Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Как сменить вид разрешенного использования участка земли?

Земельные участки, принадлежащие гражданам, должны эксплуатироваться в строгом соответствии с категорией земли и видом разрешённого использования (ВРИ) участка, в противном случае возможны штрафные санкции и изъятие земли. Изменение вида землепользования происходит путём обращения в местную администрацию.

Понятие и необходимость изменения ВРИ земельных участков

Вид разрешенного землепользования – это перечень видов деятельности, которые можно осуществлять на участке в соответствии с его категорией земли. Каждой категории земли соответствуют несколько видов разрешенного пользования, полный перечень которых приведён в Приказе Минэкономразвития № 540.

Смена ВРИ участка происходит без изменения категории земли и регулируется следующими законами:

  • Земельным кодексом РФ;
  • Градостроительным кодексом РФ.

Ст. 39 Градостроительного кодекса определяет правила изменения ВРИ участка, расположенного на территории населённых пунктов, а порядок изменения вида землепользования сельскохозяйственных участков определяется законами субъектов федерации и муниципалитетов.

Землепользователи изменяют ВРИ в следующих случаях:

  • При получении разрешения на строительство;
  • При необходимости сменить вид деятельности на участке;
  • При сдаче земли в аренду.

Владельцы сельскохозяйственных участков также должны менять вид разрешённого землепользования в зависимости от планируемой деятельности или нужд арендатора.

Как изменить вид разрешенного пользования?

Изменить ВРИ земельного участка может специальная комиссия, формируемая при местном органе исполнительной власти, в ведении которой находится данный участок. Комиссия рассматривает вопрос на основании заявления и принимает решение:

  • По итогам публичных слушаний;
  • Без слушаний.

Публичные слушания назначаются при наличии заинтересованных сторон в виде соседних землепользователей, законные интересы которых могут быть затронуты при смене вида разрешенного землепользования участка заявителя.

Подавать заявление местным властям могут следующие категории землепользователей:

  • Собственники;
  • Арендаторы;
  • Обладатели права бессрочного пользования или наследуемого владения.

Если заявление об изменении ВРИ подано арендатором, ему необходимо согласие собственника в письменном виде.

Необходимые документы

Для изменения ВРИ земельного участка понадобятся следующие документы:

  • Заявление в местный орган исполнительной власти;
  • Кадастровый документ;
  • Ситуационный план участка;
  • Выписка об обладателе прав собственности;
  • Согласие собственника (для арендаторов);
  • Копия паспорта.

Если землепользователь подаёт заявление через представителя, то потребуется нотариальная доверенность. Выписку о собственнике можно заказать в отделе Росреестра или МФЦ. Ситуационный план предоставляется в земельном комитете местной администрации бесплатно или изготавливается в геодезических фирмах на коммерческой основе.

Юридическим лицам нужно подготовить дополнительно:

  • Выписку из ЕГРЮЛ;
  • Документ о регистрации;
  • ИНН.

Если земля арендуется у муниципального собственника, то оформления отдельного согласия не требуется, оно будет получено в процессе рассмотрения заявления.

Порядок процедуры

В общем случае смена разрешенного пользования землей осуществляется в следующем порядке:

  1. Землепользователь собирает нужные документы и подаёт заявление на имя главы исполнительной власти;
  2. Если заявление составлено корректно, градостроительный и земельный комитеты формируют комиссию;
  3. Комиссия рассылает уведомления о предстоящих слушаниях землепользователям, участки которых находятся в одной зональной территории с участком заявителя;
  4. Проводятся публичные слушания;
  5. По итогам слушаний комиссия принимает решение;
  6. При положительном решении составляется акт о смене ВРИ заявленного участка;
  7. На основании акта вносятся изменения в ЕГРН.

Образец текста заявления можно скачать по этой ссылке. В заявлении должны быть отображены следующие сведения:

  • ФИО и контактные данные землепользователя;
  • Категория земли и адресные ориентиры участка;
  • Текущий и запрашиваемый ВРИ;
  • Причина смены вида землепользования;
  • Перечень прилагаемых документов.

Максимальный срок между рассылкой уведомлений о слушаниях посредством СМИ или почтовых отправлений и принятием комиссией решения устанавливается местным законодательством, но не может превышать 30 дней (п. 7 ст. 39 Градостроительного кодекса).

В ходе публичных слушаний выступает заявитель, аргументируя необходимость смены ВРИ, а заинтересованные лица выражают своё мнение о последствиях изменения землепользования землёй членам комиссии.

Комиссия при принятии решения руководствуется следующими факторами:

  • Целесообразность изменения ВРИ;
  • Последствия изменения ВРИ для окружающей среды;
  • Правовые и экономические последствия для соседних землепользователей.

Например, если владелец участка для огородничества хочет сменить ВРИ для строительства дома, комиссия может отклонить заявление из-за угрозы затенения соседнего возделываемого участка.

Если комиссия постановляет сменить вид землепользования участка, копия решения направляется всем участникам слушаний. Через 10 дней после вынесения решения составляется акт об изменении ВРИ, копия которого выдаётся заявителю. Заявитель должен обратиться в Росреестр для регистрации изменений в кадастровом реестре, приложив к копии акта следующие бумаги:

  • Копию паспорта;
  • Квитанцию об уплате госпошлины;
  • Заявление на внесение изменений;
  • Кадастровый паспорт на участок.

Новый вид разрешенного землепользования отобразится на кадастровой карте местности в течение 7-10 дней с момента обращения в Росреестр.

Возможные затраты

Оформление смены вида землепользования участка может включать следующие расходы:

  • Госпошлина – 350 рублей;
  • Заказ кадастровой выписки в МФЦ – 300 рублей;
  • Изготовление ситуационного плана – 1500-3000 рублей;
  • Организация публичных слушаний – 3000-10000 рублей.

Все расходы, связанные с проведением слушаний, должен покрывать землепользователь, подавший заявление о смене ВРИ (п. 10 ст. 39 ГрК РФ). Оплатить необходимо рассылку уведомлений, регистрацию участников слушания и аренду места их проведения. В зависимости от количества участников и региона проведения мероприятия величина затрат может сильно меняться.

На что можно рассчитывать, доживя до 80 лет? Про государственную поддержку старых людей читайте в нашем материале.

Причины по которым выгодно увольняться по соглашению сторон, вы узнаете в нашей статье.

Заключение

Смена вида разрешенного землепользования происходит по итогам публичных слушаний на основании анализа возможных последствий такой смены экспертами. Смена деятельности на участке без официального измерения ВРИ может привести к штрафам и изъятию земельного участка у нарушителя, а грамотная аргументация землепользователя повышает вероятность положительного решения комиссии.

Статья 6. Порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

Статья 6. Порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

1. Правообладатель земельного участка и объекта капитального строительства, заинтересованный в изменении вида использования земельного участка и объекта капитального строительства с основного или условно разрешенного на основной вид разрешенного использования, предусмотренный градостроительным регламентом, вправе самостоятельно выбирать такой вид разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований при соблюдении требований технических регламентов, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.

2. Вид разрешенного использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и предоставленного на праве аренды, изменению не подлежит при отсутствии на земельном участке объекта капитального строительства.

3. При наличии на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и предоставленном на праве аренды, объекта капитального строительства, принадлежащего арендатору земельного участка на праве собственности, изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании документов, подтверждающих изменение вида разрешенного использования объекта капитального строительства.

Если для изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства требуется реконструкция такого объекта или его снос и строительство на его месте иного объекта, право на изменение вида разрешенного использования объекта реализуется исключительно при условии получения разрешения на строительство (реконструкцию) объекта (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации).

Выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства в таком случае осуществляется на основании градостроительного плана земельного участка, предусматривающего строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства избранного вида использования, без соответствующего кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании документов, подтверждающих изменение разрешенного использования объекта капитального строительства после ввода такого объекта в эксплуатацию.

Читать еще:  Сколько времени дают подумать при разводе

4. Правообладатель земельного участка и объекта капитального строительства, заинтересованный в изменении вида использования земельного участка и объекта капитального строительства с основного или условно разрешенного на условно разрешенный вид использования, предусмотренный градостроительным регламентом, вправе выбрать такой вид использования и обратиться в Комиссию за специальным разрешением на такое использование в порядке, установленном статьей 7 настоящих Правил.

Изменение вида использования земельного участка и объекта капитального строительства на условно разрешенный вид возможно исключительно при предоставлении специального разрешения в области землепользования и застройки. При этом изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании документов, подтверждающих изменение вида разрешенного использования объекта капитального строительства.

Если для изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства на условно разрешенный вид требуется реконструкция такого объекта или его снос и строительство на его месте иного объекта, право на изменение вида разрешенного использования объекта реализуется при условии получения разрешения на реконструкцию объекта (за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации).

Выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства в таком случае осуществляется на основании градостроительного плана земельного участка, предусматривающего строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства избранного вида использования, без внесения изменений в договор аренды в части изменений вида разрешенного использования земельного участка.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании документов, подтверждающих изменение разрешенного использования объекта капитального строительства после ввода такого объекта в эксплуатацию.

5. Окончанием процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен объект капитального строительства, является внесение в договор аренды земельного участка изменений на основании кадастрового паспорта земельного участка, отражающего избранный арендатором вид разрешенного использования земельного участка и соответствующий виду разрешенного использования объекта капитального строительства, подтвержденный техническим планом объекта.

6. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, планируемого для предоставления физическим и юридическим лицам в соответствии с земельным законодательством, осуществляется органом, уполномоченным на распоряжение таким земельным участком, в соответствии с градостроительными регламентами соответствующей территориальной зоны и с учетом зон с особыми условиями использования территории.

При этом, вид разрешенного использования земельного участка из состава условно разрешенных видов может быть установлен только после получения разрешения на условно разрешенный вид использования с учетом публичных слушаний в соответствии со статьей 7 настоящих Правил.

Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями осуществляется по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

7. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, образованного в соответствии с утвержденным проектом межевания территории в целях предоставления физическим и юридическим лицам, до его предоставления возможно исключительно посредством внесения изменений в проект межевания территории в установленном законом порядке.

8. Изменение вида разрешенного использования жилого помещения, являющегося отдельно стоящим зданием, на вид нежилого использования и наоборот, осуществляется в соответствии с настоящей статьей Правил.

Изменение вида разрешенного использования жилого помещения, являющегося частью здания, на вид нежилого использования и наоборот, осуществляется путем перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое администрацией города Благовещенска в порядке, установленном жилищным законодательством. При этом, виды разрешенного использования таких помещений должны соответствовать градостроительным регламентам, установленным настоящими Правилами для соответствующей территориальной зоны.

1. Как изменить вид разрешенного использования земельного участка.

Начнем с законодательства.

Пункт 3 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ указывает следующее:

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Пунктом 3 ст. 85 Земельного Кодекса РФ определено:

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Пунктом 4 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ указано:

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков их правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Из всего указанного делаем вывод — процедура изменения разрешенного использования земельного участка зависит от того, какой именно вид нужно установить. Для основных и вспомогательных видов разрешенного использования процедура одна, для условно разрешенного вида — другая.

Правообладатель земельного участка вправе свободно установить любой из основных или вспомогательных видов использования для своего участка без каких-либо специальных разрешений администрации муниципального образования. Иными словами, для изменения вида использования участка (основного или вспомогательного) за разрешениями ни в администрацию, ни куда-либо еще, обращаться не нужно вообще.

Для начала необходимо определиться, какие виды использования для вашего земельного участка предусмотрены ПЗиЗ. Вариантов здесь два:

  1. Заказать в администрации выписку из ПЗиЗ на земельный участок, в которой будет приведен перечень основных и вспомогательных видов использования. Как правило, такие выписки либо совсем бесплатны, либо выдаются за символическую сумму. Получение выписки из ПЗиЗ — это муниципальная услуга.
  2. Найти свой земельный участок на карте градостроительного зонирования, функционального назначения территорий и т. п. В каждом муниципальном образовании название может незначительно отличаться. На карте нужно найти свой земельный участок и определить, в какой территориальной зоне он находится. Далее, в самих ПЗиЗ найти градостроительный регламент к этой территории и описание видов разрешенного использования, предусмотренных для нее. Сами ПЗиЗ и упомянутые карты в обязательном порядке размещаются на официальном сайте муниципального образования и на сайте fgistp.economy.gov.ru

Нужно понимать, что выбрать вид разрешенного использования можно только тот, который предусмотрен градостроительным регламентом ПЗиЗ. Если градостроительным регламентом не предусмотрен тот вид разрешенного использования, который вам нужен, значит установить его земельному участку нельзя.

Если вам нужно изменить основной или вспомогательный вид разрешенного использования, то здесь все довольно просто.

Необходимо обратиться в Управление Росреестра региона через МФЦ с заявлением об установлении земельному участку выбранных видов разрешенного использования. В МФЦ заявления заполняются сотрудниками, поэтому я не вижу смысла приводить инструкцию о том, как его заполнить самостоятельно. Самое главное — правильно объяснить сотруднику МФЦ то, что вы хотите.

После того, как государственный регистратор рассмотрит заявление и изменит в ЕГРН сведения о разрешенном использовании земельного участка, его можно использовать под новую деятельность.

На практике иногда возникают случаи, когда государственные регистраторы при рассмотрении таких заявлений начинают требовать распорядительные акты администрации. Если в муниципальном образовании утверждены ПЗиЗ, то такие требования являются незаконными и неправильными!

В конце 2018 года Верховный Суд РФ опубликовал очень полезный Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 ноября 2018 г. (далее по тексту статьи – Обзор).

В пункте 1 Обзора Верховный суд указал следующее:

При наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.

Читать еще:  Права потребителя согласно закона РФ О защите прав потребителей

Таким образом, свободный выбор основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков вытекает не только из закона, но в настоящий момент подтвержден и судебной практикой на уровне Верховного Суда РФ.

Как видно, в изменении основного или вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка нет ничего сложного. Это достаточно простая процедура, которую может реализовать каждый желающий. Главное, правильно определить само разрешенное использование согласно ПЗиЗ.

2. Кто может обращаться за изменением вида разрешенного использования.

За изменением вида разрешенного использования земельного участка вправе обратиться следующие лица:

  • собственники земельных участков;
  • землепользователи земельных участков, т. е. лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования (абз. 3 п. 3 ст. 5 ЗК РФ);
  • землевладельцы земельных участков, т.е. лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения (абз. 4 п. 3 ст. 5 ЗК РФ);
  • арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды (абз. 5 п. 3 ст. 5 ЗК РФ).

При этом, для арендаторов земельных участков предусмотрены исключения:

Арендатор муниципального или государственного земельного участка не вправе изменить или требовать изменения вида его разрешенного использования, если договор аренды земельного участка заключен по результатам торгов (п. 2 Обзора ВС РФ).Не допускается самостоятельное изменение арендатором разрешенного использования участка, если участок предоставлен в аренду под определенные цели (п. 3 Обзора ВС РФ).

В остальных случаях арендатору необходимо ориентироваться на условия договора. Если условия договора аренды ограничивают право арендатора на изменение разрешенного использования арендуемого участка – арендатор лишен возможности сделать это самостоятельно.

Спасибо, что прочитали материал. Буду рад, если он оказался полезным.

Остались вопросы?
Напишите комментарий и я постараюсь ответить.

Александр Горяинов
Авторский блог юриста

Здравствуйте. Я профессиональный судебный юрист, специализируюсь на ведении споров в области земельного права, недвижимости и арбитража. Пожалуйста, оставляйте свои комментарии или вопросы. Буду рад помочь.

Другие статьи по теме:

Все материалы настоящего сайта являются авторскими. Изложенная юридическая информация основана на законе, судебной практике и личной судебной практике автора. Копирование запрещено, за исключением использования материалов сайта с указанием активной ссылки на источник.

Как поменять разрешенное использование земельного участка? на сайте Недвио

Многие из покупателей земли сталкиваются с одними и тем же вопросами: «Как поменять разрешенное использование у земельного участка?». «И возможно ли это сделать без лишних затрат?».

В данной статье мы решили поделиться рекомендациями юристов по недвижимости касательно основных сложностей и проблем, с которым может столкнуться землевладелец, озадачившись решением данного вопроса.

Изменение разрешенного использования участка. Что следует учесть?

Начнем с основного, у каких участков разрешенное использование изменить возможно, а у каких земель будет крайне сложно. Да, именно «Сложно», а не невозможно, так как и на законодательном поле нереальное можно вполне приблизить к реальному.

Изменить вид разрешенного использования возможно у земельных участков с категориями земель:

  1. Земли населенных пунктов;
  2. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и т.п;
  3. Земли сельскохозяйственного назначения (если земля не входит в зону сельскохозяйственных угодий, так как для данной зоны градостроительные регламенты не устанавливаются).

Есть еще ряд категорий, которые мы здесь не упомянули. Но полагаем, навряд ли найдутся посетители нашего сайта, у которых возникнет вопрос смены разрешенного использования у других категорий земель, которые здесь не указаны. Однако, если же ваша ситуация является исключением, по первому же обращению к нам в письменной форме, мы поможем вам разрешить ваш вопрос. Опишите вашу ситуацию в разделе контакты, и наши менеджеры свяжутся с вами.

Чаще всего проблемы со сменой разрешенного использования возникают, когда земельный участок входит в границы территорий исторических памятников и ансамблей и т.п. Если вы столкнулись с такой ситуацией при покупке участка, решить ее полностью, увы, не удастся — изменить разрешенное использование ЗУ получится, но с серьезными ограничениями. Вот почему данный вопрос необходимо тщательно изучать заранее, еще перед покупкой земли.

Также обращаем ваше внимание на то что, в данной статье описывается изменение разрешенного использования не конкретно под жилые объекты, а в охвате всего спектра видов разрешенного использования.

Как же выбрать вид разрешенного использования, где найти список возможных вариантов?

В данном вопросе вам помогут правила землепользования РФ и застройки того поселения или муниципального образования, в границах которого расположен ваш земельный участок. Данный документ разработан, утвержден и практически у всех муниципальных образований в нашей стране и размещен для общего обозрения на сайтах администраций.

Кстати, данный документ должен в обязательном порядке быть обнародован на вышеупомянутых интернет ресурсах. Если же на сайте администрации вашего региона вы его не нашли, можете смело «пожурить пальчиком» местным органам власти и требовать соблюдения утвержденных законом порядков.

В разработанных правилах землепользования и застройки, в обязательно порядке, присутствует раздел с подобным названием «Градостроительные регламенты для территориальных зон». Как раз в данном разделе вы и найдете, на какие виды разрешенного использования возможно поменять характеристики вашего земельного участка. Так же в помощь вам неотъемлемая часть правил — «Графические материалы», по которым вы определите, в какой территориальной зоне расположена ваша земля.

Кстати, указанный перечень использования ЗУ в правилах землепользования и застройки должны соответствовать вот этому утвержденному классификатору видов разрешенного использования. Но не забывайте о том что, правила утвержденные ранее, чем данный классификатор, имеют законную и юридическую силу, а наименование видов использования земель могут различаться.

В градостроительных регламентах для территориальных зон также указаны:

  • минимальные и максимальные размеры земельных участков в конкретной территориальной зоне;
  • процент застройки от общей площади;
  • ссылки на документы о соблюдении технических регламентов в границах ЗУ и многое другое.

Куда подавать заявление для изменения вида разрешенного использования земельного участка?

Итак, наконец, мы выбрали вид разрешенного использования (ВРИ), которое отвечает всем нашим требованиям. Теперь осталось понять, как нам воплотить наши пожелания в реальность.

Для этого нам необходимо в письменном виде написать заявление в соответствующую организацию. Контролером данной услуги выступают органы кадастрового учета, в которые вам и придется подавать заявление с вашими пожеланиями.

Скачать образец заявления о смене разрешенного использования у земельного участка вы можете по этой ссылке.

Порядок изменения вида использования земельного участка

Изменение вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка – это неизбежная операция, требующаяся для того, чтобы получить право использовать свою землю для какой-либо цели, не предусмотренной ее действующим ВРИ.

Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, изменить ВРИ возможно только, если это предусмотрено местными правилами землепользования и застройки, утвержденными для данного муниципального образования.

Зачем менять ВРИ?

Разрешенный вид использования – это не просто слова. Собственник земли имеет право пользоваться своим участком только так, как это разрешено и зафиксировано в правоустанавливающих документах. Иные способы использования недопустимы.

Типичный пример. Собственник хотел бы построить на своем участке торговую точку. Однако данная земля имеет сельскохозяйственное назначение. Это означает, что выполнить свое желание он по закону не вправе. Возможно это станет только после смены ВРИ.

В действительности изменение ВРИ может потребоваться в силу самых разнообразных причин:

  1. Перепродажа земли. С изменением ВРИ вполне возможно увеличить стоимость участка в несколько раз. Например, если ранее землю можно было использовать только для сельскохозяйственных нужд, а после смены ВРИ на ней можно будет построить многоквартирный дом, то цена участка возрастет минимум в 3-4 раза.
  2. Строительство торговой точки или производственного предприятия. В этом случае земля будет приносить максимум прибыли даже в том случае, если конечной целью правообладателя станет ее перепродажа.
  3. Жилое строительство. Эта цель стоит перед огромным количеством землевладельцев, которые и хотели бы построить жилье на своей земле, но не вправе этого сделать до смены ВРИ.
Читать еще:  Образец приказа о внесении изменений в приказ

Использование земли вразрез с ВРИ чревато для правообладателя серьезным административным штрафом, который будет взиматься до тех пор, пока собственник не устранит выявленное правонарушение.

На данный момент предусмотрены следующие штрафы за данное правонарушение:

  1. До 1% от кадастровой оценки участка (не менее 10 тыс. руб.) за нецелевое его использование.
  2. До 0,5% от кадастровой оценки земли (но не менее 3 тыс. руб.) за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения.
  3. До 1,5% от кадастровой оценки земли (но не менее 20 тыс. руб.) за отсутствие строительства на земле, выделенной под ИЖС.

Что такое основные и условно разрешенные ВРИ?

Все виды разрешенного использования земель перечислены в классификаторе ВРИ. Каждый участок имеет присвоенный ему основной ВРИ, Однако, существуют также градостроительные регламенты, применяемые к каждой отдельно взятой территориальной зоне. И этим регламентом за конкретной территорией может быть закреплено несколько дополнительных видов условно разрешенного использования земель.

Главным отличием междуосновными ВРИ и условно разрешенными является то, что для использования земли, в соответствии с основным ВРИ, правообладателю не требуется ничье разрешение. Это право итак за ним закреплено правоустанавливающими документами. Иное дело условно разрешенные ВРИ. Чтобы получить право на любой из условно разрешенных ВРИ потребуется предварительное согласование с соответствующими органами местного самоуправления. Это в первую очередь касается капитального строительства.

Порядок изменения ВРИ

Этап 1: подготовка документов

Собственнику земельного участка необходимо тщательно подготовиться к процедуре, заранее собрав все документы. В частности следует обратиться в местную адимнистрацию, чтобы уточнить: имеется ли соответствующее постановление, на основании которого может быть осуществлено изменение ВРИ.

Помимо этого потребуются:

  1. Заявление на изменение вида разрешенного использования земельного участка. Его заполняет собственник и подает в местную администрацию на имя ее главы.
  2. Паспорт или иной документ, подтверждающий личность землевладельца.
  3. Если землевладелец – юридическое лицо, предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
  4. Если интересы заявителя представляет третье лицо (адвокат), прилагается копия его паспорта и нотариально заверенная доверенность, в которой точно перечислены все полномочия представителя.
  5. Выписка из ЕГРП, подтверждающая право собственности и содержащая все основополагающие характеристики участка, а также документ, на основании которого это право было приобретено: завещание, купчая, дарственная и т.д.
  6. Ситуационный или адресный план участка, исходя из которого можно легко определить, где именно находится сам участок и смежные с ним.
  7. Согласование с арендодателем вопроса изменения ВРИ, если участок находится в долгосрочной аренде, а заявление подает от своего имени арендатор.
  8. Если на участке имеются какие-либо капитальные строения (объекты недвижимости), то к заявлению прилагаются правоустанавливающие документы и на них.
  9. Проект планировки той территории, к которой относится данный участок.

Этот перечень – основной. В зависимости от конкретного ВРИ, список может быть расширен. Чтобы не потратить время впустую, лучше всего заблаговременно уточнить полный перечень в местной администрации, а также ознакомиться с формой заявления и другими обязательными формами.

В общем случае заявление и все приложения к нему в администрацию подает сам землевладелец. Однако с его согласия это могут сделать доверенное лицо (при наличии нотариально заверенной доверенности), а также арендаторы. Документы можно отправить и Почтой России.

В том случае, когда заявитель или его доверенное лицо подают документы в приемной администрации, взамен выдается расписка в получении, на которой поставляется полный перечень принятых документов, а также дата и подпись уполномоченного лица.

Срок рассмотрения заявления ограничен. В общем случае он не может быть дольше 60 дней, но если рассмотрение вопроса не требует организации и проведения публичных слушаний, тогда заявление рассматривают и принимают по нему решение в течение не дольше 30 дней.

Общего закона, согласно которому за изменение ВРИ взимается госпошлина в установленном размере – нет. Однако, на местном уровне вполне могут издаваться постановления, по которым за изменение ВРИ может взиматься в пользу бюджета субъекта федерации установленная сумма. Уточнить этот вопрос следует там же, куда и подается заявление вместе с приложениями к нему.

Этап 2: получение решения

После рассмотрения поданного землевладельцем или его доверенными лицами заявления, глава администрации принимает решение об удовлетворении или отказе в изменении ВРИ. Чтобы получить решение, необходимо явиться в администрацию и предъявить паспорт или доверенность. И решение, и отказ выдаются только в письменной форме. Отказ обязательно должен быть мотивированным, а при несогласии землевладельца с ним документ можно использовать для оспаривания в суде или в вышестоящей инстанции.

Для собственника участка решение администрации является основанием для внесения изменений в ЕГРН. При этом сведения в Росреестр подает местная администрация, которая и вынесла такое решение.

Этап 3: внесение изменений в ЕГРН

С момента, когда администрация направляет в Росреестр сведения о принятом решении об изменении ВРИ, в отношении какого-либо земельного участка, должно пройти не более 15 дней до внесения изменений в ЕГРН. Этот регламент принят в отношении межведомственного информационного взаимодействия. Далее закон отводит только 5 дней на то, чтобы уведомить о внесении изменений правообладателя. Уведомление отправляется по известному адресу (электронному или обычному), согласно Приказу №173 от 25.03.2016 г. Минэкономразвития России, а также ст. 34 ФЗ №218.

Если в обозначенный срок правообладатель не получил официального уведомления, он вправе лично обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением о внесении изменений (ст. 33 ФЗ №218). В этом случае Росреестр направляет в течение 3 дней с момента получения заявления запрос в местные органы государственной власти и самоуправления для получения информации, а в течение 5 дней уведомление о внесении изменений направляется заявителю.

Собственнику следует иметь в виду, что по итогам изменения ВРИ, может существенно измениться кадастровая стоимость участка, а в соответствии с этим изменится в большую сторону и размер земельного налога. Оспорить завышенную, по мнению правообладателя, кадастровую стоимость можно в Росреестре и в суде, согласно Ф №135 от 29.07.1998 г.

Как быстро изменить ВРИ?

Тем, кто никогда не сталкивался с процедурой смены ВРИ, сложно представить себе этот процесс на практике. В первую очередь сложность состоит в том, что взаимодействовать приходится с местным землеустроительным комитетом. Для того, чтобы заявление и приложения к нему были приняты в кратчайшие сроки к рассмотрению, необходимо крайне тщательная предварительная подготовка.

Администрация местного муниципалитета вправе отказать заявителю при выявлении любых несоответствий и ошибок в поданных документах. А, как показывает практика, такие ошибки выявляются регулярно. Ошибочно напечатанные даты, искаженные сведения, опечатки и т.д. Убедиться в том, что ваш пакет документов и заявление соответствует действующим требованиям, лучше заранее. Сделать это просто – обратитесь к земельному юристу за консультацией. Специалист проверит ваш пакет документов и даст рекомендации, либо предложит действовать далее от вашего имени.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector