Меню

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 марта 2012 г. N Ф08-676/12 по делу N А32-1715/2011 (ключевые темы: неосновательное обогащение — реорганизация юридического лица — земельный налог — право постоянного бессрочного пользования — переход)

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 марта 2012 г. N Ф08-676/12 по делу N А32-1715/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2012 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Назаренко И.П., при участии от истца — открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) — Бабак О.В. (доверенность от 22.12.2011), от ответчика — открытого акционерного общества «Кубанские магистральные сети» (ИНН 2312130841, ОГРН 1062309023611) — Шматовой Ю.В. (доверенность от 13.02.2012) и Томилиной Е.В. (доверенность от 13.02.2012), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации Кубани на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.08.2011 (судья Мазурова Н.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Галов В.В.) по делу N А32-1715/2011, установил следующее.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (далее — ОАО «Кубаньэнерго», истец) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу «Кубанские магистральные сети» (далее — ОАО «Кубанские магистральные сети», ответчик) о взыскании 9 366 рублей неосновательного обогащения, возникшего в связи с использованием в период с 01.01.2008 по 21.10.2008 в целях эксплуатации ПС-220/35/27,5/10 кВ «Каневская» (далее — технологический объект, подстанция) земельного участка с кадастровым номером 23:11:0309017:0004 площадью 32 815 кв. м, проходящего через Каневской и Стародеревянковский кадастровые районы, расположенного по адресу: ст. Стародеревянковская, ул. Красная, 249 и указанного в пункте 57 части 25.1 тома 31 разделительного баланса ОАО «Кубаньэнерго» (далее — земельный участок) (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования с учетом определения о выделении требований в отдельное производство от 21.01.2011 по делу N А32-29842/2010).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.08.2011, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011, в удовлетворении исковых требований отказано. Суды констатировали переход к ответчику права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в порядке универсального правопреемства, посчитали невозможным взыскание с ответчика излишне перечисленной истцом в бюджет суммы земельного налога, отметили недоказанность перечисления истцом отыскиваемой суммы и неприменимость к правоотношениям по уплате земельного налога норм о неосновательном обогащении.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в рассматриваемой ситуации необходимости в установлении момента возникновения у ответчика, самостоятельно перечислившего в бюджет сумму земельного налога, соответствующей обязанности налогоплательщика.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, общество обжаловало их в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе общество просит решение от 19.08.2011 и постановление от 17.11.2011 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель, ссылаясь на пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» (далее — постановление Пленума N 54), считает, что в связи с реорганизацией истца в форме выделения из его состава ответчика, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и связанная с ним обязанность по уплате земельного налога могли возникнуть у вновь созданного лица только в момент государственной регистрации указанного права за ним. Фактически используя земельный участок с момента своей регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц до заключения договора аренды земли, ответчик, не будучи плательщиком земельного налога, оказался в состоянии неосновательного обогащения на сумму, уплаченную истцом в виде земельного налога за тот же период.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, не находит оснований для удовлетворения последней.

Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением главы администрации Каневского района от 25.01.1993 N 27 за Тимашевскими электрическими сетями на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен земельный участок площадью 9,53 га, предназначенный для размещения производственной базы.

Постановлениями главы администрации Каневского района от 09.08.1993 N 365, от 12.05.1995 N 249, от 08.08.1997 N 544 за Тимашевскими электрическими сетями дополнительно закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки площадью 0,74 га, 11,07 га (под электрическими линиями 10 кВ), 1 928 кв. м (занятые электроопорами в жилых кварталах ст. Каневской).

Постановлением главы администрации Стародеревянковского сельского округа от 25.06.1998 N 127 утвержден план границ земельного участка в ст. Стародеревянковской площадью 30 кв. м, предоставленный в постоянное (бессрочное) пользование Тимашевским электросетям АО «Кубаньэнерго».

На основании вышеназванных актов истцу выдан государственный акт серии КК-2 N 2200000265 в подтверждение закрепления за ним на праве бессрочного (постоянного) пользования 26,21 га земель, предназначенных для строительства подстанций, линий электропередач и производственных баз.

Из приложенного к государственному акту чертежа границ закрепленных земель следует, что технологическим объектом занят земельный участок N 8 площадью 2,28 га.

30.12.2005 на внеочередном общем собранием акционеров ОАО «Кубаньэнерго» принято решение о реорганизации общества путем выделения из него других юридических лиц, в том числе ОАО «Кубанские магистральные сети» (пункт 1 протокола внеочередного общего собрания акционеров ОАО «Кубаньэнерго» от 13.01.2006), о передаче выделяемым обществам части имущества, прав и обязанностей в соответствии с разделительным балансом (пункт 2.2 протокола).

Согласно пункту 57 части 25.1 тома 31 разделительного баланса ОАО «Кубаньэнерго», утвержденного внеочередным общим собранием акционеров 30.12.2005, ОАО «Кубанские магистральные сети» передано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

18.05.2006 общим собранием акционеров ОАО «Кубанские магистральные сети» утвержден устав общества, в статье 1 которого закреплено, что оно создано в результате реорганизации ОАО «Кубаньэнерго» в форме выделения, является его правопреемником по правам и обязанностям в соответствии с разделительным балансом.

В Единый государственный реестр юридических лиц 01.09.2006 внесена запись о создании ОАО «Кубанские магистральные сети», в подтверждение чего выдано свидетельство.

Истцом и ответчиком подписан акт приема-передачи от 01.09.2006 земельного участка, на котором расположен технологический объект.

Факт формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка подтвержден кадастровым планом от 14.10.2003.

12.07.2007 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрирован переход к ОАО «Кубанские магистральные сети» права собственности на технологический объект.

Постановлением главы муниципального образования Каневской район от 21.10.2008 N 1393 земельный участок предоставлен ОАО «Кубанские магистральные сети» в аренду на 49 лет, а также разрешено его использование с целью эксплуатации и обслуживания подстанции. Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 31.03.2009.

Основанием обращения в суд с иском явилось предполагаемое заявителем неисполнение ответчиком обязательства вследствие неосновательного обогащения в виде земельного налога, уплаченного истцом как титульным правообладателем участка за период с 01.01.2008 по 21.10.2008.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 Кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Исходя из смысла норм, регулирующих обязательства, возникшие вследствие неосновательного обогащения, в предмет доказывания при рассмотрении таких споров входят факты приобретения или сбережения имущества за счет другой стороны, отсутствия правовых оснований для такого получения имущества, размер неосновательного обогащения.

Суд первой инстанции в результате исследования первичной бухгалтерской документации установил несоответствие имеющихся в налоговой декларации сведений о кадастровой стоимости земельного участка содержанию кадастровой выписки о нем от 25.04.2008, ошибочное применение истцом в 2008 году ставки земельного налога в размере 1,5 % от кадастровой стоимости вместо установленной решением Совета Стародеревянковского сельского поселения Каневского района от 28.02.2008 «О внесении изменений в решение Совета Стародеревянковского сельского поселения Каневского района от 28.09.2007 N 9» ставки в размере 0,5 %, отсутствие в платежных документах отметок банка о списании денежных средств, несоответствие указанных в них налоговых периодов заявленному в иске периоду, противоречие платежных поручений налоговой декларации за 2008 год в части указанных в них сумм.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в подтверждение суммы неосновательного обогащения доказательства, суд пришел к выводу о недоказанности факта сбережения ответчиком за счет истца имущества в отсутствие на то правовых оснований и размера неосновательного обогащения.

У суда кассационной инстанции, в силу установленных частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ограничений процессуальных полномочий, отсутствуют основания для иного вывода.

Кроме того, в судебном заседании суда кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, подтвердили факт возврата истцу из бюджета излишне уплаченных сумм земельного налога, отыскиваемых в рамках настоящего дела.

В силу статей 1 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на землю признаны организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации прав) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, в силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом государственной регистрации прав.

Устанавливая пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации общее правило о том, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, законодатель допустил возможность установления законом иного.

Иное предусмотрено частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица, и частью 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.

Смотрите так же:  Единый налог 2 группа декларация

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. В случае реорганизации юридического лица к вновь возникшему в результате выделения юридическому лицу права и обязанности переходят в соответствии с передаточным актом и разделительным балансом ( часть 1 статьи 57 , часть 4 статьи 58 и часть 2 статьи 59 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Указывая в пункте 1 постановления Пленума N 54 на то, что обязанность уплачивать земельный налог возникает у обладателя вещного права на земельный участок, в том числе права постоянного (бессрочного) пользования, с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 того же постановления разъяснил, что при универсальном правопреемстве вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, переходят непосредственно в силу закона, а правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права. При этом действие вышеназванного разъяснения не распространено на случаи реорганизации юридического лица в форме выделения.

Придание случаю реорганизации юридического лица в форме выделения характера исключения из общего правила о моменте возникновении обязанности по уплате земельного налога у возникшего в результате выделения юридического лица обусловлено спецификой названной формы реорганизации, заключающейся в том, что при выделении подвергшееся реорганизации юридическое лицо не прекращается, между ним и вновь созданным юридическим лицом возможны разногласия относительно объема перешедших к правопреемнику прав и обязанностей при недостаточно четкой формулировке разделительного баланса.

Вместе с тем, нормами, содержащимися в абзаце 3 части 2 статьи 218 и части 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, переход вещных прав на недвижимость к вновь возникшему юридическому лицу не поставлен в зависимость от формы реорганизации прежнего правообладателя.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 11 совместного постановления от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных права» (далее — постановление Пленума N 10/22), ссылаясь на абзац третий пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснил, что иной момент возникновения права, указанный в части 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлен для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке реорганизации юридического лица. Если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

Право собственности на недвижимое имущество в этом случае возникает с момента завершения реорганизации юридического лица ( статья 16 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Указанные разъяснения Пленумов высших судебных инстанций, изданные позднее принятия постановления Пленума N 54, также не отражают дифференцированного (в зависимости от формы реорганизации) подхода к вопросу о моменте возникновения вещного права у вновь возникшего юридического лица.

Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.03.2011 N 15762/11 по делу N А41-8794/10 сформулирована правовая позиция относительно вопроса о возникновении универсального правопреемства при реорганизации юридического лица в форме выделения, согласно которой при универсальном правопреемстве в результате реорганизации путем выделения права и обязанности должника переходят к вновь созданному юридическому лицу на основании закона.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на общеобязательный характер содержащегося в постановлении толкования правовых норм и необходимость его применения при рассмотрении аналогичных дел.

В рассматриваемом случае между истцом и ответчиком отсутствуют разногласия относительно объема прав, переданных в результате реорганизации вновь образованному юридическому лицу, что позволяет суду кассационной инстанции с учетом вышеназванных правовых норм, разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судебно-арбитражной практики сделать вывод о том, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а также обязанность по уплате земельного налога возникли у ОАО «Кубанские магистральные сети» в момент его регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц — 01.09.2006.

Перечислением ОАО «Кубаньэнерго» после утраты им соответствующего статуса налогоплательщика сумм налога на земельный участок не создается неосновательное обогащение на стороне ответчика, поскольку не поступили в его распоряжение, а в результате их поступления в местный бюджет обязанность ответчика по уплате земельного налога не прекращена.

Названные суммы истец вправе истребовать от налогового органа в порядке, определенном главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что данные в постановлении Пленума N 54 разъяснения могут быть применены только при рассмотрении дел по спорам, возникшим из административных и иных публичных отношений, в частности о взыскании недоимки по земельному налогу, и суда апелляционной инстанции о том, что решение вопроса о наличии у ответчика в спорный период статуса налогоплательщика по земельному налогу не имеет значения для вывода о возникновении на его стороне неосновательного обогащения в связи с перечислением им сумм налога в бюджет.

Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации уполномочен на дачу разъяснений по вопросам судебной практики и принятие по этим вопросам постановлений, обязательных для арбитражных судов в Российской Федерации ( подпункт 1 пункта 1 и пункт 2 статьи 13 ).

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.1 постановления от 21.01.2010 N 1-П указал, что вытекающее из статьи 127 Конституции Российской Федерации правомочие Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации давать разъяснения по вопросам судебной практики направлено на поддержание единообразия в толковании и применении норм права арбитражными судами и является одним из элементов конституционного механизма охраны единства и непротиворечивости российской правовой системы.

Действующим законодательством не установлены ограничения по применению разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, связанные с категорией рассматриваемого спора.

Согласно правовой позиции, сформулированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 23.03.2010 N 11401/09 по делу N А73-13932/2008, внесением налогоплательщиком земельного налога за спорный период исключается возможность взыскания неосновательного обогащения с фактического пользователя земельного участка по иску его собственника за тот же период, но по иному основанию.

В случае перечисления земельного налога за спорный период истцом — налогоплательщиком при отсутствии соответствующего статуса у фактически использующего земельный участок ответчика, на стороне последнего одновременно возникло бы неосновательное обогащение и право на обращение к налоговому органу с требованием о возврате фактически уплаченных в качестве налога сумм из бюджета. Иное привело бы к нарушению принципа платности использования земли.

Вместе с тем, ошибочные выводы, касающиеся толкования правовых норм, не привели к принятию незаконных судебных актов.

Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций.

Арбитражный суд кассационной инстанции, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом .

Рассмотрев кассационную жалобу с учетом установленных статьями 286 , 287 , 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов кассационного пересмотра дела и ограничений процессуальных полномочий, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 274 , 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.08.2011 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 по делу N А32-1715/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Глава 31 НК РФ. Земельный налог

Земельный налог платят физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости участка. Юридические лица сами считают налог, расчеты за граждан (включая ИП) делают налоговики. Настоящая статья посвящена главе 31 НК РФ «Земельный налог». В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты земельного налога, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

Где введена уплата земельного налога

Во всех муниципальных образованиях России: городах, селах, районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем в каждом из муниципалитетов уплата земельного налога введена своим отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением).

Как соотносятся общие правила и местные особенности

Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе. Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ. Для физических лиц срок уплаты налога закреплен непосредственно в Налоговом кодексе. Наконец, местные власти могут ввести свои льготы по земельному налогу, а также установить, либо не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода.

Кто платит земельный налог

Физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Также налогоплательщиками являются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.

Кто не платит земельный налог

Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.

Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога. В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.

Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.

На что начисляется налог

На сформированные земельные участки. Участок является сформированным, если он имеет кадастровый номер и занесен в Единый государственный реестр земель с указанием категории, границ, площади и т д. По еще не сформированным участкам земельный налог платить не нужно.

На что не начисляется налог

На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ. Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни. Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами. Также с 1 января 2015 года предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Смотрите так же:  Регистрация новорожденного мать одиночка

Налоговая ставка

Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли. Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства предельно допустимая ставка равна 0,3 процента. Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5 процента.

К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.

Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно

Налогоплательщики-организации вычисляют сумму земельного налога самостоятельно. Как правило, этим занимается бухгалтерия.

До 2015 года по участкам, занятым в производственной деятельности, индивидуальные предприниматели определяли сумму налога самостоятельно. Однако начиная с 1 января 2015 года индивидуальные предприниматели, как и физлица, не являющиеся ИП, уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция.

Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.

Получив информацию, налоговики рассчитывают сумму налога и направляют налогоплательщику — физическому лицу уведомление об уплате. При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление. Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

При этом на практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков). В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается. Чтобы урегулировать эту проблему с 1 января 2015 года введена новая обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог. Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Начиная с 2017 года физлица, не исполнившие указанную обязанность, будут платить штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.

Как рассчитать земельный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли. Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов. Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.

Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.

В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму 10 000 руб. В список входят, в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации и инвалиды. Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.

Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году. В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента. Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году. Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав. Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав. Этот же алгоритм следует применять в ситуации, когда в середине года поменялся вид разрешенного использования участка, либо участок был переведен из одной категории земель в другую.

Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля 2010 года, и продала 20 сентября 2010 года. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).

Где узнать кадастровую стоимость

В документах на участок, а также в территориальном Управлении Росреестра или на его официальном сайте. Предоставление информации о кадастровой стоимости для налогоплательщиков бесплатно.

Когда перечислять деньги

Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи. Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку. Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.

Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).

Как отчитываться по земельному налогу

Налогоплательщики-организации обязаны сдать декларацию по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

В муниципальных образованиях, где введены отчетные периоды, налогоплательщики-компании и ИП до конца 2010 года сдавали расчеты по авансовым платежам. Начиная с 2011 года расчеты по авансовым платежам отменяются для всех без исключения налогоплательщиков (обязанность по уплате авансовых платежей и предоставлению годовой декларации остается).

Организации, не владеющие участками земли, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны отчитываться по земельному налогу.

Для налогоплательщиков — физических лиц отчетность по земельному налогу не предусмотрена.

До 2015 года в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, индивидуальные предприниматели были обязаны не только самостоятельно рассчитать земельный налог, но и представить налоговую декларацию. Однако с 2015 года ИП представлять налоговую декларацию не обязаны.

Земельный налог: как не платить по завышенной кадастровой стоимости участка

Для среднестатистического налогоплательщика все актуальнее становится поговорка «Любишь кататься, люби и саночки во­зить», которую можно применить к обязанности платить за всю собственность, имеющуюся у него, и в том числе к праву собственности на земельные участки. Ведь одним из принципов земельного законодательства является принцип платности использования земли (за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ 1 ). Рассмотрим порядок и нюансы расчета земельного налога.

Приобретение земли

Приобретение земельного участка не влечет каких-либо обязанностей в отношении расчетов по НДС в соответствии с п. 3 ст. 161, подп. 1 п. 3 ст. 169, подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ (см. также письмо Минфина России от 13.01.2010 № 03-07-11/03).

Расходы на приобретение земельного участка при налого­обложении прибыли учитываются только при его последующей реализации (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 № 268-ФЗ, письма Минфина России от 30.08.2012 № 03-03-06/1/443, от 28.05.2012 № 03-03-10/57, ФНС России от 07.06.2012 № ЕД-4-3/[email protected]). Иными словами, в налоговом учете земельные участки не подлежат амортизации (п. 2 ст. 256 НК РФ). Не признаются они и объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (подп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ, п. 17 ПБУ 6/01).

Единственное, что может быть признано в расходах по налоговому учету сразу, так это государственная пошлина за регистрацию права собственности на земельный участок (подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272, подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ, письма Минфина России от 28.01.2013 № 03-03-06/1/33, УФНС России по г. Москве от 17.04.2009 № 16-15/[email protected]).

В бухгалтерском учете, приобретенный земельный участок принимается в качестве объекта основных средств также по первоначальной стоимости, равной сумме фактических затрат на его приобретение. Естественно, при условии, что этот земельный участок приобретен не для перепродажи (в первоначальную стоимость включаются суммы, уплачиваемые продавцу земельного участка, государственная пошлина за регистрацию перехода права собственности и т. п. (п. 4, 5, 7, 8 ПБУ 6/01)). Однако сумма государственной пошлины может учитываться и как расход по обычным видам деятельности, о чем необходимо указать в учетной политике (письмо Минфина России от 22.03.2011 № 07-02-10/20).

Уплата земельного налога

Итак, порядок исчисления и сроки уплаты земельного налога определены ст. 396, 397 НК РФ, а согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Налоговая база определяется в соответствии со ст. 390, 391 НК РФ, а именно как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельных участков, образованных в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет (абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ). Не признаются объектом налогообложения земельные участки, указанные в п. 2 ст. 389 НК РФ.

Сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка отражены в кадастровой выписке и кадастровом паспорте земельного участка (Приложения № 3, 4 к приказу Минэкономразвития России от 28.12.2012 № 831).

Предельный размер налоговых ставок определен в ст. 394 НК РФ и не может превышать: 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, 1,5% в отношении прочих земельных участков (некоторые особенности определения ставок указаны в письмах Минфина России от 07.02.2013 № 03-05-06-02/14, от 16.07.2014 № 03-05-04-02/34879).

Не упустите важную информацию!

В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 налогоплательщики обязаны обес­печивать себя сведениями о кадастровой стоимости земли посредством получения необходимых данных через Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости для предоставления такой информации.

Смотрите так же:  Заявление на предоставление места в детском саду

ПАО «Альфа» 26.02.2015 приобрело земельный участок под зданием офиса за 10 000 000 руб., заплатило государственную пошлину, и в тот же день были зарегистрированы права на участок в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с учетной политикой сумма госпошлины учитывается в стоимос­ти основных средств. Кадастровая стоимость участка на 26.02.2015 составляет 18 000 000 руб., а ставка земельного налога — 1,5%.

В бухгалтерском учете следует сделать такие записи:

в феврале 2015 г.:

Дебет 60 Кредит 51

— 10 000 000 руб. — приобретен земельный участок;

Дебет 68 Кредит 51

— 15 000 руб. — уплачена государственная пошлина за регистрацию прав на земельный участок;

Дебет 08 Кредит 68

— 15 000 руб. — государственная пошлина включена в фактичес­кие затраты, связанные с приобретением земельного участка;

Дебет 08 Кредит 60

— 10 000 000 руб. — отражено получение земельного участка от продавца;

Дебет 01 Кредит 08

— 10 015 000 руб. — земельный участок принят к учету в составе основных средств (письмо Минфина России от 22.03.2011 № 07-02-10/20);

Дебет 68 Кредит 99

— 3000 руб. — отражено ПНА по госпошлине (15 000 х 20%,
п. 4, 7 ПБУ 18/02);

Дебет 26 Кредит 68

— 22 500 руб. — начислен авансовый платеж по земельному налогу за I квартал 2015 г. (18 000 000 х 1,5% : 4 х 1/3);

в апреле 2015 г.:

Дебет 68 Кредит 51

— 22 500 руб. — уплачен авансовый платеж по земельному налогу.

Много споров вызывал вопрос определения налоговой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимос­ти в течение налогового периода. Сейчас, в соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ, изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением, когда:

— изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости. В этом случае изменение кадастровой стоимости учитывается при определении налоговой базы начиная с того налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абз. 5 п. 1 ст. 391 НК РФ);

— изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия) или решению суда. В этом случае измененная кадастровая стоимость, установленная решением комиссии или решением суда, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ, Определение КС РФ от 03.07.2014 № 1555-О).

Таким образом, если заявление о пересмотре кадастровой стоимос­ти подано в 2015 г. и решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости принято в 2015 г., новая кадастровая стоимость должна применяться с 1 января 2015 г. (письмо Минфина России от 26.03.2015 № БС-4-11/[email protected]).

Измененная кадастровая стоимость земельного участка при переводе земель из одной категории в другую или в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка не учитывается при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах.

Дополним условие примера 1 данными о том, что 30.09.2015 вступило в силу решение суда, согласно которому рыночная стоимость земельного участка определена в 11 000 000 руб.

За I квартал авансовый платеж по земельному налогу составил 22 500 руб. (18 000 000 х 1,5% : 4 х 1/3) — в расчете участвовал только один месяц — март.

За II квартал авансовый платеж составил 67 500 руб. (18 000 000 х х 1,5% : 4).

За III квартал исходя из новой кадастровой стоимости, установленной судом, авансовый платеж составит 41 250 руб. (11 000 000 руб. х 1,5% : 4).

В то же время за I и II кварталы переплачены следующие суммы земельного налога, соответственно:

1) 22 500 руб. – 13 750 руб. = 8750 руб.

2) 67 500 руб. – 41 250 руб. = 26 250 руб.

Таким образом, сумма авансового платежа по земельному налогу, которую необходимо заплатить за III квартал, равна:

41 250 руб. – 8750 руб. – 26 250 руб. = 6250 руб.

За IV квартал сумма земельного налога к уплате составит 41 250 руб.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения принадлежащих им земельных участков в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов кадастрового учета без взимания платы (п. 2, 6 ст. 84, 85 НК РФ, приказ Росреестра № П-302, ФНС России от 12.08.2011 № ММВ-7-11/[email protected]) и выдать свидетельство и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе. Соответствующие формы утверждены приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/[email protected]

Некоторые факты, о которых нужно знать

Иногда налогоплательщики, чтобы снизить налоговое бремя или просто по объективным причинам, длительное время не регистрируют права на земельные участки. В этом случае при отсутствии возможности контролирующих органов обязать зарегистрировать такие участки (в силу того, что кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельные участки носят заявительный характер и действующими нормативными правовыми актами не установлены ни сроки, ни обязанности по осуществлению названных процедур), они могут применять предусмотренные ст. 122 НК РФ меры ответственности.

В качестве примеров можно привести постановления ФАС Цент­рального округа от 01.04.2009 по делу № А68-3899/2008-174/5, Президиума ВАС РФ от 12.07.2006 № 11991/05, письмо ФНС России от 21.07.2006 № ММ-6-21/[email protected]).

Кроме того, проверяющие могут привлекать налогоплательщиков к административной ответственности в соответствии со ст. 19.21, ст. 7.1 КоАП РФ (письмо Минфина России от 11.05.2006 № 03-06-02-02/37).

Независимо от регистрации перехода права собственники плательщиками земельного налога становятся и правопреемники в случаях реорганизации организаций, за исключением выделения, и при наследовании (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.10.2009 по делу № А29-2655/2009, информация ФНС России от 13.07.2011 «Об исчислении, уплате и льготах по земельному налогу для юридических лиц»).

Собственник земельного участка, в отношении которого применяется сервитут, также признается плательщиком земельного налога в отношении всего земельного участка. Это связано с тем, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения этим участком и он, в свою очередь, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (письмо Минфина России от 23.04.2009 № 03-05-05-02/23, п. 1 ст. 388 НК РФ, постановление ФАС Уральского округа от 13.04.2009 № Ф09-5772/08-С3 по делу № А60-5952/2008-С10, ст. 274 ГК РФ).

Если земельный участок не сформирован в соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами РФ, в отношении такого участка отсутствует объект налогообложения (письмо Минфина России от 02.04.2009 № 03-05-04-02/23, постановление ФАС Московского округа от 26.06.2009 № КА-А41/5765-09, п. 1 ст. 388 НК РФ).

Организации, в управлении которых находятся многоквартирные дома и соответствующие земельные участки и которые не имеют помещений в нем на праве собственности, не обязаны уплачивать земельный налог (постановление ФАС Центрального округа от 09.11.2009 по делу № А35-1499/09-С10, письмо Минфина России от 13.09.2007 № 03-11-04/2/224).

Плательщиком земельного налога по сданному в аренду участку признается арендодатель, а арендатор уплачивает арендодателю арендную плату (письмо Минфина России от 01.11.2012 № 03-05-05-02/113).

Законное уменьшение земельного налога

В связи с тем что государственная кадастровая оценки земель проводится массовым методом, неизбежно обнаруживаются несоответствия рыночной стоимости объектов, учитывающей их индивидуальные характеристики, и стоимости, установленной в результате кадастровой оценки и являющейся налоговой базой для исчисления земельного налога.

Услуги независимого оценщика по определению рыночной стоимос­ти земельного участка налогоплательщик вправе учесть в целях исчисления налога на прибыль (п. 3 ст. 66 ЗК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11, подп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Так вот, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в случае, когда они затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц (например, владельцев земельных участков).

Еще одним основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Оспорить кадастровую стоимость можно в комиссии по рассмот­рению споров о результатах определения кадастровой стоимости или сразу в суде.

Использовать внесудебный порядок урегулирования данного спора не обязательно (ч. 3 ст. 24.18 Закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», приказ Минэкономразвития России от 04.05.2012 № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости…» (далее — Порядок).

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимос­ти земельного участка необходимо составить исковое заявление, где ответчиком указать кадастровую палату субъекта, в котором находится земельный участок, а комиссию — в качестве третьего лица. В заявлении следует указать причину несогласия с кадастровой стоимостью и (или) с решением комиссии, какие права и интересы нарушает ее спорный размер, а также каким образом определена верная стоимость (ст. 131 ГПК РФ).

К исковому заявлению, поданному в суд общей юрисдикции (п. 8 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ), следует приложить в соответствии со ст. 132 ГПК РФ:

— копии искового заявления по количеству ответчиков и третьих лиц;

— кадастровый паспорт и правоустанавливающие документы на земельный участок;

— обоснование доводов о нарушении прав и обязанностей заявителя;

— отчет оценщика с положительным экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является (в бумажном и электронном виде);

— копию решения комиссии по рассмотрению споров об отказе в пересмотре кадастровой стоимости (при наличии);

— документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере 300 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ);

Дело должно быть рассмотрено в течение двух месяцев (ст. 154 ГПК РФ).

Если налогоплательщик решил обратиться с заявлением сначала в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, ему также необходимо составить заявление с указанием причин обжалования кадастровой стоимости и приложить те же документы, что указаны выше.

По результатам рассмотрения комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отклонении заявления, о чем в установленные Порядком и ст. 24.19, 24.20 Закона от 29.07.98 № 135-ФЗ сроки доводит информацию до заявителя, органа местного самоуправления и, если было принято решение о пересмотре кадастровой стоимости, — до территориального управление Росреестра и кадастровой палаты субъекта.

1 Подпункт 7 п. 1, ст. 1, п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ.