Меню

Оглавление:

Образец требования кредитора при ликвидации ООО

(Данные кредитора —
ФИО, название компании,
адрес, телефон, электронная почта)

В ликвидационную комиссию / ликвидатору
ООО «____________________________»
Адрес

Требование кредитора.

Учредителем ООО «_________» (Решение №__ от __.__.201__ года) принято решение о ликвидации ООО «________» (ОГРН ____, ИНН ____, КПП ____, адрес: __________). Согласно сообщению, опубликованному в “Вестнике государственной регистрации” №__(___) от __.__.201__, требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: _________. На момент направления настоящего требования срок для заявления требований кредиторов не истек.

Согласно п.4 ст.61 ГК РФ, с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

У ликвидируемого ООО “_________” имеется задолженность перед ____ (ФИО или название кредитора) в сумме _____ (прописью) рублей __ копеек. Основание возникновения задолженности: решение ______ городского суда от __.__.201__ по делу _______, вступившее в законную силу __.__.201__ / договор займа №_____ от __.__.201__.

Просим вас в установленные законодательством сроки включить требование ____ (ФИО или название кредитора) в сумме в сумме _____ (прописью) рублей __ копеек в перечень требований, предъявленных кредиторами ликвидируемого ООО “_________” (промежуточный ликвидационный баланс), и произвести полное погашение этого долга в процессе ликвидации.

Реквизиты для перечисления задолженности:
Получатель _____________, ИНН _________, КПП ____________, счет №___________ в банке ________, БИК _____, к/с __________.

Приложение:
— копия решения суда / договора / иных документов, являющихся основанием задолженности;
— доверенность или копия решения, подтверждающего полномочия руководителя компании-кредитора.

Кредитор/ представитель кредитора
(название должности руководителя) _____________ Фамилия И.О.

Ликвидация ООО и включение в реестр кредиторов

05.04.2016 г. подано заявление в арбитражный суд о взыскании неосновательного обогащения с ООО. 20.04.2016 г. ООО опубликовало в журнале Вестник государственной регистрации сообщение о ликвидации. Требования кредиторов могут быть заявлены в течении 2-х месяцев. 26.05.2016 г. арбитражным судом назначено предварительное судебное заседание. Можно ли подать заявление о включении в реестр кредиторов до принятия судебного решения? Либо как-то можно приостановить процесс ликвидации?

Ответы юристов (1)

В соответствии со ст. 63 ГК РФ, в течение 2 месяцев после опубликования объявления кредиторы вправе предъявить свои требования.

Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ, После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

То есть, в промежуточном ликвидационном балансе содержатся и требования, удовлетворенные вступившим в законную силу решением суда, так и требования, не подтвержденные решением суда.

При этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих подтверждать наличие задолженности перед кредитором решением суда.

Наличие неразрешенных судебных споров относительно размера требований не является основанием для отказа во включении этих требований в промежуточные ликвидационные балансы, поскольку после вступления в законную силу решения суда о взыскании с обществ задолженности удовлетворение требований кредитора может оказаться невозможным.

Поэтому можете уже сейчас предъявлять требования о включении в промежуточный ликвидационный баланс, не дожидаясь решения суда.

Кроме того, обращаю ваше внимание на п. 4 ст. 64 ГК РФ, где установлено

4. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев

Налогообложение. Бюджетный учет. Отраслевые инструкции. Учетная политика.

Банкротство или ликвидация юрлица с долгами

Наиболее безопасный и единственный надежный и законный способ прекращения деятельности

Широкий спектр услуг по бухгалтерскому, налоговому и юридическому сопровождению коммерческих организаций и государственных учреждений.

В данном разделе вы можете ознакомиться с опытом судебной практики КГ «Аюдар».

Консультации наших аудиторов и экспертов по самым актуальным юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам.

Данные юридические статьи подскажут, как правильно зарегистрировать предприятие, выбрать оптимальную систему налогообложения, оформить трудовые отношения, защищать интересы предприятия в суде.

Информационно-справочная система

5 октября в Москве в легендарном здании-книжке на Новом Арбате прошел очередной Делов.

16 октября 2018 г.

С 17 по 22 сентября в городе Алушта прошла IX Всероссийская финансово-бухгалтерская конфе.

3 октября 2018 г.

Уважаемые коллеги! Мы рады поделиться хорошими новостями! Компания «Аюдар Инфо» получ.

«Мы с вами выиграли два суда. Всегда приятно с вами работать. У вас очень хорошие, приятные сотрудники. Благодарность коллективу консалтинговой группы «Аюдар» за квалифицированную и оперативную работу.»

ООО «Лайнер» Юлова Татьяна Ивановна

«…выражаем Вам благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество. Ваши сотрудники всегда качественно, быстро и четко дают ответы на наши вопросы…»

ЗАО «Хайнц-Георгиевск» Иван Сидоров

© 1996 – 2017 Консалтинговая группа «Аюдар» | Карта сайта

Юридическая компания Аймрайт

Если в отношении вашего должника вводится процедура наблюдения, как первая стадия банкротства, необходимо вступить в дело о банкротстве. Следует заметить, что вступление в дело о банкротстве, вероятнее всего, не приведет к тому, что вы получите всю сумму долга, поскольку имущества должника, как правило, не хватает для расчета со всеми кредиторами, тем не менее это позволит получить хотя бы часть из причитающихся денег. Далее будет описан порядок действий для вступления в дело о банкротстве.

Зачем вступать в дело о банкротстве?

Банкротство представляются собой судебную процедуру, в которой сводятся вместе все кредиторы банкротящегося должника. И с момента начала этой процедуры, иными словами с момента введения наблюдения, законом, по общему правилу, не допускается взыскание с должника денежных средств вне рамок процедуры банкротства. Таким образом, если у вас уже есть исполнительный лист в отношении должника и даже возбуждено исполнительное производство, то, в связи с возбуждением банкротства, оно будет приостановлено, если вы подадите в суд иск о взыскании с должника денежных средств, то он будет оставлен без рассмотрения и т.д. Отныне все действия, связанные с уплатой должником-банкротом своих долгов будут осуществляться только в рамках особой. процедуры банкротства. Поэтому с момента возбуждения процедуры банкротства, единственной возможностью получить что-либо с должника будет вступление в дело о банкротстве посредством подачи заявления о включении в реестр требований кредиторов.

Таким образом, если на момент введения наблюдения у вас нет вступившего в законную силу решения суда об удовлетворении ваших требований к банкротящемуся должнику, то для получения причитающихся средств вам необходимо подать заявление о включении в реестр требований кредиторов.

Порядок подачи заявления о включении в реестр требований кредиторов

Для того чтобы вступить в дело о банкротстве, необходимо подать соответствующее заявление. По содержанию заявление о включении в реестр требований кредиторов мало чем отличается от обычного искового заявления: в нем также описываются основания возникновения задолженности и прикладываются доказательства этой задолженности. Отличия же предопределены тем, что речь идет о процедуре банкротства, в связи с чем в заявлении необходимо указать фигуру арбитражного управляющего, а просительные пункты заявления формулируются не «взыскать с ЗАО «Арес» 1 000 рублей», а «включить в реестр требований кредиторов ЗАО «Арес» на сумму 1 000 рублей». Если у вас уже есть судебное решение о взыскании долга, то это решение также необходимо приложить к заявлению.

Заявление о включении в реестр кредиторов должно быть подано в течение 30 дней с момента опубликования сведений о введении наблюдения в отношении должника. Дату введения наблюдения можно узнать в картотеке арбитражных дел, задав поиск по наименованию должника, или в газете коммерсант, публикующей сведения о введении банкротства. Заявление с приложенными документами направляется в арбитражный суд, в котором возбуждено дело банкротстве, а также самому должнику и арбитражному управляющему.

Если должник возражает против удовлетворения поданного заявления, то проводится заседание суда, на котором каждая из сторон представляет свои аргументы за и против удовлетворения заявления. Если же возражений не поступает, то арбитражный суд может рассмотреть заявление без вызова сторон. По итогам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении в реестр требований кредиторов или об отказе во включении в реестр требований кредиторов, при несогласии данное определение может быть обжаловано в течение 10 дней.

Если суд удовлетворяет заявление о включении в реестр требований кредиторов, то с этого момента вы считаетесь участвующим в деле о банкротстве, можете принимать участие в собрании кредиторов, возражать против включения в реестр требований других кредиторов, получаете право на получение денег, вырученных от продажи имущества должника в ходе конкурсного производства, в счет погашения его долга перед вами. Обратите внимание, что активные действия в ходе процедуры банкротства необходимы для увеличения суммы итоговой выплаты, в противном случае вы рискуете, что имущество должника будет «уведено» в пользу аффилированных и до расчетов с вами дело даже не дойдет.

В случае, если вы не успели подать заявление о вступлении в реестр требований кредиторов в течение 30 дней с момента опубликования сообщения о введении наблюдения, то вы не лишаетесь права подать это заявление позднее, однако вы утратите возможность принять участие в первом собрании кредиторов должника, на котором принимаются стратегически важные решения. Если размер ваших требований к должнику составляет незначительную долю в общем объеме требований кредиторов, то неучастие в собрании кредиторов может и не иметь существенного значения, поскольку ваш голос, скорее всего, не будет решающим (количество голосов на общем собрании определяется пропорционально размеру требований кредиторов: кредитор, имеющий требование к должнику на 1 000 рублей будет иметь в 10 раз больше голосов, чем кредитор, имеющий требование на 100 рублей). И напротив, если размер ваших требований достаточно большой, чтобы ваш голос имел существенное значение на собрании кредиторов, то неподача заявления о вступлении в дело о банкротстве в течение 30 дней с даты публикования сообщения о введении наблюдения может серьезным образом сказаться на сумме, которую удастся получить по итогам банкротства.

Смотрите так же:  Пенсия проживающих в чернобыльской зоне

С учетом ранее сказанного заявление о включении в реестр требований кредиторов фактически может быть подано на любой стадии дела о банкротстве, но до истечения двух месяцев с момента опубликования сведений об открытии конкурсного производства в отношении должника, поскольку в этот момент закрывается реестр требований кредиторов и требования, заявленные позднее, удовлетворяются в последнюю очередь; принимая во внимание, что речь идет о ситуации банкротства, фактически по таким требованиям выплаты не производятся в связи с отсутствием денег у должника.

Актуальность статьи и её соответствие законодательству подтверждены по состоянию на 01 января 2017 года.

Чтобы гарантировать профессиональную защиту своих интересов в деле о банкротстве и получить от должника максимальную сумму, обращайтесь к услугам нашей юридической компании. Мы успешно ведем дела о банкротстве в интересах своих клиентов и сможем обеспечить для вас наибольшую прибыль от нашего сотрудничества.

Запишитесь на консультацию к юристу!

Другие способы для связи — e-mail: [email protected], факс: 8 (812) 340-55-46

Требование кредитора о погашении задолженности в связи с ликвидацией предприятия

Предусмотренный законом порядок ликвидации юридического лица предполагает опубликование в Вестнике государственной регистрации сообщения о его ликвидации и предложения кредиторам юридического лица заявить все имеющиеся у них требования до в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения о ликвидации.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами и результатах их рассмотрения.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

Образец Требования кредитора о погашении задолженности в связи с ликвидацией предприятия

от ООО «Название 2»
ОГРН ____________
(адрес)

ТРЕБОВАНИЕ КРЕДИТОРА
об оплате задолженности по договору поставки

«___» _____ 2015 года в журнале «Вестник государственной регистрации» (№ __(__) Часть-1) в разделе «Сообщения юридических лиц: Сообщение о ликвидации юридического лица» опубликовано сообщение ООО «Название 1» ОГРН ________, ИНН ______, КПП _______ о том, что « ____ » ______ 2015 года внеочередным общим собранием участников ООО «Название 1» принято решение о ликвидации ООО «Название 1», а также информация о том, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования данного сообщения по адресу: г. Новосибирск, (адрес).

В этой связи ООО «Название 2» заявляет ООО «Название 1» требование о необходимости исполнения обязательства по оплате товара, возникшее из договора поставки № __ от « ___ » _____ 2014 года, в соответствии с которым ООО «Название 2» (в договоре: поставщик) поставило в адрес ООО «Название 1» (в договоре: покупатель) « ___ » _____ 2014 года по накладным №№ ____ — ____ товар (детскую одежду) на общую сумму _________ руб. __ коп. (_________), однако ООО «Название 1» произвело оплату товара не в полном объеме.

Задолженность ООО «Название 1» по оплате товара, поставленного по вышеуказанным накладным составляет _____ руб. __ коп. (____________).

Факт задолженности ООО «Название 1» перед ООО «Название 2» в указанном размере подтверждается указанными товарными накладными, а также актом сверки взаимных расчетов между сторонами за период с « ___ » ____ 2014 года по « ___ » _____ 2015 года (прилагается к настоящему требованию).

Также, в соответствии с п. __. указанного договора поставки, ООО «Название 1» обязан уплатить ООО «Название 2» неустойку за просрочку оплаты товара, размер которой составляет 0,05% от просроченной суммы оплаты за каждый день просрочки.

Рассчитанная на « ___ » _____ 2015 года неустойка за просрочку оплаты составляет _____ руб. __ коп.:

(_______ руб. __ коп. * 0, 05%) * _____ дней = ______ руб. __ коп., где:

_______ руб. __ коп. – просроченная сумма оплаты задолженности
0, 05% — размер неустойки за день просрочки оплаты
______ дней – период просрочки оплаты (с « __ » _____ 2015 года по « __ » _____ 2015 года включительно).

Т.о., в целом на « __ » _____ 2015 года сумма долга ООО «Название 1 перед ООО «Название 2» составляет _______ руб. __ коп. (_______ руб. ___ коп. + ________ руб. __ коп.).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 62 — 64 Гражданского кодекса РФ,

удовлетворить требование ООО «Название 2» к ликвидируемой организации ООО «Название 1» об уплате задолженности по договору поставки № ___ от « __ » _____ 2014 года в сумме _____ руб. __ коп., а также неустойки за просрочку исполнения обязательства по оплате товара по указанному договору в размере ________ руб. __ коп.

П Р И Л О Ж Е Н И Е:

Акт сверки задолженности между ООО «Название 1 перед ООО «Название 2» за период с « __ » _____ 2014 года по « __ » _____ 2015 года
товарный накладные ________

« __ » _______ 2015 года

Генеральный директор
ООО «Название 2»
___________________

Установление требований кредиторов

Установление требований кредиторов

Установление требований кредиторов в процедурах банкротства

Закон определяет порядок установления размера требований кредиторов на стадии наблюдения.

Установление требований — система мероприятий, осуществляемая для целей участия кредиторов в мероприятиях конкурса, в частности в собраниях кредиторов. Кредитор может заявить об установлении своих требований, либо не делать этого — момент своего вступления в процесс определяет сам кредитор.

Предъявление кредиторами требований к должнику

Предъявлены могут быть любые требования, в том числе уже установленные требования (в этом случае необходимо приложить подтверждающий документ). Свои требования кредитор направляет в арбитражный суд, должнику, временному управляющему. Срок заявления кредиторами своих требований — 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения — установлен императивно, поэтому не имеет значения, когда было получено извещение временного управляющего о введении наблюдения. Все требования кредиторов включаются в реестр только на основании определения арбитражного суда о включении требований в реестр — это означает, что по собственной инициативе временный управляющий не может включить в реестр даже установленные требования.

Заявление возражений на требования к должнику

Возражения заявляются только в арбитражный суд. Срок для заявления возражений — не более 15 дней со дня истечения срока для предъявления требований, о котором говорилось, т.е. 45 дней с момента опубликования информации о введении наблюдения.

Субъекты, которые имеют право направить возражения:

— должник;
— временный управляющий;
— любой из кредиторов, предъявивших должнику свои требования.
— представитель учредителей (участников) должника либо представитель собственника должника — унитарного предприятия.

Поскольку специальное указание на такое право уполномоченных органов отсутствует, напрашивается вывод: эти органы заявлять возражения на требования кредиторов (а также на требования иных уполномоченных органов) не могут.

Если на требования кредитора поступили возражения, арбитражный суд рассматривает обоснованность этих возражений и наличие оснований для включения требований и требования рассматриваются в заседании арбитражного суда, по результатам которого выносится определение о включении требований в реестр либо об отказе включения их в реестр (при положительном ответе определение должно содержать указание на размер требований и очередность их удовлетворения).

Вынесенное определение арбитражный суд обязан направить следующим субъектам:

— должнику;
— арбитражному управляющему;
— кредитору, предъявившему требование;
— реестродержателю.

Требования, предъявленные с опозданием, подлежат рассмотрению арбитражным судом после окончания наблюдения в рамках следующей процедуры.

Закон определяет порядок установления требований кредиторов в процедуре внешнего управления. Он применяется к требованиям, заявленным в течение внешнего управления, а также до его введения, т.е. к требованиям, заявленным по истечении 30 дней после опубликования информации о введении наблюдения (ст.71), либо на стадии финансового оздоровления.

В любой момент в течение внешнего управления кредитор может заявить свое требование в арбитражный суд и внешнему управляющему.
Направляя требование в суд и управляющему, кредитор должен приложить к нему документы, подтверждающие требование, включая судебный акт, если он есть. Таким образом, для участия в конкурсном процессе не обязательно иметь требование, подтвержденное решением суда (это необходимо только для подачи заявления о банкротстве должника). Подтверждать требование кредитора могут любые документы: акт сверки взаиморасчетов; обещание должника исполнить требование; договор, не являющийся исполненным, и т.п.

Закон устанавливает, что требования кредиторов должны быть включены в реестр на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов. Возникает вопрос, что делать с требованием, которое уже является установленным, т.е. подтвержденным решением суда? Исходя из буквального толкования названной нормы, вполне очевидно: внешний управляющий не имеет права внести его в реестр самостоятельно. Но тогда требование поступает на рассмотрение суда, что не исключает вынесения судом определения о его отклонении либо об изменении его размера, а это едва ли законно, так как представляет собой особый способ опровержения вступивших в силу судебных решений.

Смотрите так же:  Штраф бухгалтеру

Получив требование, внешний управляющий обязан в течение 5 дней с момента его получения уведомить представителя учредителей (участников) либо собственника имущества должника и предоставить им возможность ознакомиться с требованиями кредиторов и прилагаемыми к ним документами.

Арбитражный суд рассматривает все требования — и те, по которым поступили возражения (на предмет проверки обоснованности возражений), и те, на которые возражения не поступили.

В период конкурсного производства порядок установления требования аналогичный, однако при конкурсном производстве срок подачи требований составляет 2 месяца. Поскольку реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении 2 месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Пропущен срок на включение в ликвидационный баланс. Как кредиторам его восстановить

– Вправе ли ИФНС проверять достоверность баланса
– Взыскивается ли недоимка с ликвидируемого общества в бесспорном порядке
– Какие требования не учитываются в ликвидационном балансе

Вопросы, связанные с прекращением деятельности обществ с ограниченной ответственностью, в практике арбитражных судов возникают очень часто. Так, в процессе проводимой обществом ликвидации, не все требования кредиторов оказываются удовлетворенными. Как показывает практика, главная причина отказа во включении требования в ликвидационный баланс – это пропуск срока, предоставленного законом для заявления подобных требований. Причем закон не делает различий в том, требования каких кредиторов (частных или бюджетных) остались за пределами ликвидационного баланса. По этой причине кредитор, пропустивший такой срок, не может обжаловать запись в ЕГРЮЛ о ликвидации общества.

Отсутствие уведомления о ликвидации компании – не основание для отказа в регистрации ликвидации

Добровольная ликвидация инициируется учредителями (участниками) ООО. Безусловно, это их неотъемлемое право, связанное со свободой предпринимательства, с законным желанием прекратить деятельность юридического лица (выйти из его состава) в любое время. Но реализация права на ликвидацию и права на выход из его состава различается в обществах с единственным участником (а таких на сегодняшнем рынке едва ли не половина). Так, ИФНС отказала в регистрации выхода единственного участника ООО, пожелавшего прекратить свое участие в нем. Отказ был обжалован в суд, который согласился с инспекцией, указав, что выход единственного участника общества невозможен, поскольку приводит к отсутствию участников, несоответствию ООО требованиям хозяйственного общества и невозможности его дальнейшего функционирования. Это, по сути, означает его фактическую ликвидацию без уведомления кредиторов и без удовлетворения их требований, что недопустимо. Поэтому единственный участник, желая прекратить свое участие в ООО, обязан представить в налоговый орган решение о ликвидации и провести все необходимые ликвидационные процедуры (постановление ФАС Поволжского округа от 25.01.2010 по делу № А65-10112/2009).

О принятом решении добровольно ликвидировать ООО его учредители (участники) обязаны незамедлительно уведомить регистрирующий орган (п. 1 ст. 62 ГК РФ). На это закон отводит 3 рабочих дня (ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ)). Но даже если срок пропущен, отказать в государственной регистрации ликвидации ИФНС все равно будет не вправе. Так, суд рассмотрел дело об обжаловании такого отказа, где фирма уведомила инспекцию о принятии решения о ликвидации лишь спустя 5 месяцев. Признавая отказ неправомерным, суд указал, что нарушение срока, установленного законом для уведомления регистрирующего органа о принятом решении о ликвидации, не является основанием для отказа, поскольку в законе (п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ) нет прямого указания на это, а перечень установленных в нем оснований является исчерпывающим (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.10.2010 по делу № А78-2034/2010).

В соответствии с п. 3 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ) с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Бывшие руководители ООО с этого момента не могут управлять обществом и осуществлять юридически значимые действия от его имени – заключать договоры, выдавать доверенности, издавать приказы и проч. Так, суд признал недействительной доверенность, подписанную неуполномоченным лицом – директором ООО после принятия ликвидатором обязанности по управлению делами общества на себя (постановление ФАС Поволжского округа от 03.10.2011 по делу № А12-22624/2010). Аналогичная практика сформировалась и в других окружных судах (см. постановления ФАС Уральского округа от 11.10.2010 по делу № А07-8157/2010, Центрального округа от 16.11.2010 по делу № А09-10688/09).

Пропуск срока для заявления требований ликвидатору погашает задолженность

Обязательным условием ликвидации является уведомление кредиторов путем официальной публикации о ней. Это делается для того, чтобы последние смогли подсчитать и предъявить свои требования. В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ для этого им дается не менее двух месяцев. Если ликвидационный баланс составлен до публикации информации о ликвидации общества, то он считается составленным до расчетов с кредиторами, что нарушает установленный порядок (постановление ФАС Уральского округа от 15.01.2008 № Ф09-11098/07-С4). То есть главное для ликвидируемого ООО – принять все предусмотренные меры по выявлению кредиторов.

Суды также указывают, что диспозиция ст. 63 ГК РФ не обязывает ликвидационную комиссию (ликвидатора) включать в промежуточный ликвидационный баланс, равно как и в ликвидационный баланс, кредиторскую задолженность по не заявленным в установленном порядке требованиям кредиторов. Если в материалах дела также отсутствуют доказательства того, что ликвидационной комиссией не были исполнены обязанности по выявлению кредиторов и по проведению с ними всех расчетов, то сведения, включенные в ликвидационный баланс, должны считаться достоверными. Оснований для признания ликвидационного баланса недостоверным не имеется (постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 № 17АП-5139/11, от 27.07.2011 № 17АП-5872/11, от 27.07.2011 № 17АП-6117/11).

Главное же для кредиторов – не пропустить момент предъявления своих требований. Если они не воспользовались предоставленной возможностью, то фактически теряют свои права требования.

Так, ООО (кредитор) не смогло доказать наличие прав требования к ликвидируемому ООО ЗСПК. Обратившись с претензией до начала ликвидационных процедур, оно не повторило своего обращения к ликвидационной комиссии после публикации объявления о ликвидации.

Суд пояснил: статьей 64 ГК РФ предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 по делу № А46-22456/2009).

В другом деле ликвидируемое общество после соблюдения процедуры уведомления кредиторов передало свои активы. Сделка была оспорена одним из кредиторов по тому основанию, что права были уступлены лицу, не имеющему преимущества при удовлетворении требований кредиторов. Суд отклонил эти доводы, так как кредиторов у общества своевременно выявлено не было (постановление ФАС Уральского округа от 01.06.2010 по делу № А07-24593/2009).

В еще одном случае суд отказал в удовлетворении требований к ликвидируемой организации на том основании, что кредитор, имея на руках исполнительный лист арбитражного суда, не предъявил его ликвидатору к исполнению (решение Арбитражного суда Пермского края от 19.05.2011 по делу № А50П-179/2011, постановление ФАС Уральского округа от 12.10.2011 по делу № А50П-179/2011, определение ВАС РФ от 15.02.2012 № ВАС-1157/12).

Но если судом будет установлено, что кредитор своевременно, до утверждения промежуточного ликвидационного баланса, неоднократно обращался к ликвидатору общества, инициировал судебный процесс о взыскании спорной задолженности, а ликвидатор, несмотря на это, не отразил сумму задолженности ни в промежуточном, ни в ликвидационном балансе, письменно не уведомил кредитора о ликвидации общества, не рассчитался с ним, то ликвидационный баланс содержит недостоверные данные, что нарушает требования Закона № 129-ФЗ и является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица (постановление Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11).

Из приведенного следует, что защита интересов кредиторов – дело рук самих кредиторов.

Отказ в исключении ликвидируемого лица из реестра по причине несвоевременно выявленной задолженности неправомерен

Закон не делает исключений и для кредиторов по задолженности перед бюджетом, то есть для налоговых инспекций. На этом моменте хотелось бы остановиться поподробнее, поскольку часто задолженность по налогам и сборам оказывается сопряженной с проводимой в отношении ликвидируемой организации налоговой проверкой. Насколько правы инспекторы с точки зрения арбитражных судов?

Как мы уже отметили, суды указывают, что налоговая инспекция, равно как и любой другой кредитор, должна заявить о наличии задолженности перед бюджетом в положенный срок (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.01.2008 № Ф08-8532/07). Сделать ей это легче, чем остальным кредиторам, поскольку она сама принимает от общества заявление о начале его ликвидации, а соответствующая информация размещается на ее собственном сайте. Следовательно, она никак не может ссылаться на свое неведение относительно ликвидационных процедур. Несоблюдение налоговой инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора.

Так, в постановлении по одному из дел суд указал, что ответчик как регистрирующий орган поставлен в известность о начале процедуры ликвидации ООО в порядке, установленном действующим законодательством. После окончания срока предъявления требований кредиторов ООО обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации ликвидации юридического лица, представив в числе необходимых документов ликвидационный баланс. Сведения о том, что кредитором – налоговым органом – в установленный законом срок предъявлены требования об уплате задолженности ООО по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды или о включении каких-либо сумм задолженности перед бюджетом в промежуточный ликвидационный баланс в материалах дела отсутствуют. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что ООО обоснованно не включило в ликвидационный баланс сведения о кредиторской задолженности по налогам и сборам, в связи с чем регистрирующим органом неправомерно принято решение об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности ООО в связи с его ликвидацией, так как оснований для отказа в регистрации не имелось, поскольку все требуемые документы представлены ликвидатором в полном объеме (постановление ФАС Поволжского округа от 09.02.2010 по делу № А49-6011/2009).

Смотрите так же:  Нотариус метро юго-западное

Ликвидатором через журнал «Вестник государственной регистрации» всем кредиторам было предоставлено время (2 месяца с момента публикации) для предъявления претензий. Таким образом, общество уведомило всех, в том числе и инспекцию, и приняло меры к выявлению кредиторских обязательств. Пропуск кредитором срока для представления требований в ликвидационную комиссию (ликвидатору) является достаточным основанием для отказа в удовлетворении его требований. При таких обстоятельствах ликвидатор обоснованно не включил в ликвидационный баланс сведения о кредиторской задолженности по налогам и сборам. Поскольку обществом был соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица и налоговый орган знал о начавшейся процедуре ликвидации, однако в указанный срок не заявил требований о погашении задолженности перед бюджетом, суд удовлетворил заявленные требования о признании незаконным решения налогового органа об отказе в государственной регистрации ликвидации общества (решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.11.2008 № А39-2836/2008-137/3).

Суд указал, что «отказ в государственной регистрации ликвидации юридического лица возможен только при наличии нарушений, предусмотренных Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Среди них нет такого основания, как наличие непогашенной задолженности перед бюджетом, при том условии, что ИФНС не предпринимала никаких действий в качестве кредитора, направленных на установление соответствующей задолженности» (постановление ФАС Поволжского округа от 28.01.2010 по делу № А12-12057/2009)

Однако налоговая инспекция, узнав о начавшейся процедуре ликвидации, зачастую инициирует проведение проверок ликвидируемого общества. Конечно, ее логику можно понять, особенно если у общества до этого были разногласия по суммам, подлежащим уплате в бюджет – ведь с ликвидированного юридического лица взыскать деньги не удастся. Препятствуя завершению ликвидации, налоговая инспекция выносит решение об отказе в ее регистрации, ссылаясь, как правило, на то, что ликвидатор предоставляет недостоверные данные по расчету с бюджетом. В такой ситуации арбитражного спора не избежать и, надо заметить, суды часто встают на сторону юридического лица. Для уверенности в исходе дела общество лишь должно помнить, что, во-первых, факт наличия недоимки перед бюджетом должен быть установлен своевременно (до начала ликвидации); во-вторых, он должен подтверждаться документально (не одними лишь данными ИФНС, а, например, вступившим в законную силу решением арбитражного суда о признании недоимки, выявленной по итогам налоговой проверки); и, в-третьих, о нем обязательно должно быть заявлено в положенный срок (в течение двух месяцев со дня публикации сведений о начале процесса ликвидации).

Аналогичная ситуация была рассмотрена в другом деле, где налоговая инспекция сослалась на наличие у общества непогашенной задолженности перед бюджетом, выявленной в процессе выездной налоговой проверки до завершения ликвидационных процедур – по ее мнению, ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения, а потому в регистрации ликвидации было отказано. Суды указали на неправомерность такого решения, поскольку все условия для государственной регистрации в связи с ликвидацией общества были соблюдены и основания для отказа в регистрации отсутствовали (определение ВАС РФ от 10.09.2010 № ВАС-11630/10).

В другом случае отказ был мотивирован наличием у ООО задолженности по налогам, при этом налоговый орган сослался на результаты предпроверочных мероприятий, проведенных, в частности, на основании выписок из банка. Суд округа счел отказ неправомерным и пояснил, что основанием возникновения обязанности по уплате налога является проведение налоговых проверок и вынесение решения в установленном законом порядке. Результаты предпроверочных мероприятий не предусмотрены в качестве оснований возникновения у организации обязанности по уплате налоговых платежей (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.02.2010 по делу № А27-10805/2009).

В другом деле суд пошел дальше и отверг даже акт выездной налоговой проверки, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и требование об уплате налогов, вынесенные позже принятия заявления о ликвидации общества. Суд мотивировал это тем, что в установленный в сообщении о ликвидации срок регистрирующий (налоговый) орган как кредитор не предъявил обществу соответствующих требований, а вместо этого объявил выездную проверку. Более того, до объявления проверки ИФНС выдала справку о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам, подписанную должностным лицом и подтверждающую, что на текущую дату у общества отсутствовала задолженность по обязательным платежам (постановление ФАС Поволжского округа от 08.11.2010 по делу № А49-2237/2010).

Но если инспекция предъявила требования об уплате налогов в установленном порядке, доказала их, а налоги уплачены не были, то предъявленный обществом ликвидационный баланс считается недостоверным, а решение об отказе в ликвидации будет принято налоговым органом правомерно (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.01.2008 № Ф08-8532/07)

Вопрос о том, может ли ИФНС России проверять ликвидационный баланс на достоверность – по сути, ключевой вопрос вышеуказанных споров, – находит неоднозначное решение в практике арбитражных судов. Большинство судей обосновывает правовую позицию, согласно которой инспекция делать этого не вправе: закон не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверность данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствие у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности, а также не дает права требовать представления других документов (постановления ФАС Поволжского округа от 09.02.2010 по делу № А49-6011/2009, Западно-Сибирского округа от 27.07.2010 по делу № А46-22456/2009, Волго-Вятского округа от 18.10.2011 по делу № А43-27886/2010).

Но иногда суды высказывают и противоположную точку зрения: положение закона о том, что регистрирующий орган не проверяет достоверность сведений в представленных документах, не распространяется на порядок госрегистрации юридического лица при его ликвидации (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2011 № Ф02-2975/11).

Но как бы там ни было, даже не оценивая содержание, инспекция тщательно проверяет форму предоставленных документов о ликвидации. Так, обнаружив, что страницы ликвидационного баланса не сшиты и не пронумерованы, она отказала в государственной регистрации ликвидации общества, и этот отказ был признан судом правомерным, поскольку общество нарушило требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.09.2010 по делу № А33-3295/2010).

В период ликвидации списывать в бесспорном порядке задолженность нельзя

Заметим, что в период нахождения организации-налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не праве осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов, поскольку это противоречит положениям ст. 49 НК РФ и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика. Суды единодушны в этом мнении и объясняют его так: требование об уплате налога (пеней) является актом индивидуального правового регулирования, а не уведомлением, носящим исключительно информационный характер, его выставление в адрес налогоплательщика является начальным этапом инициируемой налоговым органом процедуры принудительного взыскания. Выставлением указанного требования на налогоплательщика возлагается обязанность произвести уплату отраженных в нем сумм налогов, пеней и штрафов в установленный налоговым органом срок. При этом в случае неисполнения требования в добровольном порядке налогоплательщик предупреждается о применении принудительных мер взыскания.

Однако это не корреспондирует с п. 4 ст. 64 ГК РФ, устанавливающим, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии, а не списывать задолженность бесспорно. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Таким образом, исходя из специфики норм налогового и гражданского законодательства о ликвидации, бесспорное списание налогов при ликвидации является недопустимым (постановление ФАС Поволжского округа от 31.07.2012 по делу № А57-23213/2011).

Также следует иметь в виду, что при наличии у ликвидируемой организации недоимки по налогам сумма излишне уплаченного налога не подлежит возврату ей. Она распределяется по бюджетам и внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам ликвидируемой организации перед соответствующими бюджетными и внебюджетными фондами.

И лишь в случае отсутствия у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщиком-организацией (постановление ФАС Поволжского округа от 08.07.2010 по делу № А57-23706/2009).

Оспорить свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ нельзя

Весьма распространены заявления об оспаривании свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией юридического лица. Главное правовое последствие ликвидации – это прекращение правоспособности юридического лица, которое наступает с момента внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц, подтвержденной соответствующим свидетельством (постановления Президиума ВАС РФ от 08.11.2005 № 14806/04, ФАС Московского округа от 13.10.2011 по делу № А41-8992/2009). Так, по одному делу учредитель ООО попытался признать недействительным свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности данной фирмы как ненормативный правовой акт (то есть в порядке гл. 24 АПК РФ). Суд отказал ему в этом, аргументировав свою позицию следующим: основанием внесения записи в ЕГРЮЛ является решение, принятое регистрирующим органом на основании документов, представленных при госрегистрации. Свидетельство же лишь удостоверяет факт внесения такой записи, оно не содержит властно-распорядительных предписаний, порождающих, изменяющих либо прекращающих правоотношения. Следовательно, оно не является ненормативным правовым актом и не может быть оспорено в установленном порядке. Заявителю, не согласному с ликвидацией юридического лица, следовало оспаривать первичные правоустанавливающие документы, на основании которых она была проведена, а не свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ (постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.05.2012 по делу № А24-3962/2011).