Меню

Приказ 262 минрегионразвития

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 ноября 2009 г. N 531

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ

В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 25 ИЮНЯ 2008 Г. N 82 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

В ОБЛАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ,

СТРОИТЕЛЬСТВУ И ИНЖЕНЕРНЫМ ИЗЫСКАНИЯМ»

В целях организации работы по лицензированию и оформлению бланков лицензий на осуществление видов деятельности, лицензирование которых отнесено к компетенции Министерства регионального развития Российской Федерации, приказываю:

Внести в состав Лицензионной комиссии Министерства регионального развития Российской Федерации (далее — Лицензионная комиссия), утвержденный Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 июня 2008 г. N 82 «Об организации работы в области лицензирования деятельности по проектированию, строительству и инженерным изысканиям» (в редакции Приказов Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 апреля 2009 г. N 143, от 10 июля 2009 г. N 270 и от 13 октября 2009 г. N 473), следующее изменение:

назначить директора Департамента регулирования градостроительной деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации Пономарева И.В. заместителем председателя Лицензионной комиссии.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: оцилиндрованное бревно белгород по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Об отмене приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 262 «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! Любое использование материалов сайта возможно только в строгом соответствии с установленными Правилами. Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только на основании договоров, заключенных в письменной форме.
Использование Пользователем сервисов сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением

Приказ Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2010 г. № 262 «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»

Настоящий приказ носит нормативный характер и подлежит регистрации в Минюсте РФ

В соответствии со статьями 6 и 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 19, ст. 2291) и на основании пункта 52 Плана мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 1830-р (Собрание законодательства Российской Федерации 2009, № 50, ст. 6114; 2010, № 18, ст. 2243) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства (И.А. Булгакова) в течение 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.А. Токарева.

Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений
(утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 28 мая 2010 г. № 262)

1. Настоящие требования являются минимально допустимыми и должны соблюдаться при проектировании, экспертизе, строительстве, приемке и эксплуатации новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых и модернизируемых отапливаемых жилых зданий и зданий общественного назначения (дошкольных, общеобразовательных, учебных, зрелищных, лечебных учреждений и поликлиник, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, административно-бытовых и спортивных сооружений), а также других зданий общественного назначения, складских зданий с расчетной температурой внутреннего воздуха в них выше 12°С и технопарков полезной площадью более 50 кв.м независимо от высоты с нормируемой температурой и относительной влажностью внутреннего воздуха (далее — зданий или здания).

2. Настоящие требования также относятся к малоэтажным домам не выше трех этажей: блокированной застройки, к многоквартирным домам и к домам индустриального изготовления.

3. Обеспечивают выполнение настоящих требований юридические лица независимо от формы собственности, граждане (физические лица), занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющие индивидуальное строительство, а также иностранные юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в области проектирования и строительства на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, (застройщик, собственник здания, строения, сооружения) в срок не менее пяти лет с момента ввода в эксплуатацию здания, строения, сооружения.

4. Настоящие требования не распространяются на:

1) культовые здания, строения, сооружения;

2) здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);

3) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;

4) объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;

5) строения, сооружения вспомогательного использования;

6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров;

7) иные определенные Правительством Российской Федерации здания, строения, сооружения.

5. Возможность применения настоящих норм при реконструкции, капитальном ремонте и модернизации зданий, имеющих архитектурно-историческое значение, определяется на основании согласования с органами государственного контроля в области охраны памятников истории и культуры в каждом конкретном случае.

6. При проектировании и строительстве новых жилых и общественных зданий, а также при реконструкции (модернизации) существующих зданий в качестве базового уровня 2007 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 889 от 4 июня 2008 г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (Собрание законодательства Российской Федерации 2008, № 23, ст. 2672) следует принять нормативы по таблицам 1 и 2 удельного потребления тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания с учетом солнечной радиации через светопроемы и тепловыделений от искусственного освещения и бытовых приборов. Нормы базового уровня устанавливают требования к энергетической эффективности и теплозащите зданий по классу энергетической эффективности С («нормальный») и соблюдении требуемых санитарно-гигиенических и комфортных условий.

Таблица № 1 — Нормируемый базовый уровень удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию * малоэтажных жилых домов: одноквартирных отдельно стоящих и блокированных, многоквартирных и массового индустриального изготовления, *

Таблица № 2 — Нормируемый базовый уровень удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию жилых и общественных зданий *, * или
[* ]

Примечание к таблице № 2

Для регионов, имеющих значение * и более, нормируемые * следует снизить на 5%.

7. Для новых жилых и общественных зданий высотой до 75 м включительно (25 этажей) предусматривается следующее снижение по годам нормируемого удельного энергопотребления на цели отопления и вентиляции по классу энергоэффективности В («высокий») по отношению к базовому уровню (таблицы № 1 и № 2):

Для вновь возводимых зданий:

на 15% с 2011 г. согласно таблице № 3 и № 4;

дополнительно на 15% с 2016 г. согласно таблице № 5 и № 6;

и еще на 10% с 2020 г. согласно таблице № 7 и № 8.

Для реконструируемых зданий и жилья экономического класса:

на 15% с 2016 г. согласно таблице № 3 и № 4;

дополнительно на 15% с 2020 г. согласно таблице № 5 и № 6.

8. В задании на проектирование следует указывать класс энергетической эффективности В («высокий») и процент снижения нормируемого удельного расхода энергии на цели отопления и вентиляции по отношению к базовому уровню. Соответствие проектных значений нормируемым на стадии проектирования устанавливается в энергетическом паспорте здания. При неудовлетворении приведенных выше требований усиливается теплозащита наружных ограждающих конструкций, либо выполняются мероприятия по повышению энергоэффективности систем отопления и вентиляции.

9. Уровень энергоэффективности зданий с 2011 г. по классу В («высокий») достигается за счет оснащения систем отопления автоматизированными узлами управления, в том числе и с пофасадным авторегулированием, увеличения сопротивления теплопередаче наружных стен здания по отношению к базовому уровню и замене окон на энергоэффективные (с приведенным сопротивлением теплопередаче 0,56-0,8 *. Далее с 2016 г. переход на окна с еще большей энергоэффективностью (с сопротивлением теплопередаче
1,0-1,05*), дополнительным повышением сопротивления теплопередаче наружных стен и перекрытий, применением устройств утилизации теплоты вытяжного воздуха и энергоэффективных систем отопления и вентиляции, систем централизованного теплоснабжения с коэффициентами энергетической эффективности выше 0,65, а также систем децентрализованного теплоснабжения.

10. Устанавливается снижение удельного потребления воды жилых зданий по отношению к среднему фактическому потреблению на 01.01.2008 — 320 * поэтапно до 45% к 2020 г., то-есть до 175 *, в том числе горячей воды со 150 до 80-85 * Такие снижения достигаются за счет переноса узла приготовления горячей воды из ЦТП в индивидуальные тепловые пункты (ИТП) в зданиях по мере износа оборудования в ЦТП и внутриквартальных сетей горячего водоснабжения, оснащения приборами индивидуального учета потребления воды в квартирах.

Смотрите так же:  Экспертиза проекта в туле

Таблица № 3 — Нормируемый с 2011 года удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию * малоэтажных жилых домов: одноквартирных отдельно стоящих и блокированных, многоквартирных и массового индустриального изготовления, *

О требованиях энергетической эффективности зданий из приказа № 262 Минрегионразвития России

В. И. Ливчак, начальник отдела энергоэффективности строительства Мосгосэкспертизы

28 мая 2010 года Министерство регионального развития Российской Федерации издало приказ № 262 «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений». Это первый из четырех намеченных распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 1830-р документов, выпускаемых министерством во исполнение Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» и Указа Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», по которому ставится задача повышения энергоэффективности валового внутреннего продукта страны к 2020 году не менее чем на 40 % по сравнению с достигнутым на 1 января 2008 года.

Применительно к строительству это означает повышение энергоэффективности зданий на 40 % по отношению к существующему положению не только нового строительства, но и всего имеющегося фонда. А поскольку Минрегионразвития России выполняет функции прежнего Госстроя, то приказы его в строительной отрасли также обязательны к исполнению, как и прежние постановления Госстроя, по которым с целью энергосбережения теплозащита зданий в 1995 и 2000 годах была повышена по отношению к первым советским нормам 1929 года в 2–2,5 раза, достигнув значений, близких к общепризнанному законодателю в этой области Германии. Но с тех пор Германия дважды – в 2002 и 2009 годах – пересматривала свои нормы в сторону их ужесточения, и вот, наконец, пришел и наш черед.

Согласно приказу Минрегионразвития России, нормы энергетической эффективности (показатель удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период, обеспечивающий нормируемые параметры внутреннего воздуха и воздухообмен в помещениях) и теплозащиты здания (приведенные сопротивления теплопередаче отдельных элементов и конструкций наружных ограждений), указанные в СНиП 23-02–2003 «Тепловая защита зданий», составляют базовый уровень и соответствуют «нормальному» классу энергетической эффективности, обозначаемому символом «С».

Проанализируем некоторые требования приказа № 262 1 .

«7. Для новых жилых и общественных зданий… предусматривается следующее снижение по годам нормируемого удельного энергопотребления на цели отопления и вентиляции по классу энергоэффективности «В» (высокий) по отношению к базовому уровню:

  • на 15 % с 2011 года;
  • дополнительно на 15 % (к базовому уровню) с 2016 года;
  • и еще на 10 % с 2020 года».

На каждый период приводятся таблицы со значениями нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период в зависимости от назначения здания на квадратный метр площади квартир или полезной площади общественных зданий либо на метр кубический отапливаемого объема для зданий с высотой этажа выше 4 м и отнесенными к градусо-суткам отопительного периода для возможности применения этих норм в различных регионах страны.

Для «малоэтажных жилых домов: одноквартирных отдельно стоящих и блокированных, многоквартирных и массового индустриального изготовления» – отдельные таблицы нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период, отнесенные к отапливаемой площади дома, под которой понимают сумму площадей отапливаемых помещений квартиры с расчетной температурой внутреннего воздуха выше 12 °С.

Для блокированных домов – это площадь квартиры, а для многоквартирных домов с общей лестничной клеткой – сумма площадей квартир без летних помещений.

«8. В задании на проектирование следует указывать класс энергетической эффективности «В» (высокий) и процент снижения нормируемого удельного расхода энергии на цели отопления и вентиляции за отопительный период по отношению к базовому уровню. Соответствие проектных значений нормируемым на стадии проектирования устанавливается в энергетическом паспорте здания. При неудовлетворении приведенных выше требований (а в ст. 1 приказа было сказано, что «требования должны соблюдаться при проектировании, экспертизе, строительстве, приемке и эксплуатации новых, реконструируемых, капитально ремонтируемых и модернизируемых отапливаемых жилых зданий и зданий общественного назначения») усиливается теплозащита наружных ограждающих конструкций, либо выполняются мероприятия по повышению энергоэффективности систем отопления и вентиляции».

Указано, что все участники строительства обеспечивают выполнение требований, сформулированных в приказе, в срок не менее 5 лет с момента ввода в эксплуатацию здания, строения, сооружения. Далее в приказе приводится перечень основных мероприятий, за счет реализации которых можно достичь указанный уровень энергоэффективности.

«9. Уровень энергоэффективности зданий с 2011 года по классу «В» (высокий) достигается за счет оснащения систем отопления автоматизированными узлами управления, в том числе и с пофасадным авторегулированием, увеличения сопротивления теплопередаче наружных стен здания по отношению к базовому уровню и замены окон на энергоэффективные с приведенным сопротивлением теплопередаче 0,56–0,8 м 2 •°С/Вт (вероятно, в зависимости от региона). Далее с 2016 года переход на окна с еще большей энергоэффективностью (с сопротивлением теплопередаче 1,0–1,05 м 2 •°С/Вт), дополнительное повышение сопротивления теплопередаче наружных стен и перекрытий, применение устройств утилизации теплоты вытяжного воздуха и энергоэффективных систем отопления и вентиляции, систем централизованного теплоснабжения с коэффициентами энергетической эффективности выше 0,65, а также систем децентрализованного теплоснабжения» (вероятно, следует добавить с использованием возобновляемых источников энергии).

По мнению автора, п. 9 приказа не означает, что обязательно надо переходить на повышенные параметры теплозащиты здания. Считается, что повышение сопротивления теплопередаче окон до 0,8 – это реально достижимо, эффективно (повышается энергоэффективность здания в целом на 10–12 %) и способствует увеличению комфортности, сокращая зону воздействия отрицательной радиации. Но если можно достичь требуемого показателя энергоэффективности за счет других мероприятий – пожалуйста. Однако из этого следует, что нельзя опускаться в показателе приведенного сопротивления теплопередаче ниже требований табл. 4 СНиП 23-02–2003 без допущений п. 5.13 того же СНиП.

В настоящее время в странах Европейского союза действует декларация, по которой нормируются годовые удельные расходы конечных видов энергоносителей, определяемых суммированием расходов тепловой энергии на отопление и вентиляцию, горячее водоснабжение, электрической энергии на искусственное освещение, охлаждение, технологические и бытовые нужды, энергии сетевого газа (при наличии).

В России пока нет достаточных данных для установления такого обобщающего показателя, и поэтому нормирование энергоэффективности ведется по отработанному за период более 10 лет удельному расходу тепловой энергии на отопление и вентиляцию. Но и здесь обнаружено, что из-за выявленного влияния на показатель энергоэффективности общественных зданий длительности режима рабочего времени целесообразно разделить нормируемое значение в зависимости от сменности работы предприятия, что следует учесть при разработке территориального нормативного документа.

Однако в результате чрезвычайно избыточного фактического теплопотребления на горячее водоснабжение и информированности о причинах такого явления в приказе Минрегионразвития России устанавливаются требования по «…снижению удельного потребления воды жилых зданий по отношению к среднему фактическому потреблению на 1 января 2008 года – 320 л/чел.•сут. поэтапно до 45 % к 2020 году, т. е. до 175 л/чел.•сут., в том числе горячей воды со 150 до 80–85 л/чел.•сут. Такие снижения достигаются за счет переноса узла приготовления горячей воды из ЦТП в индивидуальные тепловые пункты (ИТП) в зданиях по мере износа оборудования в ЦТП и внутриквартальных сетей горячего водоснабжения, оснащения приборами индивидуального учета потребления воды в квартирах».

Пока для сведения рекомендуется годовое электропотребление определять «…по удельной расчетной мощности с учетом годового числа часов использования максимума. Для жилых зданий допускается принимать исходя из среднерасчетного электропотребления 0,015 кВт/м 2 общей площади в квартирах с электроплитами и 0,01 кВт/м 2 в квартирах с газовыми плитами при годовом максимуме использования плит 3 500 и 3 000 ч соответственно (в домах с кондиционированием воздуха годовой максимум использования увеличивается до 4 ».

В п. 14 приказа приводится перечень, чем должно быть оборудовано здание, исходя из требований энергоэффективности, вводимое в эксплуатацию при строительстве, реконструкции или капитальном ремонте.

Указывается также, на какие здания и сооружения требования настоящего приказа не распространяются – это временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года; строения, сооружения вспомогательного использования; здания с расчетной температурой внутреннего воздуха в них 12 °С и менее; отдельно стоящие здания, общая площадь которых составляет менее 50 м 2 ; объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три) дачные и садовые дома.

Также требования приказа № 262 не распространяются на культовые здания и здания, которые в соответствии с законодательством РФ (и, вероятно, местных территориальных органов) отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры). Однако это не означает, что на них не распространяются требования Федерального закона № 261-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 13 апреля 2010 года N 235 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87.

Кроме того, в приказе вводятся ограничения «для реконструируемых зданий и жилья экономического класса о снижении нормируемого удельного энергопотребления на цели отопления и вентиляции на первые 15 % не с 2011 года, а с 2016 года, и еще дополнительно на 15 % с 2020 года».

Смотрите так же:  Гараж налог на землю

Таким образом, общее снижение предполагается с 2020 года только на 30 %, а не на 40 %, как в указе президента РФ. Каковы причины такого нарушения? И потом почему в приказе № 262 из зданий, на которые распространяются эти ограничения, выделены реконструируемые здания, а к капитально ремонтируемым это не относится? И что означает «жилье экономического класса»?

В Интернете на сайте Минрегионразвития России размещен проект «Методические рекомендации по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса», пока не утвержденный. В нем указывается, что к жилью экономического класса относятся многоквартирные дома с квартирами, ограниченными по нижнему и верхнему пределу площади (приводится таблица с числом жилых комнат от 1 до 6) и с ограничением нижнего предела общей комнаты – 16 м 2 , спальни – 8 м 2 (для двух человек – 10 м 2 ), кухни 6 м 2 и рекомендованной высотой жилых помещений от пола до потолка не менее 2,7 м (рекомендуется устанавливать с 2012 года). Увеличение высоты этажа в панельных домах типового строительства (сейчас от пола до потолка 2,55 м) весьма сомнительно, т. к. это приведет к переделке форм на всех домостроительных комбинатах.

Есть еще неточности в тексте. Так, в п. 1 приказа сказано, что «настоящие требования являются минимально допустимыми», в то время как основные требования энергоэффективности к нормируемому удельному теплопотреблению на цели отопления и вентиляции (следует добавить за

Кстати, в п. 7 говорится о снижении по годам нормируемого «…удельного энергопотребления на цели отопления и вентиляции согласно приводимым таблицам», а в таблицах в названии приводится понятие «удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию», что более правильно, т. к. энергопотребление включает также расход электроэнергии на привод насосов или вентиляторов, если они предусмотрены проектом, а в таблицах величины указаны без учета расхода электроэнергии.

Возможно, это мелочь, но это может стать поводом к иному толкованию смысла. Так, в п. 6 сказано, что «…в качестве базового уровня 2007 года следует принять нормативы удельного потребления тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания (следует добавить за отопительный период) по табл. 1 и 2 с учетом солнечной радиации через светопроемы и тепловыделений от искусственного освещения и бытовых приборов». На самом деле данные табл. 1 и 2 определены также с учетом тепловыделений от людей и их жизнедеятельности, а в общественных зданиях, да и в жилых домах тоже, еще и от технологических теплопоступлений, к которым относятся компьютеры и другое офисное оборудование, которое под понятие бытовых приборов не подходит. В этом же п. 6 пропущено, что его содержание относится и к зданиям капитально ремонтируемым.

Указав срок, в течение которого обеспечивается выполнение требований энергоэффективности, к сожалению, не приводится, какими средствами осуществляется контроль за их соблюдением как при сдаче-приемке здания в эксплуатацию, так и в течение 5-летнего срока ответственности.

Вероятно, в регионах в развитие этого приказа должны быть разработаны и утверждены местной администрацией собственные территориальные требования энергетической эффективности зданий. В данных требованиях, во-первых, показатели таблиц следует пересчитать на региональные градусо-сутки отопительного периода, чтобы они стали привычными по написанию, и внести соответствующие уточнения в текст, во-вторых, в некоторых регионах они могут быть ужесточены. Например, для Москвы оставлены требования перехода на сниженный нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период для реконструируемых зданий и жилья экономического класса, как и для всех остальных зданий с 2011 года, а не с 2016 года, согласно приказу № 262. Это сделано, поскольку в Программе «Энергосберегающее домостроение в г. Москве на 2010–2014 годы и на перспективу до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 9 июня 2009 года № 536-ПП, уже предус-мотрено применение окон с сопротивлением теплопередаче 0,8 м 2 •°С/Вт и других энергосберегающих мероприятий с 2011 года.

1 Здесь и далее в кавычках приводится текст, цитируемый из приказа № 262.

Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 47 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 марта 2011 г.

Регистрационный N 19999

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29), пунктом 25 Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 982-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3220), приказываю:

1. Утвердить Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса согласно приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства (И.А. Булгакова) в течение 10 дней со дня подписания направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.

Министр В. Басаргин

Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса

I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее — Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 , ст. 36; N 52, ст. 5597; 2007, N 1, ст. 21; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6480; 2010, N 27, ст. 3436; N 31, ст. 4206) и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3518; 2009, N 38, ст. 4502; 2010, N 50, ст. 6698).

2. Методические указания предназначены для использования органами регулирования (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов и надбавок), регулируемыми организациями для расчета с применением регулируемых тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.

3. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе от 22 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

II. Виды регулируемых тарифов и надбавок, расчет, установление и применение которых производится в соответствии с настоящими Методическими указаниями

4. В соответствии с настоящими Методическими указаниями органами регулирования устанавливаются следующие тарифы и надбавки в сфере деятельности организаций коммунального комплекса:

4.1. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса:

1) тарифы на холодную воду;

2) тарифы на горячую воду;

3) тарифы на водоотведение;

4) тарифы на очистку сточных вод;

5) тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

4.2. Регулируемые надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, регулируемые надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса:

1) надбавки к тарифам на холодную воду;

2) надбавки к тарифам на горячую воду;

3) надбавки к тарифам на водоотведение;

4) надбавки к тарифам на очистку сточных вод;

5) надбавки к тарифам на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов;

6) надбавки к ценам (тарифам) на холодную воду для потребителей;

7) надбавки к ценам (тарифам) на горячую воду для потребителей;

8) надбавки к ценам (тарифам) на водоотведение для потребителей;

9) надбавки к ценам (тарифам) на очистку сточных вод для потребителей;

10) надбавки к ценам (тарифам) на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей.

4.3. Тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифы организаций коммунального комплекса на подключение:

1) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и иных объектов):

— к системе холодного водоснабжения;

— к системе горячего водоснабжения;

— к системе водоотведения;

— к объекту очистки сточных вод;

2) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение:

— к системе холодного водоснабжения;

— к системе горячего водоснабжения;

— к системе водоотведения;

— к объекту очистки сточных вод.

5. Надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (далее — регулируемые надбавки для потребителей) устанавливаются представительными органами местного самоуправления. При этом расчет величины надбавки для утверждения представительным органом местного самоуправления осуществляется органом местного самоуправления. Надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее — регулируемые надбавки для организаций коммунального комплекса), тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (далее — тарифы на подключение) устанавливаются органами местного самоуправления.

Смотрите так же:  Заявление судье об обеспечении иска

6. Органы регулирования устанавливают один из следующих видов тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод:

1) одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод и 1 куб. метр очищенных сточных вод соответственно;

2) двухставочный тариф состоит из:

— ставки платы за потребление холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод и 1 куб. метр очищенных сточных вод соответственно;

— ставки платы за содержание системы холодного водоснабжения, водоотведения, объектов очистки сточных вод, 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности, 1 куб. метр отводимых сточных вод в час присоединенной мощности и 1 куб. метр очищенных сточных вод в час присоединенной мощности соответственно.

Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный), устанавливаемого на товары и услуги организации коммунального комплекса, осуществляется органом регулирования по предложению регулируемой организации.

7. Тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее — закрытая система теплоснабжения).

Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одно ставочных тарифов.

Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из:

— ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды;

— ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.

Если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее — открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:

— тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

— расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).

Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2501; 2008, N 30, ст. 3635; 2010, N 31, ст. 4273).

8. Тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов устанавливаются в виде одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну твердых бытовых отходов.

9. Надбавки к одноставочным тарифам устанавливаются в расчете на 1 куб. метр горячей воды, 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод, 1 куб. метр очищенных сточных вод, 1 куб. метр твердых бытовых отходов, 1 Гкал тепловой энергии соответственно.

Надбавки к двухставочным (многоставочным) тарифам устанавливаются в расчете на 1 Гкал в час присоединенной мощности, 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности, 1 куб. метр отводимых сточных вод в час присоединенной мощности и 1 куб. метр очищенных сточных вод в час присоединенной мощности соответственно.

10. Тарифы на подключение устанавливаются из расчета платы за единицу нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, — 1 куб. метр горячей воды в час присоединенной мощности, 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности, 1 куб. метр отводимых сточных вод в час присоединенной мощности, 1 куб. метр очищенных сточных вод в час присоединенной мощности, 1 Гкал тепловой энергии в час присоединенной мощности соответственно.

III. Методы регулирования тарифов и надбавок. Условия, с учетом которых осуществляется выбор метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса

11. При регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются:

1) метод установления фиксированных тарифов;

2) метод установления предельных тарифов;

3) метод индексации установленных тарифов.

12. Для установления тарифов регулируемая организация вместе с заявлением об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет предложение о выбранном методе регулирования и обоснование целесообразности его применения, а также расчет тарифов в соответствии с предложенным методом. Решение о выборе метода регулирования принимает орган регулирования. В случае несогласия с предложенным регулируемой организацией методом регулирования, орган регулирования может потребовать от регулируемой организации пересчет тарифов в соответствии с выбранным методом. Срок для пересчета тарифов не может составлять менее 30 дней.

О выборе регулирования методом установления предельных тарифов орган регулирования уведомляет регулируемую организацию за 60 дней до срока подачи документов на установление тарифов и предоставляет ей доступ к массиву данных мониторинга производственных программ в отношении организаций коммунального комплекса, отвечающих критериям сопоставимости для регулируемой организации, финансовые потребности которых являются основанием для установления предельных максимальных и предельных минимальных тарифов (далее — аналогичные организации), определенных органом регулирования.

13. Метод установления предельных тарифов применяется при соблюдении следующих условий:

1) наличие у органа регулирования данных мониторинга производственных программ по аналогичным организациям за 2 года (при установлении тарифов данным методом впервые — 2009 и 2010 года), предшествующих году, в котором осуществляется установление тарифов на очередной период регулирования;

2) для регулируемой организации, если регулируемый вид деятельности является для нее основным, может быть выбрано не менее 4 аналогичных организаций (отдельно по каждому из этапов производственного процесса). Если регулируемый вид деятельности является для организации не основным, необходимо наличие не менее 2 аналогичных организаций, одна из которых всегда является крупнейшей организацией коммунального комплекса в соответствующей сфере деятельности на территории муниципального образования, в границах которой регулируемая организация осуществляет поставку товаров (услуг) (далее — территория деятельности);

3) финансовые потребности по реализации производственной программы регулируемой организации, согласованной с органом регулирования, если регулируемый вид деятельности является для нее основным, отличаются от максимальных и минимальных финансовых потребностей, определенных по аналогичным организациям (с учетом приведения к сопоставимым объемам оказания товаров и услуг) не более чем на 15% в большую и меньшую сторону соответственно.

14. Метод установления фиксированных тарифов применяется органами регулирования до выбора метода установления предельных тарифов.

При установлении тарифов данным методом период регулирования составляет от 1 года и более по решению органа регулирования. Период регулирования должен соответствовать сроку реализации производственной программы.

При установлении тарифов данным методом в случае наличия концессионных соглашений финансовые потребности, срок реализации производственной программы, срок действия тарифов учитывают обязательства по концессионным соглашениям.

Регулирование методом установления фиксированных тарифов может сочетаться с регулированием методом индексации.

15. Метод индексации установленных тарифов применяется при установлении тарифов на товары (услуги) организаций коммунального комплекса в случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, определяемых в порядке, установленном Правилами определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, объективное изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 г. N 316 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2648), влияющих на стоимость производимых ею товаров и услуг, в том числе при отклонении фактического роста потребительских цен и других показателей от потребительских цен и показателей, с учетом которых были установлены тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса на текущий период регулирования, и в иных случаях. При установлении тарифов данным методом в случае объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса срок действия тарифов устанавливается до окончания первоначального периода регулирования тарифов.

16. Расчет надбавок к тарифам и тарифов на подключение осуществляется в порядке, аналогичном расчету фиксированных тарифов, исходя из величины финансовых потребностей регулируемой организации по реализации инвестиционной программы, финансируемой за счет данных источников.

В случае существенного изменения величины финансовых потребностей по реализации инвестиционной программы или объема товаров (услуг), величины подключаемой нагрузки (в результате объективного изменения условий деятельности организации коммунального комплекса) осуществляется пересмотр установленных надбавок и (или) тарифов на подключение.

17. В случае если регулирование тарифов осуществляется органами регулирования субъектов Российской Федерации, а надбавок — органами регулирования муниципальных образований, то тарифы и надбавки устанавливаются согласованно по периодам действия тарифов и надбавок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.