказа, с элементами показа, беседы. Другие формы: игра, в т.ч. ролевая, сюжетные занятия с применением фольклорного материала, экскурсии, тематические праздники, посиделки, оформление выставок и экспозиций, обсуждение, конкурс. 4

Смотрите так же:  Требования для визиток

5 Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей: репродуктивная после объяснения преподавателя повторить данное изделие; творческая самостоятельно изготовить изделие. Используется: — технология коллективной деятельности передающие знания традиций и обычаев народа (народные праздники, игры, фольклор); — методы включения ребёнка в деятельность (игровую, обучение ремеслу); — методы, регулирующие поведение (социализация личности посредством фольклора развитие отношения к себе, труду, окружающим, искусству). Характеристика ожидаемых результатов. Пройдя первый курс обучения, учащиеся: освоят основные техники выполнения народной куклы; оценивать свою работу и работу других детей; будут уметь выбирать нужную ткань для выполнения кукол. знать: названия инструментов и правила техники безопасности при работе с ними, правильно использовать инструменты. названия материалов, из которых делают кукол; названия кукол, выполненных в течение учебного года; После второго года обучения: выполнять поручение педагога, данное в устной форме; изготавливать самостоятельно куклу; правильно организовывать и содержать в порядке рабочее место; будут знать один из видов русского народного и декоративноприкладного искусства; знать народные традиции, связанные с определённой куклой; владеть основами ремесленного навыка, полезного в будущей трудовой деятельности, а также пользоваться ими в обыденной жизни. Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов. Личностные результаты: 5

6 1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты: 1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств её осуществления. 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. 3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 6

7 4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: 7

8 1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессии и важности правильного выбора профессии. 2. Формирование первоначальных представлений о материальной куль туре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. 3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; 4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. 5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач. Формы проверки результатов освоения программы. Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития. Формы контроля: Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка рецензия педагогом, само- и взаимоконтроль. Промежуточный контроль: выполнение контрольных и творческих работ по темам Итоговый контроль: проводится в форме отчётной выставки детского творчества, защиты проекта, выставок, участия в конкурсах различного уровня. Вид контроля: индивидуальный и групповой. Контроль знаний в группах должен осуществляться строго дифференцированно, исходя из возрастных, 8

9 физических, психологических особенностей развития каждого отдельного ребенка. Критерии отбора работ: аккуратность исполнения; соблюдение технологии; творческий подход к работе. После первого года каждый воспитанник должен поучаствовать в выставках и конкурсах по профилю обучения.. По итогам обучения детям выдаётся свидетельство с указанием изученных дисциплин и уровня их освоения. За особые успехи и достижения присуждается почётное звание «Мастер-золотые руки». 9

10 Учебно-тематическое планирование 1 год обучения. П/П 1. Введение в курс ТЕМА Теор. КОЛ-ВО Практ. 1.1 Вводное занятие. Техника безопасности Знакомство с инструментами и приспособлениями, материалами. Беседа о народной кукле. Разновидности народных кукол Куклы из бабушкиного сундука Традиционный русский костюм. Посещение краеведческого музея 2 2. Обрядовая кукла 2.1 Прием изготовления куклы из носового платка Технология изготовление куклы «Вепская кукла.» Технология изготовление куклы «Кувадки» Технология изготовление куклы «Пеленашка» Технология изготовление куклы свадебной куклы Технология изготовление куклы «Мировое дерево» Технология изготовление куклы «Мартинички» Технология изготовление куклы «Кострома» Технология изготовление куклы «Крестец» Технология изготовление куклы «Лихоманки» Технология изготовление куклы «Ангел» Технология изготовление куклы «Крупеничка»

11 2.13 Кукла из медвежьей стороны. Способы изготовления Технология изготовление куклы «Кукушечка» Технология изготовление куклы «Коляда» Территориальные куклы 3.1 «Владимировская Столбушка». Способы изготовление куклы «Курская Столбушка». Способы изготовление куклы «Архангелогородская Столбушка». Способы изготовление куклы «Орловская кукла». Способы изготовление куклы «Солнечные кони». Способы изготовление куклы «Солнечные символы». Способы изготовление куклы «Рождественский ангел». Способы изготовление куклы Кукла в русском крестьянском быту Выставка детского творчества Итоговое занятие 2 Всего: Итого:136 часа 11

12 Учебно-тематическое планирование 2 год обучения. П/П 1. Введение. ТЕМА Кол-во часов Теор. Практ. 1.1 Вводное занятие. Техника безопасности Повторение знаний о куклах. Самостоятельная работа по изготовлению кукол 1.3 Показ образцов новых готовых кукол. Приемы изготовления Куклы обереги 2.1 Технология изготовление куклы «Радужка» Технология изготовление куклы «Десятиручки» Технология изготовление куклы «Неразлучники» Изготовление куклы-закрутки на основе куклы «Куватка» Технология изготовления куклы «Кузьминка» Технология изготовление куклы «Карельская рванка» Технология изготовление «Бабушкиной куклы» Технология изготовление куклы «День и ночь» Приемы изготовления кукол для елки Технология изготовление куклы «Берегиня» Технология изготовление куклы «Колокольчик» Технология изготовление куклы «Зольной куклы» Технология изготовление «Благодать» Технология изготовления куклы «Ведучка»

13 2.15 Технология изготовления куклы «Счастье» Подарочный вариант куклы. 3.1 Приемы изготовления куклы-закрутки на основе столбика. 3.2 Технология изготовление куклы «Архангельская столбушка» Технология изготовление куклы «Курская столбушка» Технология изготовление куклы «Толстушка- Костромушка» Технология изготовление куклы «Зерновушки» Женский образ, мужской образ в народных костюмах. Зачетная работа Выставка детского творчества Итоговое занятие 2 2 Всего: Итого: 136 часа 13

14 1 год обучения Тема 1. Вводное занятие. Содержание изучаемого курса. Раздел 1. Введение. Теория. Знакомство с текстильными изделиями, понятие о традиционной кукле как виде декоративно-прикладного творчества. Техника безопасности. Осмотр мини-выставки в кабинете. Тема 2. Знакомство с инструментами и приспособлениями, материалами. Теория Беседа, работа с наглядными пособиями теоретическое занятие. Практика. Приемы изготовления: скручивание, складывание, подвязывание, изучение швов «вперед иголку», «назад иголку», «петельный» шов. Тема 3. Куклы из бабушкиного сундука. Теория: Беседа о народной кукле. Практика: Приемы изготовления, назначение швов, технология выполнения, техника безопасности. Тема 4. Традиционный русский костюм. Теория: Беседа о народном костюме Орловского края. Посещение краеведческого музея Раздел 2. Обрядовая кукла Тема 1. Превращение носового платка. Теория: Рассказ о истории и смысле традиционной куклы (обереговая, обрядовая, игровая) с демонстрацией. Практика: Изготовление куклы «Зайка» Тема 2. Технология изготовления куклы «Вепской куклы». Теория: История праздника куклы.. Тема 3. Технология изготовления куклы «Куватки». 14

Смотрите так же:  Детское пособие во владимирской области

15 Теория: История обряда «кувады» с показом готовых кукол, применение кукол в современной жизни. Смысловая и символичная нагрузка. Тема 4. Технология изготовления куклы «Пеленашка». Теория: Пеленашка. Изготовление куклы. Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол.. Тема 5. Технология изготовления свадебной куклы.. Теория: Обрядовая свадебная кукла. Изготовление куклы. Показ готовых кукол, роль куклы. Технология и варианты изготовления куклы «Неразлучники». Практика: Изготовление куклы «Неразлучники». Изготовление куклы «Свадебная». Изготовление куклы «Мировое древо». Работа по образцу, поэтапная. Оценка работы. Тема 6. Технология изготовления куклы «Мировое дерево». Теория: Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Тема 7. Технология изготовления куклы «Мартинички». Теория: Обрядовая свадебная кукла. Практика: Изготовление куклы. Тема 8. Технология изготовления куклы «Кострома». Теория: Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Тема 9. Технология изготовления куклы «Крестец» Теория: Куклы- покровители семейного очага и ремесел.. Показ готовых кукол. Тема10. Технология изготовления куклы «Лихоманка». Теория: Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Тема 11. Технология изготовления куклы «Ангел». 15

16 Теория: Смысловая и символичная нагрузка. Особенности. Показ готовых кукол. Практика: Изготовление кукол «Ангелочек», «Летящий ангел», «Рождественский ангел». Оценка работы Тема 12. Технология изготовления куклы «Крупенички» Теория: Особенности изготовления, смысловая нагрузка куклы, «Крупеничка». Практика: Повторение ручных швов. Изготовление куклы: сшивание мешочка, насыпание крупы, изготовление донышка. Изготовление рук и рукавов, оформление куклы по усмотрению ученика (кружево, вышивка и т.д.) Оценка работы. Тема 13. Технология изготовления куклы «Из медвежей стороны». Теория: Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Тема 14. Технология изготовления куклы «Кукушечка». Теория: Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Особенности. Показ готовых кукол. Практика: Изготовление кукол. Оценка работы Тема 15. Технология изготовления куклы «Коляда». Теория: Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Раздел 3. Территориальные куклы Тема 1. Способы изготовление куклы «Владимирская столбушка». Теория: Территориальные особенности костюма. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол.. Тема2. Способы изготовление куклы «Курская столбушка». Теория: Территориальные особенности костюма. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. 16

17 Тема 3. Способы изготовление куклы «Архангельская столбушка». Теория: Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Тема 4. Способы изготовление куклы «Орловская». Теория: Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Тема 5. Способы изготовление куклы «Солнечные кони». Теория: Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Тема 6. Способы изготовление кукол «Солнечные символы». Теория: Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Практика: Учимся скручивать жгут из ткани. Изготовление куклы. Оценка работы Тема 7. Изготовление кукол «Рождественский ангел». Теория: Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Тема 8. Кукла в крестьянском быту. Теория: Рассказ о месте куклы в занятиях крестьян. Практика: Экскурсия с элементами экспонирования. Тема 9. Итоговое занятие. Теория: Эмоциональная точка курса, года, проверка и закрепление основных понятий, культурологических знаний в игровой форме. 17

18 Тема 1. Вводное занятие. 2 год обучения. Раздел 1. Введение Теория: Повторение понятий о традиционной кукле и лоскутном шитье, как видах декоративно-прикладного творчества. Инструменты и материалы, рабочее место. Тема 2. Повторение знаний о куклах. Теория: Повторение знаний в игровой форме. Практика: Самостоятельное изготовление куклы. Тема 3. Показ образцов новых кукол. Приемы изготовления. Теория: Проект «Моя кукла» Практика: Повторение приемов изготовления кукол Раздел 2 Куклы-обереги. Тема 1. Технология изготовления куклы «Радужка». Теория: Рассказ о смысле традиционной обереговой куклы. Беседа об ответственности за этническое наследие России, необходимость и значимость этих знаний.. Тема 2. Технология изготовления куклы «Десятиручки». Теория Беседа о назначении и смысловой нагрузке. Показ готовых кукол, роль куклы. Технология и варианты изготовления. Практика: Изготовление куклы «Десятиручки». Работа поэтапная по образцу. Оценка работы. Тема 3. Технология изготовления куклы «Неразлучники». Теория: Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол.. 18

19 Тема 4. Изготовление куклы куклы-закрутки на основе куклы «Куватка». Теория: Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Тема 5. Технология изготовления куклы «Кузьминка» Теория: Праздник ремесленников. Практика: Игровая программа. Тема 6. Технология изготовления куклы «Карельская рванка». Теория:Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Особенности региона. Показ готовых кукол. Тема 7. Технология изготовления куклы «Бабушкина кукла». Теория: Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Тема 8. Технология изготовления куклы «День и ночь». Теория: Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Тема 9. Приемы изготовления кукол для елки. Теория: особенности елочных украшений. История новогодней игрушки. Практика: Игровая программа «Новогодний серпантин» Тема 10. Технология изготовления куклы «Берегиня». Теория: Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Тема 11. Изготовление куклы «Колокольчик». Теория: Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Особенности. Показ готовых кукол. Практика: Изготовление кукол. Оценка работы Тема 12. Технология изготовления куклы «Зольная кукла». 19

20 Теория: Беседа. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Тема 13. Технология изготовления куклы «Благодать». Теория: Беседа об особенностях куклы. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Тема 14. Технология изготовления куклы «Ведучка». Теория: Беседа об особенностях куклы. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Тема 15. Технология изготовления куклы «Счастье» Теория: Беседа об особенностях куклы. Смысловая и символичная нагрузка. Показ готовых кукол. Раздел 3. Подарочный вариант куклы. Тема 1. Приемы изготовления куклы закрутки на основе столбика. Теория: Общие принципы. Украшения. Показ готовых кукол. Тема 2. Технология изготовления куклы «Архангельская столбушка». Теория: Региональные особенности. Показ готовых кукол. Тема 3. Технология изготовления куклы «Курская столбушка». Теория: Региональные особенности.. Показ готовых кукол. Тема 4. Технология изготовления куклы «Толстушка — Костромушка». Теория: Беседа. Региональные особенности.. Показ готовых кукол. Тема 5. Технология изготовления куклы «Зерновушки». 20

21 Теория: Повторение материала. Особенности украшения. Показ готовых кукол. Практика: Изготовление куклы. Украшение куклы. Оценка работы Тема 6. Женский образ, мужской образ в народных костюмах. Теория Экскурсия в музей Практика: Защита проекта Тема 7. Выставка детского творчества Теория: Выставка готовых кукол. Тема 8. Итоговое занятие. Теория: Проверка и закрепление основных понятий, культурологических знаний в игровой форме. Практика: Игровая программа — «Мы, играя проверяем, что умеем и что знаем». 21

22 Техническое оснащение. Методическое обеспечение программы. Кабинет, имеющий хорошее освещение. Стулья, рабочие столы. Стол и стул педагога. Доска. Инструменты и приспособления. Ножницы. Иглы, игольницы. Приспособления для набивки изделий. Материалы. Хлопчатобумажные, льняные ткани. Хлопчатобумажные и шерстяные нитки. Тесьма, кружево, сутаж. Синтепон, вата, крупы. Заготовки из дерева, береста. Дидактическое обеспечение. Таблицы с поэтапным выполнением изделий. Иллюстрации. Образцы готовых кукол. Шаблоны для изготовления одежды. Разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, игровых программ Тематика исследовательской работы: Использование куклы в обрядах (лихоманка, крестец, неразлучники и пр.) Типичное и особенное в изготовлении куклы столбушки в разных губерниях. Смысловая нагрузка куклы оберега (на примере конкретной выбранной куклы) Форма организации занятий Творческая мастерская Мастер-классы Игра Проект Праздник Экскурсия 22

23 Методы и приемы обучения Основными методическими приёмами, используемыми в занятиях, являются: отсутствие излишней опеки педагога над учащимися, выработка у них самостоятельности (в выборе решения темы, композиционного решения, колористической разработке темы и т.д.); использование наставничества мастерства более опытных и способных учащихся для помощи менее одаренным и младшим по возрасту; индивидуальный подход педагога к каждому ученику в соответствии с его интересами и склонностями и индивидуальными особенностями личности ребенка. — сотворчество педагога и воспитанников; — деятельностный подход, через использование метода проектов. 23

24 Библиография Литература для педагога 1. Васильева Е.Ю. Педагогическая мастерская: опыт проектирования образовательной программы.- А., АО ИППК, Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество /ред. Т.Я.Шпикаловой, Г.А.Поровской.- М. Владос, Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. СПб.: Речь, Гукасова А. Рукоделие в начальных классах. М.: Просвещение, Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. М.: Культура и традиции, Журналы «Народное творчество», Лена-рукоделие гг. 7. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. М.: Ладога-100, Калинич М., Павловская Л., Савиных В. Рукоделие для детей. Минск.: Полымя, Мерцалова Н.М. Поэзия народного костюма. М.: Мол. гвардия, Молотобарова О. Кружок изготовления игрушек-сувениров Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, Пухначева Е.Ю. Методика преподавания народного декоративноприкладного искусства.-м Розова О.В., Щербакова И.А. Уроки народной культуры: Традиционная одежда: учебно-методическое пособие. М.: Ладога-100, Литература для детей 1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. СПб.: Паритет, Бугаева М. Новая жизнь старых вещей. М.: Педагогика-Пресс, Войдинова Н.М. Куклы в доме. М.: Профиздат, Войдинова Н.М. Мягкая игрушка. М.: ЭКСМО, Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. М.: Культура и традиции, Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб.: Паритет, Нагибина М. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль.: Академия развития,

25 8. Народные русские сказки. Из сборника А.Н. Афанасьева. Сост. А.Песков. М.: Художлит, Перевертень Г. Самоделки из текстильных материалов. М.: Просвещение,

Пояснительная записка к творческому проекту «Народные куклы»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Русские народные куклы»

Тема проекта «Русские народные куклы».

Проект выполнила учащаяся 8-го кл. Максатихинской СОШ №1

Руководитель проекта:
учитель технологии Гусева Т. И.

Цель проекта: пробудить интерес детей к русской культуре и традиционной народной кукле.

изучение видов кукол;

изучение технологии изготовления народных кукол;

изготовление обережных кукол;

воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям;

развитие коммуникативной компетенции;

Поисковая работа по изучению видов русских народных кукол.

Изучение традиций изготовления русских народных кукол.

Выбор кукол для изготовления.

Подбор материалов для изготовления кукол.

Разработка технологических карт для изготовления кукол «Кубышка- травница» и «Пеленашка».

Для изготовления куклы «Пеленашки»:
— два прямоугольных лоскута ткани примерно 15х25 см,
— треугольный лоскут для платочка;
— нитки.

Смотрите так же:  Купля продажа авто в тюмени

Для изготовления куклы «Кубышка-травница»:

лоскут светлой ткани 20 х 20см. – 1 шт.

лоскут светлой ткани 5 х 5 см. – 2 шт.

треугольный лоскут яркой однотонной ткани для косынки ½ 30 х 30см. – 1 шт.

лоскут цветной ткани 40 х 40см. – 1 шт.

шитье или кружево, или яркая полоска ткани 7 х 10см для фартучка – 1 шт.

тесьма для пояса 25см.

душистые лекарственные травы (чабрец, мята, ромашка)

синтепон, вата или кусочки ветоши для наполнения куклы.

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Обрядовых и обереговых кукол почитали, ставили в красный угол, брали на поле, учили детей их изготавливать, но не играли с ними. Некоторые традиционные куклы переходили по наследству и хранились всю жизнь.

Способы изготовления кукол передавались детям от мам и бабушек и закреплялись традициями, и считалось, что чем они древнее, тем действеннее роль куклы в совершении обряда. Именно поэтому способ изготовления куклы нельзя было изменять.

В русских семьях традиционных кукол насчитывалось и хранилось десятками. Люди верили в их «чудесную силу» и замечали, что, если дети много и усердно играют в куклы, то в семье быть прибыли, а если же небрежно обращаются со своими игрушками, в дом обязательно придет беда. В народе по тому, как ребенок относится к куклам в играх, определялось его будущее.

Куклы делались вручную бабушками или мамами вместе с детьми с добрыми пожеланиями, что называется «c душой», и, конечно, в единственном экземпляре.

Обычно в процессе изготовления девочке рассказывали о кукле, какой у нее нрав, что любит и не любит делать кукла, как за ней ухаживать и играть и т.д.

В стародавние времена кукла сопровождала человека на протяжении всей жизни: встречала новорожденного в колыбели, помогала в тяжелые времена, принимала на себя болезни, оберегала от злых сил. Славянская традиция имеет богатую кукольную культуру. Такие игры поощрялись взрослыми, ведь с их помощью ребенок познавал себя и мир, учился вести хозяйство, обретал образ семьи. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает», — гласит поговорка.

Кукла была не просто игрушкой, она была знаком продолжения рода, залогом семейного счастья и благополучия, а еще, зримым посредником между миром детства и миром взрослых. Через кукольную реальность дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в детство.

Кукла «воспитывала» ребенка, поскольку воплощала дух прадавнего предка, и уже не девочка играла с куклой, а кукла, как старенькая бабушка, передавала свой опыт следующему поколению.

Куклы являлись еще проводником силы рода. К ним относились очень бережно, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В каждом роду сохранялись свои приемы изготовления кукол.

В приданое девушки обязательно входили и сделанные ею куклы. К изготовлению обереговой фигурки относились так же ответственно, как и к вышивке свадебного рушника. Когда девушка выходила замуж, в дом мужа она перевозила сундук с куклами. А принимал эти куклы свекр, ведь женщина отныне становилась частью его рода.

Через образ куклы ребенок чувствовал то, что мы называем «душой». Предназначалась каждая кукла для конкретного ребенка. Но обычно уже к 6 годам девочки сами их умели делать. Такую куклу ребенок бережет, не ломает, не выбрасывает.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Изучение истории возникновения народной куклы.

Изучение видов кукол.

Изучение технологии изготовления кукол.

Изготовление обережных кукол.

Кукла–пеленашка есть в музеях этнографии и многих источниках информации о русских обрядах и традициях. Когда-то на Руси пеленашку клали в колыбель ещё некрещеного младенца, для того, чтобы сбить с толку злые силы. Кукла принимает на себя все напасти, угрожающие незащищенной душе и телу малыша. После крещения ребёнка пеленашку хранили вместе с крестильной рубашкой, либо она становилась для ребёнка куклой – талисманом.

Кукла–пеленашка шилась будущей мамой на последнем месяце беременности, с добрыми мыслями о будущем дитятке. Ткани для изготовления пеленашки, как правило, были кусками от одежды матери, бабушки, отца и т.п. Это обеспечивало родовую защиту.

Обережную куклу для будущего ребенка беременная женщина мастерила при зажженной свече, произнося молитву. «Трубочку» из ткани нужно было шесть раз скрутить-раскрутить, и, только скрутив седьмой раз, ее можно было обмотать ниткой, при этом, держа «трубочку» в левой руке, а нитку в правой. Наматывая нить, женщина наговаривала то, что хотела бы пожелать ребеночку. Будущая мама мастерила семь обережных куколок-младенчиков. Они на первом году жизни ребенка лежали в люльке, привязывались к одежде, вкладывались малышу в ручки.

Для изготовления куклы понадобится:
— два прямоугольных лоскута ткани примерно 15х25 см,
— треугольный лоскут для платочка,

Прямоугольный лоскут ткани складываем пополам и плотно скручиваем в скатку.

Перевязываем скрутку посередине ниткой.

Обозначаем голову нитью, соблюдая пропорции, затем повязываем на голову треугольный лоскуток-платок.

Получившуюся куклу плотно пеленаем оставшимся куском ткани.

Кукла-пеленашка готова. У нас получилась такая кукла:
Мы не только узнали об истории возникновения, технологии изготовления куклы-пеленашки, но и научились делать такую куклу своими руками.

КУКЛА «КУБЫШКА – ТРАВНИЦА».

Кукла «Кубышка-травница» — традиционная народная кукла – оберег. Обереговые куклы – помощники, советчики и защитники.

Чтобы воздух в избе был чистый, мешочек-юбку набивали душистыми травами, произрастающими в России– душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей.

Кукла-кубышка — это оберег, она обязательно делается с добрыми (светлыми) мыслями, её задача — защитить человека от «злых сил», принять на себя болезни и несчастья, повысить благосостояние человека, а также помочь детям через кукольный мир войти во «взрослую жизнь» полноправными членами общества, а взрослым вновь почувствовать себя детьми.

Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.

Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: « Сонница — бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!» Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни. Такая вот древняя ароматерапия.

Ей не рисуют лица. Считается, что если это сделать, то в куклу вселится чужой дух. А без лица она просто передает через себя то, что вложил в неё человек, кусочек его души, добрых пожеланий, тепла. Нам удалось узнать несколько вариантов наполнения куклы «Травницы»

Кукла «Кубышка-травница» для доброго сна. Наполняется опилками, корой, листьями можжевельника и зерном гречихи.
Один из вариантов наполнения – трава пустырника, листья мелиссы, цвет ромашки. Куклы для добного сна подвешиваются на спинке кровати или их можно положить под подушку.

Кукла «Кубышка-травница» для профилактики болезней.

Первый вариант наполнения: зверобой, ромашка, бессмертник.

Второй вариант наполнения: шалфей, тысячелистник, полынь.

Третий вариант наполнения: сосновые почки (можно использовать и сосновые иглы, только порвать их меленько), веточки туи, несколько зерен абрикосовых косточек, семянки из чеснока. Кукла может быть наполнена как смесью трав, так и какой-либо одной травой.

В период эпидемий вирусных заболеваний можно изготавливать и использовать куклу, набитую или сосновыми почками, или семянками чеснока. А при воспалении верхних дыхательных путей и гриппе неплохо использовать куклу, наполненную чабрецом.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ «КУБЫШКА-ТРАВНИЦА»

Берем лоскут светлой ткани, в середину кладем синтепон или ветошь.

Делаем кукле голову, стараясь, чтобы лицо было без складок. Для этого ниткой перевязываем на месте предполагаемой шеи четное количество витков.

Расправляем ткань по диагонали, наложив половинки лоскута друг на друга. На концах диагонали подгибаем ткань и перевязываем ниткой четное количество витков на расстоянии 2-2,5см. от края. Получаем руки.

Поднимаем вверх руки и перевязываем ниткой в области предполагаемой талии четное количество витков.

Берем большой лоскут цветной ткани, раскладываем на столе. Насыпаем на середину немного травы. Сверху на траву накладываем синтепон или ветошь. Потом опять насыпаем траву. Потом опять синтепон. Чередуем слои, пока не наберем достаточного количества.

Верхнюю часть куклы вкладываем в сарафан и затягиваем края, равномерно распределяя складочки. Под грудью подвязываем передник навыворот. Сверху подвязываем куклу пояском.

На голову повязываем платок.

Берем маленькие лоскутки цветной ткани, наполняем каждый душистой травой и перевязываем их.

Подвешиваем эти мешочки к рукам куклы.

После этого куколку нужно немного погладить, помять, убрать неровности, бугорки.

Вот и готова целительная куколка. Она может служить необычным украшением интерьера или стать необычным подарком близкому человеку.

Список использованных источников.

Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

Шайдурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла» Санкт-Петербург Детство-пресс 2011