Меню

Оглавление:

Статья 313 ТК РФ. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Новая редакция Ст. 313 ТК РФ

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Комментарий к Статье 313 ТК РФ

Глава 50 ТК основана, главным образом, на Законе РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

В силу части 1 статьи 423 ТК, Закон от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 продолжает действовать и в настоящее время в части, не противоречащей ТК.

Под районами Крайнего Севера понимается высокоширотная часть территории РФ, которая характеризуется суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения.

Особенности труда в таких условиях и порядок возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, а в ряде случаев и членов их семей, регулируются статьями главы 50 ТК.

Все другие вопросы, связанные с работой в указанных районах и местностях, но возникающие после прекращения трудовых отношений не регламентируются трудовым законодательством, в частности Законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», как того требует статья 327 ТК.

Нормы об особенностях регулирования труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях содержатся в статьях главы 50 ТК, а также ряде других статей. Например, статьей 59 ТК предусмотрена возможность заключения срочного трудового договора при переезде работника в указанные районы и местности. Действие статей главы 50 ТК распространяется на лиц, заключивших трудовой договор о постоянной или временной работе с любыми работодателями, расположенными в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статья 313 основана на нормах статьи 3 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Она определяет порядок предоставления гарантий и компенсаций для северян в зависимости от того, в какой организации занят работник, а в ряде случаев — от вида предоставляемых гарантий и компенсаций и от некоторых иных обстоятельств.

Государственные гарантии и компенсации и дополнительные гарантии и компенсации можно выделить исходя из содержания части 1 статьи 313 ТК, а также иных федеральных законов.

Согласно статьям 1 и 3 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 основные гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются:

— в организациях, финансируемых из федерального бюджета, — федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ;

— в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — законами субъектов Российской Федерации;

— в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

— в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, — работодателем, за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1.

К дополнительным гарантиям и компенсациям относятся гарантии и компенсации, предоставляемые за счет средств бюджета субъекта РФ, а также за счет средств местных бюджетов и из средств работодателя.

Органы местного самоуправления за счет средств местных бюджетов могут устанавливать дополнительные гарантии и компенсации для лиц, работающих в организациях, финансируемых из этих бюджетов.

Часть 2 статьи 313 ТК предоставляет субъектам РФ, на территории которых есть районы, которые указаны в Перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и работодателям, расположенным в таких районах, с учетом их финансовых возможностей устанавливать дополнительные гарантии и компенсации работникам. Для того чтобы определить, какие гарантии и компенсации действуют в конкретном районе, необходимо обратиться к региональному законодательству, а также соглашениям, действующим на территории конкретного района, и коллективному договору организации.

Если дополнительные гарантии и компенсации установлены в соответствии с частью 2 статьи 313 ТК, то они становятся обязательными к применению наряду с основными (государственными) гарантиями и компенсациями.

Работодатель может установить дополнительные гарантии и компенсации в коллективных договорах и соглашениях, а также при отсутствии таковых в трудовых договорах на основании общей нормы, позволяющей улучшать положение работников по сравнению с законодательством, что соответствует статье 9 ТК.

Статья 313 ТК не связывает предоставление гарантий и компенсаций с заключением срочного трудового договора о работе в северных районах либо с видом трудового договора. Право на них возникает и при наличии договора на неопределенный срок, а также договора о сезонной или временной работе.

Другой комментарий к Ст. 313 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Федеральным законом от 30 июня 2006 г. в ст. 313 ТК РФ уточнены источники правового регулирования гарантий и компенсаций в северных районах и местностях, в частности, теперь государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут устанавливаться не только Трудовым кодексом и другими федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами РФ (постановлениями Правительства, Минздравсоцразвития и т.д.).

2. В настоящее время развивает нормы гл. 50 главным образом Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в ред. от 29 декабря 2004 г.).

В силу ч. 1 ст. 423 ТК РФ этот Закон продолжает действовать в части, не противоречащей ТК РФ.

По тому же принципу сохраняет свое действие целый ряд нормативных правовых актов, принятых во времена СССР, в частности:

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»;

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»;

Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, утвердившее Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1967 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях;

Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденная Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2.

3. Север — это высокоширотная часть территории РФ, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Такое определение было дано в ст. 1 утратившего силу Федерального закона от 19 июня 1996 г. N 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации».

Статьи гл. 50 ТК РФ регулируют особенности труда в таких условиях и порядок возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников (а в ряде случаев и членов их семей).

Другие вопросы, связанные с работой в указанных районах и местностях, но возникающие после прекращения трудовых отношений (например, после выхода на пенсию или приобретения статуса безработного), регламентируются иным (не трудовым) законодательством (см. ст. 327).

4. Нормы об особенностях регулирования труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях содержатся не только в гл. 50, но и в ряде других статей ТК, например в ст. 59, где предусмотрена возможность заключения срочного трудового договора при переезде работника в указанные районы и местности.

5. С учетом ст. 1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» действие гл. 50 распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно (т.е. заключивших трудовой договор о постоянной или временной работе) в организациях, расположенных в указанных районах и местностях, независимо от форм собственности.

В упомянутой норме речь идет только об организациях, что не соответствует смыслу ст. 313 ТК, которая охватывает и работодателей — физических лиц. Из последнего и стоит исходить в силу более высокой юридической силы Трудового кодекса по сравнению с другими законами.

6. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях часто приходится работать в условиях низких температур. В связи с этим работники имеют право на специальные перерывы для обогревания и отдыха в течение рабочего дня (смены), включаемые в рабочее время (см. ст. 109 ТК РФ).

7. В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» перечень таких районов и местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ.

В настоящее время действует Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (с многочисленными изменениями и дополнениями, внесенными в него актами СССР и РФ). Для использования в практической работе можно опираться на письмо Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 28 мая 1998 г. N 1707-14/06-28/4114, которое содержит обобщенный с учетом всех изменений и дополнений Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

8. Статья 313 ТК РФ основана на ст. 3 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с одним существенным противоречием: ч. 1 ст. 313 ТК РФ говорит об установлении гарантий и компенсаций нормативными правовыми актами РФ независимо от источника финансирования, а ст. 3 названного Закона РФ увязывает установление гарантий теми же актами, но только в случае, если указанные лица являются работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Смотрите так же:  Защита прав потребителей книга 2018

В этом противоречии применяться должна первая норма в силу верховенства Трудового кодекса над другими законами, в том числе федеральными.

9. В ст. 4 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что гарантии и компенсации, установленные:

нормативными правовыми актами РФ, — являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета;

для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, — являются расходными обязательствами этих субъектов;

для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, — являются расходными обязательствами муниципальных образований;

для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, — осуществляются за счет средств работодателя.

10. Статья 313 ТК РФ выделяет два вида гарантий и компенсаций: государственные (ч. 1) и дополнительные (ч. 2).

Государственные гарантии и компенсации устанавливаются только ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ и представляют собой своего рода обязательный федеральный минимум, который должны соблюдать все без исключения работодатели независимо от форм собственности и источников финансирования.

11. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренные ч. 2 ст. 313 ТК, являются дополнительными по сравнению с государственными. Они не должны, а лишь могут устанавливаться, исходя из финансовых возможностей субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и работодателей.

Таким образом, здесь будет иметь место улучшение правового положения работников по сравнению с обязательным федеральным минимумом. Это улучшение может выражаться, например, в установлении видов гарантий или компенсаций, которые отсутствуют в ТК РФ и иных нормативных правовых актах РФ, либо в увеличении размеров компенсационных выплат по отношению к тем, что установлены на основании ч. 1 ст. 313 ТК РФ.

12. В ч. 2 ст. 313 ТК РФ также дан перечень источников, которые могут устанавливать дополнительные гарантии и компенсации: законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты.

В данном перечне отсутствуют трудовые договоры. Тем не менее они также могут регулировать рассматриваемые вопросы на основании общих норм ТК РФ (см. ст. 9).

13. Если дополнительные гарантии и компенсации установлены в соответствии с ч. 2 ст. 313 ТК РФ (например, коллективным договором или законом какого-либо субъекта РФ), то они становятся обязательными к применению (у конкретного работодателя либо у всех работодателей, расположенных в соответствующем регионе) наряду с государственными (федеральными) гарантиями и компенсациями.

14. Отсутствие у работодателей средств не является основанием для отказа работникам в предоставлении гарантий и компенсаций, установленных в соответствии со ст. 313 ТК РФ.

При наличии таких фактов работники могут обратиться за защитой своих прав в суд.

15. Статья 313 ТК РФ не связывает предоставление гарантий и компенсаций с заключением срочного трудового договора о работе в северных районах (см. ст. 324 ТК РФ) либо вида трудового договора, поэтому право на них возникает и при наличии договора на неопределенный срок, а также договора о сезонной или временной работе.

16. В ст. 287 ТК РФ установлено, что совместители имеют право на северные гарантии и компенсации только по основному месту работы.

17. Об особенностях предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях вахтовым методом, см. ст. 302 ТК РФ.

18. О понятии гарантий и компенсаций см. ст. 164 ТК РФ.

Статья 313. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Статья 313. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации и работодателей.

Главная | Трудовой кодекс РФ | Статья 313. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Статья 313. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Статья 313 ТК РФ. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

30 декабря 2016

Многие из нас верили в Деда Мороза до определенного возраста. Некоторые уверены в его существовании и сейчас. Существует Дед Мороз или нет — вопрос сложный, скорее философский. Попробуем разобраться, как его деятельность, реальная или вымышленная, могла бы регулироваться законодательством Российской Федерации.

26 декабря 2014

Большинство из нас до определенного возраста верило в Деда Мороза. Некоторые уверены в его существовании и сейчас. Существует Дед Мороз или нет — вопрос сложный, скорее философский. Попробуем разобраться, как его деятельность, реальная или вымышленная, могла бы регулироваться законодательством Российской Федерации.

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Живу на севере 22 года стаж северный договора не вошли мне 51 год положена ли пенсия?

Вопрос относится к городу Г Братск

мой сын родился в Мурманске в 1991 году, окончил школу и поступил в военный институт. По окончании, в июне 2013 года был распределен в мурманскую область. Сейчас ему 23 года и получается всю жизнь, кроме обучения в институте, он прожил в РКС. Но полярные надбавки в полном объеме и даже в льготном исчислении (как для молодежи севера) ему отказываются выплачивать ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 194 На какие надбавки он може рассчитывать в данный период?

Здравствуйте, я работаю в ооо, у нас оплачивается проезд к месту отдыха и обратно не полностью, а фиксированной суммой, не зависимо от того каким транспортом я буду передвигаться, слышала что президент подписал указ о возмещении стоимости проезда полностью независимо от форм собственности организации, должны ли оплатить мне билеты в этом году полностью?

Вопрос относится к городу Мончегорск

согласно какой статьи ТК РФ, предоставляются дни северянам без сохранения Заработной платы для проезда по льготному отпуску?

Статья 313. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Комментарий к Ст. 313 ТК РФ

1. Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются не только ТК РФ. но и иными федеральными законами, среди которых следует назвать прежде всего Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (ВВС РФ. 1993. N 16. Ст. 551).

2. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей.

3. В части, не противоречащей ТК РФ. продолжают действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР. Среди таких актов можно назвать, в частности:

— Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (ВВС СССР. 1960. N 7. Ст. 45);

— Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (ВВС СССР. 1967. N 39. Ст. 519);

— Постановление Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» (СП РСФСР. 1990. N 24. Ст. 254).

4. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден еще в 1967 г., действует в ред. Постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 (СП СССР. 1983. N 5. Ст. 21).

Уточненный Перечень таких районов с учетом внесенных в него позднее актами РФ дополнений и изменений содержится в письме Минтруда России, Пенсионного фонда РФ от 28 мая 1998 г. N 1707-14/06-28/4114 (Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1998. N 7).

Второй комментарий к Статье 313 Трудового кодекса

1. Внесенные в ст. 313 изменения расширяют нормативно-правовую базу установления гарантий и компенсаций для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В ее ч. 1 предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации этим лицам устанавливаются не только Кодексом и другими федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а другие гарантии — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Величина дополнительных гарантий зависит от финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателя.

В результате изменений, внесенных в ст. 313 и некоторые другие статьи главы 50 ТК РФ, их текст согласуется с текстом норм по тем же вопросам, содержащихся в Законе РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г. (т.е. с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом N 122-ФЗ).

2. Глава 50 ТК РФ устанавливает особенности регулирования трудовых отношений в зависимости от специфических условий местности, в которой трудится работник, — экстремальных природно-климатических условий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 313 — 327).

Она основана в первую очередь на тексте Закона РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Ведомости РСФСР. 1993. N 16. Ст. 551) и ст. 251 КЗоТа РФ 1971 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в нее внесены кардинальные изменения — в ст. 316, 317, 323, 325, 326 (СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607).

Смотрите так же:  Налог на продажи в москве

3. Нормы ТК РФ предусматривают предоставление определенных гарантий и компенсаций гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Более подробные нормы содержатся в Законе РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г. Этот Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Действие этого Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях, а также на некоторые другие категории граждан (см. ч. 1 и 2 ст. 1).

4. Закон РФ от 19 февраля 1993 г., непосредственно связанный с нормами главы 50 ТК РФ, претерпел существенные изменения.

Внесенные в него Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменения коснулись прежде всего компенсаций, предоставляемых гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также источников финансирования соответствующих выплат.

Ряд статей Закона РФ от 19 февраля 1993 г. признан утратившим силу: ст. 6 — 9, 12, 13, 15, 16, 20 — 23.1, 25 — 32. Утратили силу его разделы IV и VIII.

5. До введения в действие норм Федерального закона от 22 августа 2004 г. гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 313 — 327 ТК РФ и Законом РФ от 19 февраля 1993 г. в соответствии с ч. 2 ст. 313 ТК РФ, могли устанавливаться законами субъектов РФ, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ и работодателей. Это означало, что уровень гарантий и компенсаций, предусмотренный Законом РФ, мог быть повышен.

Теперь гарантии и компенсации северянам, предусмотренные непосредственно в новой редакции Закона РФ от 19 февраля 1993 г., применяются в отношении тех, кто работает в организациях, финансируемых из федерального бюджета. Гарантии и компенсации тем, кто работает в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, и проживает в этих районах и местностях, устанавливаются каждым субъектом РФ самостоятельно. Для тех, кто работает в организациях, финансируемых из местного бюджета, и проживающих в тех же районах и местностях гарантии и компенсации определяются органами местного самоуправления, а для работающих в иных организациях — работодателем, если иное не установлено Законом РФ от 19 февраля 1993 г. в новой редакции (см. ч. 3 ст. 1, ст. 3 и др.).

Текст статей Трудового кодекса и Закона РФ от 19 февраля 1993 г. в новой редакции позволяет сделать вывод о том, что право на «северные» гарантии и компенсации сохраняется и за теми, кто работает в организациях, финансируемых не из федерального бюджета. Изменен порядок их установления.

То, что установлено для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, следует рассматривать как эталон или минимальный уровень гарантий и компенсаций для их установления работникам других организаций. При этом, исходя из принципа недопустимости ухудшения положения работника, не могут быть сокращены объем и виды гарантий и компенсаций, не может быть уменьшен их размер по сравнению с тем, что было установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами до внесения в них изменений в части источников финансирования.

В Федеральном законе от 22 августа 2004 г. в общей форме не предусмотрено, что в организациях, финансируемых не из федерального бюджета, размер гарантий и компенсаций не может быть ниже установленного для работников организаций, финансируемых из этого бюджета, а порядок и условия их предоставления не могут быть хуже.

На этот счет имеются лишь отдельные положения. Так, предусмотрена возможность повышения размера районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов (см. ч. 2 ст. 10). Такая же возможность имеется и в отношении процентных надбавок к заработной плате (см. ст. 11).

6. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. в новой редакции предусматривает возможность установления гарантий и компенсаций не только законом, но и иными нормативными правовыми актами РФ (см. ст. 3, 4 и др.).

Следует напомнить, что нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу. Если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс (см. ст. 5 ТК РФ).

7. Нормативные акты работодателей об установлении гарантий и компенсаций, их размере и порядке предоставления относятся к локальным нормативным актам, принимаемым в установленном Трудовым кодексом порядке (см. ст. 8, 371, 372).

Если в организации заключается коллективный договор, предпочтительнее включать в него положения, касающиеся гарантий и компенсаций.

Там, где заключаются региональные и территориальные соглашения, в них следовало бы предусматривать соответствующие гарантии и компенсации северянам, с тем чтобы их нормы легли в основу определения необходимых средств в соответствующем бюджете.

8. В соответствии с Законом РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г., источником расходов на гарантии и компенсации северянам служат:

1) для работников, организаций, финансируемых из федерального бюджета, — средства федерального бюджета;

2) для работников организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — средства бюджета соответствующего субъекта;

3) для работников организаций, финансируемых из местного бюджета, — средства бюджета соответствующего муниципального образования;

4) для работников других организаций — собственные средства этих организаций.

Следствием таких изменений может стать ухудшение положения работников, занятых в столь сложных и трудных условиях Севера, при ограниченности или полном отсутствии в бюджетах субъектов РФ, местного самоуправления и организаций источников финансирования полагающихся им льгот и гарантий.

Финансовое обеспечение гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определено ст. 4 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. в редакции от 22 августа 2004 г.:

1) гарантии и компенсации, установленные этим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета;

2) гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, являются расходными обязательствами субъектов РФ;

3) гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований;

4) гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счет работодателя (см. ст. 4).

9. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей неоднократно дополнялся, расширялся — см. Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (СП СССР. 1967. N 29. Ст. 203), изменения и дополнения, внесенные Указами Президента РФ от 20 декабря 1993 г. N 2226, от 22 марта 1994 г. N 577, от 16 мая 1994 г. N 945 (САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5059; 1994. N 13. Ст. 985; СЗ РФ. 1994. N 4. Ст. 303).

Компетенция Правительства РФ по утверждению перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций сохранилась (см. ст. 2 Закона РФ от 19 февраля 1993 г., в редакции от 22 августа 2004 г. // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607).

Перечень районов проживания малочисленных народов Севера утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 января 1993 г. и дополнен Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1993 г. (САПП РФ. 1993. N 3. Ст. 176, N 42. Ст. 4001).

Утвержден Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) (см. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 402, с изменениями и дополнениями от 27 сентября 2001 г. N 695 // СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2318; 2001. N 40. Ст. 3846).

10. Государство предпринимает меры для создания благоприятных условий жизни и работы в районах Севера, оказания содействия желающим переселиться из этих районов (см., например, Федеральную целевую программу экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера до 2011 года, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2001 г. N 564 // СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3327; Соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования пилотного проекта реструктурирования районов Крайнего Севера — Постановление Правительства РФ от 3 августа 2001 г. N 577 // СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3468; Положение о содействии переселению граждан в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2002 г. N 336 // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2093; 2005. N 9. Ст. 723).

Дополнительные меры по оказанию содействия гражданам Российской Федерации в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2004 г. N 306 (СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2675).

Статья 313 ТК РФ. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Комментарии к ст. 313 ТК РФ

1. Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера утв. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 198 (разделы I, V не приводятся).

См. также Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года», утв. Постановлением Правительства РФ от 27 июля 2001 г. N 564.

Концепция Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года» утв. распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 2007 г. N 1661-р.

Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2002 г. N 336 утв. Положение о содействии переселению граждан в рамках пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера.

Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. N 577 одобрено Соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера.

2. Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 утв. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (не приводится).

Смотрите так же:  Договор на процент от продаж

3. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установил гарантии и компенсации для лиц, работающих в районах Крайнего Севера.

Распоряжением Совета Министров — Правительства РФ от 1 июня 1993 г. N 967-р утв. организационный план мероприятий по реализации названного Закона.

Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2.

4. Дополнительные гарантии и компенсации установлены правовыми актами субъектов РФ: Законом Архангельской области от 10 ноября 2004 г. N 260-33-ОЗ «Об оплате труда работников областных государственных учреждений, гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; Законом Мурманской области от 29 декабря 2004 г. N 579-01-ЗМО «О государственных гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера»; Законом Республики Бурятия от 9 октября 2007 г. N 2526-III «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных в приравненных к районам Крайнего Севера местностях Республики Бурятия»; Законом Забайкальского края от 26 сентября 2008 г. N 42-ЗЗК «О гарантии медицинского обслуживания для лиц, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и являющихся работниками организаций, расположенных в указанных местностях и финансируемых из бюджета Забайкальского края»; Законом Сахалинской области от 13 октября 2003 г. N 428 «Об установлении ежеквартальной социальной выплаты гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 40 и более календарных лет»; Законом Республики Алтай от 15 апреля 2005 г. N 26-РЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из республиканского бюджета Республики Алтай и расположенных на территории Республики Алтай в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»; Законом Пермского края от 18 декабря 2007 г. N 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; Законом Республики Карелия от 27 декабря 2004 г. N 846-ЗРК «О гарантиях и компенсациях для отдельных категорий лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на территории Республики Карелия»; Законом Читинской области от 14 февраля 2007 г. N 895-ЗЧО «О гарантии медицинского обслуживания для лиц, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и являющихся работниками организаций, расположенных в указанных местностях и финансируемых из бюджета Читинской области»; решением Совета депутатов г. Кандалакши Мурманской области от 29 мая 2007 г. N 53 «О гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования городское поселение Кандалакша, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера»; Законом Камчатского края от 6 марта 2008 г. N 15 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета»; Законом Красноярского края от 3 декабря 2004 г. N 12-2668 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в иных местностях края с особыми климатическими условиями»; Законом Иркутской области от 4 декабря 2008 г. N 102-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающих в организациях, финансируемых из областного бюджета».

Статья 313. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

СТ 313 ТК РФ.

Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами
и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Комментарий к Ст. 313 Трудового кодекса РФ

1. Нормативно-правовое регулирование труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется наряду с ТК РФ также Законом РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и целым рядом подзаконных нормативных правовых актов, в том числе бывшего СССР.

Применять подзаконные нормативные правовые акты, в том числе бывшего СССР, следует с учетом положений не только ТК РФ, но и актов высших судебных органов — ВС РФ и КС РФ, существенно корректирующих ряд норм подзаконных актов (см. ст. ст. 314, 325 ТК РФ и комментарий к ним).

2. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, приведен в Постановлении Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Данный перечень постоянно дополняется и в настоящее время включает следующие районы:

а) районы Крайнего Севера:

все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также Берингова и Охотского морей;

Мурманская область — за исключением г. Кандалакши с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского городского Совета народных депутатов;

Архангельская область — Ненецкий автономный округ и г. Северодвинск с территорией, находящейся в административном подчинении Северодвинского городского Совета народных депутатов; Мезенский, Лешуконский, Пинежский районы;

Коми АССР — г. Воркута и Инта с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов, Печора, Печорский, Ижемский, Усть-Цилемский и Усинский районы, с. Усть-Лыжа с подчиненной ему территорией;

Тюменская область — Ямало-Ненецкий автономный округ; Березовский и Белоярский районы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;

Красноярский край — Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа; г. Игарка и Норильск с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов; Северо-Енисейский и Туруханский районы;

Иркутская область — Катангский район;

Чукотский автономный округ;

Республика Карелия — Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы; г. Костомукша;

Хабаровский край — Аяно-Майский и Охотский районы;

Сахалинская область — Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский районы; г. Оха;

Республика Тыва — Монгун-Тайгинский, Тоджинский районы; Шынаанская сельская администрация Кызылского района;

б) местности, приравненные к районам Крайнего Севера:

Мурманская область — г. Кандалакша с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского городского Совета народных депутатов;

Архангельская область — Вельский, Вилегодский, Виноградовский, Верхнетоемский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Ленский, Лешуконский, Мезенский, Няндомский, Пинежский, Плесецкий, Приморский, Онежский, Устьянский, Холмогорский, Шенкурский районы; г. Архангельск, Котлас, Коряжма, Новодвинск, Онега;

Коми АССР — Вуктыльский, Ижемский, Княжпогостский, Койгородский, Корткеросский, Печорский, Прилузский, Сосногорский, Сыктывдинский, Сысольский, Троицко-Печорский, Удорский, Усть-Вымский, Усть-Куломский, Усть-Цилемский районы; г. Печора и Ухта с территорией, находящейся в административном подчинении Ухтинского городского Совета народных депутатов, г. Сыктывкар; Усть-Лыжинский сельсовет Увинского района; г. Петрозаводск, Сортавала, Костомукша;

Коми-Пермяцкий автономный округ — Гайнский, Косинский и Кочевский районы;

Республика Карелия — Кондопожский, Лахденпохский, Медвежьегорский, Муезерский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Сегежский, Суоярвский; Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский районы; г. Петрозаводск, Сортавала, Костомукша;

Тюменская область — Ханты-Мансийский автономный округ, Уватский район;

Томская область — Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Тегульдетский и Чаинский районы; г. Колпашево и Стрежевой;

Красноярский край — Богучанский, Енисейский, Кежемский и Мотыгинский районы; г. Енисейск и Лесосибирск с территорией, находящейся в административном подчинении Лесосибирского городского Совета народных депутатов;

Иркутская область — Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский и Усть-Кутский районы; г. Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут и Братск с территорией, находящейся в административном подчинении Братского городского Совета народных депутатов;

Бурятская АССР — Баунтовский, Северо-Байкальский, Баргузинский, Курумканский, Муйский и Окинский районы;

Читинская область — Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский районы;

Амурская область — Зейский, Селемджинский и Тындинский районы; г. Зея и Тында с территорией, находящейся в административном подчинении Тындинского городского Совета народных депутатов;

Приморский край — Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский и Тернейский районы; рабочий поселок Восток Красноармейского района с территорией, находящейся в административном подчинении Востокского поселкового Совета народных депутатов; Богуславецкий, Вострецовский, Дальнекутский, Измайлихинский, Мельничный, Рощинский и Таежненский сельсоветы Красноармейского района;

Хабаровский край — Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный, Тугуро-Чумиканский и Ульчский районы; г. Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань; рабочий поселок Эльбан Амурского района с территорией, находящейся в административном подчинении Эльбанского поселкового Совета народных депутатов; Вознесенский, Падалинский, Ачанский, Джуенский, Омминский сельсоветы Амурского района;

Сахалинская область — все местности, за исключением местностей, перечисленных в перечне районов Крайнего Севера;

Республика Тыва — Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Каа-Хемский, Кызылский (за исключением территории Шынаанской сельской администрации), Овюрский, Пий-Хемский, Сут-Хольский, Тандинский, Тес-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Улуг-Хемский, Эрзянский районы; город Кызыл;

Республика Горный Алтай — Кош-Агачский и Улаганский районы.

3. Особые правила предоставления гарантий и компенсаций установлены в отношении командированных работников и совместителей.

Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2, предусматривает следующие правила.

Работникам, командированным в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности из других местностей страны для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, льготы и компенсации не предоставляются. Если непосредственно после истечения установленного законодательством срока командировки указанные лица переводятся на постоянную работу в районы Крайнего Севера или в приравненные к ним местности, то им предоставляются соответствующие льготы и компенсации. При этом в стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, льгот при назначении пенсий, засчитывается весь период непрерывного нахождения в командировке.

Работникам экспедиций, круглогодичных партий, нефтегазоразведок, отрядов, расположенных (базирующихся) в указанных районах и местностях, льготы и компенсации предоставляются. Эти льготы предоставляются также работникам экспедиций и других геологоразведочных, топографо-геодезических организаций, расположенных (базирующихся) вне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, направленным на работу в указанные районы и местности в круглогодичные партии, нефтегазоразведки, отряды.

Работникам, направленным в служебные командировки и временно на период проведения полевых работ в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности с предприятий, расположенных в других районах страны, указанные льготы не предоставляются.

4. Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются работникам только по основному месту работы (ст. 287 ТК РФ).